Игорь Кокин: Показания квартирных счетчиков по отоплению используются в расчетах только в том случае, если 100% квартир в доме ими оборудованы
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/nachalo-otopitelnogo-sezona-28106.html Петр Кузнецов: В городах России стартовал отопительный сезон. В Благовещенске затопили 28 сентября, в Хабаровске затопят 3-го. А в Москве МОЭК сообщила сначала, что отопительный сезон начнется в ближайшее время.
Ольга Арсланова: Батареи в столице начнут прогревать раньше срока в связи с жалобами москвичей. Мэр Собянин пообещал, что уже сегодня вечером начнут подключать жилой фонд. Вообще отопительный сезон планировалось начать 15 октября, но стало холодно.
Петр Кузнецов: И, как всегда, не везде все идет гладко. Например, жителям Североморска с началом отопительного сезона стали приходить счета за пользование общей отопительной системой, хотя многие там давно отказались от этих услуг и в квартирах используют обычные электрообогреватели.
Ольга Арсланова: А в городе Кстово Нижегородской области энергетики отключили за долги горячую воду в социальных учреждениях. Общая задолженность социальных объектов города сейчас превышает 47 миллионов рублей.
О том, как в нашей стране начался отопительный сезон, поговорим в ближайшие полчаса. Прямо сейчас запускаем SMS-голосование для наших зрителей. Подойдите, пожалуйста, к вашим батареям, потрогайте и напишите нам, топят ли у вас. Можно отвечать "да" или "нет", на короткий номер присылайте SMS. Все данные сейчас в низу вашего экрана.
Петр Кузнецов: Узнаем, затопили ли у Игоря Кокина, эксперта Высшей школы государственного управления РАНХиГС. Здравствуйте, Игорь Александрович.
Ольга Арсланова: Здравствуйте.
Петр Кузнецов: Да и вообще в РАНХиГС, может быть, уже затопили.
Ольга Арсланова: Как в социальном объекте.
Игорь Кокин: Здравствуйте. Нет, еще не затопили.
Петр Кузнецов: Ни там, ни там?
Игорь Кокин: Ни там, ни там.
Петр Кузнецов: Слушайте, вот отопительный сезон – это штука такая, ну, все-таки более или менее постоянная. Это не стихийное бедствие, не снегопад, к которому не всегда готовы местные власти. Но почему каждый раз это принимается как действительно что-то сваливающееся неожиданно на голову? Здесь не готовы. Здесь авария. Здесь, как выяснилось, весь этот год копились долги, а теперь "не можем включить, потому что у вас миллионы там на счетах".
Игорь Кокин: Ой, вы знаете, у нас, вообще-то, в стране, наверное, уже традицией стало, что каждое событие – то ли уборка урожая, то ли отопительный сезон, то ли поход детей в школу – это борьба неустанная с проблемами. Видимо, что-то надо менять. И попытки таких изменений в последнее время предпринимаются, и предпринимаются довольно активно. В частности, например, у нас в законодательстве законодатель только в позапрошлом году принял решение, разрешающее жителям принимать решение о начале отопительного сезона не тогда, когда станет меньше 8, а тогда, когда действительно холодно.
Петр Кузнецов: То есть как в Москве сейчас, да? От жителей многочисленные жалобы…
Игорь Кокин: Вот как сейчас в Москве, да. Среднесуточная больше 8, но сыро, холодно. И в этом отношении органы государственной власти, органы местного самоуправления имеют право принимать решение о начале отопительного сезона. Но, как всегда, планы были одни, в конце августа все субъекты рапортовали, что все готово, но когда тепло пошло по трубам, выяснилось, что все не совсем хорошо. Не хорошо, потому что, в общем, есть большие проблемы с финансированием, есть большие проблемы с изношенностью фондов. У нас в сфере теплоснабжения более 60% износа. Это надо менять. Денег на это нет
Ольга Арсланова: То есть, если у вас вовремя не включают отопление, возможно, не хватает денег? И возможно, денег не хватает, потому что жители неисправно платят?
Игорь Кокин: Возможно, денег не хватает, потому что жители неисправно платят. Но, возможно, денег не хватает, потому что то предприятие, которое должно содержать трубы, которое должно запустить котельную, которое должно приобрести газ, электроэнергию, не знаю, дрова, мазут (смотря на чем топится), просто не смогло своевременно их оплатить или накопило долги. В том числе потому, что у нас же государство регулирует тарифы, и эти тарифы длительные годы сдерживаются. Хотя все говорят: "Вот у нас тарифы растут". Это действительно так, они растут, но рынка, рыночных отношений в данном случае нет. И очень многие теплоснабжающие организации говорят: "У меня тариф маленький, мне денег не хватает, я вот за газ не рассчитался".
Петр Кузнецов: То есть даже исправно платящий за ЖКХ гражданин…
Игорь Кокин: …может попасть в ситуацию, когда у него будут сложности с началом отопительного сезона, потому что просто…
Петр Кузнецов: Платишь, платишь, но сидишь в холодной квартире, да?
Игорь Кокин: Да.
Ольга Арсланова: Послушаем Максима из Москвы. Здравствуйте, Максим. У нас сейчас москвичи присылают SMS и говорят: "Наконец-то включили! Батареи теплые. Мэр выполнил свои обещания. Все вовремя". Вот из разных округов приходят такие сообщения. Что у вас?
Зритель: Я рад за этих людей, но у меня лично не включили. И честно говоря, я не очень тороплюсь, потому что у меня утепленная квартира. И честно говоря, чем раньше включат, тем дороже обойдется мне. А цены там такие, что, вообще-то говоря, у меня вызывают удивление. Ваш эксперт сказал, что цены повышаются недостаточно. А я его хочу спросить: хоть один раз они повысили цены ниже официального уровня инфляции? Они всегда повышают раза в полтора выше. И это означает, что что-то тут, вообще говоря, не так. И скорее всего, как раз дело в том, что регулирование позволяет им это делать.
Кроме того, они, конечно, пользуются тем, что где-то от нас этот контроль отнесен, мы не можем контролировать гигакалории. Есть люди, которые даже счетчики установили официально. В прошлом году отменили право этих людей по этим счетчикам платить. То есть фактически они даже этого не могут добиться. Им дают меньше, а они платят так, как будто им дают по полной. Например, запускают отопление – с восьмого этажа идет теплая вода, на первом этаже приходит холодная, а цены идут одинаковые. И так далее. То есть вообще безобразие это с отопление – это основной вопрос как раз финансовый. Потому что так-то топят, а вот платят за это, к сожалению, совсем не по нормам.
Петр Кузнецов: Спасибо, спасибо. От чего зависит стоимость отопления? Климат? Дом?
Игорь Кокин: Стоимость отопления в первую очередь зависит от стоимости энергоресурсов, которые используются для производства тепловой энергии – это главная составляющая. Вторая составляющая – это обслуживание сетей и оборудования, котлов. И третья составляющая – это уже производственные всяческие расходы.
Вот тут слушатель говорил по поводу того, что вот уровень инфляции ниже, а цены растут выше. Уровень-то инфляции, может быть, и ниже, а вот цена на газ у нас поднимается выше уровня инфляция. И это связано с трудностями его добычи и так далее. Я никоим образом не оправдываю теплоснабжающие организации. Я просто констатирую факт того, что проблемы есть. И к сожалению, эти проблемы связаны, правильно, в основном с финансами. Где-то воруют.
Петр Кузнецов: В этих квитанциях, там же есть графа отдельная "Отопление". И не совсем что-то нам говорящая единица измерения – гигакалория. Потом еще есть такая строчка "Объем потребляемых или оказанных услуг". Как разобраться? Многие сейчас убеждены в том, что с приходом отопительного сезона платежки будут приходить с дополнительными цифрами. И там два вида, да? Мы за отопление платим круглый год, а бывает, что платим как раз именно в отопительный период.
Игорь Кокин: Ну, по разным субъектам по-разному, в том числе даже в Москве и в разных регионах есть такая ситуация. Сейчас правительство пытается навести порядок в этом деле. И установлено, что субъекты федерации должны определить один-единый порядок расчета за отопление. То есть если в Москве равномерно, то все равномерно. Если по прибору учета – все по прибору учета.
Это связано в первую очередь с тем, что у нас большое количество потребителей – это льготники, это люди, получающие субсидии. А когда плата по показаниям прибора учета, то не всегда понятно, какой будет объем, сколько надо будет денег на субсидии, на льготы. А когда равномерная оплата, то тогда, в принципе, более или менее понятно. Тут споры идут, какой способ лучше.
Что касается платежного документа, то здесь, да, действительно есть фактически два показателя. Гигакалория – это количество тепловой энергии фактически, которое было потрачено на производство тепла. И на гигакалорию устанавливается тариф. Например, теплоснабжающей организации (той же МОЭК) устанавливается тариф органами регулирования. И в платежке должна быть цена 1 гигакалории.
Дальше – что касается объемов. Если у вас оплата равномерная, то вы платите либо по нормативу, то есть каждый месяц одинаково, либо среднемесячные показания прошлого года, и тоже каждый месяц одинаково. А один раз в год будет делаться корректировка – сколько вы должны были заплатить по счетчику общедомовому и сколько вы на самом деле заплатили. Это может быть больше, может быть меньше. Если вы платите по показаниям прибора учета, то есть в течение отопительного периода, то вам каждый месяц исполнитель коммунальной услуги, теплоснабжающая, управляющая компания должна указывать, что в этом месяце ваш дом по прибору учета общедомовому потребил, ну не знаю, 200 гигакалорий. Гигакалория стоит 2,5 тысячи рублей. Значит, жители дома должны заплатить 500 тысяч рублей. Вот они все делятся на площадь ваших квартир – и столько будет платежка.
Петр Кузнецов: Вот есть еще одно опасение. Считают многие, что чем сильнее топят, тем больше берут. И поэтому получается, что тебе и жарко, то есть дополнительное неудобство, и ты еще за это переплачиваешь.
Ольга Арсланова: Окно открываешь, отапливаешь атмосферу.
Игорь Кокин: Да, конечно. Если в доме есть общедомовой прибор учета, то он как раз учитывает все количество тепловой энергии, которая поступила в дом. Если прибора учета нет, то не важно, как топят – вы все равно заплатите фиксированную сумму по нормативу. Если прибор учета, то – да.
Но понимаете, какое дело? Наверное, слушатели со мной согласятся. У нас по нормативу температура в жилом помещении зимой должна быть 18 градусов…
Ольга Арсланова: А у нас…
Игорь Кокин: ±2. Вот не знаю, как другим, а мне 18 в квартире – холодно. Другие говорят – жарко. Да? И в этом отношении выдержать этот температурный график довольно сложно. Когда идет превышение, идет 30 – это называется "перетоп". И теплоснабжающая обязана за перегрев сделать перерасчет платы – снизить ее. Точно так же как если в квартире будет меньше 18, за каждый градус снижения тоже должен быть перерасчет.
Петр Кузнецов: Ну, здесь в помощь квартирные счетчики, еще один способ.
Игорь Кокин: Квартирные счетчики? Я с вами не соглашусь, потому что действующие правила предоставления коммунальных услуг устанавливают следующую очень неприятную для потребителей норму (и слушатель как раз об этом говорил): показания квартирного счетчика по отоплению используются в расчетах только в том случае, если 100% квартир оборудованы счетчиками.
Ольга Арсланова: Понятно. У нас есть сюжеты, которые мы подготовили как раз к началу отопительного сезона. Детские сады закрыты, школы отменяют уроки, в квартирах бесперебойно работают обогреватели – вот так сегодня живет Белоярский городской округ Свердловской области. Там коммунальное предприятие оказалось не готово к отопительному сезону.
СЮЖЕТ
Ольга Арсланова: И несколько сообщений от наших зрителей. Есть жалобы. "Дома холодно, сыро, в квартире плесень. Когда дадут отопление? Постель мокрая. Мама инвалид. Мы мерзнем. Татарстан, город Менделеевск. Куда жаловаться?" Если вдруг в регионе официально объявили: "Отопительный сезон сегодня начался. У вас температура именно такая, как положено при отопительном сезоне", – но этого не происходит, порядок действий для граждан?
Игорь Кокин: Во-первых, гражданам следует обратиться либо в городскую администрацию, либо в органы государственного жилищного надзора, либо хотя бы в свою управляющую компанию или ТСЖ. Вот когда говорят: "С сегодняшнего дня начали отопительный сезон"…
Ольга Арсланова: Как у нас в Москве.
Игорь Кокин: Да. Это не всегда с сегодняшнего дня. Потому что пока дом заполнит систему, пока ее всю проверять… Да? Потом еще же там по районам, по микрорайонам включают. Это, как правило, занимает два-три дня, иногда неделю, иногда даже две недели, если сложности с подключением. Это первое. То есть – обращаться.
Второе. Если за этот период с этого дня – с начала отопительного сезона – начали начислять плату за отопление, то жители, у которых было холодно в квартирах, вправе требовать перерасчета за эти дни платы за отопление.
Петр Кузнецов: А когда город начинает раньше срока отопительный сезон – это существенные дополнительные расходы?
Игорь Кокин: Если жители оплачивают по показаниям общедомового прибора учета – дороже. Если жители оплачивают по нормативу, то норматив учитывает отопление в среднем… Ну, у кого сколько, это разные регионы – семь месяцев, восемь месяцев. И там не важно, когда начали, когда закончили. Помните, в этом году весной было холодно, и в Москве включали дополнительно отопление?
Петр Кузнецов: Продлевали.
Игорь Кокин: Продлевали. Даже не продлевали, а начинали по новой, уже вроде закончили. И так же было во многих регионах. Но на самом деле никто дополнительно плату за отопление тем, кто платил по нормативу, не брал. А вот тем, у кого счетчик, тем пришлось. Счетчик показал – соответственно, в этом месяце оплатить. В мае месяце, по-моему, дело было.
Петр Кузнецов: Иркутская область, Елену послушаем. Здравствуйте, Елена.
Ольга Арсланова: Добрый вечер.
Зритель: Добрый вечер. Город Ангарск, Иркутская область. Генеральное предприятие у нас "Иркутскэнерго". У меня такой вопрос. Я все время передачу вашу смотрю. Вы передаете (вот у нас в мае отключают до сентября), что платить нужно только по факту. Но мы всегда оплачиваем все месяцы, то есть полностью, и с мая по сентябрь. А в вашей передаче объясняли, что мы только по факту должны платить, когда есть отопление.
Ольга Арсланова: Понятен ваш вопрос. Давайте разъясним. Я правильно понимаю, что это зависит от региона? В Москве мы платим каждый месяц, просто сумма раскидана на год.
Игорь Кокин: Это зависит от региона. В каждом субъекте федерации решение об оплате – равномерно или в течение отопительного периода – принимается субъектом федерации. Например, в Кировской области с этого года приняли решение платить в отопительный период, и они теперь будут платить только в отопительный период. Но до этого платили равномерно.
Ольга Арсланова: В Иркутской области, вероятно…
Игорь Кокин: В Иркутской области, насколько я понимаю, оплата равномерная, и они платят весь год. Но это не значат, что они платят больше. Это значит, что у них будет сделан перерасчет – и они все равно оплатят столько же, сколько платили бы, если бы они платили в отопительный период.
Петр Кузнецов: В случае Североморска, по-моему, о котором мы говорили в самом начале, мы так понимаем, есть вариант отказаться от общей отопительной системы, что и сделали жители. Это уже надо спрашивать у них. Если вы из Североморска – поясните. То есть перешли на электрообогреватели.
Игорь Кокин: Я думаю, что проблема в Североморске связана с другим. И так во многих регионах. В некоторых домах отдельные квартиры перешли на автономное отопление, и говорят: "У нас автономное отопление, мы за отопление больше не платим". Но правила предоставления коммунальных услуг говорят: если есть прибор учета, он показывает какое-то количество вот этих самых гигакалорий, они делятся на всех жителей пропорционально площади, независимо от того, есть у тебя индивидуальное отопление или нет. Почему? Потому что тепло – это такая штука, которая распространяется через двери, через стены, через потолки. И в этом отношении государство не может сказать и правительство не может сказать, сколько ты тепла потребил, да? Может, ты, чтобы себе не тратить газ, открыл дверь в коридор и грелся общедомовым теплом. Поэтому, если вы хотите не платить за отопление, нужно, чтобы весь дом, все квартиры отключились от отопления – и тогда вы отопление будете оплачивать каждый в своей квартире самостоятельно.
Ольга Арсланова: Ну что, еще несколько сообщений. По-прежнему Москва радуется, что стало тепло. А вот Московская область жалуется. Балашиха: "Отопления нет, в квартире +16". Интересуются: "Когда уберут идиотское понятие: если в течение 5 дней температура будет +8, тогда включают? Тепла в домах нет, а на улице 2–4 градуса тепла", – жалуется Оренбург. Тюменская область: "Отопительный сезон с 15 сентября по 15 мая. Включают позже, выключают раньше. Топят кое-как. Деньги дерут все время". Ногинский район, Старая Купавна: "Отопления нет и не предвидится, пока все не переболеем". В общем, очень много жалоб от наших зрителей, что холодно по-прежнему в квартирах.
Игорь Кокин: Я единственное что могу сказать? В Оренбурге холодно, подтверждаю. Позавчера был, мерз. Но дело в том, что вопрос начала отопительного сезона – это вопрос местных властей. Соответственно, власти Балашихи, власти Ногинского района принимают решение самостоятельно. И возмущение слушательницы о том, что +8, когда ее уберут. Ее уже убрали. Есть эта норма. Она говорит, что позже нельзя начать отопительный сезон, а раньше можно. Это зависит от местных властей. Поэтому обращайтесь к своим депутатам, обращайтесь к руководителям ваших городов и требуйте, чтобы начали отопительный период. Не будьте пассивными. Потому что говорить "плохо"…
Ольга Арсланова: Не поможет
Игорь Кокин: Не поможет. Надо предпринимать меры. Надо рублем наказывать, требовать перерасчетов, возврата денег. Если я не получил услугу, я имею право требовать возврата денег. Это тяжело, я знаю.
Петр Кузнецов: Итоги голосования. Вам дали отопление? "Да" – ответили 31%, "нет" – 69%. Ну, сегодня первые дни только, когда все это дело запускается.
Игорь Кокин: Я думаю, что 31% – уже хорошо.
Петр Кузнецов: Это уже хорошо.
Игорь Кокин: Это уже хорошо.
Петр Кузнецов: Как собственно и с температурой. 31 – это хорошо.
Игорь Кокин: Как собственно и с температурой. 31 – это хорошо.
Петр Кузнецов: Как в Египте.
Ольга Арсланова: Это лучше, чем сколько там?
Петр Кузнецов: Ну что? Мы вам желаем тепла. Если что, грейтесь от "ОТРажения", у нас всегда жарко. Просто подойдите поближе к экрану телевизора. Мы уверены, что в ближайшее время к вам тепло придет. Спасибо большое. Игорь Кокин, эксперт Высшей школы государственного управления РАНХиГС.
Игорь Кокин: Спасибо.
Ольга Арсланова: Спасибо.