Виталий Млечин: Продолжаем программу «ОТРажение» в прямом эфире «Общественного телевидения России». По-прежнему здесь Марианна Ожерельева и Виталий Млечин. И в ближайшие полчаса поговорим о налогах, важная такая тема. Марианна Ожерельева: Да, и мы надеемся на ваши звонки. Более того, грядут изменения. Например, уволен? – получи теперь все выплаты без уплаты подоходного налога. Минфин предложил новую льготу по НДФЛ, целых три, об этом пишет «РБК». А также здесь вот снятие, например, теперь не важен возраст недееспособного ребенка для вычета за медицинские услуги. Подробнее обо всем об этом, что же изменилось и что именно в лучшую сторону, но эксперты говорят, что могут быть и минусы вот этих льгот, поговорим с экспертом. Виталий Млечин: Да, давайте выяснять. Вообще, что вы думаете о налоговой системе? Много ли вы платите или, может быть, мало, считаете, что недостаточно? 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – короткий номер для ваших SMS-сообщений. С нами на прямой связи руководитель налоговой практики юридической компании Taxadvisor Алексей Яковлев. Алексей Алексеевич, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Алексей Алексеевич, здравствуйте. Алексей Яковлев: Добрый день. Марианна Ожерельева: Вот, если честно, читая эти предложения, ну так «много букв», что называется, запятых и точек, что возникает вопрос, что поменяется. Вот если очень коротко, по этим трем новым льготам, почему они так важны и что конкретно изменится в том или ином случае? Виталий Млечин: Ну, можно не очень коротко. Алексей Яковлев: Ага. Ну смотрите, что касается выходного пособия, то на сегодня есть необлагаемый лимит, это три оклада для стандартных ситуаций и, скажем, шесть окладов для Крайнего Севера. Предлагается вообще сделать полностью эти выплаты не облагаемыми НДФЛ. Здесь, конечно, немножко есть вопросы с точки зрения целевой аудитории, на кого это нацелено, потому что, скажем так, крупные и мелкие предприятия, если не дай бог они будут закрываться или какие-то происходить пертурбации, им бы, как говорится, в нормальном бы размере заплатить пособия... То есть, скорее всего, здесь все-таки эта льгота предусмотрена для каких-то очень крупных плательщиков НДФЛ с высокими доходами, и это, мне кажется, не очень такая широкая категория, если честно. Что касается второго предложения, это вот вычет на лечение по недееспособным детям, то тут логика абсолютно понятна, вот здесь как раз нет никаких вопросов, потому что недееспособные дети, к сожалению, остаются на иждивении родителей, опекунов дольше, чем возраст совершеннолетия, и поэтому вполне логично, что надо убрать вот это ограничение по возрасту, чтобы медицинские услуги, вычеты по ним можно было бы получать. Что касается третьего вопроса, третьей льготы предложенной, это продажа жилья, которое было в собственности, приобретено, допустим, по наследованию, по дарению либо подарено близкими родственниками. Сейчас, если вы владели им 3 года и дальше продали, то доходы не облагаются. Предлагается регионам дать право сокращать этот 3-летний срок, и это ну тоже такое, скажем, уточнение скорее, не какое-то глобальное изменение. Потому что есть ведь стандартный срок 5-летний для владения недвижимостью, когда она по иным основаниям приобретена, чтобы потом без налогов ее продать, и регионам давали уже такое право для вот этого 5-летнего срока, по-моему, 8 регионов воспользовались этим правом... Виталий Млечин: Всего-навсего 8? Марианна Ожерельева: Да, только 8. Алексей Яковлев: Да, причем это регионы такие, знаете, Иркутская область, Ханты-Мансийский и т. д. Ну, можно отдельно пообсуждать, в чем здесь смысл, но как бы да, всего 8. Ну, наверное, потому, что другие не увидели то ли каких-то причин для этого, то ли оснований... Виталий Млечин: А те, кто увидел, какие увидели основания? Алексей Яковлев: Смотрите, я думаю, что это регионы, где, мне кажется, строится не так много нового жилья. Это значит, что если человек хочет улучшить жилищные условия, то, скорее всего, только вторичка остается, значит, кто-то должен ему продать это жилье. Соответственно, чтобы легче шел оборот именно вторичного жилья и без налогов, еще и легально, скажем так, чтобы люди не мудрили с ценой сделки, вот эти регионы, ну такие далекие, мне кажется, все-таки, без таких каких-то городов-«несколькомиллионников», они и поставили... И кстати, они только до 3-х лет почти все, по-моему, снизили вот этот срок владения, т. е. 5 лет стандартно, они до 3-х лет, значит, его подсократили. Виталий Млечин: Ну фактически т. е. это, получается, вернулось просто к тому, что было ведь до того, как повысили вот этот срок до 5, так же и было 3? Алексей Яковлев: Ну, там были разные, скажем так, подходы и сроки. Но с жильем тут какая-то особая, мне кажется, все-таки тематика, что называется, и каждый регион здесь видит какие-то свои цели либо не видит их, например. Марианна Ожерельева: Звоночек послушаем. Виталий Млечин: Да. Из Свердловской области Василий. Василий, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Василий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я жил в Тюменской области, работал на предприятиях, в общем, получил травму, оформил инвалидность. У меня была квартира, дача, машина, налогами меня там не облагали. Но в связи с тем, что коронавирус, все эти дела, мы решили продать все и переехать в Свердловскую область, это 60 километров от Тюмени...Мы переехали, купили дом, у нас дом 50 «квадратов», и нас тут же обложили налогом. Виталий Млечин: Каким налогом? Зритель: Налог на недвижимость, налог на землю. В общем, обращаться нам некуда. Попробовали обратиться в налоговую службу, нам сказали, что «в Свердловской области законы вот такие вот, а в Тюменской такие, не нравится – переезжайте обратно жить». Виталий Млечин: Ага. Марианна Ожерельева: Вот это очень важная штука, вот это вот региональное расслоение, о чем вот мы говорили, какие-то регионы к этому подключаются, какие-то нет. Это справедливо? Потому что здесь немало вопросов, что, действительно, когда люди переезжают, получается, они эту льготу каким-то образом теряют и потом ничего не докажешь. Зритель: У нас вообще сейчас... Вот, извините, перебью вас. У нас льгот как таковых только вот могут на дрова льготы, дровяное отопление. Кстати, газа у нас тоже не предвидится. Марианна Ожерельева: Спасибо вам за звонок. Алексей Алексеевич, вот человек сказал «обращаться нам некуда», в налоговую написали – ну и что? Алексей Яковлев: Ну, надо все-таки посмотреть местное регулирование, потому что вот человек сказал, что он инвалид, я просто не понял, какая группа... Если третья, скорее всего, льготы, может быть, и не будет, если честно. Надо посмотреть местное регулирование, это первый вопрос, может быть, какая-то льгота есть. Второе: есть же в любом случае вычет. То есть если, вот он сказал, 50 «квадратов», вычитается же там где-то порядка 15–18 метров, если это единственное жилье на этой территории, нет другого жилья, то можно вычесть, грубо говоря, из этой площади часть. И третье – это кадастровая стоимость, надо посмотреть, насколько она корректна, завышена не завышена, и исходя из этого, может быть, по сумме налога что-то попытаться порешать. Но в целом да, это по сути такая региональная налоговая политика, особенно в части налога на имущество, налога на недвижимость, потому что это один из немногих таких прямых региональных источников дохода. И конечно, местные власти очень аккуратно подходят к льготированию, чтобы какие-то деньги не потерять. Марианна Ожерельева: Можно еще по подоходному, по первой этой мере, которую мы обсуждали? Вы же там отметили о некой социальной справедливости, а читай несправедливости, что вот крупный бизнес еще может с этим справиться, выплатить, и чтобы человек, который остался без работы, эти налоги не платил. А давайте дальше. Все-таки получается, что малый и средний бизнес, которому сейчас неплохо, т. е. они будут искать какие-то «серые», «левые» схемы, для того чтобы, во-первых, уволить человека, а еще и оставить его без тех компенсаций, которые ему положены? И так этого полно в нашей стране, а это, получается, ситуацию еще усугубляет, вопрос? Алексей Яковлев: Мне кажется, нет, потому что это все-таки НДФЛ, он платится за счет дохода сотрудника, т. е. здесь интересы затрагиваются людей. Что касается бизнеса, у нас все-таки малый и средний бизнес, во многом он использует спецрежимы. Если, например, это упрощенка 6%, то как бы здесь не очень принципиально. А вообще могу сказать, что по компенсациям был период, когда были довольно большие споры, и они, возможно, будут, и когда вот эта льгота появится. Все-таки, если кто-то увлечется, допустим, из больших организаций решит 10-кратный, 20-кратный оклад выплатить, по налогу на прибыль где-то лет 5–6 назад было прямо очень много дел. Это же важно еще в расходы включить организации, вычесть по налогу на прибыль, и налоговые органы очень критически смотрели на такого рода выплаты, видя в них не просто выходное пособие, т. е. компенсацию каких-то потерь в связи с утратой заработка, а некие условно «золотые парашюты», какие-то там то ли вознаграждения и т. д. и т. п. и очень много спорили. Мне кажется, что когда будет льгота по НДФЛ и будет новый соблазн, может быть, у сторон как-то поиграть здесь, что называется, с суммами, то налоговые органы в принципе и здесь тоже могут посмотреть и сказать, что им кажется, что это больше на поощрение похоже на какое-то, чем на, собственно говоря, выходное пособие. То есть у него совершенно конкретная должно быть цель, это компенсация каких-то потерь, связанных с утратой работы. Виталий Млечин: А как правильно выстроить диалог с налоговой в том случае, как вот наш зритель описал, или в других, если есть какие-то вопросы? Ну вот потому что большинство людей по старинке, что называется, приходят, им что-то словами отвечают, они разворачиваются и уходят. А вот чтобы как-то все-таки более эффективно построить вот это самое общение, может, как-то писать по почте или каким-то другим образом? Алексей Яковлев: Ну, я уже давно ратую за общение через личный кабинет и сам являюсь пользователем... Марианна Ожерельева: Очень удобно, да. Алексей Яковлев: Просто, мне кажется, да, это очень удобно, но, видимо, может быть, в силу возраста или каких-то особенностей могут быть сложности. Ну, в конце концов, позвать кого-то из родственников. Потому что, к сожалению, бывает, что и сами люди не очень слышат, что им говорят, особенно когда немножко эмоционально воспринимают, и видят, например, что это лично против них. Вот поверьте, я сам тоже работал когда-то, давным-давно в налоговых органах, ну там люди выполняют свою работу, у них есть свои протоколы условно, что они могут ответить и что сказать, и надо просто постараться их услышать. Если у самих не очень получается, то, может быть, попросить кого-то, потому что... Виталий Млечин: По поводу личного кабинета, несомненно, это очень удобно, тут никаких сомнений нет, но тут есть одно, даже, наверное, два «но». Первое – это то, что не все пожилые умеют этим пользоваться, а второе – это хорошо работает в Москве. А, скажем, в других регионах это настолько же хорошо работает? Алексей Яковлев: Ну, я не слышал, чтобы это как-то с регионами было очень жестко связано, потому что все-таки у нас это централизованная система... Марианна Ожерельева: Федеральная. Алексей Яковлев: Через центры обработки данных, которые у нас по России раскиданы, ФНС созданные, в общем-то... Не идеально, т. е. бывает действительно, когда с софтом какие-то нюансы, но тем не менее, если сравнивать общение или там подачу декларации, заявление вычетов, жалобу подать, написать, там довольно четко... Там фиксируется само обращение, и, поскольку оно в системе, т. е. для инспектора важно написать ответ, а потом еще и спрашивают «Вы удовлетворены, нет?» и т. д., поэтому... Ну, при прочих равных, мне кажется, сейчас это достаточно эффективный путь. Марианна Ожерельева: Еще звонок у нас. Михаил. Виталий Млечин: Из Ставрополя. Да, здравствуйте, Михаил. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я жил в Новосибирске, там у меня умерла жена, 15 лет было сыну, и, в общем, исполнилось 16 лет, и мы переехали в Ставрополь. Виталий Млечин: Так. Зритель: И пришел на него налог, что, мол, продали дом там, и вот надо теперь платить, а мы уже купили здесь, и денег не хватает на этот налог. Что нам, вот как делать это? Виталий Млечин: Алексей Алексеевич, можем что-то посоветовать? Алексей Яковлев: Вы сколько владели? Все-таки посмотрите, сколько вы владели тем объектом, который вы продали. Опять же, если это было больше 5 лет, то налога ни у вас, ни у сына не должно быть, это первое. И второе: к сожалению, здесь может возникнуть такая ситуация, если вычет не получается. С другой стороны, если вы купили новое жилье и раньше вы не пользовались вычетами, вы можете заявить вычет по новому жилью, т. е. в пределах 2 миллионов вы можете попробовать вернуть налог, но при условии, что у вас есть официальный доход, тем самым схлопнуть, скажем так, вот эти обязательства... Все равно за сына, видимо, придется вам платить, будучи его законным представителем, но попытаться эти две сделки, что называется, совместить. Попробуйте поговорить в инспекции про вот эту ситуацию, показав, что, допустим, у вас есть вот это новое приобретение. Главное, чтобы вы раньше не пользовались этим вычетом на приобретение жилья, и пытаться таким образом закрыть этот вопрос или хотя бы уменьшить сумму. Марианна Ожерельева: Очень много комментариев по поводу некой справедливости того, какие налоги мы сейчас платим. И вот предложение из Нижегородской области, знак вопроса: «Кто против прогрессивного налога? Сейчас самое время его ввести». И дальше еще, значит, «налог на богачей», помните, это такая очень обсуждаемая тема... Алексей Яковлев: Бесконечная, я бы сказал. Марианна Ожерельева: Бесконечная, да, и все-таки... А кстати, сегодня, по-моему, «Газпром», прилетело, что с него собираются что-то, 461 миллиард рублей взять в качестве налога, там опять этот НДПИ обсуждается... Ну вот возникает вопрос все-таки, вот такие гиганты, госструктуры причем, они платят эти крупные, большие налоги, а люди состоятельные должны ли в России платить налоги? И может ли быть через налоговую схему некая такая социальная справедливость, что да, те, кто больше получают, фактически не содержат, а они помогают тем, кто находится не только за чертой бедности, но и в некоем таком среднем положении? Алексей Яковлев: Это бесконечная тема, и в ней есть не только сугубо такая профессиональная налоговая часть, но и по сути какую политику проводит государство с точки зрения действительно распределения ресурсов. Да, мы уже живем все-таки, когда чуть-чуть прогрессивной стала шкала, доходы больше 5 миллионов облагаются по ставке 15%. И я слышал, что есть предложение сделать для доходов более 50 миллионов еще один шаг увеличения, 18% вот это превышение облагать. Это группа депутатов пока, по-моему, подготовила законопроект, но я не слышал, чтобы он как-то широко шагал. Что касается в целом увеличения ставки, то поверьте мне, состоятельные люди найдут способ все-таки оптимизировать. То есть если мы в процентах посчитаем, эффективная ставка у людей с высокими доходами будет ниже, чем у людей с невысокими доходами. И, решая задачу обложения высоких доходов, я бы еще занимался тем, что, допустим, поднял бы необлагаемый... Виталий Млечин: Да-да, об этом же тоже часто говорят, и даже как будто инициатива такая уже появлялась законодательная, но пока не слышно о ней ничего. Алексей Яковлев: Воз и ныне там. И те же самые вычеты, вот мы сегодня говорили про медицинские услуги или там про образование – там не так много можно вообще-то получить... Марианна Ожерельева: Да. Алексей Яковлев: Учитывая, что медуслуги сидят вместе с образованием и с дополнительным, по-моему, пенсионным обеспечением, и на все про все, и это не 120 в карман, это 120 из дохода вычитается, 13% с этого вы экономите. Поэтому здесь политика по вычетам тоже, в общем-то, может быть гораздо более гибкая. А богатые люди в чем-то все равно платят больше, потому что, как я вот тоже неоднократно говорил, есть же налоги, которые сидят в цене покупаемых, приобретаемых товаров, бензин тот же самый, автомобили, алкоголь и т. д., и те, кто больше потребляют, через акцизы, собственно говоря, больше платят. Виталий Млечин: Нет, те, кто больше зарабатывают, в любом случае платят больше налогов, потому что 13% от 10 тысяч и 13% от 100 тысяч – это разные суммы совершенно. Марианна Ожерельева: Разные суммы, да. Алексей Яковлев: И просто плоская шкала в России, конечно, показала себя, вот 13%, она весьма эффективна. Потому что до этого была прогрессивная шкала, 30–35% и больше платилось, и был стимул достаточно большой, ну не стимул, а мотив по крайней мере, искать какие-то обходные варианты, конверты и т. д. А 13% – это все-таки повод для того, чтобы нормально производить расчеты по заработной плате той же самой, никуда ничего не прятать и выводить все эти взаимоотношения в абсолютного легальное русло. Кредитную историю людям помогать формировать, соответственно, и т. д. и т. п. Поэтому я вот очень так сдержанно отношусь, честно говоря, к любым таким инициативам, потому что очень часто они такие, на лозунги похожи, вместо того чтобы какие-то серьезные, не знаю, расчеты представить, аналитику. И вообще, это должен быть комплексный подход, а не такой вот какой-то экстренный, как затыкание пробоины, грубо говоря. Марианна Ожерельева: Спасибо! Виталий Млечин: Спасибо большое за ваш комментарий! Алексей Яковлев, руководитель налоговой практики юридической компании Taxadvisor, был с нами на прямой связи. Продолжаем говорить о налогах и о справедливости тоже, потому что очень много сообщений, насколько вообще справедливо налогообложение. С нами на прямой связи экономист и финансист Павел Медведев. Павел Алексеевич, здравствуйте. Павел Медведев: Здравствуйте. Марианна Ожерельева: Павел Алексеевич, здравствуйте. Виталий Млечин: Вот вечный спор на самом деле, из Тверской области нам пишут: «Почему дом, который мы купили, отремонтировали за свои деньги, с которых уже уплачены все налоги, облагается налогом? За стройматериалы тоже уплачен НДС, государство никак не помогало, а теперь берет налог на недвижимость». И ведь не только в нашей стране люди задаются такими вопросами, но налоги всем приходится платить. А есть какой-то ответ на этот вопрос? Павел Медведев: Это традиция. Налоговые системы складывались сотни лет, и вот среди прочих налогов, которые применяются практически во всех странах, это вот налог на недвижимость. Мне кажется, что вопрос формулируется не до конца. Не так обидно, что много налогов берут, а обидно, что тем людям, которым надо было бы из этих налогов помочь, не очень хорошо помогают. То есть уплата налогов не кажется полезной, во всяком случае тем людям, которые нуждаются, не кажется полезной. Марианна Ожерельева: Павел Алексеевич, вот в продолжение вашей темы, что «не кажется полезной», – почему? Астрахань: «А насколько эффективно расходуются средства, собираемые в виде различных налогов, и правильно и целенаправленно ли их дальнейшее распределение?» Вот как-то общалась с зарубежным гражданином, он говорит: понимаешь, когда я получаю свою зарплату и понимаю, что я сам, лично 40%, лично, не работодатель вычтет у меня, отнесу в налоговую, я понимаю ценность этих денег и понимаю, что вот мост, дорога, магазин какой-то построят за мои средства. А у нас получается, мы получаем уже зарплату за вычетом налога, и многие люди думают, что это в принципе ни на что не имеет значения. Но появляются вопросы: бюджет – это же наши налоги, правильно ли они расходуются? Может быть, это философский, риторический вопрос, но все-таки стоит же об этом задуматься. И можем ли мы, есть же у чиновников KPI, отслеживать, как все это тоже расходуется? Должна ли быть такая гражданская платформа, для того чтобы следить, куда же наши налоги уходят? Павел Медведев: Вы знаете, мы очень часто ставим такие частные вопросы. Ну вот только что в вашей передаче ставился вопрос, а нужен прогрессивный налог или нет. Ну вот можно ли ввести прогрессивный налог, не трогая больше ничего, не меняя правоохранительную систему, не меняя судебную систему? Мне кажется, что и этот вопрос не до конца сформулирован. Очень многое надо изменить в обществе и государстве, для того чтобы вопрос об отслеживании эффективности использования бюджета можно было поставить. Пока он звучит очень абстрактно. Марианна Ожерельева: Еще пишут из Пермского края: «Налоги необходимы, а иначе на какие деньги содержать полицию, врачей, учителей и т. д.» Это сегодня является действительно правилом? Павел Медведев: Ну конечно, это так, налоги задумывались именно для того, чтобы учителей, врачей и тех, кто не может сам заработать себе на хлеб. Если мы являемся сплоченным обществом, мы за то, что мы люди, должны получать хлеб в тот момент, когда сами его добыть не можем. Конечно, для этого нужно собирать налоги с тех, кто умеет работать, кто способен работать. Марианна Ожерельева: Мы начали программу с этих трех льгот по подоходному налогу. Как вы их оцениваете? Потому что ряд экспертов пишут, что могут быть некоторые злоупотребления по каждому из вопросов. Здесь лазейки остаются, или все-таки это улучшение системы налогообложения? Павел Медведев: Ну, мне казалось, что в принципе это улучшение, хотя лазейки, конечно, всегда остаются. Я опять эту шарманку должен закрутить, что мы часто хотим с помощью локальных изменений улучшить свою жизнь, а при этом не заботимся об антураже. Еще раз возвращаемся к судебной системе: если мне что-то не понравилось, я должен иметь возможность обратиться в суд быстро и быстро получить справедливое решение. Всегда ли это так? Вот те люди, которые мне как финансовому омбудсмену жалуются, часто описывают ситуацию, когда это совсем не так. Виталий Млечин: Пишут нам из Нижегородской области: «Сегодня весь малый бизнес надо освободить от всех налогов на 5 лет». Вот вообще вопрос освобождения от налогов тех, кто в этом нуждается, как вы считаете? И самое главное, как определить вот этих самых тех, кто нуждается? Павел Медведев: И как позаботиться о том, чтобы большой бизнес не распался на много-много маленьких и перестал платить налоги. Вы задаете опять тот же самый вопрос, вот как вот в этой маленькой точечке мы заметили, что в этой точке что-то неблагополучно, мелкий бизнес платит такие налоги, что умирает, – не можем ли мы счастье вытащить, как Владимир Ильич учил, за это звено, через маленький бизнес? Не можем. Реформа экономики, реформа жизни – это очень трудная задача и очень комплексная, не решается она в одной точке. Самое благородное и самое умное предложение, которое касается очень локальных проблем, безусловно, умрет и, может быть, даже навредит в конце концов, а не принесет пользу, хотя, казалось бы, как хорошо, мелкий бизнес, малый бизнес от налогов освободить, как он начнет процветать и снабжать нас дешевыми и хорошими товарами. Виталий Млечин: Вы считаете, что не начнет процветать, т. е. от этого не будет смысла? Павел Медведев: Ну уже много раз пробовали, и огромные предприятия вдруг распадаются на крошечные секторы, и каждый мелкий бизнес. А сотрудники становятся этими самыми самозанятыми. Марианна Ожерельева: Еще предложение, Челябинская область: «Необходимо собирать налоги и правильно тратить на улучшение жизни народа, развитие экономики», – о чем мы говорили. И Липецкая область: «Считаю, что налоги должны платить те, у кого очень высокие доходы». Вы уже сказали, что необходимо с чего-то начинать, невозможно изменить что-то, не меняя предыдущее. Но все-таки вот эта история про богачей и пусть они платят побольше, насколько здесь можно в прогрессию уходить и действительно законом влиять на это? Павел Медведев: Вы знаете, надо уходить в прогрессию. Конечно, справедливо тогда, когда налоги прогрессивные. Но было, вот предыдущий ваш гость рассказывал... Марианна Ожерельева: Было, да. Павел Медведев: ...и я тоже, слава богу, еще память не потерял, был у нас прогрессивный налог, 35% был максимальный, но все богачи получали МРОТ. Марианна Ожерельева: Какая прелесть. Павел Медведев: Такие были несчастные! Едет на какой-нибудь шикарной машине, которой название я даже произнести не могу, которая стоит много-много миллионов долларов, а зарплата у него на уровне МРОТ. Марианна Ожерельева: Павел Алексеевич, так они до сих пор даже в известных переулках номера свои бумажечкой закрепляют, ну о чем говорить здесь. Павел Медведев: Ну вот видите. Еще раз повторяю: грандиозная проблема повышения эффективности нашей экономики (ведь налоги – это только часть экономики, и не очень большая, хотя очень важная) не решается за счет локальных самых светлых, самых благородных идей – должен быть комплексный подход. Виталий Млечин: Вот практический вопрос: «Можно ли воспользоваться повторно налоговым вычетом, если с первой квартиры я уже получал его, но чуть больше 100 тысяч, это далеко не 2 миллиона? Добрать, так сказать, эту сумму». Павел Медведев: Вы знаете, у меня есть положительный опыт общения с налоговой инспекцией. Меня как-то назначили организатором какой-то грандиозной фирмы, и мне нужно было отбояриться от этого. Я про эту фирму никогда ничего не слышал, ну совпала фамилия, имя, отчество, а дальше уже не стали люди смотреть на дату рождения, место рождения и т. д., совпало и все. Ну, побился-побился головой об стену, а потом догадался пойти в районную налоговую инспекцию. Вы знаете, я был поражен человечностью налоговых инспекторов. Они меня научили, какую бумажку мне надо написать, где подписать, на кого пожаловаться, и практически за полчаса я оказался не при этой абсолютно не нужной мне, да еще и сомнительной фирме. Пойдите в налоговую инспекцию, задайте вопрос. Мне кажется, что сотрудники налоговой инспекции достаточно профессиональны и достаточно добросовестно отвечают на вопрос. Марианна Ожерельева: Все-таки о тех шагах, которые мы должны делать для изменения в лучшую сторону. Краснодарский край: «Налоги и взносы должны платить лично, без работодателя, тогда человек станет налогоплательщиком ответственным». Здесь соизмеримы понятия? Все-таки, действительно, если не работодатель за нас платит, а мы сами будем платить, тогда мы будем больше в этом разбираться и будем ли более ответственными? Павел Медведев: Вы знаете, это предложение легко высказать, но трудно реализовать. Марианна Ожерельева: Почему? Павел Медведев: Налогов платится безумное количество, и мы часто не замечаем, что эти налоги существуют. Вот если реализовать это предложение, по-видимому, надо НДС ликвидировать, налог на добавленную стоимость, который, как правило, 20%, иногда 10%, ведь это тоже налог на нашу зарплату: мы часть своей зарплаты, покупая какой-то товар, отдаем не за товар, а государству в виде налога. Тут мы чувствуем, что мы поддерживаем государство своим рублем, или не чувствуем? Перестроить налоговую систему очень трудно, создавалась она мучительно в начале 1990-х гг., при советской власти другая была налоговая система. Поэтому... Опять-таки, локальные предложения лучше отвергнуть, дешевле обойдется, а комплексные предложения, которые касаются всей налоговой системы, системы наблюдения над справедливостью отношений в экономической и не только в экономической сфере и т. д., – вот эти предложения я бы всерьез рассмотрел, но только не в течение 15 минут, а год-два специальная квалифицированная комиссия должна была бы над этим работать и не забыть ни одну запятую, потому что одну запятую забудешь и все посыплется. Марианна Ожерельева: Спасибо вам! Виталий Млечин: Спасибо огромное за ваш комментарий! Павел Медведев, экономист, финансист, был с нами на прямой связи. Говорили о налогах. Сейчас сменим тему.