Петр Кузнецов: Там, наверху, заглянули в Youtube наши и TikTok: увидели новый вид налогов. Денежку хотят собирать с блогеров. Платить налоги принято в странах, где право регулирует все основные финансовые аспекты жизни граждан, а блогеры их не платят. «Почему?» - задается вопросом заместитель начальника управления Президента по общественным проектам Александр Журавский. Оксана Галькевич: Ранее Минцифры придумало обязать такие иностранные платформы как Facebook, Youtube, Instagram, Twitter и TikTok выплачивать налог за российских интернет-звезд: от их доходов рекламы. А вот собирать-то есть что на самом деле. Вот, например, по данным исследовательской компании одной, видеоблогеры в России только в прошлом году заработали 18 миллиардов рублей, особенно в период пандемии... Петр Кузнецов: Да, все сидят дома и смотрят Youtube. Оксана Галькевич: Пилят какие-то видео, да. Петр Кузнецов: Посмотрим на рейтинг самых высокооплачиваемых в таком случае Youtube-блогеров в 2020 году, его представил Forbers. Основной критерий - доходы от рекламы, которую они размещают на своих каналах. Вот пятерка самых богатых в России. СЮЖЕТ Вот как-то так. Татьяна Иванова, генеральный директор агентства influencer-маркетинга Hello blogger. Здравствуйте, Татьяна. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Верно же я все прочитал? Татьяна... Нужно просто отметить, что Татьяна работает как раз с большим числом блогеров и нам сейчас многое расскажет. Татьян, скажите пожалуйста, блогеры сейчас вообще какие налоги платят? Как это происходит? Татьяна Иванова: Вы знаете, удивительно, что господин Журавский вдруг решил, что блогеры не платят налоги, потому что об этом можно было действительно говорить и печалиться лет пять назад, когда рынок блогосферы еще был достаточно, назовем его так, темный - как темный лес. Сейчас, во-первых, все названные в вашем топе блогеры являются индивидуальными предпринимателями и платят налоги. И на моем опыте я хочу сказать, что только наверное какой-нибудь маленький-маленький блогер с 10-20 тысячами подписчиков в Instagram сейчас не имеет юридическое лицо либо не оформлен как самозанятый. Если мы говорим про индивидуального предпринимателя, то блогеры платят 6% налогов, если мы говорим про самозанятого, то это те же 6% с юридических лиц, но, как вы знаете, самозанятые имеют ограничения от 2,5 миллионов. Поэтому встретить сейчас блогера, который просит перевести деньги на карту, как мне кажется, практически невозможно. Петр Кузнецов: Просто потому что нужно уточнить, если позволите, вот эти крупные компании, которые просят упомянуть их в том или ином ролике, они просто готовы договариваться только открыто, именно поэтому блогеры регистрируются как ИП, да? Татьяна Иванова: Конечно, конечно, рынок стал существенно прозрачнее. Мы, как агентство, заинтересованы в том, чтобы наши подопечные блогеры имели юридические лица, поэтому со всех сторон последние полтора года идет такая активное, знаете, финансовое просвещение. Тем блогерам, которые, например, не знают, с какой стороны подойти к истории с налогами, мы помогаем выбрать форму. Для начала это самозанятые, потом уже, соответственно, индивидуальные предприниматели. Оксана Галькевич: Татьяна, а как это проверить на самом деле? Вы говорите, что компании договариваются с блогером, допустим, если речь идет о какой-то рекламе. Как это проверить, что на самом деле это все прозрачно, и налог с этого уплачен? Ну, вот есть, например, такая история как продакт-плейсмент, да? В фильмах, в кинематографе используется часто, используется часто и у блогеров тоже. Вот в свое время, еще какое-то недавнее прошлое, не было вообще никакой законодательной базы, это никак не регулировалось. А сейчас как? Как вот проверить, что та одежда, в которой блогер сидит, вот та бутылка воды того производителя - это не реклама, или если это реклама, то с нее уплачен налог за это сотрудничество? Татьяна Иванова: К сожалению, механик и инструментов для того, чтобы проверить продакт-плейсмент у нас действительно нет. Оксана Галькевич: Нет. Татьяна Иванова: Но если это часть рекламной компании, да, и, например, бренд отмечен либо в ссылке в описании либо как-то отмечен в посте, то с большой долей вероятности это зафиксировано в договоре блогера и бренда. Но с такими вот сложными моментами как продакт-плейсмент, естественно, 100% сказать реклама это или нет невозможно. Особенно в том, что касается вещей. Ну, я думаю, что вы обратили внимание, что большинство блогеров старается появляться в нейтральных вещах, либо, например, в очень кричащих брендах: таких, например, как Gucci, где скорее это не реклама, а такой условный кич, да, и привязанность к определенной такой истории. Оксана Галькевич: В одежде брендов, упоминание которых им не холодно, не жарко, да, от этих блогеров. Они уже давно без их участия раскрутились. Но, тем не менее, вопрос все равно вы признали, остается. А что здесь можно было бы сделать, как вы считаете? Раз вы так давно и глубоко работаете в этой теме. Татьяна Иванова: Вы знаете, я думаю, что это должна идти инициатива от самой площадки. Это раз. Второе - это честность и прозрачность самих блогеров, да, чтобы они отмечали... Например, в Instagram есть такие возможности - отмечать, что пост спонсирован компанией, брендом. Но для того, чтобы эта история была 100% прозрачная, нам понадобится еще несколько лет, как минимум. Петр Кузнецов: Скажите пожалуйста, вы площадки упомянули. Но площадка, с которой они вещают, она нерусская. Есть ли здесь сложности? Двойное налогообложение или что? Мы знаем, что у российских чиновников отношения с американскими IT-гигантами не складываются. Как решается этот вопрос, когда наши блогеры выступают на зарубежных площадках и используют? Татьяна Иванова: Вы знаете... Действительно интересно, и как вы знаете, буквально несколько месяцев назад Youtube заявил о том, что будет удерживать налоги со своих блогеров. И для россиян ситуация следующая. Если я не ошибаюсь, до 1 июня все наши блогеры должны были подать свои юридические лица, зафиксированные в России, в Google, чтобы как раз не было этой истории с двойным налогообложением. Поэтому если кто-то из блогеров россиян свои данные не подал, то с него будет удерживаться 24% налогов. А поскольку между нашими странами заключено соглашение о двойном налогообложении, то процент налога будет удерживаться только с тех просмотров, которые у нас направлены на американских зрителей. То есть там процент еще не утвержден: от 10 до 30%, но у большинства наших блогеров процент американской аудитории не такой большой, чтобы действительно переживать. Оксана Галькевич: Ну, это, в основном, какая-то русскоязычная, да, эмигрантская аудитория, скорее всего. Татьяна Иванова: Да. Петр Кузнецов: Татьян, еще один вопрос. Мы знаем, что если раньше достаточно было снять видео на мобильный телефон, выложить его в интернет, чтобы его посмотрели такие же энтузиасты, то сейчас мы понимаем, что чем круче звезда, тем больше у него штат: он обзаводится свитой юристов, финансистов, освещение, гримеры, телевизионная техника... Оксана Галькевич: Монтаж, постпродакшн. Петр Кузнецов: Здесь это здорово. С одной стороны, мы можем, наверное, фиксировать создание новых рабочих мест. Как вариант. Но вот насколько эта зона белая, когда оплату блогер получает от рекламы той же сумму и дальше распределяет ее по своему штату? Насколько здесь оформлено все официально, правильно и максимально в белую? Татьяна Иванова: Я здесь могу говорить только за свою команду. Да, у нас оформлено официально. Как это работает в других командах, тут мне сложно сказать. Но, опять же повторюсь, для большинства крупных блогеров вопрос с налогообложением - это острый вопрос пару лет назад. Сейчас мы все стараемся максимально работать прозрачно: платить налоги, платить фиксированные взносы. В первую очередь потому что, как вы сказали, объем рынка достаточно большой. Оксана Галькевич: А вот какой этот объем рынка, Татьян? Как раз хотела вас об этом спросить. Овчинка выделки эта стоит? Может, прицепились налоговики с этим вопросом зря. Может, вы копейки там зарабатываете? Петр Кузнецов: Нет, ну вот у нас Blogger Base (мы начали с этих данных) - по их данным 18 миллиардов рублей... Оксана Галькевич: Ну, он же такой, скажем, единичный... Но, тем не менее, какие заработки? Татьяна Иванова: Ну вот смотрите. Если мы возьмем среднего такого блогера, который очень-очень много работает... Я просто вижу здесь комментарии ваших зрителей из разных регионов, которые пишут про то, что блогеры ничего не делают. Петр Кузнецов: Татьян, это самые цензурные только, вы понимаете, да, что на смс-портал... Татьяна Иванова: Да, понимаю. Вот блогер, который очень много работает, да, практически без выходных. Такой средней категории: не как Валя Петухов и не как Юра Дудь, зарабатывает порядка 4-5 миллионов рублей в год. И с этой суммы он платит порядка там 300-350 000 налогов и взносов. Вот много ли 4-5 миллионов в год? Оксана Галькевич: Нормально так, нормально. Татьяна Иванова: Нормально, да. Но поверьте мне, это люди, которые делают контент качественно, да. Еще какие-то суммы из этих денег платят на зарплаты своей команды. Поэтому, безусловно, есть долларовые миллионеры, но в большей степени эти долларовые миллионеры - селебрити, то есть Гудков - это скорее не блогер, скорее селебрити. Из вашего списка настоящий блогер - это только Валентин Петухов, там Юра Дудь. Но Валя на Youtube больше 10 лет. И по факту они такие же ваши коллеги журналисты, просто делают контент немножечко в другом формате. Один ролик Юры Дудя по производству вместе со всей логистикой, командой, там арендой помещений для интервью - это же тоже там... Петр Кузнецов: Интервью. А там и путешествия есть. Оксана Галькевич: Да, поездки в том числе. Проживание и все прочее. Петр Кузнецов: Это в 2-3 раза, в 4, в 5 дороже... Спасибо вам огромное. Оксана Галькевич: Татьян, спасибо, очень интересно было с вами побеседовать. Спасибо. У нас есть звонок из Крыма, давайте с Евгением поговорим тоже, что он думает о том, кто такие блогеры. Здравствуйте, Евгений. Зритель: Добрый день. Я тоже блогер. Оксана Галькевич: А, вы тоже блогер. Отлично. Слушаем вас. Зритель: Залайкать налогами - этот метод еще никому не удавалось настолько осуществить. Петр Кузнецов: Не очень хорошо вас слышно. Вы хоть и блогер, но связь не очень хорошая. Оксана Галькевич: Вы налоги платите, скажите? Зритель: Законные существуют для того, чтобы какие-то события совершались. И уплата налогов - это когда человек разовьется до этого, а блогер скорее фрилансер. И они, эти законы, оживают, когда у человека есть такая возможность. У нас тоже вот, у любого человека есть возможность заплатить налог. Ему и самому, наверное, это приятно сделать, потому что когда даешь от чистого сердца, когда есть из чего дать, а не тебя залайкали, тебе не нужен какой-то лайфхак, чтобы заплатить... Когда они от чистой души налоги, от чистого сердца. Оксана Галькевич: Тогда и спишь спокойно. Понятно. Петр Кузнецов: Евгений, можно я вам вопрос задам в стиле одного из популярных блогеров, на которого мы посмотрели? Зритель: А, ну конечно. Петр Кузнецов: Сколько вы зарабатываете? Зритель: С удовольствием. Я безработный. Петр Кузнецов: Блог. Если вы блогер, сколько приносит вам? Зритель: Я скорее... не моими мыслями, не моими идеями. И там, где это происходит, я не подвергаюсь каким-то подпискам, то есть действиям каких-то, как сказать... Ну, это временное. Оксана Галькевич: Мы поняли, ясно. Хорошо, спасибо. Петр Кузнецов: Ну, понятно. Спасибо. Блогер из Крыма неизвестный пока еще. Владимир Зыков. Оксана Галькевич: Так, а теперь у нас, да, Владимир Зыков, директор Ассоциации профессиональных пользователей социальных сетей и мессенджеров у нас на связи. Здравствуйте, Владимир. Владимир Зыков: Здравствуйте. Петр Кузнецов: Владимир, мы с вами встречались в эфире несколько месяцев назад, по-моему, по этой же теме. Аудитории разные, сами понимаете, нас смотрят много людей из разных регионов. Я бы хотел начать (по-моему, мы с этого и начали наш прошлый разговор), потому что смски в таком же духе: «Почему они больше получают? Почему они получают больше шахтеров? В основной массе несут чушь, ничего полезного». Объясните, пожалуйста, на пальцах: почему блогеры столько зарабатывают? Почему они зарабатывают больше врачей, учителей вместе взятых в отдельной взятом регионе? Оксана Галькевич: Иногда. Не всегда все-таки да. Владимир Зыков: Зарабатывают всегда больше те, кто имеет влияние на какую-то большую общую аудиторию. Чем больше у вас доступ к аудитории, тем больше у вас заработки. Соответственно, из-за того, что у вас есть доступ к этой аудитории, у вас есть возможность монетизировать довольно неплохо свои навыки, свои умения, свои знания, свои мысли, свои идеи и т.д. И у шахтеров нет возможности выступать на аудиторию 100, 200, 1000, 1 000 000 человек. Плюс это та работа, которую, условно, могут довольно быстро освоить другие. А блогер (это первое) - креативная стезя, то есть человеку нужно придумывать, о чем он будет рассказывать, делать это интересно, делать классную подачу, вкладывать много сил и энергии в монтаж, в склейку, в поиск материалов. Это довольно сложный процесс с точки зрения организации. И если поначалу, когда вот только Youtube условно зарождался в России, были блогеры одиночки, энтузиасты, которые выкладывали видео, придумывали сами идеи, сами монтировали, все делали сами, то сегодня с этими людьми работает большая команда профессионалов. Именно из-за того, что сегодня все больше и больше людей заходят в разные социальные сети и пытаются стать популярными, вкладывают все больше и больше денег. Из-за этого, во-первых, теперь сложно сделать так, чтобы на вас подписались люди, потому что они уже насыщены, они уже с большим трудом и с охотой подписываются на новые каналы. Соответственно, у вас уже меньше возможностей для того, чтобы начать вещать свои мысли, идеи и, соответственно, монетизировать это все. Петр Кузнецов: И остается только догадываться, сколько денег вложил блогер в начале своего пути, чтобы дойти до более-менее просматриваемого уровня: уровня там средней звезды. Это же какие инвестиции должны быть и время потрачено на эти вложения. Это тоже своего рода риск. А может и не выстрелить, может твой блог и не заработать. Оксана Галькевич: Ну, такое предпринимательство, кстати, бизнес. Владимир Зыков: Да, на самом деле, знаете, это как с историей любого успеха. На одного успешного приходятся сотни неуспешных, кто заходил: у тех, у кого хороший контент по качеству, он довольно неплохой, но просто они не смогли найти свою аудиторию. Из-за этого через какое-то время они просто заканчивали заниматься блогерством, просто уходили из этой специализации. Петр Кузнецов: В шахтеры. Оксана Галькевич: Или аудитория не смогла их найти на самом деле. Или они просто не знают алгоритма какого-то взаимного продвижения. Это же тоже, на самом деле, работа. Владимир Зыков: Ну, да. И, кстати, вот именно поэтому сегодня TikTok - это очень крутая площадка. Она новая, и это новые возможности для людей начать там публиковать свой контент, давать ссылки на свои там Youtube-каналы, Instagram-каналы. И благодаря TikTok все время рождаются новые звезды в Youtube и в Instagram. Тот же Даня Милохин, например. Поэтому каждое появление любой новой площадки - это возможности, которые надо использовать, потому что со временем, как и в Youtube, как и в Instagram, у пользователя отпадает возможность, желание... Просто перенасыщаются. Петр Кузнецов: Спасибо большое. Владимир Зыков и его комментарий. Идем дальше. Сообщение только одно. «Какой ужас, блогерство называют работой, дожили». А попробуйте, снимите что-нибудь, вот кто написал. Быть интересным - это огромная работа. Оксана Галькевич: Петя говорит со знанием дела. Не все блогеры... Спросите у Петра Кузнецова, у него классный Telegram-канал, он очень талантливый пародист у нас на самом деле. Петр Кузнецов: Спасибо, Оксан.