Налоги: успеть до 1 декабря

Гости
Алексей Яковлев
партнер юридической компании

Ксения Сакурова: Ну, а мы начинаем. Впереди у нас первый информационный час. Как всегда, будет очень насыщенным. Четыре темы будут меняться достаточно быстро. Поэтому, друзья, присоединяйтесь к нам, пожалуйста, пишите нам, звоните в прямой эфир. Не откладывайте, очень хочется услышать всегда и ваше мнение.

Виталий Млечин: Естественно. 8-800-222-00-14 бесплатный телефон прямого эфира, 5445 бесплатный номер для ваших смс-сообщений.

Итак, сегодня 24 ноября, и это означает, что на оплату налогов на землю, квартиру и машину осталось всего неделя. Имущественные налоги за 2020 год нужно заплатить до 1 декабря.

Ксения Сакурова: Оплатить квитанцию, которую собственникам присылает налоговая служба, можно в банке, а также с помощью сервиса «Заплати налоги» или в личном кабинете налогоплательщика на сайте ФНС.

Виталий Млечин: Кто не заплатит до 1 декабря, 2 декабря станет должником. Налоговая обратится в суд и взыскивать сумму будут уже приставы. Насколько хорошо работает налоговая инспекция в вашем регионе, и что делать, если не пришло налоговое уведомление? Об этом будем говорить прямо сейчас.

Пожалуйста, присоединяйтесь. Напишите о своем опыте: как налоговая работает, вовремя ли приходят квитанции, доходят ли платежи по назначению? Может быть, есть какой-то опыт позитивного или, наоборот, негативного взаимодействия с налоговой службой. Все это нам интересно. 8-800-222-00-14 и 5445 для ваших смс-сообщений. Оба номера бесплатные.

Ксения Сакурова: Все вопросы, в том числе и ваши, будем обсуждать вместе с Алексеем Яковлевым, партнером юридической компании «TaxAdvisor». Алексей, Алексеевич, здравствуйте!

Виталий Млечин: Алексей Алексеевич, здравствуйте!

Алексей Яковлев: Добрый день!

Виталий Млечин: Алексей Алексеевич, с точки зрения, ну, понятно, хочется сразу, наверное, начать с того, что будет, если что-то пойдет не так. И, наверное, вопрос, который волнует большинство людей, когда подходит, заканчивается период, в который надо что-то сделать. Соответственно, а что делать, если хочешь заплатить налог, а налоговое уведомление тебе не пришло? Давайте, наверное, с этого начнем, потому что есть честные люди, которые готовы заплатить налог, но не получили налоговое уведомление. А сроки уже выходят. Как быть?

Алексей Яковлев: Мне кажется, люди, которые ответственно подходят к исполнению своих обязанностей, понимают, что уведомление могло не прийти в силу какой-то технической ошибки, они могут обратиться в налоговую инспекцию либо через личный кабинет, если они являются пользователем этого ресурса. Либо прийти ногами в налоговую инспекцию, либо заполнить соответствующее обращение на сайте налоговой инспекции. Сказать, что мне уведомление не пришло, и прошу его, так сказать, направить, продублировать и так далее.

Потому что, ну, конечно, можно попытаться, как школьник, который не выполнил домашнее задание и рассчитывает, что учитель не спросит. Но мне кажется, что вряд ли с государством стоит в такие игры играть. Гораздо эффективнее, полезнее будет, ну, где-то, проявить инициативу. Зато быть потом спокойным и не ждать никаких сюрпризов.

Виталий Млечин: Ну, а с точки зрения закона? Все-таки, что говорит закон? Чья эта обязанность? Моя, как налогоплательщика, заплатить налог? Или все-таки сначала налоговая служба обязана мне предоставить квитанцию, по которой я должен заплатить налог? Ведь я же не могу просто так заплатить без квитанции.

Алексей Яковлев: Да, совершенно верно, имущественные налоги, которые платят физические лица, они платятся на основании уведомлений, которыми управляют налоговые органы. Другое дело, что налоговые органы могут же уведомление направить накопительное, да? То есть, в 2021-м году они могут направить уведомление за три предшествующих года.

Виталий Млечин: Так.

Алексей Яковлев: И, если по каким-то причинам налоговой покажется, что вы не заплатили, она может начислить пени. Потом придется разбираться, отправляли они уведомления, не уведомляли, получали вы или не получали. Вот поэтому, действительно, обязанность на налоговой инспекции.

Но, на мой взгляд, чтобы просто у людей не было каких-то лишних вопросов, нервотрепки и траты времени, если вы знаете, что у вас есть объект, по которому надо платить налог, а уведомление до сих пор не получено, мне кажется, лучше все-таки уточнить.

Виталий Млечин: Ну, вот представим себе такую ситуацию. Вот сегодня осталась неделя до, соответственно, даты икс, до 1 декабря. Если кто-то не получил до сих пор налоговое уведомление…

Ксения Сакурова: А такие, простите, у нас есть, нам уже пишут зрители, да.

Виталий Млечин: Да, естественно. Соответственно, можно подать, обратиться в налоговую инспекцию через личный кабинет. Там срок ответа 30 дней. То есть, соответственно, пока они будут отвечать, 1 декабря уже наступит. Вот как быть в такой ситуации?

Алексей Яковлев: Ничего страшного. Вы получите налоговое уведомление с даты с определенной. Я не думаю, что там будет стоять дата уплаты 1 декабря, мне кажется. Но если даже и будет, на самом уведомлении, либо в кабинете, будет видно, что получили вы его позже. Поэтому вы платите, когда его получили.

Если потом начисляются пени, вы можете потом поспорить в инспекции, сказать, что у вас не было раньше уведомления, то есть нет нарушения срока. А если оно и есть, то не по вашей вине, честно говоря, и поэтому какие могут быть к вам вопросы.

Виталий Млечин: То есть, сам факт обращения в налоговую инспекцию до 1 декабря будет являться доказательством того, что вы ничего не нарушили, правильно?

Алексей Яковлев: Да. И будет, в том числе, подтверждением того, что вы не получили уведомление, да? Потому что, ну, в противном случае, на что вы можете сослаться, если вы не прореагировали. У вас будет официальная реакция и документальное подтверждение, что вы просигналили о том, что у вас нет уведомления.

Виталий Млечин: Все, теперь понятно. Спасибо большое.

Ксения Сакурова: Давайте послушаем наших зрителей. Михаил из Горно-Алтайска с нами на связи. Михаил, здравствуйте!

Виталий Млечин: Здравствуйте, Михаил! Вы в эфире.

Зритель: Здравствуйте, здравствуйте! Ну, у нас ситуация такая. Понимаете, все вроде законно, налог в рамках закона увеличился, но вот в прошлом, в позапрошлом году за здание на имущественное платили 18 тысяч у нас было, в прошлом году подняли – 20 тысяч, а в этом году – сто с лишним тысяч налог пришел. Вроде, в рамках закона все, да, до 2% от кадастровой стоимости. Кадастровая палата оценила это здание, да? Хотя оно, не важно, работает здание, стоит пустое, не важно. Налог платить надо.

Была ситуация такая. Мы всю жизнь вот с супругой работали, всю жизнь платили налоги, копили деньги, заработали что-то. Решили, вот была тенденция закрыть рынки. Тут у нас не было крытого рынка. Нам говорят: «Постройте, все хорошо». Вот построили рынок, 300 квадратов всего, там, в деревне. В деревне! У нас до нашего административного города единственного, Горно-Алтайской республики, 700 км.

У нас все население в районе – 16 тысяч. Всего 16 тысяч! И сто тысяч налог в этом году пришел. Где взять? У меня на супруге это здание, она собственник, пенсионерка. Где ей взять сто тысяч, чтобы заплатить? Если она не заплатит, значит, у нее будет браться пени, через судебных приставов. Ну, будут часть денег отбирать. А ей пенсии не хватит даже заплатить налог, если она каждый месяц будет платить, собирать их. Там у нее 11 тысяч пенсия. То ей как раз за год заплатить налог.

То есть, всю жизнь человек работал, зарабатывал какую-то энную сумму, там, заработал, платил налоги. Нанял организацию строительную, которая строила. Они тоже платили налоги. Они нам построили это здание. А потом, решением правительства разрешили в сельской местности оставлять рынки…

Виталий Млечин: Понятно, понятно, ваш вопрос понятен.

Ксения Сакурова: Михаил, я бы хотела все-таки уточнить, а почему вы не продадите это здание? Если вы им не пользуетесь, в общем-то, от него одни убытки вашей семье?

Зритель: А кому? Оно стояло пустое. Мы не пользовались. То есть, не могли в нем осуществлять деятельность. Налог все равно платить должен.

Ксения Сакурова: Все понятно, да, спасибо.

Виталий Млечин: Понятно, спасибо большое. Алексей Алексеевич, ну, такая сложная, получается, ситуация: продать некому, пользы никакой не приносит здание, а налог 100 тысяч. Во-первых, такое увеличение с 20 за год тысяч до 100, в пять раз, получается. Это не повод задуматься, что что-то не так?

Алексей Яковлев: Да, вот хороший вопрос в том плане, что кадастровая стоимость, она не всегда, ну, что называется, справедливой может оказаться. И вариант здесь один. Он, к сожалению, тоже влечет расходы для налогоплательщиков, потому что надо тогда обратиться в оценочную компанию, заказать оценку и оспаривать кадастровую стоимость. Причем, насколько я в курсе, с этого года вроде бы наконец-то ввели положение, что можно ретроспективно. То есть, если кадастровая стоимость была какое-то время назад определена, то, доказав в суде, что она не очень корректна, по-моему, с этого года сделали так, что можно вернуться назад, в те периоды, когда она такая появилась.

Другое дело, что…

Ксения Сакурова: И что, и оспорить, и получить свои деньги назад, или что?

Алексей Яковлев: Меняется кадастровая стоимость, а налог подлежит пересчету. Если она ретроспективно меняется, за, вот, сегодня поспорили, она поменялась, там, за 2020-й год, то, соответственно, он подлежит корректировке.

Другое дело, что, ведь для человека будет важно расходы на оценщика переложить на государство. И вот здесь, ну, вроде бы, в законе прямых ограничений нет. Было там даже разъяснение Верховного суда, что, если для оспаривания нужен судебный порядок либо какая-то там оценка, то, вроде бы, можно переложить. Но, я боюсь, что вот конкретному человеку, конечно, будет непросто, скажем так, все эти телодвижения сделать, потому что здесь потребуется, ну, достаточно такая квалифицированная поддержка.

Ксения Сакурова: То есть, получается, что нужно нанять специалиста, нужно ему заплатить деньги. И весь этот процесс, он сколько может занять времени?

Алексей Яковлев: Ой, ну, трудно сказать. От региона зависит, от загруженности суда. Но, я думаю, что месяца три надо, в любом случае, закладывать при самом оптимальном.

Ксения Сакурова: А вероятность того, что все-таки суд встанет на сторону налогоплательщика, она насколько высока?

Алексей Яковлев: Ну, опять же, от региона зависит. Но, если оценочная компания достаточно авторитетная, она входит, имеет все необходимые регалии, в ассоциации входит и так далее, то суды принимают заключение оценщиков и корректируют стоимость.

Еще, кстати, в его, по-моему, описании ситуации прозвучало, что супруга пенсионерка.

Ксения Сакурова и Виталий Млечин: Да.

Алексей Яковлев: Вот, если не ошибаюсь, льготы-то есть для пенсионеров по налогу на имущество. То есть, ему надо все-таки попытаться, может быть, опять же, в налоговой порешать сходить этот вопрос. Но может быть нюанс, если она предприниматель, возможно, тогда…

Ксения Сакурова: Вот, видимо речь идет о какой-то коммерческой недвижимости, которую они строили именно для этих целей…

Алексей Яковлев: Да, и поэтому, если бы это была обычная, там, жилая, тогда, скорей всего, точно работала бы льгота для пенсионеров. А поскольку она имеет вот такое назначение коммерческое, то, к сожалению, наверное, льготой не получится воспользоваться.

Ксения Сакурова: Алексей Алексеевич, а все-таки, ну, вот помимо того, что можно попытаться оспорить, да, а что еще люди могут сделать в этой ситуации? Продать они сейчас не могут, ну, некому, нет покупателя. А если, ну, простите, взять и разобрать? Ну, нет объекта – нет проблемы. Ну, я так, фантазирую.

Виталий Млечин: Ну, какой-то механизм же должен быть? Как-то отказаться, может быть, в пользу государства от этого, от этой недвижимости?

Ксения Сакурова: Подарить ее кому-нибудь?

Алексей Яковлев: Ну, опять же, разобрать – это надо ее специально снять с реестра, а пока она числится в реестре, она является объектом, по которому надо платить налоги. Опять же, если человек проявляет инициативу и говорит государству забрать, или муниципалитету, то, ну, во-первых, у них быть должны деньги содержать это. И примут ли еще, да? Надо же еще согласие второй стороны, чтобы это произошло.

Ксения Сакурова: А что будет, если они не будут платить налог? Вот 100 тысяч, там, один год, 100 тысяч второй год, ну, и так далее. Люди пенсионеры, ну, или, один предпенсионер, видимо, да?

Алексей Яковлев: Мелкие суммы налоговая взыскивает в так называемом приказном порядке. Она направляет сразу информацию приставам. Они уже, соответственно, включают механизм исполнения этого документа, как такого приказа, не подлежащего обжалованию. И, соответственно, ищут имущество людей, какие они источники дохода получают, ну, стандартная работа приставов.

Ксения Сакурова: А можно вот это здание просто этим приставам отдать и сказать: вот.

Виталий Млечин: В счет погашения долга, да.

Ксения Сакурова: Да, возьмите.

Алексей Яковлев: Ну, не приставам. Они на торги выставляют тогда, да, и за счет реализации на торгах можно погасить долг, разницу получить себе. Другое дело, что, а кто купит-то в регионе? Я так понимаю, что там особо желающих нет такое бремя на себя взять и пользоваться. Наверное, еще один путь тогда можно рассмотреть.

Если этот все-таки объект имеет какое-то социальное значение, скажем так, для региона, то может быть, поговорить, чтобы льгота какая-то была предоставлена? Или отсрочка, может быть? На местном уровне.

Ксения Сакурова: Да, очень хотелось бы, чтобы все-таки нашлось решение. Давайте, еще один звонок возьмем. Наталья из Москвы на связи. Наталья, здравствуйте!

Виталий Млечин: Здравствуйте, Наталья!

Зритель: Здравствуйте! Вы знаете, третий год не приходят квитанции по месту жительства. Вот на данный момент я нахожусь за городом. Я специально 20-го числа приезжала в 26 налоговую, в интернете посмотрела расписание работы этой налоговой. Там написано, что первая и третья суббота – рабочие. Я приехала, извините, налоговая была закрыта.

Квитанции нет, это специально мне придется ездить, ехать опять в Москву для получения квитанции. И это безобразие продолжается уже третий год. Они все время говорят: «Мы присылаем». Хорошо, я приехала, если вы послали эти квитанции, я приехала получила эти квитанции. А почему тогда приходят те, которые вы уже послали? Понимаете?

В местной налоговой, которая находится в Можайском районе, я на данный момент нахожусь в Можайском районе, на даче проживаю. Понимаете, москвичей не принимают, потому что вы живете, вы находитесь по месту жительства, ваши квитанции.

Ксения Сакурова: Вы прописаны в Москве, да?

Зритель: Естественно, конечно. Вы понимаете, в принципе, они говорят: «У нас единая база». Где она, единая база, если я не могу свои квитанции получить и уплатить в Можайском районе? Ну, почему, что это за безобразие такое?

Виталий Млечин: А почему вы себе личный кабинет не заведете?

Зритель: Для личного кабинета тоже нужно ехать в Москву, получать логин из налоговой, чтобы завести личный кабинет.

Виталий Млечин: Так, а если все равно ехать, то какая разница?

Зритель: Вот теперь поеду, естественно. Поеду опять уже в третий раз поеду. Один раз я не попала, второй раз я приехала в субботу…

Виталий Млечин: Понятно. Спасибо.

Ксения Сакурова: Да, спасибо.

Виталий Млечин: Алексей Алексеевич, можно что-то порекомендовать?

Алексей Яковлев: Ну я вот тоже, все-таки, учитывая, что человек не живет постоянно по месту регистрации, все-таки завести личный кабинет. И, если я не ошибаюсь, чтобы его завести, можно в любую инспекцию прийти с паспортом. И, возможно, в МФЦ в любой ближайший. Вот стоит человеку попробовать.

Мне кажется, что вот людей много, более 400 тысяч, по-моему, уведомлений в этом году налоговые органы отправляют. В такой массе всегда будут ошибки. Я просто призываю людей не рассматривать, что это лично что-то против них, просто спокойно разбираться. В инспекциях тоже работают люди, и вполне можно найти общий язык.

Если вы, там, с конкретным специалистом вдруг какая-то проблема, ну, с его руководителем. Есть горячая линия, куда можно позвонить и обратиться. Поэтому, ну, мне кажется, что сейчас налоговая в таком конструктивном диалоге, в основном, находится с налогоплательщиками. Они заинтересованы, чтобы люди заплатили, и все-таки помогают им это сделать.

Ксения Сакурова: Да, но я знаю абсолютно точно, что в московские налоговые можно записаться на сайте госуслуги. Прямо на конкретное время и, там, с любым вопросом. Получения ли номера личного кабинета, с любым вопросом, пожалуйста. Будет назначено время, и вы точно будете знать, что в это время вас примут. Спасибо большое, Алексей Алексеевич! Алексей Яковлев был с нами на связи, партнер юридической компании «TaxAdvisor».

Очень много сообщений от наших зрителей, что, к сожалению, квитанции не приходят. Особенно это касается жителей сельской местности. Ну, есть и другие проблемы. Вот Белгородская область: «Автомобиля нет уже 10 лет, а квитанции шлют регулярно, каждый год».

Виталий Млечин: Это надо разобраться, почему шлют. Возможно, налоговая не получила информацию о том, что вы продали или там утилизировали ваш автомобиль. Нужно сообщить об этом в налоговую обязательно, а не платить.

Ксения Сакурова: Приморский край: «Хочется быстрее получать налоговый вычет. Второй год сдала, три месяца на проверку документов и месяц на возврат денег». Но, видимо, до сих пор не получили. Очень рекомендую вам лично обратиться в налоговую инспекцию. У меня были такие же проблемы, мне помогли.

Ну, и Удмуртия: «Должны получить налоговый вычет за учебу сына. Так вот из этой суммы вычли также транспортный налог, хотя муж всегда платит вовремя». Тоже вот есть такие проблемы.

Виталий Млечин: Ну, это повод для обращения в налоговую службу, конечно, если что-то не то вычли, то должны вернуть. Вот из Воронежской области тоже пишут: «Нам не прислали налог на землю. Мы сидим на самоизоляции, всегда присылали, в этом году нет. Я должна просить: «Возьмите налог». И за что налоговая зарплату получает?».

Это, естественно, резонный вопрос. Но, как вы только что слышали, от ошибок, к сожалению, никуда не деться, вам все-таки равно придется обратиться в налоговую инспекцию. Ну, и там, соответственно, вам все-таки пришлют квитанцию или выдадут в руки, если вы туда приедете.

Что делать, если не пришло уведомление от налоговой?