Иван Князев: Так, ну а сейчас приглашаешь к экранам телевизоров автолюбителей. Ну и не только, конечно же. Многих это интересует. Сразу несколько новостей, связанных с автомобилями, у нас сегодня. Ну, во-первых, в России с сегодняшнего дня меняются правила тюнинга. Теперь любые модификации авто можно делать, только если в специальном реестре есть заключение испытательного центра и протокол проверки. Ну а во-вторых, в России растет дефицит легковушек на рынке. Тамара Шорникова: Причем как дорогих, так и дешевых. Дело в том, что россияне скупали в прошлом году машины, боясь, что цена на них вырастет. В 2020-м автомобили подорожали в среднем от 4 до 15%. По прогнозам экспертов, рост стоимости будет и в этом году, но уже в меньшем виде – в среднем на 2–3%. Иван Князев: Ну да, скупали, кстати, и подержанные, и новые машины, причем в разных сегментах. Вот смотрите, еще одна новинка, которую обсуждают автолюбители. «АвтоВАЗ» совместно с концерном Renault анонсировал ряд совместных новинок на платформе румынской Dacia. Ну, есть такая машина. Вот примерно как они будут выглядеть. Это новую NIVA нам сейчас показывают. А вот это, я так понимаю, какой-то будущий концепт совместный. А это уже модели, которые мы, в принципе, все знаем, все видели и привыкли. Но тоже на совместных платформах. Тамара Шорникова: Что ждет авторынок в этом году? На чем будем ездить? Какие будут цены? Спросим у экспертов. А вы расскажите, как относитесь к отечественному автопрому. На чем сейчас передвигаетесь? Какие авто предпочитаете? Иван Князев: Ну а сейчас с нами на связи Вячеслав Зубарев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры». Здравствуйте, Вячеслав Викторович. Вячеслав Зубарев: Добрый день. Иван Князев: Меня несколько смутил тот момент, что, знаете, скупали все подряд – и дорогие, и дешевые. Просто мы говорим постоянно о том, что у людей в 2020 году достаточно серьезно доходы пострадали. А тут, пожалуйста, такой спрос на авто. Действительно на рынке дефицит уже? Можно это назвать дефицитом? Вячеслав Зубарев: Ну, во-первых, «скупали» – слово какое-то такое… Обычно скупают впрок что-то. Мне кажется, здесь не столько впрок, а сколько покупку решили не откладывать. В общем-то, совершенно правильно, потому что вы сами показывали цифры роста цен в 2020 году. Правда, в 2021 году… вы называли цифру в 2–3%. Ну, наверное, это не на год, а, наверное, это предполагалось, на сколько могут вырасти цены в самом начале года. Иван Князев: То есть первый квартал, наверное, да? Вячеслав Зубарев: Да даже, наверное, в январе. Потому что сейчас уже анонсируют цифры гораздо больше некоторые компании. И что будет с ростом цен в течение года – предсказать никто не сможет. Мы можем предполагать только, но все будет зависеть от многих-многих факторов. Поэтому то, что покупали автомобили те, кто успел купить, – это абсолютно правильно, на мой взгляд. Если автомобиль нужен – не как средство хранения денег, конечно же, а как товар… Иван Князев: Как средство передвижения. Вячеслав Зубарев: Да, средство передвижения. Если эту покупку все равно в ближайшее время надо будет сделать, то лучше это сделать быстрее. Тамара Шорникова: На какие машины сохранится дефицит в ближайшее время? На какие комплектующие, быть может? Вячеслав Зубарев: Ну, на какие комплектующие – не знаю. Это, наверное, нужно к автопроизводителям обращаться. Но автомобили тоже… Понимаете, сейчас ситуация плохо предсказуемая. Прошлый год, наверное, нас всех научил, всех предсказателей, кто, в общем-то, предполагал, как изменится автомобильный рынок, научил, что наши предсказания не сбываются, а действительность может оказаться совершенно другой, чем нам кажется. В общем-то, это и стало основой для первичного дефицита, поскольку в прошлом году все и автобизнесы, и автопроизводители промахнулись со своим прогнозом о падении рынка. Предполагалось падение рынка гораздо более жесткое, чем было факту, поэтому образовался дефицит автомобилей. Сейчас, казалось бы, всем уже понятно, что спрос на автомобили есть. Но тут другая беда. Мы видим по новостям, что во многих странах, которые в производстве автомобилей играют ведущую роль, вводятся различные меры и ограничения, связанные с пандемией. Отсюда и рост каких-то комплектующих… вернее, дефицит каких-то комплектующих и, соответственно, дефицит автомобилей, который мы все ощущаем. Иван Князев: Давайте послушаем Владислава из Иркутской области. Здравствуйте, Владислав. Зритель: Здравствуйте. Иван Князев: Вы на каких авто ездите? Какие предпочитаете? И что думаете о наших? Зритель: Вы знаете, я бы хотел не про личное авто сказать. Я врач «скорой помощи», 30 лет работаю на «скорой помощи». Хотел бы поделиться своим мнением по поводу российских автомобилей: «Соболь», «Газель», УАЗ. Они пришли и приходят практически регулярно на станцию скорой медицинской помощи города Ангарска Иркутской области. Так вот, ни одного доброго слова по поводу автомобиля «Соболь». Очень жесткая машина, грубая, ломается буквально с первых 10 тысяч километров. Очень холодная машина. То же самое можно сказать и о «Газели», и об УАЗ. Не прошел и 20 тысяч, а уже ломался, наверное, 15 раз. Машины все очень холодные, машины все очень жесткие. Больные страдают. Температура в салоне, где находятся больные, выше 10 градусов не поднимаются. Машины при 30-градусном морозе (а сейчас у нас в Иркутской области 30–32) работают сутками, но абсолютно не прогреваются, абсолютно все холодные. Ну, ничего доброго, ничего хорошего ни от водителей, ни от фельдшеров, ни от врачей я об этих автомобилях – «Соболь», «Газель» и УАЗ – не слышал ни разу. Иван Князев: Спасибо вам, спасибо. Тамара Шорникова: Вот такая профессиональная оценка. Иван Князев: Да. Кстати, из Хабаровского края тоже SMS: «В кооперативе все, кто купили LADA или Renault, через год от них избавились за бесценок. А купили «японки». Ну, имеются в виду японские автомобили. Вячеслав Викторович, а как тогда можно прокомментировать вот эти новинки, которые сейчас «АвтоВАЗ» совместно с Renault готовит? Лучше они будут? Хуже? Многие, кстати, ругают вазовские машины. Вячеслав Зубарев: Я думаю, что все-таки те, кто ругают вазовские машины, делают зачастую это по привычке, основываясь на истории бренда. Справедливости ради я все-таки хотел бы признать, что на «АвтоВАЗе» за последние годы проделана огромная работа по улучшению качества автомобилей. И сегодня автомобили LADA гораздо лучшего качества, чем были ранее. И понятно, что сравнение автомобиля стоимостью 12 тысяч долларов с автомобилем стоимостью 120 тысяч долларов… Наверное, без учета стоимости, конечно, можно найти целый ряд недостатков. Но в принципе, исходя из соотношения «цена – качество», мне кажется, что автомобили LADA, в общем-то, занимают сейчас свое такое вполне достойное место. Иван Князев: Хорошо. Вячеслав Викторович, все-таки… Вячеслав Зубарев: Но чего, по всей видимости, нельзя сказать про продукцию ту, про которую говорил ваш зритель из Иркутской области. Иван Князев: Про «Газели» и все остальное? Вячеслав Зубарев: Да. Увы, видимо, там так. Ну, у меня нет опыта работы с этими брендами, я могу только понаслышке судить. А с «АвтоВАЗом» мы работаем. И я подтверждаю, что там улучшения есть. Понятно, что есть над чем работать, есть еще масса недостатков. Иван Князев: Для наших телезрителей все хотелось бы услышать, каких машин сейчас не хватает в центрах продажи. Вот пишут, что Škoda той же на «автомате» не хватает. Audi, может быть, Volkswagen придется ждать долго? Вячеслав Зубарев: Вы знаете, во-первых, я много потрачу времени, а во-вторых, что-нибудь забуду упомянуть, потому что, действительно, дефицит образовывается по целому ряду позиций. И говорить о насыщении рынка пока не приходится, потому что, как я уже сказал, срываются поставки. Действительно, с коробками «автомат» серьезный дефицит у автомобилей группы Volkswagen. Так называемая группа VAG. Иван Князев: Понятно. Вячеслав Зубарев: Ну и другие. Но, увы, видимо, пока мир будет бороться с пандемией, нам уготованы сюрпризы. Ну, это мое предположение, потому что все-таки то в одном, то в другом месте образовывается некий дефицит. Хотя надо сказать, что, в принципе, машину-то купить можно, но, возможно, не в той комплектации, которая нужна. Иван Князев: И не за те деньги, за какие хочется. Спасибо вам, Вячеслав… Вячеслав Зубарев: Ну да, увы. Цены только дорожают и дорожают. Как это ни печально, увы, это так. Иван Князев: Спасибо. Вячеслав Зубарев, президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры», был с нами на связи. Тамара Шорникова: В защиту «АвтоВАЗа» вот здесь приходят эсэмэски. Иван Князев: Есть такие? Тамара Шорникова: Ленинградская область: «Мне 75. У меня было восемь машин, все отечественные. Других не надо». Ну, наверное. Все-таки «АвтоВАЗ» – одни из самых популярных. Иван Князев: Из Приморского края: «Имею «Москвич-412». Никаких проблем. Неубиваемый! В глазах людей вижу только зависть и удивление». Ну, ты, наверное, не знаешь, но «Москвич-412» – это достаточно такая… в возрасте уже модель. Тамара Шорникова: Понятно. Так, давай послушаем Дениса из Оренбургской области. Иван Князев: Здравствуйте, Денис. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотел тоже выразиться в защиту «АвтоВАЗа». Был ряд автомобилей. Вот сейчас приобрел Vesta. Вы знаете, хочу сказать о том, что у «АвтоВАЗа», конечно же, рывок за последние три-четыре года по комфорту, по дизайну, ну я не знаю, по качеству автомобилей. Я сравниваю то, что было раньше, и то, что сейчас. Конечно, цены немножко завышены, здесь спору нет. Ну, если программа кредитная, по-моему, первый автомобиль и так далее. То есть в защиту «АвтоВАЗа» я могу сказать только одни плюсы. Если в дальнейшем будут так же действовать, то это только… Иван Князев: Ну смотрите. По дизайну, я думаю, многие телезрители согласятся, там прорыв есть. А вот по качеству? Тестировали одни мои знакомые. Начиная с того, что у тебя тачпад там не работает на экране, и заканчивая тем, что в принципе после покупки из салона нужно везти ее на техосмотр и кое-что доделать, подкрутить и так далее. Или не согласитесь? Зритель: Может быть. Я отчасти с вами согласен. Но, сравнивая другие машины в этом ценовом сегменте, другие иномарки, вы знаете, вы так же можете столкнуться с теми же неисправностями. Иван Князев: Понятно. Зритель: То же самое будет. Это такой же скрип салона через 3–4 тысячи километров. Ну, то же самое будет. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Да, спасибо. И еще несколько SMS. Тут хвалят еще LADA Granta: «Около семи лет пользуюсь. Брали новую в салоне за 360 тысяч. Хорошая, экономичная. За все время тратились на бензин и свечи. Нам, пенсионерам, самое то», – пишут, цитирую. «Priora, 100 тысяч, шесть лет – ни одной поломки». «Largus, 98 тысяч, шесть лет – и ни одной поломки». Вот такие. Иван Князев: Ну, это все еще, наверное, зависит от того, как ездить. Кстати, все то или все не то, сейчас спросим у Александра Пахомова, председателя правления Союза автосервисов, владельца станции техобслуживания автомобилей. Вот он, наверное, уж точно знает, где у кого что быстрее и как ломается. Здравствуйте, Александр Михайлович. Александр Пахомов: Здравствуйте. Здравствуйте, друзья. Здравствуйте, коллеги. Ну, что касается надежности автомобилей, то нам, ремонтникам, довольно сложно судить о том, насколько они надежные, потому что мы видим только неисправные автомобили. Понимаете? Иван Князев: Но можно же судить, какие чаще к вам привозят. Александр Пахомов: Вы знаете, привозят все. Привозят даже автомобили премиум-сегмента. Чего тут скрывать? Мы специализируемся на автомобилях Volkswagen и Audi. И эти автомобили – это не исключение. Могу вам показать, полная ремзона. Поэтому ломаются автомобили все – и премиум-сегмента, и не слишком дорогие. Это нормальное явление для таких сложных механизмов. Хочу обратить ваше внимание на то, что сравнение с автомобилями, скажем так, довольно простыми, которые пришли к нам… конструкции, которые пришли с 70-х годов, и сравнивать их с автомобилями современными, у которых только несколько десятков электронных контролеров присутствуют в системе управления автомобилем, – ну, это, наверное, не очень корректно, потому что с увеличением количества компонент надежность падает не в прямой пропорции, а гораздо быстрее. Поэтому надо сказать, что современные автомобили стали значительно надежнее, несмотря на то, что мы их регулярно видим в сервисе. Тамара Шорникова: Еще один телефонный звонок давайте послушаем – Владимир, Свердловская область. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Ваше мнение, Владимир? Зритель: Мое мнение такое. Я хочу сказать, что наша отечественная техника, наша русская, советская техника – я имею в виду все УАЗы, все «Газели», все вот эти «Соболи», – они рассчитаны на определенного человека, на определенное место эксплуатации и так далее. Вот если говорят люди некоторые, что это просто плохая машина… Я не знаю, кто такие вещи говорит. Если он дилетант в этих вопросах, то может любую машину сломать – хоть нашу, хоть иномарку, хоть какую. А если он относится грамотно к этому – значит, все будет хорошо. И наши машины (я вам просто прямо говорю), начиная от «Нивы»… С внедорожниками у меня никогда проблем не было, ни с одной машиной. Я сам имею уже 40 лет стажа водительского, как говорится. А какие-то дилетанты скажут что-то про иномарку… Ну, сами понимаете, это пропаганда естественным образом идет, больше ничего. Тамара Шорникова: Владимир, спасибо вам за ваше мнение. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Александр Михайлович, уже поняли, что могут быть проблемы у людей, которые хотят купить автомобиль. И дефицит складывается. А что касается ремонта – его сейчас легко сделать? Все ли запчасти в наличии? Или тоже приходится ждать? Александр Пахомов: Нет, вы знаете, мы не видим. По меньшей мере, независимый рынок, независимые автосервисы – мы не видим никаких проблем с поставками запасных частей. Дело в том, что наши поставки довольно сильно диверсифицированные. И если такую запчасть мы не можем купить у одного бренда, то нам, скорее всего, поставщик предложит другой бренд. Поэтому мы не видим сегодня никаких затруднений. Мы даже не видим, правду сказать, затруднений с поставками оригинальных запасных частей. Иван Князев: То есть можно говорить, наверное, что и цены тогда не изменятся, во всяком случае на комплектующие? Александр Пахомов: Вы знаете, на комплектующие цены растут по двум причинам. Первая причина – это, естественно, изменение курса не в лучшую для нас сторону. И вторая причина – удорожала за последний год логистика в Юго-Восточной Азии. По этим двум причинам цены выросли примерно на 15%. Иван Князев: Смотрите, что пишут наши телезрители. «Купил Kalina 2011 года. После «Оки» просто волшебство! Крепкая, простая в обслуживании». Из Челябинской области: «Имею Renault Sandero 2010 года. Ни одной поломки. Ездил в путешествия за 5–6 тысяч». А вот из Московской области: «Качество запчастей на двухдверную «Ниву» просто безобразное! Два года не можем найти качественного переднего моста. Два года назад заказывали прямо с завода, пришлось возвращать с большими хлопотами». Хотелось бы все-таки ваше профессиональное мнение по поводу этих автовазовских новинок все-таки услышать, которые совместно с Renault будут. Александр Пахомов: Понятно. Ну, честно сказать, в моем личном пользовании автовазовских новинок нет. Но я абсолютно уверен в том, что действительно «АвтоВАЗ» очень серьезно работает над качеством. И я полагаю, что все эти нарекания – они все из прошлого, а в будущем нас ждут хорошие и качественные автомобили. Иван Князев: Просто вызывает сомнение вот эта румынская Dacia. Грубо говоря, ну хорошо, ладно, наш «АвтоВАЗ». Но ведь эта румынская Dacia – тоже не самая крепкая машина, прямо скажем, не самый премиум-сегмент. Александр Пахомов: Ну да. Но тем не менее этот автомобиль соответствует своему классу. Понимаете? Дело в том, что наши ожидания как людей, как пользователей довольно часто базируются на том хорошем, которое мы видим и которым, может быть, пользовались раньше, только дорогом. Вячеслав Викторович совершенно правильно сказал, что ожидать такого же качества для автомобиля ценой 12 тысяч, как от автомобиля за 120 тысяч, нельзя. Наверное, это некорректно. Иван Князев: Нет, ну это само собой. А примерно в каком ценовом сегменте будет вот эта новая NIVA? Сколько они будут стоить? Не проще ли будет купить за эти деньги какую-нибудь другую машину, другую иномарку, например? Александр Пахомов: Возможно. Это будут наши потребители сравнивать, смотреть. Но задача «АвтоВАЗа» как раз состоит в том, чтобы на этом рынке закрепиться и удерживать свои позиции. Сегодня у «АвтоВАЗа» очень хорошие позиции. И если вы вспомните про автомобиль «Нива», то в 70-е годы, в 80-е он очень хорошо продавался за границей. Тамара Шорникова: Давайте послушаем вместе Сергей из Московской области. Алло. Сергей, здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте, Сергей. Зритель: Здравствуйте. Хотел ответить. У вас выступал там товарищ со «скорой помощи». Я уже 30 лет работаю водителем на маленьких автобусах – на Iveco Daily, на Mercedes Sprinter. Вот сейчас на «Газели Next». Очень хороший автомобиль! Ничем не хуже. Считаю, что салон даже лучше, надежнее. Ну как вам ответить? Конечно, может быть, у них там с теплом… Вот у меня очень хорошо, у меня все тепло, все устраивает. Я очень доволен, «Газель» у меня сейчас. 180, ну, почти 200 тысяч пробег. Прекрасная машина! Тамара Шорникова: Ну что же, поздравляем вас, Сергей, с удачной покупкой в свое время. Иван Князев: Спасибо. Тамара Шорникова: Александр Михайлович, а если говорить о непростом пандемийном 2020-м? Да и 2021-й тоже вроде бы обещает быть не сильно лучше для автомобильной отрасли. А может ли это как раз сыграть на руку нам как там, кто в стране производит отечественные автомобили, собирает автомобили иностранные на нашей земле, здесь? Или это слишком короткие перебои, чтобы как-то существенно изменить объемы выпусков? Александр Пахомов: Я думаю, что в краткосрочной перспективе, конечно, это играет на пользу нашим локальным производителям, локализованным маркам. Но в долгосрочной перспективе, скорее всего, это быстро выровняется. Ну, один-два квартала без пандемийных проблем – и рынок выровняется. Иван Князев: Ну, это, наверное, все еще зависит от того, как смогут воспользоваться этой ситуацией, какие выводы быстро сделают. Может быть, что-то поменяют в принципах своей работы. Александр Пахомов: Ну, я думаю, что быстро ничего не изменится. Особенно тенденции на рынке так быстро не меняются. Иван Князев: А хотелось бы!.. Спасибо. Александр Пахомов, председатель правления Союза автосервисов, владелец станции техобслуживания автомобилей, был с нами на связи. А вот что пишут нам телезрители… Тамара Шорникова: Смотри, смешная SMS. Иван Князев: Что? Тамара Шорникова: Смоленская область: «Ездил на BMW, купил Kalina – стал в два раза богаче». Вот так пишут нам. Иван Князев: «Шестерка, «ласточка», – ну, чего ностальгирует по старым моделям «Жигулей». – Только отечественный автопром! С 1985 года. Начинали с «копейки». Потом была «Нива», «шестерка», «семерка». Сейчас Vesta купили». Видимо, человек и не собирается пересаживаться ни на какие иномарки. Тамара Шорникова: Вот такие новости автомобильные, и не только, обсуждали мы в дневном выпуске программы «ОТРажение». А прямо сейчас пришло время рассказать о том, что обсудят коллеги вечером уже.