На что тратите?
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/na-chto-tratite-43614.html Иван Князев: Кстати, про спрос и про деньги. Россияне побежали тратить деньги - те, у кого они остались. Наши с вами потребительские расходы в мае почти полностью восстановились после резкого апрельского падения. Давайте посмотрим, что граждане решили купить в первую очередь после того, как они смогли выйти на улицу и пойти в магазины.
Почти на 90% выросли расходы на спорттовары. Не отстают автоуслуги - плюс 74% по сравнению с апрелем. Может быть, кто-то еще не успел зимнюю резину поменять, потому что резко всех на самоизоляцию посадили. И кондиционер заправить надо, лето все-таки на носу. Конечно же, салоны красоты - плюс 55%. Салоны встретили клиентов: наши расходы на прически, различные укладки, маникюры и солярии выросли почти вполовину. Но и это еще не все. Люди начали покупать билеты на поезда и самолеты, а кто-то уже бронирует отели - здесь рост отмечен на 16%.
Тамара Шорникова: На что бы вы потратили деньги после того, как у вас откроются магазины, или у вас эти магазины уже работают и, соответственно, вы уже тратите? Даже не обязательно покупаете, может быть, вынуждены были заплатить за то, за что не могли заплатить раньше.
Иван Князев: Звоните нам прямо сейчас, уважаемые друзья, рассказывайте, на что вы тратите деньги.
Тамара Шорникова: Есть ли они у вас?
Иван Князев: Да, действительно, есть ли, что тратить. А сейчас поговорим об этом с нашим экспертом. Владимир Козлов, член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга. Владимир Николаевич, здравствуйте. Вот мы все говорим, что потребительский спрос у нас упал, что расходы наши падают, но цифры показывают, что потихонечку восстанавливаются.
Владимир Козлов: Конечно, рост неизбежен. Вся экономика построена на том, что люди должны покупать, поэтому наша способность к покупкам - это то, на чем держится наше государство.
Иван Князев: А вот эти цифры адекватны тому, что происходит в нашей стране с теми доходами, которые сейчас есть у людей? Потому что, с одной стороны, мы чуть ли не каждый день говорим о том, что у населения идет резкое снижение доходов. С другой стороны, мы говорим, что народ тратит деньги. Как-то это все коррелируется между собой?
Владимир Козлов: Это такой сиюминутный провал, есть сплошная корреляция. Как наши предприятия и вообще бизнес пережил такое небольшое падение, так и наши личные доходы тоже переживут небольшой спад. Но сама основа экономики в том, чтобы мы чаще покупали, чтобы мы продолжали делать свои покупки, не останавливаясь в этом процессе, поэтому спрос вернется на тот уровень, который был до коронавируса. Безусловно, такие отрасли, как обувь, одежда, которую мы не купили весной, выпали, а все остальное вернется.
Тамара Шорникова: Смотрите, сразу 5 смс подряд об одном и том же. Оренбургская область: «Только на питание, но очень нужно на парикмахера». Краснодарский край: «Деньги тратим пока только на продукты». Рязанская область: «У нас все деньги уходят на услуги ЖКХ и питание, на большее денег нет». Алтайский край: «Деньги тратим на колбасу». Достаточно большое количество людей, пишет, что денег впритык.
Иван Князев: Денег нет.
Тамара Шорникова: Те, кто сейчас тратят, это кто? Бюджетники, которые получали зарплату во время таких вынужденных каникул, какие это сферы, люди каких профессий?
Владимир Козлов: Это те, у кого есть запасы, у кого были гарантированные зарплаты, у кого есть запас по жирку, бюджетники, конечно же, - те, у кого были стабильные доходы. Карантин ударил, в первую очередь, по тем людям, которые жили на текущих деньгах. Это ощутимо везде: и по всей стране, и в Москве. Везде есть группы людей, которым карантин нарушил жизненные планы.
Иван Князев: Владимир Николаевич, расскажите пожалуйста, предприятия достаточно долго были тоже в режиме самоизоляции, люди к ним не ходили. Сейчас же все будут бороться за своего покупателя, какие ходы здесь уместны?
Тамара Шорникова: Может быть, цены наконец упадут?
Иван Князев: Может быть цены начнут снижать, всячески демпинговать. Как привлечь покупателя?
Тамара Шорникова: Три по цене двух.
Владимир Козлов: Все владельцы мечтают о том, чтобы все было дороже, но рынок говорит о том, что сейчас будет вал людей, и люди будут выбирать по такому признаку, как цена. Поэтому цена будет одним из признаков работы с лояльностью покупателей, с их вниманием. Цены будут снижаться, демпинговать особо сильно никто не будет, потому что работать себе в убыток никто не может. Но мы сейчас с вами увидим возврат спроса, когда все, что мы с вами так долго хотели приобрести, придет в норму. Будет большой наплыв людей и я думаю, что в ближайшие 2-3 недели экономика вздохнет полной грудью.
Иван Князев: То есть даже за 2-3 недели потребительская активность у нас с вами восстановится до прежних показателей? Хорошо, давайте вместе послушаем нашего телезрителя: Нина из Брянска у нас на связи. Нина, здравствуйте.
Зритель: Здесь вы ведете речь о том, что собрать какие-то деньги. Как можно собрать деньги, если пенсия 13 тысяч, куда можно их? За квартиру заплатил, какие-то лекарства, какие у нас могут быть деньги?
Иван Князев: Нина, то есть даже если у вас в городе откроются магазины, торговые центры, вы туда особо не побежите?
Зритель: Нет, конечно. А за что ходить?
Иван Князев: Ну да, поэтому мы и пытаемся понять, насколько адекватно эта статистика.
Зритель: Я думаю, хотя бы один начальник получил такую зарплату, наверняка бы подумали, как живет народ.
Тамара Шорникова: Да, хорошо, спасибо большое.
Иван Князев: Спасибо вам.
Тамара Шорникова: Еще две мысли. Сахалинская область пишет: «Мне кажется, что люди наэкономили на том же фитнес-центре, еще каких-то расходах, которых у них не было, и сейчас начинают эти деньги растрачивать». Челябинская область делится: «В целом, траты не изменились, но цены выросли на 20-30%. В итоге берем меньше, а денег тратим больше».
Вот этот отложенный спрос, вы сказали, что экономика полной грудью задышит, при этом многие экономисты говорят об очень сложном пике, из которого мы будем выходить несколько лет. Все-таки, помогут сейчас эти траты россиян поднять компании, восстановить работу на всех предприятиях, или это затронет только часть, особо важные сегменты?
Владимир Козлов: Понимаете, мы заметим небольшое падение спроса, но дело в том, что предприятия жили последние 2-3 года с достаточно низкой маржинальной доходностью. Поэтому при не очень большом падении спроса, которое обязательно произойдет, будет значительная потеря чистой прибыли или доходности, которая бы позволяла хоть немного разбрасываться деньгами. Безусловно, мы будем тратить деньги, но чуть более разумно, чуть более организованно и меньше вестись на уловки маркетологов, какие-то хитрые предложения. Мы с вами будем более прагматичны, как и все жители нашей большой страны.
Иван Князев: Потому что мало ли что еще случится. Спасибо большое. Владимир Козлов был с нами на связи, член Гильдии Маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга. Переходим к следующей теме.
Тамара Шорникова: Да.