Тамара Шорникова: Минпромторг поддержал идею бесплатно передавать малоимущим продукты с истекающим сроком годности. Речь, подчеркиваем, идет о качественной еде со всеми сертификатами. Сейчас такая благотворительность не выгодна торговым сетям – им приходится платить НДС, дешевле выбросить. Какие продукты могут попасть в такую программу? Согласились бы вы их взять? Это вопрос к вам, телезрители. Пишите, звоните в прямой эфир. Обсудим с Александром Калининым, генеральным директором Национального фонда защиты потребителей, академиком РАЕН, он у нас в студии. Здравствуйте, Александр Яковлевич. Александр Калинин: Добрый день. Тамара Шорникова: Итак, что касается такой инициативы – она, конечно же, не вчера родилась, мы с вами ее обсуждали. Но сейчас есть информация о том, что есть положительное решение по этой инициативе, именно поддержка от Правительства. Соответственно, давайте тогда разбираться, о чем может идти речь. Во-первых, а много ли по стране таких продуктов? О каком объеме идет речь, о каких продуктах идет речь? Александр Калинин:Инициатива очень разумная, очень своевременная, может быть, даже запоздавшая. Ну, это уже, так сказать, не тема нашего разговора. Я должен сказать, что обеспечение населения малоимущего пищевыми продуктами дважды обсуждалось в Совете Федерации, участвовала Валентина Ивановна Матвиенко и другие эксперты, дважды я там выступал тоже. Но пришли к тому выводу, что если обеспечивать малоимущих, если всех посчитать как следует, то получается более 50 миллионов человек. И никакой бюджет страны никогда этого не выдержит. И сегодняшнее предложение Минпромторга – разумное – начинать эту работу с детского питания, начинать с детей. Это очень разумно! Это первое. Второе. У нас продукты с истекшим сроком годности регулируются законодательными и нормативными актами. Тамара Шорникова: Именно с истекшим или с истекающим? Александр Калинин: С истекшим сроком годности. Они регулируются. И оборот таких пищевых продуктов в стране запрещен категорически. Тамара Шорникова: Ну, разумеется. Александр Калинин: На страже стоят у нас Роспотребнадзор, Россельхознадзор и другие надзоры. Это тоже принципиальный вопрос. Поэтому возникает вопрос: что нам дальше делать? Группа депутатов Государственной Думы во главе с Олегом Ниловым подготовила законопроект, который бы регулировал вопросы хранения и уничтожения подобного рода продуктов. Такой законопроект долго гулял по Государственной Думе, и сейчас он там еще гуляет, его вернули на работку. Почему? Потому что он опять-таки связан с большими расходами бюджетных средств и всего остального. Но у нас действует с 7 октября 2020 года постановление Правительства Российской Федерации «О порядке хранения, утилизации и уничтожения пищевых продуктов». Это очень серьезный документ, он сделан в форме программы, которую разработали Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Минсельхоз, Минпром и так далее – все заинтересованные организации. Это серьезный документ, который сегодня регулирует вот эти все процессы. Однако этого недостаточно. Почему? Потому что у нас большая масса пищевых продуктов с истекшим сроком годности либо пищевых продуктов, которые не знают, как их использовать при переработке. Тамара Шорникова: Александр Яковлевич, давайте сразу просто отбросим в сторону продукты с истекшим сроком годности, они нас и не интересуют. Они, по нашему законодательству российскому, по всему нормативным документам, испортились и не пригодны к употреблению. Давайте сфокусируемся на том, что еще может быть полезно и как с этим обращаться. Александр Калинин: Если мы зайдем в любой магазин, то мы увидим этикетки самые разные. И есть целая группа продуктов, которые после истечения срока годности можно употреблять в пищу. Тамара Шорникова: Еще раз: нас не интересуют такие продукты. Нас интересуют только те, которые скоропортящиеся. Это как я понимаю инициативу. Через два-три дня они выйдут из употребления. Вот за этот срок, чтобы не ждать как раз, что их придется выбрасывать, их можно перенаправить кому-то. Речь сейчас исключительно об этом. Александр Калинин: Таких продуктов много. И их можно перенаправить, и прежде всего не в те организации, которые вывозят на свалку, а в другие организации: в социальную сферу, в детские сады, в больницы и так далее. И страшного ничего здесь нет, потому что у нас есть большая группа продуктов, которые длительного хранения. И если стоит срок годности, то это вовсе не означает, что продукт нельзя употреблять в пищу. Я приводил пример для телезрителей по поводу мясных консервов, которые нашли в Арктике со сроком хранения 84 года, 78 лет и 114 лет. И я был одним из экспертов во Всероссийском институте мясной промышленности, который кушал, дегустировал эти продукты, которые оставил Иван Дмитриевич Папанин. Тамара Шорникова: Ну, это, конечно, рисковый эксперимент был. Не нужно провоцировать зрителей на его повторение, как пишут в фильмах остросюжетных. Александр Калинин: Это к тому, что на продуктах срок годности указан, но есть их еще можно. Например, бобовые культуры или вяленую колбасу, только вяленую колбасу. Или, предположим, йогурты два-три дня после срока годности можно еще употреблять в пищу. Тамара Шорникова: Можно, но не стоит. Мы все-таки сейчас сфокусируемся на другом, еще раз, чтобы не вводить в заблуждение наших телезрителей, о чем идет речь. Александр Калинин: Это уже другой вопрос. Тамара Шорникова: Давайте сейчас посмотрим один видеоматериал: что насчет этой инициативы думают телезрители? А после вернемся и продолжим обсуждение. «Взяли бы бесплатно продукты с истекающим сроком годности?» И вот что думают на этот счет жители разных городов. ОПРОС Тамара Шорникова: Еще буквально пара SMS. Что пишут? Краснодарский край: «Никогда не возьму товар с истекающим сроком годности – себе дороже. Пенсионер, Краснодар». Ставропольский край: «Это делается, чтобы не снижать цены?» Вот этот момент сейчас, конечно же, обсудим. И послушаем телефонный звонок перед этим. Наталья, Удмуртия. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Вы знаете, я хотела сказать о том, что… Вот я работала в магазине, не буду рекламировать эту сеть. Там, когда кончался срок годности, один день, уценивали товар в два раза – и люди просто разбирали эти продукты моментально! Знаете, и торты, и молочную продукцию. Мы, пенсионеры, просто объедались этими продуктами. А потом, вы знаете, я, например, видела тоже в одной сети, что приехали персики уже подвявшие. Ну почему бы их, например, не уценить в два раза? На варенье, на джем и так далее. Но их так и не уценили, даже их потом выбросили. Вот это нерациональный такой подход. Надеюсь, что наша Дума наконец-то возьмется за ум. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за ваше мнение. Давайте подключим к разговору еще одного эксперта. Сергей Илюха, консультант по работе с ритейлом, член правления РАЭРР. Здравствуйте. Сергей Илюха: Добрый день. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, расскажите, что сейчас мешает вот такую работу вести? Почему торговые сети не могут отправлять, не дожидаясь необходимости выбрасывать, отправлять продукты с истекающим сроком годности в фонды или напрямую тем, кто в этом нуждается? Сергей Илюха: Ну, начнем с того, что продажа продуктов питания – это коммерческая деятельность, согласитесь, поэтому торговая сеть при приближении окончания срока годности старается товар продать. И если она это не смогла, то это уже ее ошибка. Дальше у нее два варианта. На сегодня она с минимальными затратами этот товар утилизировала, она утилизировала товар, и, соответственно, там к зачету шел НДС. Если же она не будет списывать этот товар, а до истечения срока годности куда-то его отправлять, то на нее ложатся два вида затрат. Первое – это доставка до малоимущего населения куда-то, то есть это или дома престарелых, или еще какой-то вариант, где этот товар будет за оставшийся срок годности каким-то образом передан потребителю. И пока что, по существующей нормативной базе, никто не отменял уплату НДС на этот товар, так как он был реализован хоть и по нулевой цене, но конечному потребителю какому-то. Поэтому на сегодня розничным сетям просто это нецелесообразно. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, а под «утилизировать» мы что имеем в виду? Просто выбросить? Сергей Илюха: Нет, есть процедура утилизации, она тоже стоит определенных денег, но, по моим оценкам, это все-таки дешевле, чем раздать, отвезти куда-то товар, который еще можно продать, за свой счет куда-то отвезти, кому-то отдать, еще и заплатить с этого НДС. То есть идея, в принципе, хорошая. Если сети дают альтернативу – ты можешь утилизировать или можешь за день-два до того, как истечет срок, отдать его кому-то, и это будет тебе выгоднее, то сеть должна иметь возможность выбора. Если же… Тамара Шорникова: Сергей Александрович, а много таких… Простите, хочется больше вопросов успеть задать. Сергей Илюха: Конечно. Молчу. Тамара Шорникова: Много ли таких товаров, с которыми не справились сети, не успели продать? В итоге постояли они на полке эти два дня, три дня, несчастные, дождались – и приходится их выбрасывать. Сергей Илюха: По вашей же бегущей строке: 17 миллионов тонн. Александр Калинин: Правильно. Тамара Шорникова: Подтверждаете? Александр Калинин: Да-да-да. Это экспертная оценка. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, а как отреагируете на сообщение телезрители: «Это все делается, чтобы не снижать цены»? Мол, если бы были более адекватные цены, не пришлось бы голову ломать, люди просто сами бы в магазине все раскупили. Сергей Илюха: Здесь немножко не такая ситуация, потому что цены и так регулируются рынком. Здесь иногда бывает неадекватный товарный запас, допустим, кто-то ошибся и перезаказал товар. Бывает, что… Ну, вы прекрасно знаете, что сейчас магазины дверь в дверь стоят. В одном магазине проходит акция на этот товар, в другом не проходит – соответственно, там, где нет акции, продажи падают. Цена – это… Ну да, в цену закладывают какие-то расходы и потери, но я не думаю, что это глобально повлияло бы на ценообразование, это разрешение. Тамара Шорникова: Секунду, оставайтесь на связи. Вопрос к вам, Александр Яковлевич. Как вы думаете, с кем еще нужно вести обсуждение этого вопроса? Вот предлагают подключить, например, Минздрав. Что думаете по поводу этой инициативы? Насколько это все будет безопасно? Как обеспечить бесперебойные поставки, чтобы эти два-три дня машина не провела в пути, скажем? Александр Калинин: Все, что касается Министерства здравоохранения, Роспотребнадзора и Россельхознадзора, которые стоят на страже нашего здоровья и борются с фальсификацией и другими, так сказать, всякими неприятными процедурами на продовольственном рынке, то они свои задачи выполняют. Документы все есть – и нормативные, и всевозможные, которые регулируют эти процессы. Все есть, только надо все это выполнять. Поэтому я могу только обратиться к потребителям, к покупателям. Сейчас мы уже приближаемся к осени, скоро август. Сейчас лето, но скоро осень, идет пора массовых всяких заготовок и всего остального – овощи, фрукты, другие продукты. И хозяйка видит иногда плесень: малина, так сказать, немножечко покрылась плесенью или смородина. Она говорит: «Ой, да ничего! Я сейчас все переварю – и будет все в порядке, будет у меня замечательная еда». Я хотел бы предупредить прежде всего потребителей, что вот эти токсины, а именно микотоксины, они при температуре не все уничтожаются, а особенно если, предположим, там грибки дрожжевые, то даже температура 130 градусов их не убивает. Поэтому надо быть осторожнее. А особенно осторожнее быть там, где бобы, рис, сухофрукты. Если вы видите там плесень такую белую, немножечко с коричневым налетом, то это грибок аспергииллюс. Это вообще серьезная вещь. Надо тогда тепловую обработку – 200 градусов. Или вообще выбрасывать куда-то, если вы, предположим, вот сейчас что-то делаете или вы что-то купили с истекшим сроком годности. Это сразу видно. Тамара Шорникова: Это уже наша подводка – меньше чем через 15 минут начнем обсуждать, как россияне заботятся о своем здоровье. Вот рассказали немного пару правил, чего не нужно делать. Сергей Александрович, расскажите, пожалуйста… Вы на связи с нами еще? Сергей Илюха: Да. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, как вам кажется, речь все-таки… Я возвращаюсь к инициативе о передаче продуктов с истекающим сроком годности малоимущим. О каких товарах, о каких продуктах в первую очередь идет речь? Какого номенклатурного ряда это может коснуться? Сергей Илюха: Я думаю, это в первую очередь те же товары с коротким сроком годности, то есть это овощи, фрукты. Ну, хлебобулочные изделия вряд ли, хотя определенные категории, конечно, могут попасть. Это мясные изделия с коротким сроком годности. Знаете, я сейчас немножко еще почитал бегущую строку, послушал. Здесь очень важно то, какая цель этой программы, кому хотят сделать хорошо. То есть если хотят сделать сетям хорошо, то определите процедуру и дайте сети возможность выбора. Если хотят сделать потребителю, то надо понять все-таки: благотворительность за чей счет будет? Если это государственная программа, то нужно тогда создать службу, возможно, которая будет в сетях это забирать, учитывать – и тогда сеть, конечно, с удовольствием будет в этом участвовать, потому что у нее не будет дополнительных затрат. А просрочка всегда в сети бывает, с этим ничего не сделаешь, это ритейл. Там нельзя так, как на предприятии, запланировать: десять сделали, десять отгрузили и так далее. Здесь всегда приходится закупать с определенным запасом, чтобы были презентабельные полки. Тамара Шорникова: Как вам кажется, так как вы представляете сети, как это должно функционировать, чтобы сети вошли в эту программу, согласились в ней участвовать? На чьем балансе? И кто должен построить какие-то логистические центры? За чей счет должна вестись перевозка? Смогут сети потянуть это? Они же в любом случае куда-то везут на утилизацию, а здесь будут вести в тот же логистический центр. Сергей Илюха:Ну, надо считать… Я бы сделал так. Если я бы был царь, я бы сделал так. Тамара Шорникова: Так? Сергей Илюха: Я бы, во-первых, определил, кому должен поступать этот товар. Соответственно, я бы определил место, откуда этот товар будет распределяться в кратчайшие сроки, или своим ходом люди приходили бы забирать. Условно, центр раздачи товаров с короткими сроками годности. И дальше определил бы логистическую структуру, которая будет по определенному маршруту – ну, кросс-докинг какой-то, я не знаю, – ездить, собирать все это и привозить в это место. Дальше уже идет распределение, скажем так, расходов и инвестиций в этот проект. За счет кого? Ну, мне кажется, сети сейчас несут и так достаточную нагрузку на социальные товары, потому что они по своей инициативе ограничили наценки. Ну, дополнительно обременять их, скажем так, – это не коммерческое решение, а управленческое. Тамара Шорникова: Александр Яковлевич, у вас какая-то реплика, комментарий? Александр Калинин: Да. Сергей Александрович, сев в кресло царя, абсолютно правильно все сказал. Но я должен особенно подчеркнуть, что обеспечение этими продуктами семей и наших потребителей должно быть адресным. Я приведу два примера. Зам. председателя правления банка. Зарплата – выше 500 тысяч рублей в месяц. Ему продукты с молочной кухни, ему все везде и всюду, да? И азиатка, приехавшая работать в Россию, зарегистрировалась, родила здесь ребенка, живет вшестером в комнате – это второй вариант потребителя. Должна быть адресная помощь, это очень важно. А все, что касается торговых сетей – ну, что я должен сказать? Мы уже язык оббили, что холодильные цепи от производителя и до прилавка должны хорошо работать. И не должен портиться товар по всей цепочке. Вот это очень важно! Это первое. Второе. Конечно, мы пока недорабатываем с потребителями, которые покупают очень много всего… Зайдите в магазин и посмотрите – тележка верхом набирается. А потом выбрасывают все на помойку. Это тоже большая проблема. Тамара Шорникова: Ну, могут себе позволить, значит. Александр Калинин: Значит, могут себе позволить. Я приведу пример тогда не царский, а еще выше. 11 августа 2020 года Си Цзиньпин, руководитель Китая, отложил все международные и прочие проблемы и обратился к нации с одним только призывом – экономить, беречь пищевые продукты. Он обратился к китайцам и сказал: «Мы раньше ели одну горстку риса в день, а сейчас у нас изобилие на рынке. А посмотрите, сколько на помойке пищевых продуктов. Я прошу всех китайцев быть благоразумными». Вы представляете? Вот этого нам не хватает сейчас – потребителям не хватает быть благоразумными и не брать лишнего. Нам не хватает того, что потребитель не был импульсивным при покупках, чтобы не было хватательных этих всех инстинктов, когда человек находится в магазине. Мы должны работать – и в государстве, и в обществе – над формированием нового типа поведения потребителей. Это важнейшая сегодня проблема! Тамара Шорникова: Это очень интересный разговор, но, мне кажется, Сергей Александрович не очень доволен ходом его развития, потому что как раз торговым сетям лучше, чтобы тележки были с горкой. Правильно, Сергей Александрович? Александр Калинин: Ну конечно. Сергей Илюха: Конечно. Александр Калинин: Он уже улыбается. Тамара Шорникова: Кстати, об изменении потребительского поведения. Белгородская область адресует вам вопрос, вернее, такая реплика: «А все перестанут покупать и будут ждать, – ну, заменю, такое грубоватое слово, – бесплатных товаров». Не переживаете, что так может произойти? Сергей Илюха: Я не переживаю, потому что для сети товар с оканчивающимся сроком годности или тем более просроченный – это очень жесткий форс-мажор. И вся система работы розничной торговли строится таким образом, чтобы вообще исключить такую возможность. Поэтому я и говорю: и на цены не повлияет это – утилизировать или раздать. Это не повлияет, потому что это единица процентов от всего товарооборота сети. Поэтому сети со своей стороны будут стараться, чтобы у них было меньше таких товаров. Ну, задача уже тех, кто заботится о населении – сделать так, чтобы товар с истекающим сроком годности было сети дешевле не продавать за копейки, а потом утилизировать, а просто чтобы его забирали и, скажем так, до истечения срока годности передавали тому, кому он действительно нужен. Александр Калинин: Тамара, я еще добавлю. Тамара Шорникова: Так? Александр Калинин: Если мы придем сейчас в большие магазины Франции, в Лондоне, в Вене, в Австрии, мы там найдем обязательно такой отсек, где продаются товары с истекшим сроком годности или товары с приближающимся, истекающим уже сроком годности. И там даже немножечко таблички висят и все остальное. Международный опыт надо просто изучать и как-то его внедрять. Вот и все. Но я добавлю: если в Австрии, во Франции или в Лондоне покупатель купил этот товар, этот пищевой продукт и что-то случилось, то торговля несет юридическую ответственность перед потребителем. Тамара Шорникова: Сергей Александрович, готова ли торговля нести ответственность? Ведь одно дело, если будут товары утилизированы, а другое дело, если они попадут в чьи-то руки и, не дай бог, все-таки окажутся не очень годными к употреблению. Сергей Илюха: Мне кажется, ваш вопрос содержит ответ. «Давай я тебе что-нибудь подарю, а потом еще заплачу за то, что ты отравился». Ну, наверное, торговле это не очень интересно. В этом нет логики, в этом нет экономики, в этом нет логики, в этом нет ничего. Тамара Шорникова: Да, спасибо. Сергей Илюха, консультант по работе с ритейлом, член правления РАЭРР. Александр Яковлевич, в этом нет логики. Ну а по закону-то? Вот если что-то такое случится, не знаю, логистическая компания довезет груз позже, то кто будет отвечать за какой-то неприятный инцидент? Торговая сеть? Или логистическая компания? Или куратор центра, где будут храниться эти товары? Александр Калинин: Отвечать будет тот, у кого покупали. У кого покупали, тот и отвечает. Продавец. Тамара Шорникова: Хорошо. Давайте послушаем вместе телефонный звонок – Виталий, Владимирская область, телезритель на связи. Здравствуйте. Зритель: Добрый день, добрый день. Тамара Шорникова: Да, слушаем вас. Зритель: Вот я немножко посмотрел, послушал. И я немножко недопонимаю саму суть этого вопроса – раздать или продать, накормить бедных, ну, раздать. Мое мнение: раздавать ничего не надо. Эти продукты можно отдать. У нас есть детские сады, у нас есть медицинские учреждения, дома престарелых, у нас есть много таких, скажем так, организаций и заведений, где это, в принципе, не помешало бы в целях питания. А по поводу того, что раздать продукты населению… Вы знаете, человек, который трудится, трудолюбивый, который работает, он никогда не останется без куска хлеба. Ну, к примеру, у меня соседи мигранты, они приехали. Они работают дворниками, они убирают подъезды, дома. Они умудрились купить себе квартиру, работая дворниками. Но наш человек не пойдет дворником, он будет жаловаться, что он плохо живет, дайте ему эти продукты бесплатно. Просто если человек трудолюбивый, трудится, он не останется без куска хлеба. Тамара Шорникова: Да, спасибо, спасибо. Это был телезритель Виталий на связи, Владимирская область. Мы обсуждали варианты, перспективы развития фудшеринга в России, когда еда отдается в добрые руки, скажем так. В нашем случае речь идет о еде с истекающим сроком годности. Пойдут ли на это торговые сети, как будет выглядеть программа в деталях – наверняка еще будем обсуждать. Спасибо. В студии у нас был Александр Калинин, генеральный директор Национального фонда защиты потребителей, академик РАЕН. Спасибо за разговор. Александр Калинин: Спасибо, Тамара.