Тамара Шорникова: Продолжаем. Это программа «ОТРажение». В студии Тамара Шорникова. Завтра 1 сентября. Соответственно, сегодня у многих родителей будет бессонная ночь. Но – завтра будет праздник. И Общественное телевидение России предлагает вместе отметить его. Мы проводим акцию «Мой класс». Предлагаем вам поделиться впечатлениями, как будет проходить День знаний в вашей школе. Присылайте фото и видео ваших детей в WhatsApp по номеру +7-925-762-44-48. Самые интересные кадры мы покажем 1 сентября в эфире программы «ОТРажение» и 3 сентября в программе «ОТРажение. Дети». Ну и продолжаем, тоже такая школьная тема. Минпросвещения запретило использовать мобильные телефоны на уроках. Воспользоваться ими школьники при необходимости смогут на переменах, в том числе связаться с родителями. Глава ведомства Сергей Кравцов сообщил об этом сегодня на Общероссийском родительском собрании. Он пояснил, что такие правила введены, чтобы мобильные телефоны не отвлекали школьников от занятий. И поделился заодно личным опытом своей семьи. Сергей Кравцов, министр просвещения РФ: У моей дочки – она сейчас в восьмой класс идет, сын идет в первый класс, как я уже сказал, – у нее не было мобильных телефонов до 14 лет. И от этого она хуже учиться не стала. А мобильный телефон, кнопочный, появился в 14 лет. Но ни смартфонов, ни социальных сетей, которые зачастую отвлекают и не формируют… точнее, негативно формируют ребенка, – этого нет. Поэтому еще раз обращаю внимание: когда мы видим, что родители с трех лет дают мобильный телефон, планшет, гаджет ребенку для того, чтобы он не плакал, а занялся, но фактически не играют, не общаются с ребенком, не читают ему сказки вечером, отсюда очень многие затем и психологические вопросы, и проблемы. Тамара Шорникова: Хочу обратиться к вам, дорогие телезрители. Если ваши дети учатся в школе и теперь останутся без телефона на уроках, как вы к этому отнесетесь? Будете переживать? Или считаете, что так и нужно, не должно ничего ребенка отвлекать, так лучше усвоятся знания? Звоните, пишите. А сейчас пообщаемся со специалистом. Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет». Здравствуйте. Роман Орловский: Тамара, приветствую! Всех родителей также приветствую! И с наступающим 1 сентября, с новым сезоном! Тамара Шорникова: Итак, для начала – ваше отношение. Вы «за» или будете нервничать? Роман Орловский: Смотрите. Я однозначно поддерживаю министра, потому что мне кажется, что это своевременная мера, потому что телефон превратился в инструмент не коммуникации, а игры. Большая проблема, которая… Ну, родители, может быть, даже и не знают, что дети в подростковом возрасте, в школьном возрасте играют в игры вместо того, чтобы сидеть и грызть гранит науки. Это первое. Второе – социальные сети. Тоже смотря какой контент, видео и так далее. То есть это решение на самом деле очень взвешенное. Мне кажется, его надо было раньше делать. Ну, если взять практику других стран, то там запрещены мобильники, они нигде не используются. Например, в Китае, в Корее – там мобильных телефонов вообще нет у учеников, они все пользуются ими уже после школы. Тамара Шорникова: Давайте вместе посмотрим видеосюжет. Провели опрос, пользуясь случаем, наши корреспонденты, на улицах городов спросили: «Мобильные телефоны на уроках нужны или нет?» Отвечали Москва, Казань и Ростов-на-Дону. После вернемся и обсудим. ОПРОС Тамара Шорникова: Есть, конечно же, огромное количество SMS, к нам сейчас приходят. И тут на самом деле нет такого согласия. Вот Москва пишет: «Не имеют права!» И действительно. Как по-вашему, не будет ли это причиной каких-то конфликтных ситуаций, особенно в старших классах? Взять и отдать телефон, который практически уже продолжение руки. Роман Орловский: Ну, согласен. Но для этого как раз… Эта инициатива большую пользу принесет, потому что… Знаете, даже такой простой инструмент. Попробуйте на свой рабочий стол положить разные отвлекающие моменты: книжку, журналы, чай заварить, пирожное сделать, разные бумаги разложить. И проанализируйте, как пройдет ваш день. Или представьте, что точно такой же стол, только абсолютно пустой, и вы, например, что-то изучаете. То есть нужно сделать такую инфраструктуру, чтобы детей ничто не отвлекало от учебы, чтобы они могли только учиться. И самое главное, что это для них же и нужно. То есть если они навык, привычку такую сделают – учиться, обучаться, получать новые знания, то это в жизни им очень сильно поможет. Поэтому родителям нужно именно, мне кажется… Я сам отец троих детей и скажу вам: я этому решению очень рад. Хотя я также беспокоюсь за своих детей. Есть разные решения в виде часов. Можно электронные часы сделать, чтобы отслеживать местоположение ребенка. Также можно сделать регламент такой всем школам, что нужно сдавать где-то в специальную комнату, например в гардеробную, эту все мобильные устройства. Потому что все-таки, я считаю, здесь нужно такое комбинированное решение, чтобы все-таки у ребенка был телефон. Не то чтобы мы забираем у него телефон, у него должен быть телефон, но в рамках перерыва, перемены, после рабочего, ну, учебного процесса. Тамара Шорникова: Вместе послушаем телефонный звонок – Светлана, Тула. Здравствуйте, Светлана. Зритель: Здравствуйте. Что хотела бы сказать, самое основное? Мне кажется, что запретный плод сладок. И если мы будем совсем изымать у ребенка все гаджеты, ему захочется бунтовать, протестовать, у сверстников будет телефон, а у твоего ребенка не будет. Мне кажется, здесь надо проще относиться. Все-таки мы идем в ногу со временем. Я тоже современная мама, у меня тоже полно гаджетов. У нас есть часы, у нас есть телефон, есть планшет. Благодаря планшету, кстати, мы очень здорово занимались с питерским преподавателем, который нас подтянул очень хорошо. И я считаю, что если есть такая возможность с помощью технических средств как-то улучшить жизнь ребенка, то почему нет? Пусть это будет ограниченное время. Пусть я буду давать ей даже поиграть час времени. Я не буду звонить на урок. Да, пусть изымают телефон, но мне кажется, что пусть он будет. Почему нет? Тамара Шорникова: Хорошо, да, спасибо вам за ваше мнение. Роман, вот такой еще вопрос. Сейчас такое время, что телефон – это в том числе и средство, с помощью которого можно зафиксировать тот или иной инцидент. Например, конфликтный случай – неподобающее поведение со стороны педагога (а такое тоже бывает). Как это доказать ребенку? Вот он пришел из школы и рассказывает родителю. Роман Орловский: Тоже хороший вопрос на самом деле, но некоторые дети, знаете, злоупотребляют этой историей, то есть они сами создают… Мы много видели роликов, когда дети создают конфликт, доводят преподавателя до какого-то кипения и начинают снимать именно уже конечный результат. А что было до этого – не снимают. Все мы эти истории видели. Здесь знаете как? Вот если взять наше детство… Мы все, взрослые, учились в школе. У нас не было мобильных телефонов. У нас были дневники не электронные, а у нас были с красными отметками двойки, мы их лезвиями пытались как-то сделать… Ну, у нас своя какая-то романтика была. Сейчас это все ушло. Сейчас все цифровое, электронные дневники. Сейчас нет… Я помню, в детстве вообще какой-то случай был, когда ученики дневник у учителя пытались что-то с ним сделать, чтобы двойку эту не получить. Очень много было такого интересного. То есть никто не думал что-то снимать, жаловаться кому-то. То есть своя такая, знаете, история была. Поэтому я считаю, что очень правильно и своевременно. В некоторых моментах иногда нужно современное информационное течение… Развитие – это классно! Но в некоторых моментах это отвлекает, да? То есть иногда лучше чуть-чуть… Дети и так, смотрите, многие семьи… Вот что министр сказал? Очень внимательно его слушал. Он сказал, что родители отдают ребенку телефон или планшет, чтобы купить его время, чтобы не заниматься с ним. Тамара Шорникова: Занять его. Чтобы решить в это время свои дела. Роман Орловский: Да, совершенно верно. То есть они, знаете, откупаются этими гаджетами от своих детей. И многие семьи не строят отношения, не рассказывают какие-то истории семейные, психологические, не рассказывают, как ребенку поступить. И он все это ищет как раз в своем телефоне. Давайте его хотя бы в школе фокус внимания уберем с этого телефона, чтобы в школе он получал знания. Потому что в некоторых семьях, я уверен, дети смотрят и домашние задания… Кстати, такой еще момент: домашние задания можно сделать все в Интернете. Представьте, что это такое. То есть можно взять и… Тамара Шорникова: Да. Но, Роман, еще раз: дома, конечно же, телефон не отберет, если это привычка давать ребенку гаджет в семье. Это уже отдельный разговор и отдельная история. Спасибо. Роман Орловский, заместитель председателя Всероссийского общественного движения «Национальный родительский комитет», был с нами на связи. Послушаем мнение с другой стороны. Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России. Сергей Зиновьевич, здравствуйте. Сергей Казарновский: Добрый вечер, здравствуйте. Тамара Шорникова: Сергей Зиновьевич, как бы вы оценили? Мобильные телефоны, смартфоны на уроках действительно мешают детям? Помогают сейчас учебному процессу? Соответственно, как вы относитесь к решению о запрете телефонов на уроках? Сергей Казарновский: Послушайте, это настолько старая история в школе, настолько древний разговор про телефоны, что мне даже странно, что с таким азартом вы сейчас обсуждали, как надо то, не надо то. Понимаете, какая штука?.. Тамара Шорникова: Обсуждали давно, но вот сейчас уже конкретные слова от министра просвещения. Сергей Казарновский: Ну хорошо. Вот конкретные слова сказал министр просвещения. Скажем, есть запрет. Вы представьте, сколько детей в какой-то момент говорят, что, вообще-то, это его частная собственность, это его пространство, никому он отдавать не будет? Понимаете? Поэтому речь про другое. Вот стоит вопрос… Нельзя? То есть – плохо? Но – очень хочется. Мешает? Но – очень нужен. Все время противоречия. Лишить гаджетов, конечно, очень сложно. Но! Я в принципе очень доволен, что сейчас каким-то образом обозначена жесткая позиция людей, на которых можно опереться и сказать: «Вот этого больше быть не должно». Но это смешно. Я объясню – почему. Конечно же, спрашивать про телефон… Родители, я слышал, говорят, что нужно, чтобы у всех был. Ерунда! Если такое минимальное количество педагогов, которые используют гаджеты, в частности телефон или что-то, для уроков, такой минимальный процесс и такое огромное количество возникает… Кто-то позвонил, кто-то написал эсэмэску во время урока. Представляете, что такое урок? Вот вы сейчас сидите перед камерой – это публичное пространство. А представляете, в этот момент вам сейчас кто-то в ухо говорит что-то, что сейчас надо делать, еще что-то мешает и так далее. Конечно, это отвлекает. Учителю нужно внимание, надо вести зал, чтобы было действительно… Вот говорил человек: интересно. А что это такое? Учитель перед ними – это публичная фигура. В эти время начинаются какие-то вещи, которые отвлекают, мешают. Конечно, это мешает в большинстве случаев, да. Но вопрос: как с этим бороться? Конечно, придумано было много всего, в частности у нас. Мы давно уже придумали, была такая штука. У нас есть шкафчики у каждого ребенка. И в правилах внутреннего распорядка, которые подписывает и ребенок, и учитель, и родитель, написано, что шкафчик – это его телефонная будка. Он в любой момент на перемене подошел, взял телефон, позвонил и положил его обратно, зафиксировал и так далее, и так далее. Вы знаете, если правила трудно отследить… А мы же не можем отследить, где у него телефон – в кармане или где-то. То есть мы декларируем это. Мы с него спрашиваем, и он отвечает за это. Но отследить правила сложно. Если правила можно отследить, то это становится нормой. Нельзя отследить – это пустая трата времени. То есть мы тратим много времени на все разговоры. То есть это мешает реально, мы знаем, и так далее. Но то, что сегодня жестко сказало Министерство просвещения – это хорошо, мы на это можем опереться. Но мне кажется, что есть очень важная вещь. Условно говоря, они это законодательно закрепили, вот есть такое распоряжение. Я вам сейчас расскажу про правило «наклонной доски» в воспитании. Это очень важная вещь! В переходе на пятый и шестой этаж у нас была такая квадратного сечения труба вентиляционная, закрытый короб такой. И каждый, кто шел с пятого на шестой этаж, обязательно бросал туда бумажку и был счастлив, если она там осталась. Если она падала, он снова бросал. После того как я сделал наклонную плоскость, все с нее свалилось. И никому не нужно было бросать туда. Поэтому нужна такая технология, которая не требовала бы постоянной воспитательной работы, уговоров и так далее. Министерство просвещения сказало, а мы будем придумывать, писать, уговаривать: «Не берите!» Проверять, вынимать их из чемоданов? Это смешная история, это не будет работать. Мне приходилось во многих странах мира бывать, иногда работать, в том числе и в школах, и так далее, и так далее. Я помню, как ставилась в школе в Соединенных Штатах глушилка – и просто этим не пользовался никто. Выходили на улицу в какой-то момент, звонили и так далее. Вот это был разговор, не надо было никого воспитывать. Мы попробовали это. Вот я рассказывал, мы придумали у себя такую систему: есть шкафчик, пожалуйста, пользуйся. И видно, что никто не пользуется. Мы с первого класса разговариваем с родителями так об этом… Тамара Шорникова: Сергей Зиновьевич, а процент какой? Вот сколько в шкафчик складывают телефоны? Сергей Казарновский: Конечно, маленькие еще это делают, а другие… Ну, это и понятно, это тоже понятно. Но все равно… А что важно? Что если на уроке появляется телефон, он отбирается, но отдается только приехавшему родителю. Мы подключили их, и они с этим согласны. То есть они уже приезжают за телефоном и говорят: «Елки-палки! Ну сколько можно». То есть мы эту машину как-то завели, но она все равно не работает. На мой взгляд… И мы пытались подумать о глушилках. Тамара Шорникова: А как сделать так, чтобы она заработала без глушилок? Сергей Казарновский: Я думаю, что это почти невозможно нигде в мире, не только у нас. То есть где-то существуют жесткие правила, но есть страны, в которых правила, закон – святые вещи. Мне приходилось работать в том числе в Соединенных Штатах и в других странах, где: «Как? Я нарушу закон? Это невозможно». У нас этой ментальности, к сожалению, нет. И это трудно сделать. То есть правильно, я благодарен, что это произошло, мы теперь будем на это еще в большей степени опираться. Но очень трудно соблюсти человеческую атмосферу в школе, потому что на самом деле, если дети живут не рядом, а у них поздние уроки, они задерживаются, надо прийти, мамы звонят, переживают и так далее, и так далее. Например, в Испании есть специальные устройства, гаджеты, когда по ним связываются. И эти гаджеты висят не у ребенка, а в специальных местах. Родители звонят, и специальный дежурный, который… Тамара Шорникова: Поняла. Сергей Казарновский: То есть это прекрасная, на мой взгляд, сегодня ситуация, но она требует очень… Тамара Шорникова: Но сложно осуществимая и сложно контролируемая. Спасибо. Сергей Казарновский, директор школы «Класс-центр», заслуженный учитель России. Пока, по сообщениям, большинство телезрителей поддерживают эту историю и считают, что действительно нужно, чтобы на уроке ничего не отвлекало от знаний, от преподавателя. Как это будет реализовываться на практике – посмотрим. Уже завтра 1 сентября.