Мыться по графику: в стране начали отключать горячую воду

Гости
Татьяна Овчаренко
эксперт в сфере ЖКХ

Петр Кузнецов: Кстати, о ловкости.

Ольга Арсланова: Ловко можно…

Петр Кузнецов: Давайте-ка, да, привыкать к тазикам, все это возвращается. Кстати, один из признаков, на самом деле (с другой стороны, этому можно порадоваться, хоть что-то позитивное найти), один из признаков возвращения нормальной жизни: вернулась горячая вода. Точнее, отключение горячей воды.

Ольга Арсланова: Да, но летнее отключение горячей воды, например, в Москве из-за режима самоизоляции в этом году начинается позже положенного срока. 1 июля, а не с конца мая, как это было обычно. Я считаю, это хорошая новость. 1 июля обычно более жарко, значит, вода холодная будет не такой холодной, как могла бы быть в мае. Но тем не менее, профилактические работы никто не отменял, они будут проходить в разных регионах нашей страны, и с этим часто бывают связаны разные проблемы.

Петр Кузнецов: Графики прогулок просто заменили на графики отключения горячей воды. Все очень просто. Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ, ведущая этой рубрики. Татьяна Иосифовна, приветствуем вас.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте.

Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста, это личный вопрос, мы его каждый год вам задаем. Почему у нас – удаленная работа появляется, вот роботы Boston Dynamics продаются, я не знаю, все новые и новые технологии осваивают в том числе и госструктуры, а воду стандартно отключают в XXI веке каждый год, и ничего с этим поделать невозможно.

Татьяна Овчаренко: Ну, а как? Надо же профилактические ремонты проводить. Если мы хотим, чтобы системы хорошо работали, то мы должны их осматривать 2 раза в год и обязательно проводить планово-профилактические ремонты. Ну, никак пока. Если только у нас нет резервной ветки, в которой есть вода, к ней нагревателей. И тогда, ради того, чтобы 2 недели (а по ГОСТу и по СанПину у нас 2 недели, 14 дней, максимальный срок отключения), чтобы не испытывать таких вот осложнений.

Петр Кузнецов: А пока – да, а пока 2 недели. И вот как эти 2 недели сказываются на умах и настроении наших горожан? Сезон отключения горячей воды вот-вот начнется. Что скажете?

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Мда, по 3 дня не моются. А нам пишет Лилия через сайт: «А как в других странах? Тоже в тазиках моются?» Ну, как в других странах? Вот мы знаем, мы сегодня скандинавов вспоминали, когда систему алиментов приводили в пример. А у них в Стокгольме, например, в соседней Швеции – системы дублирующего водоснабжения. Это не про нас – создать резервную ветку?

Татьяна Овчаренко: Нет, ну если есть желающие потратить несколько сотен тысяч рублей для дома, а то и миллионов, то привет. А вообще есть простейшие методы. Я поражаюсь: люди, оказывается, не в курсе. Покупаете водонагреватель на кран. Стоит очень недорого. Монтируете его. Он от электричества. И в это время греете воду, которая проходит через ваш кран.

Петр Кузнецов: Напор, говорят, не очень хороший.

Татьяна Овчаренко: Ой боже мой.

Петр Кузнецов: Но 2 недели можно подождать, а то и меньше. А сколько он стоит.

Татьяна Овчаренко: Понятия не имею. Я когда-то, помнится, пользовалась, за рубежом он стоил $100 тогда.

Ольга Арсланова: Нет-нет, сейчас дешевле, за несколько, по-моему, за 2-3 тыс. руб. самый простой, российского или китайского производства, можно купить. Один момент, Татьяна Иосифовна. С ним есть сложности. Из-за того, что работают от электричества, вот такие дешевые нагреватели сейчас повырубают пробки. Вот тоже надо это иметь в виду.

Татьяна Овчаренко: Да, но это если у вас не переложены эти самые системы алюминиевые, которые стоят все время и которые уже в труху превратились. Да, действительно. Но я полагаю, что – ну что, вот это переход от плиты дровяной к современной жизни, вот он имеет свои издержки.

Ольга Арсланова: Да.

Петр Кузнецов: «Кому-то выгодны эти 2 недели», – нам пишут. Т. е. ищут, знаете, в том, что так долго работы тянутся, не спешат их заканчивать, обычно как раз до 2-х недель простой длится. А город (раз об этом говорят), а город вообще экономит на этих отключениях или наоборот?

Татьяна Овчаренко: Экономят граждане. Им не выставляют в это время оплату за горячее водоснабжение. Раз. Во-вторых: 2 недели это максимальный срок. Ничего вам не мешает на общем собрании в I квартале текущего года поинтересоваться в управляйке, сколько конкретно будет у вас этот самый ремонт. Может быть, можно сократить срок. Это вопрос взаимоотношений и выяснения в точности, что с твоим домом. А так, конечно, что там, жалко что ли, 2 недели.

Главное, чтобы в системе была вода. А с этим большая проблема. Т. е. воды просто нет, и потом идет ржавая вода, потому что кислород немедленно вступает в реакцию с трубой изнутри.

Петр Кузнецов: Да, вот как раз про воду тут вопрос. Но вода, которая рядом. «Микрорайоны, где своя речка подземная, вода чистая и свои очистные сооружения, которые, собственно, эту воду чистят. Там же может вопрос перерыва подачи горячей воды вообще не стоять?»

Татьяна Овчаренко: Нет, а какая связь между…

Петр Кузнецов: Не знаю, не знаю. Как водоем поможет в этом случае.

Татьяна Овчаренко: Не знаю.

Ольга Арсланова: Но вот пишут: «Планово-профилактические ремонты обязательны. Но опрессовки? Зачем раздувать трубы? Они лопаются. Это ведь не воздушные шарики. Нефтепроводы и бензопроводы защищают от ржавчины, а почему нельзя водопровод? Можно делать вставки из оцинкованных труб или катиодную защиту». Это уже какие-то пошли специфические штуки.

Татьяна Овчаренко: Да, действительно, у нас очень многое в стране просто из черного металла, они так называются. Т. е. неоцинкованные трубы. Оцинкованные трубы служат, во-первых, намного дольше. И они более удобные. Особенно в системах горячей воды. Но это вопрос капитальных ремонтов. К вам приходят и предлагают китайские … , которые внутри тут же зарастают слизью. С чем я нас всех и поздравляю. Так что неизвестно, не лучше ли стальные оцинкованные трубы.

Ольга Арсланова: Вопрос оплаты. Как эти 2 недели без горячей воды оплачиваются?

Татьяна Овчаренко: Если в системе есть вода, вот тут я вам не скажу. По-моему, оплачивается холодная вода. Но вряд ли. Горячая – точно не оплачивается. Просто меньше в 2 раза, ну, в зависимости от счетчиков.

Ольга Арсланова: А вот нам пишут: «Москвичам грех жаловаться, – это Тверская область, – подумаешь, 2 недели. У нас в прошлом году отключили 5 мая, включили 3 сентября».

Петр Кузнецов: Да, да, вот таких сообщений очень много. Курганская пишет: «У нас отключают на месяц, и это всегда».

Ольга Арсланова: Смоленская: «На полтора».

Петр Кузнецов: «На Сахалине нет горячей воды летом вообще».

Татьяна Овчаренко: Ну, я им могу сказать, что, кроме того что вы не должны платить, вы должны потребовать проведения расследования, в чем дело. Получить от управляющей организации исчерпывающие ответы. И по закону о защите прав потребителей требовать, чтобы они были оштрафованы. Так что вообще за непредоставление услуги положен штраф. В том числе моральный вред. Подавайте, требуйте. Что вам холодно, страшно, дети плачут и т. д.

Ольга Арсланова: И пишут нам (и кстати, из Подмосковья): «В нашем доме газовые колонки, и с горячей водой никаких проблем, и тарифы на холодную воду ниже, чем на горячую». Плюсы и минусы газовых колонок, если они еще где-то есть (удивительно)?

Татьяна Овчаренко: Нет, ну что же – «где-то»? А в такой глубоко прогрессивной стране, как Германия…

Ольга Арсланова: Так…

Татьяна Овчаренко: …они тоже, и легко. Очень даже хорошо. Я вам больше скажу. Там принудительная вентиляция, и вот за это несчастье даже доплачивают бедным немцам. Я не прочь жить в таких обстоятельствах.

Конечно, удобно. Безусловно. Тем более, современные колонки просто ни в какое сравнение не идут с тем, что когда-то там страшное пыхало…

Ольга Арсланова: Да-да, я помню. У моей бабушки такая была колонка. Подносишь спичку и ждешь вот этого «Пых!» эффекта.

Петр Кузнецов: И все время, чуть что, так шарахаешься. Потому что не знаешь, чего ждать.

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: Татьяна Иосифовна, меня все-таки беспокоит вот это отключение сезонное, причем на все лето, горячей воды. Вот из многих регионов, как вы поняли, нам пишут. Ну вот отключили они. На работы отводится 2 недели. А дальше-то что происходит? Им лень включать или что? Почему на все лето-то? Т. е. вот опять о какой-то выгоде волей-неволей думаешь.

Татьяна Овчаренко: Дело вот в чем. Прежде всего, если тебе не подают горячую воду сверх установленного нормативного срока, ты имеешь право на то, чтобы тебе деньги возвращали не только за это, а в форме штрафа. Потому что это типичное неисполнение услуги, просто. И по количеству дней, пока ты не получал, это есть расчет в 491-м постановлении, очень пространный, просто для второго класса. И по ним надо предъявлять претензию к управляющей организации.

Петр Кузнецов: В том числе отдельно и за неудобство…

Татьяна Овчаренко: Да.

Петр Кузнецов: …Это если говорить об отдельном каком-то пункте, да?

Татьяна Овчаренко: Конечно. Но это по закону о защите прав потребителей. А вот по поводу просто непредоставления услуги сверх нормативного срока, который указан в ГОСТах, и он указан просто в Санитарных нормах и правилах, там есть такие 2496 2009 года. Там прямо черным по белому написано: 14 дней. Все. Дальше гражданин должен мыться. Ну, так написано. Значит, за нарушение федерального нормативного правила необходимо получать, за это оштрафовать и получать денежку.

Петр Кузнецов: Ну что ж, с горячей водой сезон только начинается. Мы будем еще эти темы обсуждать. Это была основная тема в рубрике «ЖКХ по-нашему». А теперь к другим коммунальным вопросам переходим.

Петр Кузнецов: Да, Татьяна Иосифовна, и вот нам как раз поступила жалоба из Красногорска. И мы эту жалобу проиллюстрируем. Давайте посмотрим сюжет.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Татьяна Иосифовна, давайте по полочкам разложим эту историю. Все ли вам понятно и…

Татьяна Овчаренко: Ну, вообще фантастика. А с другой стороны, ничего удивительного. Это по всей стране так. Это мелкие шалости администрации. У них своя прикормленная нулевка так называемая. Т. е. вообще никто. Никто, с нулевым балансом. Вообще, приходят.

А потом, подождите, по закону у нас жители выбирают управляющую организацию. Что значит? Вот суд принял решение, заявил, что все неправильно. Статус-кво. Т. е. верните в исходное положение, т. е. предшествующей управляющей организации. Жители собирают собрание и выбирают ее повторно, или подтверждают, или продлевают договор. При чем тут администрация города Красногорска? Вы со своей канализацией сначала, господа, разберитесь. А то у вас пожар на всю страну, а тут вот мелкие шалости на 168 домов. Это раз. Вообще дикость. Ну да, не платят. Это так ведет себя русский человек.

Есть другой вариант. Если вы считаете, что предшествующая управляющая организация и есть ваша управляйка, у нее есть расчетный счет, перечисляйте деньги на расчетный счет, указывайте в платежном поручении, что это за услуги такие-то и такие-то. Такой вариант тоже можно.

Но главное, соберите собрание наконец-то. И все. Суд вынес решение, оно вступило в законную силу, насколько я поняла.

Петр Кузнецов: Угу.

Татьяна Овчаренко: Значит, какая управляющая организация? Ну, пригласите их постоять на вашем собрании. Слова им не давайте, вы имеете полное право это делать. Они вам никто, понимаете? Это ваши дома. Если у них есть квартиры в ваших домах, они такие же собственники, как и вы. И имеют те же права. Но не имеют права вами командовать. И определять, кто вам мужья, кто вам деды, залезать в ваш кошелек. Уж им эта очень приглянулась девушка онлайн.

Так что вот, моя точка зрения.

Петр Кузнецов: Да. Берем под контроль эту историю. Будем за развитием следить обязательно. А пока послушаем Екатерину из Московской области.

Ольга Арсланова: Здравствуйте. Вы в эфире.

Петр Кузнецов: Только можно покороче, просто обозначать проблему, потому что у нас остается буквально минута.

Зритель: Добрый день.

Ольга Арсланова: Да, здравствуйте.

Татьяна Овчаренко: Здравствуйте, здравствуйте.

Зритель: У меня такой вопрос. У нас берут за обогрев полотенцесушителя в конце лета денежку. Т. е. за 2 месяца сначала примерно рублей 800 и потом за 3 месяца где-то 1300. Вот так вот. Но полотенцесушитель ведь не является отопительным…

Петр Кузнецов: Это к которому труба, что ли, ведет?

Татьяна Овчаренко: Нет. Это зависит от того, полотенцесушитель откуда растет. Если из трубы отопления, то на лето он все, он ничего не топит, ничего не сушит. Если из стояка горячего водоснабжения, то вообще отдельная оплата за полотенцесушитель не положена. Потому что это оплата за горячую воду в общем объеме.

Петр Кузнецов: Ага, все зависит от того, откуда идет.

Татьяна Овчаренко: Странная, загадочная история, мягко говоря.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Много вопросов, не успеваем уже ответить на все. Могут вернуться через неделю к ним. Спасибо огромное.

Ольга Арсланова: Увидимся.

Петр Кузнецов: «ЖКХ по-нашему» рубрика, Татьяна Овчаренко, руководитель Школы активного горожанина, эксперт в сфере ЖКХ.

И вместе с этой рубрикой завершается сегодня дневная часть «ОТРажения». Спасибо, что провели ее с нами. Ольга Арсланова и Петр Кузнецов. До завтра. Еще успеем рассказать, какие темы ждут вас вечером.

Можно ли сократить сроки профилактических работ?