Анастасия Сорокина: На теплоходе музыка заиграет! На следующей неделе в России откроется морская речная пассажирская навигация. Во что обошелся простой судоходным компаниям и как удалось удержаться на плаву – узнаем из репортажа Анны Тарубаровой. Александр Денисов: А потом продолжим обсуждать, точнее – начнем. СЮЖЕТ Александр Денисов: У нас на связи наш первый собеседник – это Кирилл Евдокимов, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота. Кирилл Валерьевич, наш корреспондент Анна Тарубарова завершила сюжет тем, что ждут попутного ветра от государства. Отрасль же признали пострадавшей. Что-то получили? Вы воспользовались зарплатными кредитами, налоговой отсрочкой? Кирилл Евдокимов: Ну, официально у нас на самом деле до сих пор нет документов, где мы являемся пострадавшей отраслью. Да, мы знаем, что есть документы, в Правительстве готовятся сейчас, ну, окончательное внесение изменений в распоряжение Правительства. Соответственно, когда мы получим этот документ, мы сможем уже обращаться. На сегодняшний момент, по моим данным, те судовладельцы, которые не были признаны системообразующими организациями, они не получили никакой поддержки. Анастасия Сорокина: Кирилл Валерьевич, в сюжете говорилось о том, что многие пассажиры сдали свои билеты, передумали отправляться в путешествие. Может быть, сейчас в связи с тем, что вряд ли будет возможность у нас куда-то выезжать, все-таки передумают, купят снова билеты. Можно ли гарантировать безопасность в условиях такого пассажирского судоходства? Кирилл Евдокимов: Ну смотрите. В вашем сюжете речь шла в первую очередь о круизных судах. Круизное судно сильно отличается от прогулочного судна по своим характеристикам всем, в том числе по безопасности, я думаю. Круизные суда. Нужно, наверное, спрашивать у них. У нас четко разработаны рекомендации, которые утверждены министром транспорта и согласованы с главным санитарным врачом. Они предписывают те меры, которые были указаны в сюжете. Выполнение этих мер, я думаю, гарантированно обеспечит безопасность пребывания на пассажирском судне, на прогулочном судне. Александр Денисов: Я посмотрел, что в Петербурге тоже. У них, по-моему, уже запустились эти прогулочные суда. Кирилл Евдокимов: Нет. Александр Денисов: Ну, во всяком случае, информация была. Не знаю, как реально, но была информация. И я прочитал, что им разрешили навигацию, но без еды на палубе, то есть не кормить пассажиров. Почему? Кирилл Евдокимов: Еще раз возвращаюсь. Есть документ «Рекомендации по работе судов в режиме COVID». Там действительно написано, что на рейсах менее четырех часов питание не предусмотрено. А дальше уже каждый судовладелец сам решает, потому что можно признать свой рейс меньше четырех часов, а можно считать, что мы ходим целый день, и это один рейс. Безусловно, доходы от питания – это значительная часть и для прогулочных судов, а для банкетоходов, которые работают на заказах корпоративных, на частных заказах, это основной, собственно говоря, заработок. Поэтому если мы хотим, чтобы флот продолжать работать, необходимо разрешить питание с учетом всех требований. Александр Денисов: Но у вас без питания будут тоже прогулочные суда в Москве или нет? Кирилл Евдокимов: На части флота будут работать буфеты. Александр Денисов: Будут все-таки? Кирилл Евдокимов: Да. А часть флота сдается также сдается как точка общепита. Это те теплоходы, которые привыкли работать как плавучие рестораны. А часть флота, да, наверное, выйдет без питания. Но это речь именно о прогулочном флоте, который работает по билетам. Анастасия Сорокина: Если вы заговорили про билеты, как раз хотела спросить про стоимость. Повысится ли теперь проезд? Кирилл Евдокимов: Ну смотрите. Точно нет. Я надеюсь, что судовладельцы в борьбе за клиента, за пассажира, за гостей не будут сильно себя убивать дополнительными скидками, потому что мы сейчас работаем, в принципе, на грани рентабельности. А учитывая, что осталось всего два месяца не самых хороших для нас, то… В общем, цены не поднимутся, цены будут прежние. В среднем это от 600 до 1 000 рублей за взрослый билет, за прогулку. Анастасия Сорокина: А как-то привлекать новыми способами планируют туристов? Кирилл Евдокимов: Смотрите. Новыми способами? Ну, планируется все-таки, что заработает уже в полную силу карта «Тройка» в качестве платежного средства. Я думаю, что усилятся и продажи в сети «Интернет». Ну какие еще можно тут новые придумать? Анастасия Сорокина: Каждая пятая поездка бесплатно, например. Кирилл Евдокимов: Вот именно такие меры потихонечку и убивают российский речной флот. Я повторюсь, что все-таки мы работаем на грани. Если бы у нас билеты стоили 2 тысячи рублей за поездку, то мы могли бы делать акции постоянно. А так как у нас 600 рублей… Значительная часть их этих денег уходит как раз каналам продаж. И не так уж много остается судовладельцу, поверьте. Александр Денисов: Хотел у вас уточнить. Вот вы сказали, что осталось работать два месяца. Было же предложение – продлить навигацию, может быть, даже до ноября. Вот что отвечают на ваши просьбы? Кирилл Евдокимов: Ну, сейчас рано говорить. Во-первых, навигация пассажирская закрывается по погоде. Ну, вообще официально навигация – до начала ноября, до 4–11 ноября. Но дело в том, что кто же поплывет в холодный моросящий дождь, который у нас обычно после 15 сентября с завидной регулярностью. Поэтому большая часть судовладельцев закрывается, ну, оставляет либо какие-то дежурные суда, либо остаются банкетоходы, которые под заказ, а линия практически уже после Дня города в Москве перестает работать. То есть у нас самые «боевые» месяцы – это конец апреля, когда соскучившиеся горожане приходят массово на теплоходы; май, майские праздники; и начало июня, когда конец учебного года, еще не все разъехались. То есть мы потеряли для нас самые важные, самые «тучные» месяцы. Александр Денисов: Скажите, а потеряли ли вы иностранных туристов. Какую долю они вообще составляли в турпотоке? Ну, кто пользовался вашими услугами. Кирилл Евдокимов: На самом деле иностранные туристы не в очень большом количестве катаются именно в Москве. Это для Санкт-Петербурга значительная и весомая часть. В Москве это 5–10%, может быть, 15% – в зависимости от судовладельца. То есть те, кто лучше представлены в англоязычном сегменте, с высоким качеством больше общаются, с туроператорами, у них больше. А средний судовладелец – это 5–10%, не больше. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Кирилл Евдокимов, президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота. Александр Денисов: Насчет круизов мы поговорим со следующим нашим собеседником. Это Алексей Скопин, профессор Московского гуманитарного университета, экономист. Алексей Юрьевич, здравствуйте. Алексей Скопин: Здравствуйте. Александр Денисов: Вот хотели бы с вами поговорить про круизный туризм. Настя уже начала. Сейчас вылететь из России в привычные всем места – во «всероссийскую здравницу» Турцию, в Египет – нельзя. Куда еще у нас граждане любят? Анастасия Сорокина: По традиционным направлениям. Александр Денисов: Да. Будут ли востребованы другие линии отдыха – по Енисею, по Лене, по Волге? Алексей Скопин: Мне кажется, Волга должна быть очень востребованной. Что касается Енисея, ну, сибирских рек, то тут трудно сказать, потому что там какая-то гидрологическая обстановка особая складывается, там половодье. А здесь вроде бы все нормально. Конечно, много народу хотело бы проехать, я в этом уверен, по речной прохладной глади вместо того, чтобы сидеть где-то на территории – в той же Москве, в каких-то городах. Тем более что у нас же все-таки за этот период возникла масса интересных центров, в которые можно поехать на круизных теплоходах. Поэтому я думаю, что перспективы есть. Но все это, конечно, ограничивается требованиями к безопасности. И как она будет решаться на теплоходах? Я, честно говоря, не очень пока представляю. Александр Денисов: Вы знаете, вот насчет путешествия. Я представляю, каково это. Это совершенно другой темп отдыха. Когда заходишься и садишься на этот теплоход большущий, то все, это уже совершенно другой… Спокойнее все, медленно плывете. Это совершенно другой колорит. И самое интересное – я обратил внимание, что наши города, когда заезжаешь по дороге, то ощущение, что с черного хода заныриваешь, а когда по реке, то как раз с главного, с парадного хода. Наблюдаешь Мышкин и прочие. И они совершенно иначе раскрываются. Алексей Скопин: Да-да, абсолютно верно. Вообще эти города, в общем-то, и выстраивались своим фасадом на реку. Это всегда так было. Поэтому самые красивые виды на эти города, безусловно, с реки. Конечно, если в течение недели, предположим, этот круиз будет, то за неделю по Волге дважды проплыть эти города – это, безусловно, можно прямо сказать, открытие всей жизни должно быть. То есть впечатлений будет, конечно, море. Анастасия Сорокина: А какое впечатление у вас складывается от порядка цен на такие туры? Я посмотрела. Из Москвы до Санкт-Петербурга – как раз через Мышкин, Кижи и Валаам – 59 тысяч с человека. Из Санкт-Петербурга – 74 тысячи. Из Москвы до Углича – практически 64 тысячи с человека. Это как? Алексей Скопин: Я считаю, что это дороговато, безусловно. В нынешних условиях цены должны быть где-то от 30 до 40 тысяч – тогда это подъемные цены. То есть цены надо снижать в два раза. Но опять-таки вопрос в том, что команды есть затраты есть, на содержание теплоходов, команд и прочего, на выполнение всяких требований. И в условиях, когда у вас навигация ограниченная, то есть только половина срока по факту, естественно, эти деньги не отбиваются. По идее, мы должны ожидать дальнейшего роста цен на билеты, чтобы что-то произошло, то есть чтобы компании получали прибыль. В нынешних условиях, когда у народа денег меньше, конечно, это маловероятно. Поэтому мне кажется, что сейчас речной флот попал в такую черную дыру своеобразную, из которой невозможно выбраться. Цены повышать невозможно, а без повышения цен вы просто не оправдаете затраты, которые сделаны. Александр Денисов: Ну, тут еще надо уточнить. Вот эти расценки – может быть, это какое-то обслуживание высококлассное. Может быть, есть и поскромнее какие-то тарифы. Надо все это, безусловно, уточнить. Хотя, да, цены астрономические. Насчет безопасности хотел у вас спросить. Все мы слышали про эти неприятности с нашими судами. Экономят, экономят на команде, на безопасности. Вот как тут быть? Алексей Скопин: Не знаю. Мне кажется, что должна быть должность некоторого комиссара, которая работает в независимой компании по контролю качества. И этот комиссар присутствует на каждом теплоходе в единственном числе, он дает свои отзывы о том, что происходит на самом корабле, во время выходов в города, и прочее, и прочее, и прочее. Вот тогда, мне кажется, можно получить некий такой объективный срез, что же происходит там действительно. То есть не субъективное мнение различных туристов (кому-то понравилось, кому-то нет), а объективный взгляд специалиста. Но опять вопрос: где и как лицензировать этих людей? Опять-таки – кто должен платить им зарплату? Какая-то контрольная организация либо круизная компания? В общем, масса вопросов возникает. И в условиях COVID, конечно, еще вопрос медицинского обслуживания возникает очень серьезно. То есть наверняка на теплоходах должны быть хотя бы пара или три каюты. Там должно быть медицинское оборудование, врач профессиональный и прочее. Но это все ведет опять-таки к удорожанию. Поэтому я думаю, что слабые компании, конечно, проигнорируют этот сезон, предпочтут получить какую-то государственную поддержку и уже сконцентрироваться на следующем сезоне. И еще по поводу снижения цен на туры. Все-таки могло бы быть такое предложение: часть питания осуществляют сами участники этого круиза. То есть им должна быть разрешена закупка каких-то товаров либо на борту корабля, либо в городах, по которым идет. И тогда цены реально можно было бы снизить. Плюс снизить риски заболевания. Оставить, условно говоря, завтрак, а все остальное туристы должны делать сами. Александр Денисов: Вы знаете, еще многие зрители нам пишут, Алексей Юрьевич: «Какие курорты? Не время». Кто-то даже высказывал мысль, что поторопились. А вы как считаете? Алексей Скопин: Поторопились насчет чего? Александр Денисов: Насчет снятия ограничения, насчет отдыха и прочего. Алексей Скопин: Нет, вы знаете, мне кажется, что все идет нормально, своим чередом. Мы прошли жесткий этап, когда надо было, в общем-то, действительно по максимуму вводить ограничения. Сейчас мы видим по той же Москве, что несмотря на гораздо большую свободу, заболеваемость снижается. То есть народ: а) адаптировался; б) частично переболел; и самое главное, в) организация безопасной жизнедеятельности. То есть в тех местах, где практически всегда бывает скученность, конечно, нужна очень серьезная организация по медицинской безопасности: аэропорты, железнодорожные вокзалы, автовокзалы, какие-то очень большие гостиницы, какие-то мероприятия. Это все можно сделать, но опять-таки это вопрос затрат и правильной, продуманной политики. Например, если люди на пляже находятся на расстоянии двух метров друг от друга, то вероятность того, что они подхватят вирус, довольно низкая. Поэтому просто вопрос правильной организации жизнедеятельности. Вводите правила такие, чтобы они были не слишком тяжелы для исполнения, но которые бы гарантировали довольно высокую безопасность. Александр Денисов: Сегодня, вы знаете, появилась новость. Глава Ростуризма сообщила, что на пляжах можно без маски находиться. В принципе, никто и не спрашивал. Алексей Скопин: Да-да. Ну а почему нет? В принципе, уже медики довольно много вещей выяснили: как происходит заражение, при каких контактах, что нужно делать в первую очередь. Те же 40% – бессимптомники. Каким образом им проверяться? Мне кажется, уже медицинская инфраструктура во всех регионах достигла уровня, когда мы можем говорить о том, что не будет каких-то внезапных вспышек, что все достаточно хорошо контролируется. Поэтому я считаю, что с отдыхом надо уже… Надо отдых давать людям, скажем так. И чем больше будет возможностей для отдыха, тем, естественно, он будет дешевле – что в нынешних условиях крайне необходимо, в общем-то, для всех жителей страны. Александр Денисов: Хотел у вас еще уточнить. Вот у нас был представитель как раз компании, которая занимается прогулками по Москве. Анастасия Сорокина: Ассоциация судовладельцев. Александр Денисов: Да, из Ассоциации судовладельцев. Он рассказал, что еще не подготовили документы, чтобы оказать им помощь. Они вошли в список отраслей пострадавших. Что там за трудности у них? И когда эти документы собираются оформить? Ну, учитывая, что время-то идет. Алексей Скопин: Вы понимаете, это вечная проблема российской бюрократии: надо дать тому, кто ближе к телу. Поэтому это вопрос к нерасторопности чиновников. Все давно можно было подготовить. Только, потом, после встречи с Путиным, где участвовали представители этой отрасли, и было принято решение о том, что их надо включать в данный список. Поэтому – как всегда. Понимаете, кто-то подсуетился, кто-то протянул время. В результате мы получаем отрицательные последствия не только для этих компаний, но и ведь… Допустим, вот смотрите, круизный туризм… Александр Денисов: …но и в какой-то мере для нас. Спасибо вам большое, спасибо, Алексей Юрьевич. Анастасия Сорокина: Спасибо. Это был Алексей Скопин, профессор Московского гуманитарного университета, экономист. Александр Денисов: Вернемся после новостей.