Виталий Млечин: «Стать лидерами на внутреннем рынке и войти в мировой топ-5 к 2030 году» – такую задачу перед производителями электроники поставил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он предложил обеспечить полную независимость России от зарубежной электронной продукции, не много не мало. Марианна Ожерельева: Вот сейчас доля отечественной электроники высока только в военной продукции – около 85%, а вот в гражданской всего 30%. Виталий Млечин: Да, на развитие электронной промышленности до 2024 года в нашей стране предусмотрено примерно 266 млрд рублей. Китай для поддержания лидерства в массовом производстве электроники будет вкладывать в среднем по 75 млрд долларов и каждый год. Разница очевидна. В свою очередь, США инвестируют более 50 млрд долларов в год для поддержания технологического лидерства. То есть, получается, по вложениям мы, конечно, очень сильно отстаем. Марианна Ожерельева: По словам Дмитрия Чернышенко, нужно не просто скопировать, а создать что-то свое. Получится ли? Давайте разбираться в этом вопросе. Арсений Брыкин, директор Консорциума «Базис», профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, с нами сейчас на связи. Арсений Валерьевич, здравствуйте! Виталий Млечин: Арсений Валерьевич, здравствуйте! Нет, сообщение мы не будет отправлять, мы хотели бы поговорить все-таки с Арсением Валерьевичем. Марианна Ожерельева: Арсений Валерьевич? Виталий Млечин: Что-то техника пока не хочет нас соединять. Марианна Ожерельева: Пока готовимся. Тут же вплоть до нацпроекта, что это должна быть национальная такая история, которая, судя по тому, как у нас финансируют нацпроекты из федерального бюджета, будет такой же. Поэтому вопрос важный. Вооружение. Все-таки мы знаем, что на это тратится. Мне кажется, у нас уже было много телезрителей, которые нам про это рассказывали, помнишь, про военную технику... Виталий Млечин: Конечно. Марианна Ожерельева: ...что надо строить, надо создавать в отраслевой. Виталий Млечин: Нет, ну нас так исторически сложилось, что военное производство у нас всегда и хорошо финансируется, и, собственно, развито хорошо. Марианна Ожерельева: И продаем заграницу, экспортируем. Виталий Млечин: И продаем, экспортируем в огромных количествах вооружение. Это факт. А вот с гражданской продукцией как-то сложнее. Марианна Ожерельева: Ну а что бы в гражданской вы бы хотели, Виталий, скажите? Вы на машине какого производителя ездите? Каверзный вопрос? Любопытно, что гражданского есть? Гражданская авиация? Виталий Млечин: У меня было целых две отечественных машины. Марианна Ожерельева: И как? Виталий Млечин: В общем, вполне неплохо, но сейчас с машинами тяжело, сейчас дороговато машины стоят и наши, и не наши. Марианна Ожерельева: И не только отечественные, их тоже. Виталий Млечин: Что вы думаете по этому поводу? Вот что, самое главное, нас интересует. 8-800-222-00-14 – телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших СМС-сообщений. С техникой вообще: какую технику чьего производства вы предпочитаете? И как вы считаете, получится ли? Что будет в случае импортозамещения? Если, действительно, сейчас вопрос обсуждается, что называется, ребром стоит вопрос: если возьмут и введут какие-то жесткие санкции в наш адрес. Марианна Ожерельева: И компьютеры отечественные, машинка стиральная уже есть отечественная. Виталий Млечин: Так они всегда были, и компьютерные... Марианна Ожерельева: Вопрос качества, соотношения цены и качества. Виталий Млечин: Вот, соотношения цены и качества, пожалуй, вот это главный вопрос, потому что, собственно говоря, технологии-то есть и в нашей стране в том числе, но столько, сколько это стоит... Сейчас это не очень конкурентоспособно, скажем так. Марианна Ожерельева: Не очень выгодно для нас, потребителей. Виталий Млечин: Да, потому что характеристики чуть-чуть похуже, а цена чуть-чуть повыше, и получается... Марианна Ожерельева: Ну и дизайн порой хромает. Все это будем обсуждать с Арсением Брыкиным, директором Консорциума «Базис». Арсений Валерьевич, здравствуйте! Вы нас слышите? Арсений Брыкин: Да, слышу, здравствуйте! Марианна Ожерельева: Какой же ценой будем добиваться своего отечественного? Как вам такой вот план от господина Чернышенко? Арсений Брыкин: В целом, нормальный план, нам нужно отстаивать и собственный рынок электроники, нужно и на экспортные планы смотреть, но для этого, с нашей точки зрения, необходимо, в первую очередь, импортозамещать базис отраслевого развития. Это основное средство, это то, что должно быть для создания электроники в принципе. Технологии, технологическое оборудование, материалы, высокочистые вещества. Отрадно, что в отраслевой строке появились на эту тему вполне конкретные мероприятия и наш Консорциум активно участвует в их реализации. Виталий Млечин: Арсений Валерьевич, вот смотрите, Китай вкладывает 75 млрд долларов в год, Соединенные Штаты – 50 млрд долларов в год, а у нас 266 млрд рублей на 2 года. Можно ли при такой разнице колоссальной в инвестициях в отрасль говорить о том, что можем как-то сравняться с этими гигантами? Или не на то мы смотрим, не на те показатели? Арсений Брыкин: Совершенно правильно говорите, что объем инвестиций не сопоставим, и здесь нужно отдавать себе отчет, в чем мы собираемся конкурировать. Если говорить о конкурентоспособности в массовых сегментах, таких как смартфоны или потребительская электроника, то да, здесь без массового производства и соответствующих инвестиций, которые сейчас зашкаливают все мысленные пределы, сейчас не обойтись. Если же говорить о сегментах, которые обеспечивают конкурентоспособность в специализированных сегментах, а также безопасность критической информационной инфраструктуры, то можно обойтись куда меньшими средствами. Однако и в том, и в другом случае базовые отраслевые приоритеты должны отталкиваться от технологического оборудования и материалов. Марианна Ожерельева: Арсений Валерьевич, ну зачем создавать велосипед? Вот у нас телезрители пишут: «Создавали и деньги выделяли на «Ё-мобили», «Ё-телефоны», что толку?» И правда. Вот если наши отечественные ракетные двигатели покупают те же самые американцы, и это сегодня востребовано, то и покупай, зачем придумывать что-то и ограничивать в потреблении зарубежного, пусть даже еще и более дешевого, но они уже знают, как это делать. Почему мы всегда пытаемся сделать свое, специально его сделать, не так, что где-то идея у бизнеса зародилась, например, или в проекте что-то придумали и показали это рынку, представили на рынке. А так вот, чтобы «давайте еще и фонд создадим, деньги выделим, а там как пойдет» – зачем вот это, зачем придумывают такие механизмы? Почему просто не сделать, по какому пути другие страны идут? ни создают какие-то продукты, продают их и на своем, и на зарубежном рынке. Арсений Брыкин: Давайте здесь, опять же, вспомним критическую информационную инфраструктуру и примеры других стран, которые не собираются, как вы сказали, создавать велосипед, они не единичны. Вспомните, когда Аргентину за не очень правильное поведение, по мнению некоторых стран, просто отключили с пульта, и столица этой большой страны достаточно долгое время – не Аргентина, а Венесуэла – провела без света и соответствующих коммуникаций. Критическая информационная инфраструктура – это технологическая информационная инфраструктурная безопасность страны, ее нельзя сделать на чужом велосипеде. «Чужой велосипед» - это то, на чем другие будут ездить. Наша инфраструктура должна быть лишена уязвимостей, поэтому в ней должны быть использованы отечественные программы в аппаратных средствах. Виталий Млечин: Арсений Валерьевич, а это вообще возможно, если даже в оборонке у нас 85% технологий? То есть получается-то 15% - импортные, а оборонка – это как раз критически важное. Если война, то, в первую очередь, оборонка должна быть наша отечественная. Марианна Ожерельева: А без них никак. Виталий Млечин: Да, то есть, получается, если даже там есть какая-то доля импортной продукции, то в гражданской вообще насколько это реалистично? Арсений Брыкин: Это реалистично. Не знаю, откуда у вас информация о 15% импортных технологий. В критических отраслях, в том числе в космических и оборонных, импортозамещение практически на 100% реализовано. В особенности в оружейных технологиях. Виталий Млечин: Это данные «Российской газеты», мы не можем им не доверять. Арсений Брыкин: Спорные данные. Но, тем не менее, в критической информационной инфраструктуре без вариантов нужно основываться на российских технологиях, они уже имеются в наличии, здесь вопрос о нормативно-правовом регулировании. А что касается технологического оснащения, то оно на данный момент уже имеется в наличии. Но про микроэлектронику я уже сказал: материалы и технологическое оборудование – это то, что появилось в стратегии отраслевого развития, на что начинают выделять деньги, и очень надеюсь, что через несколько лет это возымеет серьезный результат. Марианна Ожерельева: Давайте звонок послушаем. Сергей из Москвы. Сергей, здравствуйте! Виталий Млечин: Здравствуйте, Сергей! Слушаем вас. Зритель: Добрый день! Мое мнение такое: срок на проект реализации до 2030 года – это утопия. Срок реализации должен быть сокращен до трех лет не только в электронике, но и в других отраслях промышленности. И для этого необходимо выделить из фонда национальной безопасности 50% и под жесткий контроль и личную ответственность тех руководителей, кто будет за это отвечать. Вот тогда будет результат. А в 2030 году этот премьер-министр уже работать не будет и нести ответственность никто не будет, уже другое Правительство будет. Марианна Ожерельева: Сергей, подскажите, пожалуйста, вы чем-то отечественным пользуетесь? У вас какая-то техника, электроника, что-то есть в квартире отечественного производителя, российского производства? Зритель: Ничего, одно китайское. Вот и весь ответ. Ничего нет в России своего. 3 года, и все. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо большое! Марианна Ожерельева: Спасибо! Виталий Млечин: Арсений Валерьевич, а вот действительно, мысль такая, что мы планы, стратегии разрабатываем на 10 лет вперед, а через 10 лет-то уже совсем другие люди будут за это отвечать, и с этих уже не спросишь, которые брали на себя обязательство. И вот в качестве альтернативы предлагают резко сократить сроки. А это возможно, добиться таких результатов за короткий срок? Арсений Брыкин: За короткий срок можно добиться краткосрочных результатов. Упомянутые китайцы ориентируют свои стратегии на 50, а то и 100 лет вперед. Думать о будущем нужно в достаточно длительной перспективе, и здесь надо понимать, что стратегия до 2030 года – это целый комплекс мероприятий и программ. Сами мероприятия ориентированы на годичную, двухгодичную перспективу, а общая стратегия ориентирована на достаточно длительный период, в данном случае до 2030 года. Марианна Ожерельева: А подскажите, пожалуйста, вся эта история началась после санкций? Телезритель пишет: «Санкции учат мудрости: надо иметь свои технологии». Или все-таки и до этого периода были подобные разработки, чтобы что-то заменять зарубежное на свое отечественное? Арсений Брыкин: Данные подходы были и до так называемых санкций. Марианна Ожерельева: В каких сферах? Арсений Брыкин: Я сейчас главным образом говорю об электронной и радиоэлектронной промышленности. Что касается санкций, они, безусловно, обострили этот вопрос, заставили его серьезным образом ускорять, решение этого вопроса ускорять пришлось. Ну, естественно, ресурсов на этой пришлось выделять гораздо больше. Я совершенно согласен, что в данную сферу нужно кратно увеличивать инвестиции для того, чтобы результат не заставил себя долго ждать. Более того, надо понимать, сколько тратят наши конкуренты, чтобы хотя бы приблизительно соответствовать темпам развития в топовых технологиях. Но здесь уже вопрос к экономике и к той мощи, которую наша российская экономика может себе позволить в данном направлении. Марианна Ожерельева: А вот про инвестиции: все-таки это должны быть только государственные средства, на ваш взгляд, в этой кубышке на развитие тех самых продуктов импортозамещения или же все-таки бизнес тоже должен поделиться тем, что он заработал на российских недрах, в частности. Арсений Брыкин: И то, и другое. Минпромторг России в прошлом году при участии Консорциума «Базис», наших экспертов издал постановление Правительства 21.36, которое регламентирует субсидии, в рамках которых и государственные инвестиции присутствуют, и обязанности того, кто получил эту субсидию от компании рыночной. Но есть такие зоны, которые вряд ли будут профинансированы частным бизнесом – это фундаментальные НИОКРа, это разработка технологического оборудования. И здесь совместно с Минпромторгом реализуются и разрабатываются программы мероприятий, которые будут полностью финансироваться за счет государства. Поэтому и так, и совместно. Виталий Млечин: То есть это все-таки какие-то государственные или окологосударственные структуры должны это и финансировать, и реализовывать? Или все-таки какой-то частный бизнес тоже должен участвовать в этом? Арсений Брыкин: В выделении субсидий не возбраняется участвовать и государственным компаниям, и частным. Очень много частных компаний в рамках постановления 21.36 получили субсидии, сейчас их реализуют, выводя продукты на рынок. И те, и другие могут участвовать. А вот что касается фундаментальных НИОКРов, то здесь без государственного инвестирования не обойтись, это не окупаемые в краткосрочном периоде инвестиции, только государство может себе это позволить, видя стратегии развития отрасли на долгую перспективу. Марианна Ожерельева: Еще вопрос от наших телезрителей. Из Саратовской области пишут: «Никакой импорт современный не заменит старую электронику. Раньше делали на века». Из Кемерово подтверждают: «Холодильник «Полюс» работает более 40 лет, ни за что его не выкину». Скажите, пожалуйста, а о качестве во всех этих документах речь вообще идет? Действительно, качество сегодня страдает. «Техника, - пишут наши телезрители, - очень быстро ломается». Как-то этот аспект учитывают или нет? Или главное выделить деньги, а там как пойдет? Лучше или хуже, но, главное, хотя бы с чего-то начать. Арсений Брыкин: Вопрос качества, безусловно, на повестке дня находится, однако если эта техника ломается, и один из слушателей сказал, что вся она у него китайская, значит, это вопрос к качеству китайской техники. Что же касается бизнес-моделей советских предприятий, у которых холодильники 40 лет не ломались: с одной стороны, это здорово, а с другой точки зрения, успешности этих компаний вряд ли пошло на пользу. Холодильники – это потребительский товар, если он 40 лет не ломается, значит, никто его 40 лет не покупает вновь. Марианна Ожерельева: И не делают, не создают новые, значит, да, спроса нет. Арсений Брыкин: Именно поэтому многие иностранные компании, в общем, специализированными способами делают так, чтобы техника все же выходила из строя, и была ремонтопригодна. Концепция потребления раскручивается, и электроника здесь принимает участие. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо! Марианна Ожерельева: Спасибо вам большое! Арсений Брыкин, директор Консорциума «Базис», профессор Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, с нами на связи. Виталий Млечин: Кстати, о технике. Пишут из Ленинградской области: «У меня белорусский холодильник «Атлант» с 2003 года, спасибо им большое за качественную технику!» И вот еще из Хабаровской области: «У нас умеют делать прекрасные вещи, жаль только штучно», - наш зритель намекает на то, что вещи-то есть, но надо их как-то выводить на массовый рынок, как-то продвигать. Марианна Ожерельева: Сложно. Виталий Млечин: Да, с этим возникают сложности. Вернемся через 3 минуты, не уходите.