Автолавки на грани исчезновения. Магазины на колесах, которые поставляют продукты питания в отдаленные деревни и села, могут прекратить свое существование, если регионы перестанут их поддерживать. О важной социальной функции и будущем автолавок - Василий Шабалдин - советник председателя совета Центросоюза России, руководитель проекта "Автолавки". Анастасия Сорокина: Прикрыть автолавочку в скором времени могут в российских деревнях и селах. Магазин на колесах может остаться пережитком прошлого. Сейчас этот вид торговли выживает за счет дотаций из местных бюджетов и благодаря усилиям объединившихся владельцев малого бизнеса. Но финансирование сокращается, кооперативы не справляются, помощь из регионов не приходит. В результате люди, для которых автолавка является единственным доступным способом купить продукты, могут остаться без питания. Александр Денисов: В Европе до сих пор можно встретить старинные, стилизованные автомобили, которые торгуют выпечкой, мороженым, кофе, – такая туристическая забава, экзотика. Для нас это скорее необходимость. Только вот одна беда: автолавки, можно сказать, застряли между городом и деревней. В городе торговать выгодно, но их туда не пускают, городские власти не все хотят; в глушь добираться накладно и обороты там не такие. Ну вот тему будем обсуждать вместе с вами, а также с нашим гостем. В студии у нас Василий Викторович Шабалдин, советник председателя совета Центросоюза России, руководитель проекта «Автолавки». Анастасия Сорокина: Здравствуйте, Василий Викторович. Александр Денисов: Здравствуйте, Василий Викторович. Василий Шабалдин: Здравствуйте. Анастасия Сорокина: Расскажите, пожалуйста, действительно все так плохо и такая ситуация может произойти в ближайшее время? Говорю это с интересом, потому что мои бабушка и дедушка жили в деревне, единственным способом была действительно автолавка, для того чтобы купить продукты. Это действительно вопрос жизни для очень многих людей. Василий Шабалдин: Мне очень приятно, что вы достаточно быстро вникли в тему, Александр очень правильно осветил ее. Александр Денисов: Между городом и деревней застряли? Василий Шабалдин: Да, между городом и деревней застряли. Приятно, что вы подготовились к нашей передаче. Александр Денисов: Спасибо. Василий Шабалдин: Да, действительно, на сегодняшний день ситуация очень сложная. Вы прекрасно знаете, что население небольших пунктов, где живут люди, уменьшается, уменьшается и уменьшается. Крупных ритейлов как там не было, так они туда никогда не придут. Более того, в тех населенных пунктах закрываются почтовые отделения, закрываются отделения «Сбербанка», естественно, поликлиники, школы, там нет школ. Александр Денисов: Россия сбегает. Василий Шабалдин: Да. С одной стороны, никуда не денешься от процесса урбанизации, с другой стороны, мы все время должны заботиться о том населении, которое осталось в этих населенных пунктах. И «Потребительская кооперация» – это одна, единственная в Российской Федерации организация, которая продолжает выполнять эту социальную миссию. Мы организуем работу, организуем торговлю в небольших населенных пунктах с помощью мобильной торговли, автолавок, как называлось раньше. На сегодняшний день в России мы насчитываем около 1 тысячи автолавок. Александр Денисов: По всей стране всего тысяча? Василий Шабалдин: Да, всего тысяча, к сожалению. При этом я хочу назвать регионы, которые лидируют в этом плане. Пальму первенства, безусловно, занимает Татарстан, у них 160 автолавок на сегодняшний день работает, это «респект», что называется. Это стало возможным благодаря поддержке правительства Татарстана, благодаря тому, что президент лично уделяет внимание этому процессу. Более того, имея 160 автолавок, они уже на 2019 год заказали еще 30 автолавок, и у них можно уверенно сказать, что автолавки доставляют продукты питания и продукты первой необходимости, оказывают услуги (не только примитивная торговли) ровно по графику, по часам. То есть любой житель отдаленной деревни знает, что в 15:15 подъедет автолавка, и она приезжает, идешь. Анастасия Сорокина: Василий Викторович, посмотрим, как в Калужской области обстоят дела. Наш корреспондент Татьяна Григорьянц побывала там, и вот какой у нее получился сюжет. СЮЖЕТ Анастасия Сорокина: Василий Викторович, судя по вот этому сюжету, ощущение, что цивилизация проникает в самые отдаленные районы, в общем, перспективы развития есть. Но вот насколько сейчас есть условия, для того чтобы как-то развивались вот эти мобильные банки, вот эти условия? Василий Шабалдин: Абсолютно с вами согласен, перспективы есть и перспективы неплохие. Во-первых, это внедрение цифровых технологий, цифровизация в этот процесс уже пришла, вы это видели из сюжета. Мы надеемся, что это получит определенное развитие. С другой стороны, понятно, что сразу запустить для всех мультисервисный офис, эту современную автолавку не удастся. Александр Денисов: А их много вообще? Василий Шабалдин: Их на сегодняшний день у нас 3 автомобиля, это совместная программа со «Сбербанком» Российской Федерации, со «Сбербанк Лизингом». Работают они в Ярославской, Калужской областях, как вы видели, и в Ростовской области. Но для массового потребителя у нас идет обновление, я вам уже сказал, тысячи автомобилей, примерно 25% мы ежегодно обновляем, парк автомобилей. Что сдерживает этот процесс? Вы слышали в комментариях губернатора Калужской области о том, что они оказывают поддержку. Поддержка прежде всего с уровня региона заключается в двух вещах: это компенсация расходов на топливо после 11-го километра, потому что, доехав до 11 километра, организация «Потребительская кооперация» начинает работать себе в убыток. Чтобы этого не случилось, нужно получать вот эту компенсацию. Компенсацию согласны платить все регионы, но возможностей не имеют. Александр Денисов: А они требуют взамен от вас, чтобы цены не задирали, чтобы более-менее все было? Анастасия Сорокина: Какой-то контроль вообще? Александр Денисов: Да, чтобы прилично было? Василий Шабалдин: Кто «они»? Александр Денисов: Регионы. Они вам начнут оплачивать с 11-го, а вы там… Василий Шабалдин: Мы сами не заинтересованы в повышении цен. Александр Денисов: Задирать, да? Василий Шабалдин: Да, конечно-конечно. Для нас, еще раз говорю, мы организация, скажем так, социальной направленности, «Потребительская кооперация» – мы не акционерное общество, мы не ЗАО, мы не ООО, мы живем по специальному закону о потребительской кооперации. И если раньше, в советские времена это была богатейшая организация и вот эта компенсация покрывалась другими доходами, то на сегодняшний день такой возможности просто нет. И для того чтобы обслуживать дальше население, нам необходима финансовая поддержка. То есть первое, из региональных бюджетов мы бы хотели, чтобы компенсация на дизельное топливо, это наше предложение, компенсировалась из федерального бюджета. Александр Денисов: А не из регионального. Василий Шабалдин: А не из регионального. Почему? Потому что там, где небогатые регионы, у них нет возможности тоже эту компенсацию платить, а для федерального бюджета это небольшие суммы. Допустим, компенсация по Вологодской области на сегодняшний день – и региональный бюджет платит ее исправно многие годы – составляет 10 миллионов. Александр Денисов: Ну да, по меркам региона вообще не деньги. Василий Шабалдин: Да, по меркам федерального бюджета, а для региона это серьезные деньги. Александр Денисов: Звонок. Анастасия Сорокина: Дозвонилась до нас Любовь из Московской области. Интересно, у нас в Московской области тоже проблемы с автолавками? Здравствуйте, Любовь. Зритель: Здравствуйте. Ой, даже говорить страшно. У нас, вот мы зимой живем, 5 километров до Булычево. Я хожу, самая младшая, 75 лет, ношу хлеб. Кто-то привозит бабушкам, как говорится, как может. У нас автолавка зимой не ходит, дороги, правда, нам чистят, медпункт в 5 километрах в Булычеве, родильных отделений у нас в Волоколамске тоже нет, там у нас даже ребенок умер. Вы понимаете? Я вот сижу, пишу Путину… И вот про Сталина сейчас говорили. Была война, моя мама вытаскивала… Была больница одна, один врач, мама моя вытаскивала наших солдат, все было. Сейчас ничего нет, мы вообще… Я не понимаю, что это в Волоколамском районе творится. Анастасия Сорокина: Любовь, спасибо вам большое за звонок. Извините, просто очень мало времени у нас. Давайте сразу еще один звонок успеем принять, из Псковской области до нас дозвонился Александр. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Очень приятно, что до вас дозвонился. Звоню я вообще-то из Санкт-Петербурга. У меня в Псковской области, в Бежаницком районе Псковской области дом в деревне Гора. Там есть магазин очень хороший, но до магазина ходить далеко, я живу в конце деревни. И вот раз в неделю приезжает автолавка на базе машины, грузовик тентованный, на базе грузовика «ГАЗ-53». Очень хороший выбор там, мне, в общем-то, все нравится. Конечно, не так, как в Питере. И кроме того, через вот эту автолавку можно заказать, допустим, рулон рубероида, тебе привезут через неделю. В общем, все нормально. А вот магазин, который работает от райпотребсоюза, там очень хорошая продавщица: она сама на стареньком «Жигуле» («Жигуль» пикапчик у нее) привозит этот хлеб. Александр Денисов: Александр, нравится вам эта продавщица, чувствую. Спасибо вам большое. Анастасия Сорокина: Спасибо. Василий Шабалдин: Да. Александр Денисов: То есть и кадры у вас хорошие, как выясняется? Василий Шабалдин: Более того, Псковская область у нас находится в лидерах по показателям обслуживания через автолавки. Постоянно обновляется парк, кадры готовятся, то есть мы поддерживаем работу. Александр Денисов: А вот с качеством что? Потому что Настя вот сталкивалась, бабушка… Анастасия Сорокина: Да, в Новгородской области в районе Валдая проблема очень большая. Василий Шабалдин: Сейчас я отвечу, я сначала еще на звонок телезрителя хочу дополнить. Вы улыбнулись, Александр, когда он сказал, что сделали доставку рубероида. Александр Денисов: Да. Василий Шабалдин: У нас в программе сейчас стоит сотрудничество с Интернет-компанией «Ozon» по доставке товаров с помощью автолавок по всей России, мы ведем эти переговоры. И выбрали сейчас несколько пилотных регионов, где мы опробуем это, чтобы у жителей маленьких вот этих населенных пунктов, как и всех, была возможность заказать через Интернет любой фактически товар (вы знаете компанию «Ozon»), а мы через автолавку его доставим. Александр Денисов: Про качество зрители пишут: «В поселке частник держит магазин, в отдаленный поселок возит всю просрочку». Вот и у Насти тоже бабушке привозили засохший хлеб, еще что-то. Анастасия Сорокина: Более того, когда они доезжали уже до их деревни, уже вся продукция практически у них заканчивалась, то есть покупали остатки. Василий Шабалдин: Когда говорят о просрочке и говорят о старых продуктах, я все время вспоминаю такой сюжет, скажем так, такую историю. Я сам из Тюменской области, и однажды коренная киевлянка приехала к сыну посмотреть, как он работает в городе Надыме. В те годы еще не было там железной дороги, не было никакого, кроме авиационного, сообщения, все товары доставлялись северным морским завозом. И она подходит, спрашивает: «У вас свежие пряники?» И продавщица говорит: «Да, свежие, этого года завоз». Поэтому да, действительно, конечно, проблема существует, но она должна решаться на общих основаниях. Есть органы, которые контролируют… Анастасия Сорокина: А куда обращаться, если не устраивает качество? Василий Шабалдин: В Роспотребнадзор, как и в любой точке России. Мы живем по общим законам здесь и подчиняемся. Есть жалобная книга в конце концов. Александр Денисов: Вот вы говорили про Татарстан, что этот регион лидер по автолавкам, там 160 автолавок. Татарстан несколько лет назад просил разрешения торговать водкой с этих автолавок. Вот где у нас граница разумного? И Минпромторг, кстати, просил, предлагал разрешить пивом им по ночам торговать с автолавок, правда, в городах. Может быть, и не стоит так уж далеко заходить в ассортименте? Зачем нам передвижные… Анастасия Сорокина: Саш, пишут, что молока нет в автолавке, а ты говоришь про спиртное. Александр Денисов: Передвижные кабаки не будем устраивать? Василий Шабалдин: Ну с одной стороны да, понятно, что не стоит этого делать. С другой стороны, еще раз говорю, есть проблема выручки. Алкоголь, к сожалению… Александр Денисов: …это хорошая выручка, недавно нам рассказывали. Василий Шабалдин: Да, это хорошая выручка. Вы же поймите, что приехав в населенный пункт, вот назвали, 20 человек живет в населенном пункте, какая будет выручка? Ну 500 рублей… Анастасия Сорокина: Так, может, туда больше народу, людей приедет, если там будет нормальная возможность покупать продукты? Вот к чему. Это же может быть вообще национальный проект. Если у нас сейчас действительно люди сталкиваются просто с теми условиями, в которых невозможно жить… Василий Шабалдин: Да. Анастасия Сорокина: Вот как там? Бабушки и дедушки в деревне, у них действительно автолавка. Летом с дачниками ситуация получше, там уже частники приезжают на своих автолавках. Василий Шабалдин: Да, они приезжают на своих автомобилях, абсолютно верно, с вами согласен полностью. Но здесь все зависит от условий конкретных этой организации. Готовясь к вашей программе, я позвонил в Ямало-Ненецкий округ… Александр Денисов: А почему туда? Василий Шабалдин: А почему туда? Там нет дорог по определению… Александр Денисов: Зимники, наверное, есть. Василий Шабалдин: Там огромная территория. По зимникам ты на автолавке не доедешь. Александр Денисов: Да. Василий Шабалдин: Еще с советских времен найдено решение: там вместо автолавки работает вертолет, и доставка товаров потребительской кооперации осуществляется вертолетом. Я попросил их привести пример, в какой, допустим, населенный пункт. Населенный пункт Гыда, он расположен за полярным кругом, численность, как он сказал, руководитель нашего подразделения на Ямале, вместе с тундрой, есть у них такое понятие, численность населенного пункта… Александр Денисов: Это кто по тундре разбежался, да? Василий Шабалдин: Нет, это оленеводы и работы факторий, у них 7 факторий, это те, кто обслуживают оленеводов. Численность составляет всего 3 тысячи человек. Так вот 3 тысячи человек «Потребительская кооперация» ежедневно снабжает продуктами питания с помощью вертолета. Александр Денисов: Ежедневно? Василий Шабалдин: Ежедневно, да. Стоимость одного часа вертолета там 120 тысяч рублей. Дотация, которую осуществляет региональное правительство Ямало-Ненецкого округа, составляет в год 149 миллионов рублей. Но это ответственное отношение государства к жителям, которые живут в тех условиях. Александр Денисов: Но Ямал богатый регион, добывающий. Василий Шабалдин: Да, безусловно. Анастасия Сорокина: У нас остается буквально несколько минут, успеем дать слово Марине из Мурманска. Здравствуйте, мы вас слушаем. Зритель: Здравствуйте. У нас был дом в Псковской области, Порховский район, в деревне остались по одному-два дома, глухие. Пришлось продать дом вообще, потому что до ближайшего магазина 16 километров до города Порхова, и до Щилинки у нас тоже 8 километров. Машина то приедет, то не приедет, хлеб то есть, то его нет. Ассортимент беднейший, продукты намного дороже, чем в магазине. Невозможно, вы понимаете? Без хлеба все, а за хлебом не находишься и не наездишься. Вот так, все. Александр Денисов: Спасибо. Анастасия Сорокина: Спасибо, Марина. Василий Шабалдин: Да, Мурманская область относится у нас к тем регионам, где с этим делом очень плохо обстоят дела: автолавок в области нет на сегодняшний день. Развить мы это направление без поддержки региональных властей не можем. Я еще очень хочу сказать об ответственном отношении производителей автолавок. На сегодняшний день в партнерах Центросоюза автомобильные заводы «ГАЗ», «УАЗ» и «АвтоВАЗ». Александр Денисов: Они для вас новые машины, кстати, сделали. Василий Шабалдин: Да, они делают и современные машины, во-первых, и предоставляют скидки. Со 2 апреля этого года начала действовать скидка на автомобили «ГАЗ» 130 тысяч рублей, скидка на автолавку, которую приобретает организация «Потребительская кооперация». Автомобильный завод «УАЗ» в прошлом году предоставлял скидку 6% на автомобили, приобретаемые потребкооперацией. Сегодня утром я с ними провел переговоры, 25 апреля на форуме в городе Ярославле мы с ними подпишем соглашение на предоставление 8%-й скидки на все автомобили для организации «Потребительская кооперация». Александр Денисов: И сколько они хотят закупить в Ярославской области автолавок? Василий Шабалдин: Кто? Александр Денисов: Регион. Василий Шабалдин: Мы делали опрос, у нас примерно получается, что на 2019 год обновление составит где-то 400-500 автомобилей, мы закупим. Александр Денисов: Почти половина от существующего объема. Василий Шабалдин: Да, от существующих. То есть процесс развития идет. Александр Денисов: Да, и совсем короткий вопрос. Вот у нас была такая экспедиция в деревню в Орловской области, услышали, что там все засыпало снегом, погибают без продуктов. Приехали туда, привезли, и там дошло до смешного: мы картошку привезли, морковку, все это у людей есть, выяснилось, что им нужна какая-то мелочь – чай, сахар, такие вещи. То есть не вся продукция нужна в деревне, что-то они и сами делают. Вот поэтому, может быть, не совсем это и выгодно, эти автолавки устраивать? Ну не купят они у вас весь ассортимент. Василий Шабалдин: Тема очень интересная, потому что мы занимаемся сегодня совмещением автолавки с заготконторой, потому что на точно таких же автомобилях раньше скупались излишки у населения, понимаете, да? Александр Денисов: Да. Василий Шабалдин: Так вот сегодня, допустим, что я увидел в Тюменской области? Классическая автолавка, но между кабиной и фургоном сделана емкость для приема молока. Приехав в дальнюю деревню, бабушка сдает молоко, ей платят за это деньги… Анастасия Сорокина: …и она может купить продукты. Василий Шабалдин: Да, и здесь она покупает продукты. Александр Денисов: Василий Викторович, очень интересное предложение. Анастасия Сорокина: Интересно. Александр Денисов: К сожалению, времени мало, но это действительно хороший ход еще. Анастасия Сорокина: Да. У нас в студии был Василий Викторович Шабалдин, советник председателя совета Центросоюза России, руководитель проекта «Автолавки». Мы с вами не прощаемся, точнее попрощаемся через несколько минут, но прежде успеем рассказать, что ожидает в вечернем «Отражении».