Народ решит, на что тратить бюджетные деньги

Народ решит, на что тратить бюджетные деньги | Программы | ОТР

Будут ли жители сами выбирать приоритетные задачи для муниципальных властей?

2020-02-04T11:43:00+03:00
Народ решит, на что тратить бюджетные деньги
ТЕМА ДНЯ: Мусор дорожает
Индекс Масленицы: блин, как всё дорого!
ОПЕК-батюшка, нефть-матушка…
Торговля данными о россиянах
Что нового? Южно-Сахалинск, Чебоксары, Воронеж
Новые схемы обмана с банковскими картами. Вакцинация продолжается. На что тратим деньги. «Всё включено» по-русски. Как сдержать цены? Чем питаются школьники. Отмена крепостного права. Цифровая школа
Как сдержать цены?
Наталья Починок: Никакие профессии не умрут, они просто будут иметь всё большую цифровую составляющую
Внимание – мошенники!
Россию XVIII века от любой европейской страны отличал громадный культурный раскол общества, в котором одна часть не понимает, как живет другая
Гости
Павел Салин
директор Центра политических исследований Финансового университета при Правительстве РФ
Антон Жарков
депутат Государственной Думы

Оксана Галькевич: И сейчас хотим поговорить с вами о том, на что мы будем тратить деньги. А на что мы будем тратить деньги, решать мы скоро будем вместе, возможно. По крайней мере, такое предложение готово уже к обсуждению в Государственной Думе. Там внесен законопроект о так называемом «народном бюджетировании». Если его примут, то люди, мы с вами, сами будем выбирать приоритетные задачи на своем уровне. Что, где, когда отремонтировать, например, благоустроить, построить и прочее. Вот, уважаемые телезрители, расскажите нам, пожалуйста, вы вообще готовы участвовать в решении таких вопросов? На самом деле идея выглядит хорошей, но учтите, что это может быть и довольно-таки хлопотно. Мы работаем в прямом эфире, телефоны для связи с нами у вас на экранах, выходите, пожалуйста, на связь, высказывайтесь. Ну, а мы пока подключим к нашей беседе собеседника – Антона Жаркова. Это депутат Государственной Думы нашей страны. Антон Викторович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Антон Викторович.

Антон Жарков: Да, добрый день.

Иван Князев: Антон Викторович, скажите, пожалуйста, вот сейчас у нас вроде есть различные общественные слушания, вроде как-то при желании народ может высказать свое мнение, где, что и как в том или ином муниципалитете делать. Это недостаточно работает? Если сейчас будет этот процесс запущен, как он будет выглядеть? Какие будут механизмы?

Антон Жарков: Данный законопроект, там идея так называемого инициативного бюджетирования. Речь идет об эффективном инструменте прямого участия жителей в решении самых насущных проблем своих районов. Вот сегодня даже мы по себе чувствуем, депутаты, даже в Москве работает такая программа, как «Активный гражданин», и не всегда те идеи, те вопросы, которые ставят перед нами москвичи-жители, удается решить. Потому что сталкиваемся с тем, что в бюджете уже на это нет средств. И вот данный законопроект, проще его называть народным бюджетированием, это ответ на запрос активных жителей, которые, а их сегодня становится все больше и больше, которые получат возможность продвигать свои инициативы по улучшению жизни своего района, своей улицы, двора.

Оксана Галькевич: Антон Викторович, т. е. сначала выяснение, так скажем, необходимости, да, людей, которые живут в том или ином районе, а уже потом составление сметы, составление бюджета района на следующий год? Условно говоря, так будет выглядеть алгоритм?

Антон Жарков: Да. Именно об этом идет речь в проекте данного законопроекта.

Оксана Галькевич: А каким образом будет опрос, исследование мнений проводиться? Точно так же, как в «Активном гражданине», в электронном виде? Или будут и другие способы тоже подключены, возможно, по закону?

Антон Жарков: После принятия данного законопроекта в первом чтении мы вместе с экспертами, вместе с активными жителями и общественными организациями приступим к вопросу обсуждения именно порядка. Порядка участия, именно вот технического порядка работы и действия данного законопроекта. Там будут подключены, я думаю, и муниципальные депутаты, которые непосредственно на территориях являются представителями своих избирателей – жителей того или иного района. Я думаю, что здесь будут задействованы все уровни депутатские, начиная от муниципалитетов, городские думы, региональные парламенты и т. д.

Иван Князев: Антон Викторович, но вот, понимаете, у меня все равно остаются сомнения.

Оксана Галькевич: Какие, Ваня?

Иван Князев: Насколько это будет большинство? Вот тех людей, которые будут голосовать за что-либо, если, например, что-то нужно построить в городе, что-то нужно, наоборот, снести, спилить, дорогу отремонтировать и т. д. Потому что тот же портал «Активный гражданин» – люди обычно пишут, когда что-то не так уже сделано, а не когда что-то предлагают. А с другой стороны, люди-то ведь не профессионалы. Они не архитекторы. Они могут только свое мнение сказать, а не знать каких-то нюансов. Чем тогда будут чиновники в мэрии, например, заниматься в том или ином муниципалитете?

Антон Жарков: Вы знаете, нет стопроцентного мнения, нет ни по одному вынесенному на тот же «Активный гражданин» вопросу. Всегда есть «за», всегда есть «против». И решение принимается в интересах большинства москвичей. Я вот сам сталкиваюсь…

Иван Князев: А вот опять же: большинства. Какого большинства? Это 100 человек, которые зарегистрированы на портале? Или это 1000 человек?

Антон Жарков: Большинства, принявшего участие в обсуждении и в голосовании по тому или иному вопросу.

Иван Князев: Ну, понятно, понятно.

Оксана Галькевич: Т. е. просто чистое большинство. Не от тех, кто там, скажем, постоянно зарегистрирован или, может быть, постоянно проживает. А просто чистое большинство: кто пришел, тот пришел. Явка как-то не будет обозначена?

Антон Жарков: Я думаю, что по каждому вопросу, куда поставить лавочку или в какой цвет покрасить забор, не нужно будет собирать большие собрания жителей.

Иван Князев: Но вот о том-то и речь.

Антон Жарков: Но в рамках тех поручений, которые … по развитию цифровой экономики, это будет переведено, скорее всего, в Интернет. И мы отработаем эту систему в период принятия данного проекта.

Оксана Галькевич: Понятно. Антон Викторович, перспективы, так скажем, принятия закона, прохождения чтений в Госдуме как вы оцениваете?

Антон Жарков: Еще раз вопрос, тут прервалось. Начало вопроса.

Оксана Галькевич: Перспективы. Перспективы принятия закона как оцениваете?

Иван Князев: Когда и примут ли?

Антон Жарков: Я думаю, данный законопроект, так как его инициатором была «Единая Россия», он пройдет первое чтение, а потом будет широкое обсуждение. Этот вопрос очень серьезный, с привлечением как можно большего круга общественных организаций, как я уже говорил. И к третьему чтению, я думаю, он придет в каком-то удобоваримом варианте.

Оксана Галькевич: Спасибо. Будем считать, что мы уже начали этот общественный разговор на эту тему. Антон Жарков был у нас на связи, депутат Государственной Думы Российской Федерации. И у нас…

Иван Князев: …несколько СМС.

Оксана Галькевич: Давай.

Иван Князев: Вот Мурманская область пишет, что «надо бы, чтобы помимо электронного какого-либо голосования была еще какая-то другая форма». Потому что, во-первых, не у всех есть смартфоны…

Оксана Галькевич: Принимая во внимание, Ваня, что у нас самые активные горожане или граждане – это вот пенсионеры, например, наши…

Иван Князев: Да-да-да.

Оксана Галькевич: …далеко не все они на «ты» с Интернетом, с этими электронными сервисами.

Иван Князев: Конечно. Далеко не все. Ну, и Сахалинская область пишет, что «как всегда, идея народовластия у нас будет искажена и исковеркана». Потому что чиновники начнут заниматься непонятно чем, осваивать деньги.

Оксана Галькевич: А вот мы сейчас об этом спросим политолога. У нас директор центра политических исследований Финансового университета на связи, Павел Салин. Павел Борисович, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Павел Борисович.

Павел Салин: Добрый день.

Оксана Галькевич: Павел Борисович, это, заметьте, не мы сказали, а наши телезрители считают, что идея народовластия таким образом как-то опримитивлена. Как вы считаете?

Павел Салин: Ну, мы не можем сказать, опримитивлена она или нет. Потому что мы имеем дело только с идеей. А о конкретной реализации, как это будет реализовано, неизвестно. И предыдущий эксперт, депутат Государственной Думы, прямо сказал: давайте сначала проголосуем в первом чтении за идею, а перед вторым чтением, а потом даже прозвучало и третье чтение, вырисуется, будет вырисован какой-то конкретный механизм.

Иван Князев: Да, какой это механизм, пока и речи не идет.

Павел Салин: А относительно механизма здесь совершенно различные могут быть трактовки всей этой идеи. Поэтому что здесь можно сейчас обсуждать? Как бы либо нужно говорить об идее в общем, которая, безусловно, правильная; либо нужно говорить о конкретном механизме, о его плюсах и минусах, а механизма нет – о чем тогда говорить.

Иван Князев: Павел Борисович, на ваш взгляд, он каким мог бы быть?

Павел Салин: Вы знаете, каким он мог бы быть? Здесь возникает очень серьезное опасение. В связи с чем? Вот вы сейчас обсуждали этот механизм на примере «Активного гражданина» в Москве. Но в Москве ситуация уникальна чем, чем она отличается от остальной России. В Москве продолжают действовать нулевые годы, когда денег хватает всем. И элитам, чтобы прокормиться с бюджета, и населению. Поэтому власть себе может позволить учитывать и мнение горожан, пусть и по остаточному принципу, условно говоря, на те 5%, которые как раз и предусматривает эта инициатива: что там 5% местных бюджетов будут расходоваться по этой схеме. А в большинстве муниципалитетов такого нет. Там возникнет вопрос неизбежно: или интересы местных элит, которые, чтобы они кормились с этого бюджета, либо интересы горожан. Как, вы знаете, может возникнуть ситуация с общественными слушаниями, вот когда «или – или». Или интересы элит, которым нужна застройка, вырубка или что-то, или интересы горожан, которые выступают против, и тогда общественные слушания попросту выхолащиваются. Вот здесь может возникнуть такая же ситуация.

Оксана Галькевич: Павел Борисович, тогда получается, это народное бюджетирование может стать инструментом не общественного, так скажем, согласия, а неким инструментом общественного раздора?

Иван Князев: Да-да.

Павел Салин: Не общественного раздора. Скорее, это станет инструментом общественного плебисцита. Когда власть будет легитимировать дополнительно нужные ей решения под видом общественного одобрения. Грубо говоря, вот как на общественных слушаниях, опять же, сейчас происходит. Соберут население либо из другого района, либо найдут полпроцента местных, которые…

Иван Князев: Ну да, 200-300 человек согнали, кому надо, и проголосовали, как надо.

Павел Салин: И принимают решение, которое нужно местным элитам и противоречит интересам граждан. И говорят: «А мы прошли общественное слушание, население нас поддержало». А то, что только полпроцента местных поддержало, это как-то выводится за скобки. Вот здесь возможна такая ситуация. Особенно если будет использоваться электронное голосование, которое себя скомпрометировало на московских выборах. Оно продемонстрировало, какие результаты можно получать.

Оксана Галькевич: Да, которые вручную, как листочки, условно говоря, не пересчитаешь, схема проверки гораздо сложнее. Павел Борисович, скажите, а вот финансирование вслед за этими новыми возможностями, более широкими полномочиями, более широкое финансирование не предполагается? Может быть, следующим шагом властей будет предложение по бюджету тех самых муниципалитетов? Чтобы у них было больше возможностей.

Павел Салин: Это нужно у властей спрашивать. Но здесь, понимаете, с учетом того, что у нас внесенной поправкой фактически предусматривается упразднение местного самоуправления, то речь идет о том, что граждан чисто гипотетически могут допустить к распоряжению частью финансов государственных образований, органов государственной власти. А это для власти тем более недопустимо. Поэтому расширение финансирования, может быть, и возможно, но чем больше будет финансирование, тем меньше будет возможностей у граждан повлиять на распределение такого финансирования. Потому что, если к муниципальному управлению у нас граждан еще худо-бедно допускают, то к государственному управлению – уже нет.

Оксана Галькевич: Ой. Спасибо, Павел Борисович.

Иван Князев: Спасибо.

Оксана Галькевич: Это был Павел Салин, директор центра политических исследований Финансового университета.

Иван Князев: Виктор, Москва, у нас на связи. Еще успеем принять звонок. Здравствуйте, Виктор.

Оксана Галькевич: Здравствуйте, Виктор.

Зритель: Добрый день. У меня очень маленький вопрос такой и очень такой хороший. Для инвалидов, для больных людей, которые передвигаются тяжело. Которых подвозят, которых ждут, и негде подождать. Почему в Строгино, Хорошевский район, около поликлиник нет стоянок для инвалидов? Для машин инвалидов. Значит, там, поликлиника на улице Исаковского – одни знаки. «Остановка запрещена», «Въезд запрещен». По улице Кулакова напротив поликлиники взрослой – платные автостоянки. Ну, неужели не…

Оксана Галькевич: Да, Виктор, но вот как раз такие вопросы вы сможете активнее решать в рамках нового закона, если он будет принят. Он сейчас пока только внесен в Государственную Думу на рассмотрение.

Иван Князев: Ну, а так можем сказать, что будем надеяться, что просто кто-нибудь из московских властей нас же сейчас смотрит и услышит, наверное.

Оксана Галькевич: Но вопросы есть у населения.

Иван Князев: Вопросы есть.

Оксана Галькевич: Вот вопросы есть, значит, есть что решать, есть что обсуждать.

Иван Князев: А кстати, много людей пишут, что хотели бы как раз таки участвовать. Достаточно много тех, кто хотел бы быть активным гражданином.

Оксана Галькевич: Ну, посмотрим, как это будет работать. Замечательно. А мы переходим к следующей теме.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Будут ли жители сами выбирать приоритетные задачи для муниципальных властей?