Константин Чуриков: Ну что же, Минпромторг предложил увеличить налог на автомобили. Предложение последовало от заместителя министра промышленности и торговли. Александр Морозов предложил именно на легковушки этот налог повысить, которые классом E-3 и ниже. А глава думского Комитета по транспорту Евгений Москвичев пошел дальше – он предложил даже на старые автобусы этот повышенный налог распространить, поскольку им уже лет тридцать, и больше денег уходит на запчасти. Но все же, граждане дорогие, во-первых, старых автомобилей у нас в стране очень много, то есть многих это коснется. Во-вторых, что будет с перевозками на общественном транспорте? Ведь завтра же нам скажут, что денег на новые автобусы нет, и просто повысят стоимость проезда. Сейчас будем во всем разбираться. Тамара Шорникова: Да. И ждем, конечно, ваших звонков и сообщений. Расскажите, а сколько лет вашему автомобилю. Андрей Осипов выходит с нами на связь, автоэксперт, редактор сайта osipov.pro. Андрей, привет. Андрей Осипов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Андрей, ну сначала все-таки начнем с легковушек. Действительно, легковушки классом E-3 и ниже – их сколько в стране у нас? Андрей Осипов: 4,8 легковых автомобилей класса Евро-3, 2,6 миллиона машин класса Евро-2, 651,5 тысяча машин класса Евро-1 и 2,1 миллиона автомобилей класса Евро-0. Это легковые машины. Константин Чуриков: Секундочку! Это важно. Это получается, я так примерно считал, около 10 миллионов. Андрей Осипов: 14,3 миллиона. Константин Чуриков: Сколько? Андрей Осипов: 14,3. Константин Чуриков: 14 миллионов? Хорошо. У нас не в каждой семье по два автомобиля. То есть, в принципе, можно сказать, что эта потенциально… Ну если в семье, например, четыре человека, просто можно навскидку умножить эту цифру на четыре – и понять, что она, в общем, затронет очень большое число людей в нашей стране. Андрей Осипов: Конечно. Ну, я ошибся немножко. У 14 миллионов машин экологический класс не установлен. Всего получается около 8–9 миллионов автомобилей, у которых как раз таки экологический класс Евро-0. Но это только легковые машины. С грузовым транспортом ситуация немножко иная: там класс Евро-3 имеют 1 миллион машин, Евро-2 – 576 тысяч, Евро-1 – 89 тысяч, а Евро-0 – 379 тысяч автомобилей. Вы абсолютно верно отметили, что это коснется огромного количества автовладельцев, прежде всего обладателей старых автомобилей. В этой связи я не могу не вспомнить о том, что сейчас средний возраст транспортных средств, легковых транспортных средств, эксплуатируемых в России, превышает 13 лет. Поэтому Евро-3, по большому счету, если мы будем говорить о новых автомобилях, тогда продававшихся, было введено, конечно же, в нулевых годах. В общем-то, большая часть тогда ввезенных автомобилей, в том числе проданных на территории России, уже удовлетворяет этой норме. То есть скорее это будет касаться машин 80–90-х годов выпуска, раритетов. И, конечно же, это в огромном количестве затронет коммерческий транспорт, потому что те же самые «Газели» начали выпускаться с двигателями Евро-3 и Евро-4, соответственно, гораздо позже – наверное, лет пять-семь назад. До этого они все шли с нормами Евро-3. Константин Чуриков: Да, спасибо, спасибо большое, Андрей. Андрей Осипов, автоэксперт, был у нас в эфире. Самое главное – мы еще не знаем, насколько конкретно повысится этот налог. Тамара Шорникова: И сразу ремарка из Хабаровского края: «Когда люди смогут менять машины на зарплату, как в Японии, пусть тогда и повышают налог». И теперь еще звонок, живой голос из региона. Здравствуйте. Константин Чуриков: Сергей из Тамбова, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Да-да, здравствуйте. Константин Чуриков: Ну как вам такая идея? Зритель: Можно говорить, да? Константин Чуриков: Да, конечно. Тамара Шорникова: Нужно. Зритель: Вот этого министра транспорта – его бы посадить на ту зарплату, которую получают в основном в регионах. Я посмотрел бы… Константин Чуриков: Я только оговорюсь, что это заместитель министра промышленности и торговли. Зритель: Ну какая разница? Заместитель министра. У них тоже зарплата будь здоров, как говорится. А вот он приехал бы в регион и пожил бы на эту зарплату, которую получают. Средняя зарплата – 15 тысяч. Константин Чуриков: Сергей, вашему автомобилю сколько лет? Зритель: 2004 года, «ИЖ ODA». В отличном состоянии! Константин Чуриков: Слушайте, получается, что 16 лет. Ну да, значит, вы… Тамара Шорникова: …подпадаете. Константин Чуриков: Да, под раздачу попадете. А сколько вообще сейчас ваш транспортный налог? Сколько вы платите в год за свою машинку? Зритель: Я сейчас пока как пенсионер половину плачу за него. А так где-то полторы тысячи, по-моему. Константин Чуриков: Поскольку еще это нововведение может коснуться и старых автобусов, скажите, у вас в Свердловской области… Тамара Шорникова: В Тамбове. Константин Чуриков: А, в Тамбове. Прошу прощения. В Тамбове как выглядят автобусы? Они старые? Новые? Зритель: Есть и старые, и новые есть, и которые после капремонта. Я сам раньше работал тоже по коммерции. Я знаю, что людям купить автобус очень и очень трудно, потому что его нужно обработать. В регионах трудновато, конечно, новый автобус купить. Тамара Шорникова: Да, спасибо вам за звонок, за комментарий. Константин Чуриков: Спасибо. Тамара Шорникова: Я помню по командировкам, приходилось иногда перемещаться и на автобусах. Вот межрегиональные рейсовые автобусы в ужасном состоянии, как правило. И в сельской местности очень много «пазиков» еще ездит. Конечно же, «новье» не добралось туда, не доехало. Константин Чуриков: «Это налог на бедных», – пишет нам зритель из Краснодарского края. А сейчас – Олег из Липецкой области. Олег, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну что, поддержим начинания заместителя министра промышленности и торговли? Зритель: Допустим, у меня в семье два автомобиля. То есть один автомобиль у меня 80-го года, Ford Transit… Константин Чуриков: Ой, это мой ровесник! Ему уже 40 лет. Здорово! Зритель: Да. И он у меня зарегистрирован. В данный момент меня не только налогами хотят обложить. Вот там, где я живу, дорога шириной 3 метра. А меня еще хотят и налогами обложить с этой машиной. Константин Чуриков: А вы пробовали посчитать, сколько у вас в сумме получается за две машины плюс налог на имущество? Сколько вы отдаете государству в год? Зритель: Ну, я сейчас не могу это быстро взять и посчитать. Константин Чуриков: Но все налоги платите? Зритель: Ну да, естественно. А как мы их не будем платить? У нас же суды пойдут, нас же через суд заставят платить. Константин Чуриков: В том-то и дело. А вот что касается автомобиля, то для многих это, как говорится, просто средство выживания даже, не средство передвижения, а выживания, потому что люди работают на машине. Зритель: Да-да-да. Мы живем в сельской местности. У нас, как говорится, хозяйство и все остальное. На то он и куплен был, потому что он нам нужен был. А сейчас такой автомобиль новый стоит миллион. Тамара Шорникова: Сергей, и такой вопрос. Часто нам говорят, что время непростое – нужно, как обычно, всем миром скинуться. Вот вы, допустим, если вам логически обоснуют, почему нужно поднимать налог, на какую прибавку готовы пойти? Сергей? Константин Чуриков: И тут Сергей задумался. Тамара Шорникова: Подсчитал. Константин Чуриков: Я хочу просто еще раз подчеркнуть, что поводом для обсуждения повышения транспортного налога на старые автомобили все-таки стала их неэкологичность. На самом деле, получается, в Правительстве и в думском транспортном комитете задумались об экологии. Ну что, мы переходим к следующей теме, потому что она очень важная. И речь идет о нашей с вами Конституции.