Оксана Галькевич: Не факт, что сделает, но предложение есть. Весьма интересное, обсудим его. Министерство природы и «Российский экологический оператор» предложили снизить тариф для населения за вывоз мусора. И вот как можно было бы, по их мнению, это сделать. Первое: нужно создать фонд расширенной ответственности производителей и импортеров товаров. Второе: этот самый фонд нужно начать пополнять за счет экосбора с этих самых производителей и импортеров. Сейчас деньги с них идут как раз в бюджет, и они неокрашенны, непонятно, на что расходуются. Третье: деньги, собранные фондом, нужно использовать целевым образом на то, чтобы отходы отправлялись на переработку. И наконец, за счет этих самых средств фонда можно уже потом будет, теоретически правда пока, снизить тарифы для населения. Как посчитали в Минприроды и «Российском экологическом операторе» на 2-3% тариф можно было бы уронить. Петр Кузнецов: Сколько вы сейчас за вывоз мусора платите и как этот самый мусор у вас вывозят? Что-то изменилось с вводом мусорной реформы или только денег стали с вас больше собирать? Пишите нам, звоните, ждем ваших показаний очень, на них и основываемся. Пока побеседуем с нашим первым экспертом, это Рашид Исмаилов, председатель общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество». Оксана Галькевич: Здравствуйте. Рашид Исмаилов: Здравствуйте всем. Добрый день. Оксана Галькевич: Рашид Айдынович, скажите, пожалуйста, вы знаете, схема на самом деле на бумаге, когда на нее смотришь, она хорошо выглядит, вроде как должна работать. Но ведь это чисто теоретически. Я вот подумала. Создать фонд, запустить его в работу, администрировать все эти сборы, которые будут поступать от производителей товаров и импортеров. Это ведь тоже определенные затраты. Не получится так, что на создание и обслуживание фонда денег будет потрачено примерно столько же, сколько он будет собирать? Рашид Исмаилов: Нет, конечно же. Администрирование занимает какую-то строчку расходов, но это незначительная часть по сравнению с тем объемом, которая ожидается от экосбора. По нашим данным, от 100 миллиардов рублей ежегодно мы можем ожидать пополнение бюджета через экосборы. Это, конечно же, не сразу должно произойти, логично, что это будет нарастающим итогом, но такая сумма вполне ожидаема, вполне реалистична. Разумеется, это существенные деньги и вся логика, которая описана в концепции развития института расширенной ответственности производителя и утвержденная вице-премьером курирующим Викторией Абрамченко, она как раз предусматривает все те мероприятия, о которых вы сказали в подводке. Это уже четкое понимание, что должно администрирование этих денег, они должны быть окрашены, это очень важно. Это говорит о том, что все деньги, которые мы будем собирать, они все должны пойти целевым образом на конкретные мероприятия, которые у нас входят в реформу чистоты. Петр Кузнецов: Рашид Айдынович, скажите, пожалуйста, почему пошли на снижение наконец-таки тарифов? Народ услышали? Или поняли, что сама услуга не соответствует размеру ее оплаты? Рашид Исмаилов: Есть другой фактор, который, на мой взгляд, наиболее важный. Сегодняшний тариф для регоператоров, для тех, кто, собственно говоря, в регионах реализует реформу чистоты, осуществляет вывоз отходов, этот тариф сегодня не инвестиционно-емкий, его не хватает на развитие инфраструктуры, на строительство. Нам в первую очередь нужно думать о том, как утилизировать то, что мы собираем, как перерабатывать, как потом это все отправлять на вторичный оборот. И вот эти мощности, их надо строить, не хватает инвестиционной составляющей именно здесь. Я считаю, что средства как раз экосбора по расширенной ответственности производителя должны идти, в первую очередь, очень точечно, очень четко на эти предприятия, на строительство этой инфраструктуры. А это в свою очередь дает регоператорам возможность для лавирования, большой потенциал для использования тарифа, в том числе, за счет снижения каких-то своих операционных расходов. В итоге, платежи за вывоз мусора, на мой взгляд, могут быть снижены даже, наверное, порядка 5%. Я считаю, что это вполне реалистично. Оксана Галькевич: Рашид Айдынович, а это реалистично как скоро сделать? Я сейчас о снижении тарифа говорю. Ведь это нужно наверняка какие-то нормативные документы принимать, как-то проводить через правительство, еще там что-то, через наши органы голосующие. И только потом это будет спущено людям в виде неких сумм в квитанции. Как быстро мы это можем увидеть в своих платежках? Рашид Исмаилов: В вашу цепочку я бы встроил очень важный такой этап – это принятие законопроекта, который сейчас рассматривается, он подготовлен. К сожалению, в эту сессию весеннюю не успели его принять, ожидаем, что это будет осенью. Сразу же должен быть принят нормативный акт подзаконный, вы совершенно тоже правильно отметили. Подзаконный акт правительства Российской Федерации, который пропишет правила распределения этих средств. Да, мы понимаем, что объем тех сумм, которыми будет фонд распоряжаться, будет конечно консолидироваться и собираться не сразу, постепенно. Но если мы через год, через два выйдет на существенную сумму сбора, то можно будет сразу же отражать это на затратах регоператоров и на тех суммах, за счет которых может снижение произойти для людей, для граждан. Оксана Галькевич: Понятно. То есть год-два как минимум. И то, начиная со следующего года. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Рашид Исмаилов, председатель общероссийской общественной организации «Российское экологическое общество». Константин Крохин, председатель союза жилищных организаций Москвы, сейчас с нами на связи. Добрый день. Константин Крохин: Добрый день. Петр Кузнецов: Пишут нам. Берут с площади квартиры, оплачиваю 200 рублей, очень чувствительно для одинокой пенсионерки. С человека 92 рубля, с вывозом мусора плохо, по мусорной реформе ничего не изменилось, только больше платить стали. Это Башкортостан. Объясните, пожалуйста, можно ли сделать так. Мне кажется, я просто предположу, что народ готов платить по факту, когда он видит, что эти работы осуществляются, и улучшение есть. Почему не перейти к такой оплате? Почему тарифы только растут? Мы понимаем, что размер платы раньше – это содержание контейнерных площадок и транспортные расходы. Сейчас туда закладываются, в том числе, и строительство мусороперерабатывающих заводов, которые только даже не начинают строить, но деньги с народа уже берут за них. Константин Крохин: Вы практически все болевые точки обозначили. Действительно, население, особенно население сельской местности, которое получило тариф очень жесткий, оно не привыкло его платить в таком объеме, тем более что они также видят, что никаких изменений не произошло, просто увеличилась сумма, никакой переработки нет. Это та мотивация, по которой жители в сельских округах, плохо платят, они плохо собираются. В городах ситуация лучше, там немного другой принцип сбора, он включен в коммунальную плату. И здесь в городах как бы нет переработки, здесь только сбор и перевозка. Поэтому вы разложили эту проблему. Люди не верят, изменений не произошло. И действительно: собирать деньги начали, а заводов не было, т.е. получается, как таковой переработки до сегодняшнего момента в серьезном смысле не было. И то, что сейчас правительство вышло с такой инициативой, или, скажем так, у нас есть две мощные финансово-промышленные группы, которые бились за рынок переработки отходов. Назначение Меня или господина Буцаева – это как раз публичные отголоски этой борьбы за этот проект. Сегодня, насколько я понимаю, эта борьба более-менее завершена, уже понятно, что господин Мень эту должность никогда не займет, господин Буцаев назначен со второго захода. И теперь запущен механизм наполнения этого российского экологического оператора деньгами. Очевидно, и об этом говорит международный опыт, что надо собирать с производителей, с тех, кто производит упаковку, отходы. Во-первых, они более законопослушные, механизм взимания через таможенную, налоговую системы гораздо более эффективный. Петр Кузнецов: Они в стоимость продукции будут это закладывать. В итоге будем просто по другой статье платить. Константин Крохин: Да, вы совершенно правы. Именно на этот механизм государство и перешло, чтобы не бегать за людьми через тариф. Это непопулярно, это сложно. И действительно у людей очень много обоснованных сомнений. А просто включить это в цену продукта. Петр Кузнецов: Да, народ привык, что продукт дорожает. Оксана Галькевич: Я послушала, мы поговорили с предыдущим нашим экспертом, он сказал, что это реально где-то через 2,5 года увидеть в платежках какой-то пересчет на эти 2-5% обещанных. За это время у нас уже дважды пройдет индексация, как обычно, в середине года. За это время у нас инфляция, в этом году она уже выше прошлогодней, дважды поменяется. Мы не заметим этого снижения, конечно, в своих платежках. Константин Крохин: Я с вами совершенно согласен. Вот у нас 1 июля на носу, тариф повысится в среднем где-то на 6%. Оксана Галькевич: Спасибо. Константин Викторович Крохин был у нас на связи.