На что россияне тратят детские пособия?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/na-chto-rossiyane-tratyat-detskie-posobiya-53259.html
Дмитрий Лысков: В Госдуме задумались о том, на что россияне тратят детские пособия. Уже разработан законопроект, который запретит пускать эти деньги на алкоголь и сигареты. Парламент рассмотрит эту инициативу уже в октябре.
Оксана Галькевич: Как депутаты предлагают контролировать расходы наших граждан? Насколько такой контроль будет эффективным? В первую очередь, друзья, хотелось бы услышать ваши соображения, размышления на этот счет. Позвоните нам или напишите, поделитесь.
А мы сейчас подключаем к нашей беседе эксперта. На связи с нами Татьяна Буцкая, председатель правления Общероссийской общественной организации «Совет матерей». Татьяна Викторовна, здравствуйте. Я прошу прощения, правильно я поставила ударение в вашей фамилии?
Татьяна Буцкая: Бу́цкая.
Оксана Галькевич: Бу́цкая, прошу прощения, я ошиблась. Здравствуйте, Татьяна Викторовна.
Дмитрий Лысков: Татьяна Викторовна, насколько вообще остро стоит действительно в нашей стране вот эта вот проблема, нецелевое, назовем это так, использование детских пособий?
Татьяна Буцкая: Ну, когда перечисляют просто деньги, конечно, есть всегда вот это где-то возможность, где-то желание, где-то искушение потратить эти деньги не совсем, скажем так, на ребенка. Кстати, хочу сказать, что когда выплатили первые коронавирусные деньги, помните, это было еще прошлым летом, то резко пошли вверх продажи электроники: телефоны, наушники, в общем, то, наверное, о чем давно мечтали чаще родители, чем дети, вот они и пошли это покупать. Я не скажу, что это плохо, возможно, это был детский телефон, но тем не менее это факт.
Оксана Галькевич: Татьяна Викторовна, но я прошу прощения, можно я здесь сделаю такую маленькую ремарочку? Все-таки в прошлом году, когда эти деньги родители получали, они уже несколько месяцев находились на удаленном обучении, дети находились на удаленном обучении, на дистанте так называемом. И вот там как раз была проблема, что нужны гаджеты, что в школу теперь дистанционно без гаджета не сходишь.
Дмитрий Лысков: Оксана, вот я с тобой отчасти только соглашусь.
Оксана Галькевич: Да?
Дмитрий Лысков: Потому что вот подумают ли депутаты, что это было именно необходимо и это было целевое использование этих средств? Вот ведь какой у нас...
Оксана Галькевич: Но если ребенок не может к уроку подключиться, как?
Дмитрий Лысков: А вдруг только на детское питание эти средства распределяются? Татьяна Викторовна, можно вот четко разграничить то, что действительно необходимо, и то, что, ну не знаю, не так необходимо?
Татьяна Буцкая: Ну, во-первых, я с вами совершенно согласна, я об этом сказала, что, вероятно, это было надо в тот момент, но тем не менее вот как факт мы такое увидели.
Значит, что предлагают сейчас? Сейчас предлагают не то что разрешить использовать только на определенный список товаров. Внимательно прочитайте предложение: там написано, что будет список того, что нельзя покупать. Ну согласитесь, алкоголь, сигареты, ну вот все, что и так, в общем, лучше не покупать даже взрослым, это будет включено в специальный список, и на эти товары нельзя будет потратить детские деньги.
Кстати, хочу вам рассказать, что, например, в Санкт-Петербурге давно существует так называемая детская карта, которая выдается родителям при рождении ребенка, и туда переводят деньги, которые родители могут тратить в детских магазинах. Согласитесь, в общем, это... Я считаю, что это практика, на которую по крайней мере можно посмотреть, потому что она существует уже чуть ли не 10 лет.
Оксана Галькевич: Да. Татьяна Викторовна, у меня как раз была такая карта, потому что мои дети как раз в Петербурге родились оба. Вы знаете, там есть определенные издержки у этой практики, потому что ассортимент этих детских магазинов – это не всегда то, что нужно вашим детям. Иногда им нужно что-то кроме баночки детского пюре, какого-то питания, или, не знаю, водоотталкивающих брюк для прогулок по лужам, что-то еще нашим детям надо, особенно если дети старше. Ведь пособия были выплачены в прошлом году на детей не только маленьких, но и постарше.
Татьяна Буцкая: Я с вами согласна, эта карточка вводилась, как я уже сказала, лет, наверное, 10 назад, если не больше, когда еще не были так распространены те же самые интернет-магазины, маркетплейсы. Конечно, сейчас можно разобрать такую схему, при которой будет и хороший выбор, и хорошая будет конкуренция в ценах и в товарах...
Оксана Галькевич: Вот цены, кстати, да, я еще про цены не сказала, тоже хотела сказать, что цены в том магазине, их было ограниченное количество, они были несколько выше, надо сказать.
Дмитрий Лысков: Совершенно случайно так получилось, да, ага.
Татьяна Буцкая: Мы видим эти проблемы и понимаем, что... Главное, это видят все, это видят родители, которые приходят с этими карточками, и они понимают, что это несправедливо. Вот с этой несправедливостью, конечно, тоже надо бороться. Ну и с тем, что детские деньги должны пойти четко на ребенка, в общем, это такая функция государства защитить деньги, которые выдаются на одежду для ребенка, на питание ребенка, на развитие ребенка.
Кстати говоря, вот я тоже уже провела такой опрос у нас в «Совете матерей» и спросила, как же родители реагируют на такую инициативу, – очень хорошо отреагировали. Ну, вот только те, кто не прочитал слово «запрещенный список», они сразу, значит, начали говорить: ну а как же, может быть, мы на рынке фрукты будем покупать на эти деньги. Пожалуйста, у вас останется выбор и на рынке фрукты купить с ягодами, но будет некий запрещенный список товаров, которые нельзя будет купить на детские деньги.
Оксана Галькевич: Ну, тут люди еще вспоминают о том, что «а выплаты ипотеки детям нужны?», Курская область. На погашение кредита ипотечного, например, ну или какого-то семейного потребительского можно будет эти средства пускать?
Дмитрий Лысков: Я вообще боюсь...
Татьяна Буцкая: Ага. Пока речь идет только о совершенно запрещенных вещах, алкоголе и сигаретах. Хотя, вы знаете, я про ипотеку, честно, вот согласна, потому что ипотека занимает очень большой процент, съедает большой процент заработной платы родителей, поэтому если государство помогает ребенку и это деньги, которые в квартиру, где ребенок живет, то почему бы и нет.
Оксана Галькевич: Ага.
Дмитрий Лысков: Но людей-то пугает, как пишут нам на нашем SMS-портале, что главное начать, а дальше-то список будет расширяться, вот что, собственно говоря, настораживает.
У нас есть телефонный звонок, Дмитрий из Санкт-Петербурга. Здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Дмитрий.
Зритель: Да, добрый день.
Оксана Галькевич: Добрый.
Зритель: Ну, я считаю, вот я смотрю сейчас ваш сюжет и считаю, что ну неправильно, если одной рукой давать, а другой рукой забирать потом... Я считаю, что должны люди распоряжаться вот этими пособиями по своему усмотрению. Не смотря, там вот как говорят, что нельзя эти деньги тратить на алкоголь, на сигареты, но все мы люди, вы понимаете? И сначала, если... Такое впечатление, что нашим депутатам больше нечем заняться. Они вот выделили людям деньги, а потом еще и хотят указывать, как распоряжаться.
Оксана Галькевич: Такой сверхконтроль постоянный, надзор, да? Ты вот еще отчитайся, да, на что ты эти деньги потратил.
Зритель: Да-да-да, я про это же и говорю. Ну не знаю, вот у нас был такой магазин в свое время, знаете, в Санкт-Петербурге по каким-то карточкам, я уже сейчас не помню, это было лет 15 назад, давали там какие-то льготные... Но там, в этом магазине, все равно продавали пиво, продавали сигареты и все такое, все это было. Почему бы нет?
Оксана Галькевич: Эм...
Дмитрий Лысков: Ну, с другой стороны...
Зритель: Мое мнение, что не надо слишком уж какие-то жесткие рамки...
Оксана Галькевич: Я хотела сначала сказать, что, видимо, мы с вами в один магазин ходили, а потом подумала, что нет, видимо, в разные все-таки, ха-ха.
Дмитрий Лысков: Дмитрий, но ведь есть и другой аспект этого вопроса. Я согласен, что выплаты на погашение ипотеки может иметь место, в конце концов, даже ремонт системы отопления в доме – это тоже забота о детях. Но мне трудно представить себе ситуацию, при которой покупка алкоголя каким-то образом связана с заботой о детях.
Зритель: Да даже не... Нет, ну вот смотрите, вы вспомните, с чего начинался материнский капитал. На что его можно было потратить изначально?
Оксана Галькевич: На пенсию мамы, на образование ребенка и на погашение ипотечного кредита.
Зритель: Да. Но все-таки это расширяется же, ведь правильно?
Оксана Галькевич: Да, расширяется.
Зритель: Видите. А вот эти пособия, они не такие уж и большие, чтобы так...
Оксана Галькевич: Да, спасибо.
Дмитрий Лысков: Дмитрий, спасибо огромное за ваш телефонный звонок. Татьяна Викторовна?
Оксана Галькевич: Татьяна Викторовна?
Дмитрий Лысков: Ну вот вы видите, что настораживает людей-то.
Татьяна Буцкая: Ну, если уж прямо реплику про маткапитал, расширяется он в лучшую сторону, ежемесячные выплаты сейчас есть, сразу им можно воспользоваться, а не через 3 года, и мы сейчас добиваемся, чтобы его можно было и на ремонт в квартире потратить, так что все к лучшему. То, что касается пива и сигарет, которые продавались в детском магазине, ну тут, вы знаете, я хочу сказать, что, скорее всего, вы все-таки ошиблись или это была просто дверь рядом с детским магазином: точно никакие ни пиво, ни сигареты в детских магазинах не продаются, на детские карточки купить их нельзя.
Еще раз хочу сказать, что есть предложение составить именно ограничительный список, чтобы у родителей оставалась возможность, пожалуйста, купить те фрукты, ягоды, которые они хотят и где они хотят, починить, может быть, правда, котел отопления в квартире, где он сломался, на улице холодно. То есть, поверьте, все... То есть все эти ограничивающие моменты только для того, чтобы оградить ребенка, чтобы помочь ребенку, помочь семье... Ну вот я тоже с вами согласна, очень сложно представить, когда сигареты и пиво могут каким-то образом положительным сказаться на состоянии детей в семье.
Оксана Галькевич: Татьяна Викторовна, смотрите, нам Краснодарский край какое предложение присылает: «Детские пособия – это хорошо. Вот перечислили пособие – так запретите сразу после этого на 10–12 дней продажу спиртного по всей стране, вот тогда будет польза», – ха-ха-ха.
Дмитрий Лысков: И заживем наконец-то.
Оксана Галькевич: Ну а что? Ну а что, если есть жалобы от людей, что как пособие пришло, так сразу все в алкосторы побежали, вот запретить продажу и все.
Татьяна Буцкая: Ну вот все-таки лучше, да, конкретно эти деньги... Есть такое, знаете, выражение, как окрашенные деньги, то есть вот эти детские деньги окрашены, они должны идти только на помощь ребенку: собрать его в школу, в детский сад, может быть, кружи, то есть это вот это именно детские окрашенные деньги. Невозможно запрещать все и всегда, но нужно канализировать. Вот мы говорим именно о вот такой канализации средств. То есть если мы уж выделяем сумму, мы четко видим, как она по туннельчику доходит до ребенка.
Дмитрий Лысков: Татьяна Викторовна, спасибо огромное за ваши комментарии! Татьяна Буцкая, председатель правления Общероссийской общественной организации «Совет матерей», была с нами в прямом эфире. Ну а мы переходим к следующей теме.
Оксана Галькевич: А вы оставайтесь с нами.