Налог на отпуск в России

Гости
Марианна Королева
представитель Федерации рестораторов и отельеров России
Игорь Фомин
заместитель председателя комитета по социальной политике Совета Федерации РФ

Оксана Галькевич: Ну а сейчас вот о чем. Бизнес обратился к властям, просит отменить так называемые курортные сборы для отдыхающих в нашей стране. После многих месяцев простоя и самоограничений не только предприниматели оказались в сложной ситуации, но и, понятное дело, клиенты предпринимателей, те самые отпускники, кто сейчас, в самый разгар сезона, думают, собственно, как это время провести, а сезон этот у нас очень и очень короткий.

Иван Князев: Ну вот ограничения постепенно снимают, и поток туристов двинулся к местам отдыха, но пока не такой мощный, как мог бы быть. Бизнес опасается, что всякая дополнительная финансовая нагрузка будет тяжким бременем для людей.

Оксана Галькевич: Сейчас курортный сбор действует в нескольких регионах, это Алтайский край и Ставропольский край, собственно, размер его 50 рублей в сутки с человека. Кажется, что вроде немного...

Иван Князев: Ну да.

Оксана Галькевич: Но так в принципе, если посчитать по количеству дней, по числу членов семьи, то, в общем, там сумма определенная набегает. Далее несмотря на то, что в апреле регионам на фоне пандемии разрешили его отменить, вот Крым, например, и Краснодарский край уже заявили, что сбор временно собираются приостановить, и сделали это, приостановили до следующего года.

Иван Князев: Да. Ну вот, как мы сказали, курортный сбор все-таки весьма такая существенная поддержки местных бюджетов: только с начала этого года в Ставрополье он пополнил казну более чем на 55 миллионов рублей, в Алтайском крае с туристов собрали почти 11 миллионов.

Оксана Галькевич: На эти деньги благоустраивают территории, где-то работу с мусором ведут, рекреацию какую-то проводят и так далее, много чем в принципе можно заняться на эти средства.

Вот поддержат ли законодатели туриндустрию в этом вопросе отмены курортного сбора? Как вы думаете, уважаемые зрители? Звоните, пишите, нужно это делать или оставить курортный сбор, оставить так как есть, потому что пользу он какую-то приносит? Вместе мы с вами рассуждаем на эту тему.

Ну а сейчас на связи с нами заместитель председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации России Игорь Фомин. Игорь Вадимович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Игорь Вадимович.

Игорь Фомин: Здравствуйте, здравствуйте.

Оксана Галькевич: Игорь Вадимович, ваша позиция в этой ситуации какая? Вы чего придерживаетесь?

Игорь Фомин: Дело в том, что мы изначально, когда принимали этот закон, мы предусмотрели самые широкие права регионов по его введению, по его администрированию, по установлению суммы сбора. То есть в принципе этот закон полностью регулируется регионами, которые участвуют в эксперименте по взиманию курортного сбора. Поэтому у регионов и существовала, и существует полная возможность регулирования этого вопроса. Если регион считает, что на сегодняшний день или на ближайшие годы курортный сбор может повлечь за собой снижение туристического потока, то он вправе его приостановить, отменить, изменить сумму.

Оксана Галькевич: А сколько это, кстати, простая процедура, отменить или не отменить? Ну то есть вот он принят, это что нужно?

Игорь Фомин: Сразу могу сказать, что простая: принимается региональный закон, в нем, например, оговариваются другие параметры курортного сбора, или его приостановление, или его отмена.

Оксана Галькевич: Нет, ну принять закон – это все-таки какая-то законодательная, законотворческая работа.

Игорь Фомин: Региональный закон.

Оксана Галькевич: Да, я понимаю, региональный закон, но тем не менее это работа определенная, это нужно...

Иван Князев: ...все просчитать.

Оксана Галькевич: Да, все просчитать, написать, это нужно грамотно все сформулировать, плюс потом собрать парламент и Законодательное собрание, время, собственно... Я поэтому и спрашиваю, насколько это простая процедура. Может быть, указа... ?

Игорь Фомин: Дело в том, что принятие федерального закона – это, извините, не менее сложная работа, поверьте мне.

Оксана Галькевич: Я не спорю.

Иван Князев: Да, Игорь Вадимович, ну вот в связи с этим вопрос: а может быть, все-таки у туристической отрасли, у туроператоров не получается на местах договориться с руководителями регионов? Почему они хотят все-таки на федеральном уровне вот это все дело закрепить так уже?

Игорь Фомин: Ну да, совершенно верно, туроператоры исходят из того, что если это будет закреплено на федеральном уровне, то станет обязательным для всех регионов. С другой стороны, понимаете, когда этот закон принимался, шла самая обширная дискуссия, в ней участвовали все, и туроператорское сообщество, и представители регионов, и была принята вот эта схема, по которой регион вправе сам администрировать, управлять этим сбором. Опять же вы правильно сказали, регионы относятся к этому сбору по-разному.

Иван Князев: Вот.

Игорь Фомин: Например, Республика Крым, у них одна позиция, у Краснодарского края другая позиция, на Ставрополье третья позиция. Поэтому здесь... Мы же все время говорим, что давайте проводить правильную, взвешенную региональную политику. Если регион, например, посчитал, что так надо сделать, то почему мы должны в это вмешиваться с помощью федерального законодательства?

Оксана Галькевич: То есть не одно для всех, а все-таки оставить это регионам на собственное усмотрение.

Игорь Фомин: Я считаю, что сегодняшняя схема регулирования позволяет регионам управлять этим процессом. Потому что любой регион, который завязан на туристический поток, сам заинтересован, чтобы к нему приезжали туристы. В сегодняшней ситуации не надо никого агитировать, и так понятно, что есть большие риски снижения туристических потоков, и, естественно, регионы, которые заинтересованы в туристическом потоке, могут приостановить взимание сбора или отменить его.

Оксана Галькевич: Ну, мы пока не знаем на самом деле, как туристический сезон будет складываться в нашей стране, тут уже разные страны начинают открывать свои границы на прием иностранцев, вот, например, Объединенные Арабские Эмираты, я слышала...

Иван Князев: Да-да-да, потихоньку, уже многие...

Оксана Галькевич: ...Турция, Греция тоже в разном виде обсуждают, вполне себе может быть в какой-то части и обычный туристический сезон, не поедет никто на Алтай, а полетит в Испанию, например, если вдруг.

Игорь Фомин: Нет, ну смотрите, дело в том, что если мы говорим объективно, реалистично, то, скорее всего, в этом сезоне россияне поедут в основном на российские курорты, потому что есть фактор времени.

Оксана Галькевич: Ага.

Игорь Фомин: Ну просто, если завтра откроют, это не значит, что туда можно сразу же поехать, понимаете? Здесь много вопросов, нюансов. Поэтому, конечно, доступнее всего будут российские курорты. Вы правильно сказали, что Республика Крым так и не вводила практически этот сбор, Краснодарский край ввел очень маленькую сумму и может ее приостановить, если пожелает, тут нет проблемы.

Иван Князев: Игорь Вадимович, скажите, пожалуйста, а вот наши-то курорты будут доступны в плане каком? В плане того, что дешево будет у нас заселиться в отели, в плане, я не знаю, проезда к ним, проживания? То есть вот чем мы сможем конкурировать, например, с европейскими курортами? Вы просто сказали, что они станут доступными для нас.

Игорь Фомин: В этом году с учетом той ситуации, которая сложилась, понимаете, с учетом той ситуации, которая сложилась, попросту здравый смысл призывает просто не ездить за границу, в этом плане...

Иван Князев: А, ну только здравый смысл, но не цена отдыха, я правильно понимаю?

Игорь Фомин: Ну, здесь можно разные давать прогнозы, потому что вы знаете, что эта тема очень активно обсуждается последние месяцы. Если брать просто личный прогноз, личную позицию экспертную, то я считаю, что транспортные издержки в этом году будут ниже, я считаю, что средства проживания будут или ниже, или как в прошлом году. Поэтому по совокупности отдых будет точно не дороже, чем в прошлом году. На самом деле это рыночная сфера, и, конечно, рынок здесь играет очень большую роль.

Оксана Галькевич: Игорь Вадимович, давайте вместе с вами пообщаемся с нашей зрительницей из Воронежа, ее зовут Ольга. Ольга, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте, Оксана.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Зритель: Вы такая невероятно умная женщина, это такая редкость, поэтому мне очень приятно говорить в прямом эфире.

Оксана Галькевич: Ну ладно, ну что вы на наших женщин-то наговариваете, Ольга?

Зритель: Нет, дело в том, что вы действительно...

Оксана Галькевич: Спасибо.

Зритель: Ну просто видно, что вы очень умная.

Дело в том, что у меня есть недвижимость в Сочи, и мы как бы проходили коронавирус и так далее, мы все равно проезжали, нас, в общем-то, только проверяли, чтобы справка была. Но я могу сказать, что на данный момент цены подорожали как минимум на 70%, это на данный момент.

Оксана Галькевич: Ага.

Зритель: Что касается конкуренции с европейскими странами, то мы там вообще стоим ниже плинтуса.

Иван Князев: А по чему?

Зритель: У нас ничего нет. Тот же Алтай...

Иван Князев: По уровню обслуживания, по услугам, по сервису?

Оксана Галькевич: Что вы имеете в виду, да? Нет ничего, а что нужно, чтобы было?

Зритель: Ну, во-первых, элементарные санитарные условия, чтобы была горячая, холодная вода, чтобы человек мог прийти в номер, чтобы нормально покушать, ну не в номере, а хотя бы где-то в гостинице, все очень ну... ну... ну не европейского уровня.

Оксана Галькевич: Мы поняли.

Иван Князев: Мы поняли.

Оксана Галькевич: Да, спасибо, Ольга.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Очень интересно, когда вот так люди звонят, своим опытом делятся. Все равно все, собственно, анонимно, друзья, мы же не бросимся выяснять, где, что, ну вот нам человек сказал, что на 70% выросла цена.

Иван Князев: Вот так вот.

Оксана Галькевич: Давайте вернемся к разговору с Игорем Вадимовичем, который с нами на связи, заместитель председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации России. Игорь Вадимович?

Игорь Фомин: Да, я хочу прокомментировать...

Оксана Галькевич: Да, конечно, а мы вам дадим такую возможность.

Игорь Фомин: ...данный вопрос, обращение зрительницы. Вот у нас позиция такая официальная, мы за развитие всех видов туризма, и выездного, и самая главная здесь задача наша обеспечить безопасность туристов, главная государственная задача – это обеспечить безопасность туриста: финансовую, экономическую, безопасность именно уже в плане самой безопасности, здоровье, вот это самое главное задача. Что касается какой-то специальной системы, препятствования быть не может, это точно, потому что туризм развивается нормально тогда, когда действительно есть нормальная конкуренция, действительно есть развитие внутреннего туризма, развитие въездного туризма, есть развитие выездного туризма.

Конечно, с точки зрения мер экономической поддержки любая страна поддержит въездной и внутренний туризм, но ни в коем случае речь не может идти про какие-то там специальные ограничения для выездного туризма. Если будет соответствующая ситуация и люди смогут туда выезжать, наши граждане, пожалуйста, но просто я говорю, что в этой ситуации, которая сейчас сложилась, это просто будет неразумно, потому что эпидемия еще не до конца остановлена, ехать в какую-то иностранную страну, не понимая, ни как там устроена система медицины...

Оксана Галькевич: Ну понятно, страховку еще нужно покупать.

Иван Князев: Ну это понятно, да.

Оксана Галькевич: Игорь Вадимович, скажите, а вот как вы считаете, смотрите, интересный феномен: люди, которые отдыхают за границей, ездят на курорты, они ведь знают, что там в принципе тоже с них берут курортный сбор, все это включено зачастую в стоимость гостиницы, путевок...

Иван Князев: Причем берут немало.

Оксана Галькевич: ...и берут, в общем, гораздо больше, согласна с Иваном. А вот когда речь заходит о курортном сборе в наших курортных местах, тут уже некая нервозность. Как вы думаете, почему? И как людям объяснить, что иногда, собственно, это и правильно такой сбор иметь?

Игорь Фомин: Ну, вы понимаете... Да, кстати, вы говорили про Турцию, в Турции это как раз вводится сейчас, специальный налог на туристов, вы, наверное, слышали, да? Да, вы правильно абсолютно этот вопрос задаете. Мне кажется, что... Почему мы и начинали этот эксперимент именно в привязке к региону? – потому что в каждом регионе своя ситуация. Где-то и туризм быстрее увидит результат... Вот, например, Ставропольский край, он уже очень много сделал за счет курортного сбора, привел в порядок различные элементы благоустройства, и туристы видят и это оценивают.

Если мы говорим про какие-то более массовые направления, где есть жесткая конкуренция с иностранными направлениями, такие как Краснодарский край, Республика Крым, то, конечно, там ситуация в конкуренции намного жестче, поэтому вот эти регионы очень аккуратно относятся к введению курортного сбора, к его сумме.

Оксана Галькевич: Ну, мы сейчас расскажем как раз о том...

Игорь Фомин: В республике... основная конкуренция с той же самой Турцией, поэтому это логично и понятно.

Оксана Галькевич: Ну да. Спасибо.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Сейчас мы расскажем как раз о том, на что регионы тратят эти средства, которые собирались за счет курортного сбора. Игорь Фомин был у нас на связи, заместитель председателя Комитета по социальной политике Совета Федерации России.

Ну вот смотрите, сейчас коротко сначала. Вот Алтайский край, например, курортный сбор в 2019 году, они собрали 47 миллионов рублей и собирались направить эти деньги на благоустройство Белокурихи, это знаменитый курорт в Алтайском крае. В Ставропольском крае, вот то, о чем, собственно, наш собеседник сейчас говорил, там действительно реализованы с начала этих сборов курортных 15 проектов: капитальный ремонт, например, сделали в Железноводске и реконструкцию территорий курортного парка в Ессентуках. В Сочи за счет курортного сбора, это уже Краснодарский край, благоустроят набережные, первый этап ремонтных работ запланирован был на конец 2020 года, но сейчас это все, я так понимаю, временно поставлено на паузу именно в связи с коронавирусом, с этими режимами самоизоляции. Но тем не менее мы видим, что эти средства позволяют какие-то вопросы решать.

Иван Князев: Ну, вполне себе логично, раз приезжают туристы, которые требуют хороших услуг, хорошей инфраструктуры, ну понятно...

Оксана Галькевич: И конкуренции, например, с турецкими курортами, болгарскими и прочими.

Иван Князев: Да, понятно, за какие-то деньги это нужно делать.

Оксана Галькевич: Да.

У нас еще один звонок, на этот раз Москва, Валерий. Валерий, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Валерий.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие друзья.

Вы знаете, я тут слушал господина Фомина, так сказать, он оправдывает сборы, налог на отпуск в России. Я пенсионер, понятное дело, что для меня поехать проблематично куда-нибудь отдохнуть, Сочи там, Краснодарский край, Черное море, пенсия, знаете, как-то не позволяет, это надо от своей пенсии очень долго и нудно откладывать на подобное, и на лекарства, и на все остальное.

Оксана Галькевич: Ага.

Зритель: И когда еще ты приедешь и с тебя каждый день 50 рублей в день будут брать налог... Постольку-поскольку я понимаю, что да, наверное, там для этого нужно, но я приезжаю отдохнуть, я хожу в кафе, еще куда-то, хожу по городу, музеи посмотреть...

Иван Князев: Ну понятно, Валерий, вам лишние траты, конечно же, были бы совсем не нужны. Конечно, когда вы там сможете накопить, поехать, лишняя копейка, чтобы с вас еще взяли за какой-то, ну для вас как для обычного человека, мифический курортный сбор...

Оксана Галькевич: Для любого человека копеечка на копеечку, 50 рублей в день-то.

Зритель: ...дополнительные сборы вообще с людей, которые приезжают отдыхать, понимаете?

Иван Князев: Да, спасибо.

Оксана Галькевич: Валерий, а как вот с заграницей быть?

Зритель: Я им не верю, они, скорее всего, это по карманам рассуют и никуда его не вложат, но отчитаются, что они чего-то там для нас сделали.

Иван Князев: А вот это хороший вопрос, вот это интересный момент.

Оксана Галькевич: Ну хорошо, Валерий, ваша позиция понятна, спасибо большое, что вы звоните, спасибо, что высказываетесь, уважаемые зрители.

Давайте представим еще одного нашего собеседника – в прямом эфире представитель Федерации рестораторов и отельеров России Марианна Королева. Марианна Альбитовна, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Марианна Альбитовна.

Марианна Королева: Здравствуйте, Оксана, здравствуйте, Иван. Рада вас видеть.

Иван Князев: Марианна Альбитовна, вот смотрите, два момента. Вот с одной стороны, Краснодарский край, нам телезритель пишет, видимо, со знанием дела: «Туристов будет в этом году мало, поэтому цены взлетят». Второй момент: если отменить курортный сбор, цены понизятся или нет? Вот чтобы я как обычный потребитель это понимал.

Марианна Королева: Вы имеете в виду цены на гостиничные услуги и вообще на туристическую инфраструктуру, экскурсии и так далее?

Иван Князев: Да-да-да, ну хотя бы на гостиницы.

Оксана Галькевич: На многих, конечно.

Марианна Королева: Тенденция с прогнозами на сезон курортный этого года – цены остались на уровне прошлого года. Ни отели, ни экскурсионные бюро, ни компании, которые занимаются автопрокатом, цены не поднимали, потому что все прекрасно понимают, что сейчас не то время, для того чтобы получать какие-то дополнительные прибыли, при всем при том, что и рестораны, и отели находятся в значительно более тяжелой ситуации, чем в прошлом году, у поставщиков цены на продукты, соответственно, выросли, себестоимость продукта увеличилась. Но все держат цены на уровне прошлого года, точно абсолютно повышения не планируется до конца сезона.

Оксана Галькевич: Марианна Альбитовна, ну а тогда, собственно, логика предложения ваших коллег убрать курортный сбор в чем заключается?

Марианна Королева: Чтобы облегчить финансовое бремя для путешествующих. Так как курортный сбор еще пока имеет непродолжительную историю по времени, то есть впервые его ввели именно здесь, в Краснодарском крае, в 2018 году, его ввели в тестовом режиме, для того чтобы посмотреть, насколько эффективна будет эта мера и насколько, вот вы сейчас сказали, что только на конец 2020 года планируют как-то распределять эти средства, тратить их на нужды города, прошло 3 года. Поэтому если в этом году не насобирается курортный сбор, то, наверное, бюджет края несильно пострадает, а для граждан путешествующих это будет...

Иван Князев: Ну это будет подспорьем таким.

Оксана Галькевич: Марианна Альбитовна, ну вот за время действия, так скажем...

Марианна Королева: Это... помогающий фактор, но однозначно не раздражающий, потому что...

Оксана Галькевич: Хорошо. Марианна Альбитовна, но эти деньги на что-то благое были потрачены за это время, на инфраструктуру какую-то? Вы увидели, так скажем, точки приложения этих средств?

Марианна Королева: Я не знаю.

Иван Князев: Желательно бы целевое такое вот приложение.

Оксана Галькевич: Люблю, когда наши эксперты широко улыбаются.

Марианна Королева: Я не являюсь сотрудником...

Иван Князев: Марианна Альбитовна, смотрите, какой момент. Сейчас, если, например, зайти в интернет на тот же сайт «Booking.com», там везде будет такая вот строчка, что предусматриваются дополнительные сборы. Вот теперь, я понимаю, она исчезнет. Но ведь есть некоторые гостиницы, которые уже закладывают в цену курортный сбор, вот. И кто, грубо говоря, им помешает оставить цену такую же, а курортный сбор не платить уже в бюджет муниципальный?

Марианна Королева: Смотрите, курортный сбор брался отелями не в свою пользу, а в пользу бюджета, плательщиками являлись всегда граждане. Очень многие отели, большинство я бы даже сказала, для того чтобы не накладывать этого финансового бремени на своих гостей, они оплачивали в бюджет курортный сбор из своих собственных денег. Вот эта вот цена от 50 до 100 рублей в зависимости от региона не размазывалась в тариф номера однозначно, ее всегда брали сверху. Если гость категорически отказывался платить этот сбор, то гостиница погашала эту задолженность в бюджет из своих собственных денег.

Иван Князев: Ну это хорошо, потому что у меня сейчас тогда изменилось мнение о туристическом бизнесе.

Марианна Королева: Отели, мы сейчас про отели говорим, потому что они являются операторами курортного сбора, отели очень дорожат каждым из своих клиентов. Те времена, когда на курортах торговали койками и матрасами в саду, давно закончились. Конкурентная среда достаточно высокая, а для того чтобы выдерживать конкуренцию, нужно предоставлять качество, и, собственно, качество с каждым годом все улучшается, сервис повышается.

Оксана Галькевич: Но, видите, нужно же качество не только сервиса, не только качество жилого фонда в гостиницах, но вот люди говорят, что инфраструктура им тоже нужна, знаете, какие-то там прогулочные места, набережные, еще там что-то, места для отдыха, скверчики, фонтанчики, чтобы конкурировать с Болгарией той же, с Турцией. Об этом люди тоже говорят. Тут, понимаете, как бы вот...

Марианна Королева: В Крыму туристических аттракторов масса, в Краснодарском крае много, прямо я бы даже тоже сказала, что масса, и вообще каждый курортный регион очень, достаточно продолжительное время занимался именно тем, чтобы сделать удобную для отдыхающих инфраструктуру. Есть где кататься на велосипедах, есть где гулять, есть цветы, чтобы ими дышать, есть море и горы, чтобы этим наслаждаться. Поэтому необъективное мнение...

Иван Князев: Нет, ну хорошо если так, потому что частенько в России у нас такое, что вот вышел за территорию гостиницы, на тот же пляж, я не знаю, где-нибудь в Сочи, если это частный пляж конкретного отеля, то да, он еще чистенький, отошел чуть в сторону, извините, мусор, ни велодорожек, ни всего остального.

Оксана Галькевич: А это зависит, Иван, от того, где вы бронировали гостиницу.

Марианна Королева: Частных пляжей в Российской Федерации нет, они все принадлежат государству. Есть пляжи, которые берутся отелями в аренду...

Иван Князев: Ну в обустройство, да.

Марианна Королева: Да, и отель отвечает уже, собственно, за безопасность на пляже, за чистоту, за лежаки, за инфраструктуру, за сервис и услуги, которые на этом пляже предоставляются.

Оксана Галькевич: Марианна Альбитовна, давайте выслушаем нашего зрителя из Тулы, Алексей хочет высказаться. Алексей, здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Оксана Галькевич: Здравствуйте.

Иван Князев: Добрый день.

Зритель: Я считаю, что не должны наши люди платить за такой налог. А если и должны, то изначально государство должно дать нашим гражданам, ну я не знаю, хотя бы минимальные какие-то деньги на то, чтобы раздавать вот эти налоги.

Оксана Галькевич: Ага.

Зритель: А как говорится, платить с того, что мы зарабатываем, я считаю, что это кощунство, потому что, исходя из среднего заработка, даже 50 или 100 рублей в принципе в день достаточная сумма, поехал на 2 недели, 1,5 тысячи отдай, ну правильно?

Иван Князев: Ну да.

Оксана Галькевич: Ага, на одного причем. Да, спасибо, Алексей.

Давайте сразу Ставропольскому краю тоже слово предоставим, Сергей. Сергей, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Сергей.

Зритель: Здравствуйте.

Вот я живу как раз здесь, на Кавказских Минеральных Водах, часто общаюсь с приезжими. И для всех курортный сбор, никто не высказался против курортного сбора. Если люди приезжают из Саратова, из Пензы, из Курска, дорога плюс питание, плюс проживание, плюс экскурсии – это все несколько десятков тысяч рублей. И если человек отдохнет здесь 10 дней, он заплатит, 1 человек, 500 рублей. Да тут даже сравнивать нечего, это настолько мизерные деньги, что о них говорить не стоит.

А если кто-то считает, что эти деньги руководство города-курорта разворовывает, пусть приедет к Пятигорск и посмотрит, что все эти деньги, ну значительная часть во всяком случае, идут действительно на благоустройство города. И вот те, кто приезжают к нам в Пятигорск, в Железноводск, они видят, что город, вообще Кавминводы, с каждым разом благоустраивают. Поэтому курортный сбор – это настолько маленькие расходы, что о них даже говорить не стоит.

Оксана Галькевич: Понятно. Спасибо вам большое, Сергей. Ну вот интересно, видите, палитра мнений самая разная.

Марианна Альбитовна, а вот, знаете, такой вопрос. Хорошо, вы предлагаете убрать этот курортный сбор. А может быть, вам в части своих доходов, я имею в виду отельеров и рестораторов, немножко аппетиты умерить, а эти сборы на инфраструктуру, вот как нам сейчас Сергей сказал из Ставропольского края, наш зритель, все-таки оставить?

Марианна Королева: Ну, не мы предлагаем убрать курортный сбор, это решают органы местного самоуправления в каждом регионе. Гостиницы совершенно точно не являются инициаторами, то есть по большому счету с этого курортного сбора, с 50 рублей гостиница не имеет ни одного рубля, то есть отель получил эти 500 рублей за 10 дней с отдыхающего и ровно эту сумму перенаправил в край. Поэтому вводится он или не вводится, это, наверное, должны решать государственные мужи. Отели, как я уже сказала, очень часто берут на себя бремя покрытия вот этих вот расходов за тех туристов, которые не согласны платить или не могут оплатить...

Иван Князев: Марианна Альбитовна, а может, вам как отельерам просто проконтролировать вот этот момент, на что идет курортный сбор в том или ином субъекте, в том или ином городе? Чтобы вот не получалось так... Вот вы, да, вы, как говорите, часть нагрузки курортного сбора берете на себя, если его оставят, ваши туристы заплатят, – ну так спросите у муниципалитета, на что он тратит, чтобы не было, знаете, как вот Остап Бендер, провал, чтобы несильно провалился. Потому что очень многие спрашивают, на что идут деньги, – так, может, спросить вам у них?

Марианна Королева: Муниципалитеты должны отчитываться за расход своих бюджетных средств, я так понимаю, совершенно точно не перед отельерами, а перед определенными государственными контролирующими органами, и отчеты по планированию расходов за курортный сбор, безусловно, на сайте выложены. Кому интересно, тот получает эту информацию. Отельеры вряд ли могут повлиять на то, сколько лавочек поставить в парк, 10 или 100, это не наша функция.

Иван Князев: Ну а было бы неплохо, вот так вот вы сказали, «у меня отель, у меня такая вот фирма, я столько в этом году заплатил курортного сбора, будьте добры, отчитайтесь, пожалуйста, сколько вы вокруг моей территории лавочек поставили, плитки выложили, газончики подстригли»?

Оксана Галькевич: «Канализацию починили, трубы переложили», что-нибудь.

Иван Князев: Да.

Оксана Галькевич: Спасибо. Марианна Королева была у нас на связи...

Марианна Королева: Да, спасибо вам.

Оксана Галькевич: ...представитель Федерации рестораторов и отельеров России.

Ну а мы идем дальше.