Виталий Млечин: Дорожные камеры в Москве уже научились фиксировать 59 видов нарушений правил дорожного движения, об этом сегодня пишут СМИ. Например, штраф в автоматическом режиме теперь могут выписать не только за обычное превышение скорости, но и за нарушение правил остановки, повлекшее создание препятствия для движения других автомобилей, непристегнутый ремень, движение между полос и даже за езду без включенных фар. То естьоб этом, мне кажется, вообще многие не задумываются, что за это в принципе могут оштрафовать, а уж тем более, что камеры могут это сделать. Марианна Ожерельева: Видимо, все вы, автовладельцы, попадаетесь. Возникает вопрос, насколько эффективно работают сегодня камеры и как быть, вот если все-таки штраф пришел, а выписали его неправильно, где можно оспорить, как оспорить, что для этого потребуется, тоже важно понять. Виталий Млечин: Да. Давайте разбираться. С нами на прямой связи почетный адвокат России, вице-президент Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский по телефону. Леонид Дмитриевич, здравствуйте. Марианна Ожерельева: Здравствуйте. Виталий Млечин: Леонид Дмитриевич, слышите ли вы нас? Леонид Ольшанский: … Виталий Млечин: Леонид Дмитриевич, поговорите с нами, пожалуйста. Так, сложности технические у нас возникли... Марианна Ожерельева: Такое бывает, да. Но все-таки вот... Виталий Млечин: Вот так новость. Марианна Ожерельева: Виталий, тебе приходили штрафы, которые приходилось тебе оспаривать? Это интересно. Виталий Млечин: Сейчас восстановим связь с Леонидом Ольшанским. Мне штрафы не приходили, которые приходилось оспаривать. Мне вообще, к счастью, приходило очень немного штрафов... Марианна Ожерельева: Ты ответственный, да, на дороге? Виталий Млечин: Ну, я как-то стараюсь не нарушать на самом деле, потому что, в общем, не вижу в этом большого смысла... Марианна Ожерельева: Сейчас будем разбираться, вот правило «не нарушать на дороге» работает или нет, или все-таки с учетом того, что камеры научились ловить любые нарушения, сработает даже тогда, когда ты не нарушаешь. Виталий Млечин: Вот, давай разбираться, за что могут оштрафовать. Вот тут на самом деле появился даже список вот из этих 59 нарушений... Марианна Ожерельева: 59, да. Виталий Млечин: Он очень большой, мы все не будем зачитывать. Но вот, например, попутное направление под «кирпич», соответственно, за это могут сильно оштрафовать, нарушение даже ограничений грузоподъемности... Марианна Ожерельева: Вот как. Виталий Млечин: Да, хотя не очень понятно, как это камера может зафиксировать... Ну и многое другое. Все, восстановили связь с Леонидом Ольшанским. Леонид Дмитриевич, здравствуйте. Леонид Ольшанский: Слышно, нет? Слышно? Марианна Ожерельева: Да, очень хорошо слышно. Виталий Млечин: Да, замечательно, теперь мы вас слышим. Леонид Ольшанский: Значит, первое. Десять лет назад правовое управление Государственной Думы вынесло заключение, что это антиконституционная норма, наказание собственника по камерам, собственника, и написали, что наказывается заведомо невиновный: машина на бабушку, а ехал внук; машина на вашу компанию, а ехал водитель. Это по сути антиконституционная норма, мы с ней боремся, но пока ее победить не можем. Второе. Ни много ни мало президент нашей страны сказал, что камеры не должны служить средством наживы. Но поскольку это серьезные, очень серьезные деньги в бюджет субъектов федерации, городов, краев, областей, то мое убеждение – в погоне за наполнением бюджета придумывают все новые и новые варианты, чтобы камера фиксировала, как вы сейчас сказали, уже и ремень, и фары, и уже неизвестно что. Это ничем хорошим не закончится. Суды завалены жалобами граждан. К сожалению, на уровне вот этих вот фирм…, там разные, у нас, к сожалению, это один аспект, у нас никакой передачи не хватит, у нас по всем другим направлениям нашей жизни наказывает конкретный орган: неправильно строишь – стройнадзор; чужую землю захватил – инспекция по недвижимости; пьяный ехал – ГАИ наше горячо любимое. А здесь появились квазиорганы, которые это делают, это отдельная песня, и с ними предстоит такая юридическая борьба. Теперь вы задали сразу вопрос, куда обращаться. В Кодексе об административных правонарушениях сказано, что жалоба может быть подана начальнику того подразделения, например командиру батальона, где инспектор выписал штраф, или в суд. Мое мнение: поскольку у нас большинство штрафов выписывают, повторюсь, не сотрудники ГАИ, а сотрудники вот этих вновь образованных структур, то лучше сразу обращаться в суд. Да, и Верховный суд нам сказал, пленум Верховного суда был по многим вопросам, первое – все доказательства равны, если камера сняла, это еще не все, дополнительные фотографии, дополнительные съемки и т. д., и т. д. Побороться можно, но деньги, силы, здоровье, нервы, время, которые человек затратит, они неизмеримо больше, чем самый большой штраф. Они этим пользуются, и вот на этом процветает обирание, «общипывание», если так можно выразиться, многомиллионной армии российских водителей. Марианна Ожерельева: Леонид Дмитриевич, вот про «общипывание». Так все-таки спрашивают, сначала оплатить, потом иди в суд и тебе вернутся деньги, или же получил вот такое уведомление, считаешь, что что-то неправильно, и в суд иди, ничего не плати? Леонид Ольшанский: Отвечаю. Во всех кодексах сказано, хоть уголовное дело, хоть гражданское, хоть административное: подача жалобы приостанавливает исполнение любого решения или приговора. Подал жалобу – на Колыму не едешь, ждешь в большом уголовном деле. Должен деньги, суд сказал, подал жалобу в вышестоящий суд – никто с тебя деньги не изымает, пока вышестоящий... Марианна Ожерельева: А процент не будет идти, пока вот все это дойдет до суда? Леонид Ольшанский: Никакой процент не идет, это в уголовных и в административных делах никакие проценты не идут. Но в вашем вопросе есть один аспект. Если человек проиграл все суды и в течение 60 суток не оплатил, тогда штраф удваивается. Марианна Ожерельева: Прекрасно. Леонид Ольшанский: Не оплатил – снова удваивается. Поэтому нужно понимать, есть такой термин всем известный «вступление решения в законную силу». Как только ты проиграл, тут уже, вот уже тогда надо платить. Виталий Млечин: Леонид Дмитриевич, а как быть с более сложными ситуациями? Скажем, стоит камера, которая контролирует, чтобы люди сплошную полосу не переезжали, да, логично. Леонид Ольшанский: Да, да. Виталий Млечин: Но если, скажем, авария на этой полосе или человек уходит от ДТП и, соответственно, эту линию пересекает, ему приходит штраф... Вот была такая ситуация в Москве, собственно говоря, вот конкретно в этой ситуации ГИБДД штраф не отменило, хотя человек пытался доказать, что он уходил от ДТП и поэтому пересек линию. Тут как-то все-таки возможен какой-то компромисс? Леонид Ольшанский: Да, эта статья в кодексе и в административном, и в уголовном называется «Крайняя необходимость». Например, разбил стекло чужой машины, завел ее и жену, которая рожает, вот-вот-вот беда будет, отвез в родильный дом, а там машину бросил. Формально угон, но это крайняя необходимость. Разбил окно при пожаре и вынес ребенка – не имеешь права входить в чужую квартиру, но это крайняя необходимость. Я объезжал препятствие, там было ДТП, это не учли, волюнтаристский подход, Конституция гласит, статья 49-я: любое сомнение в пользу обвиняемого. При грамотном адвокате, при грамотном подходе судья примет решение, и честный судья примет решение в пользу вот такой нашей ситуации, которую мы с вами сейчас сконструировали. Но опять-таки, это нужны знания серьезные адвокатские, напор и время, отложили заседание... Многие думают, что суд – это пришел, это 5 минут, как билет в кино купил; нет, это несколько заседаний, это надо приходить, ждать в коридоре, когда тебя вызовут. Суд – это такая долгоиграющая пластинка. Марианна Ожерельева: Еще вопрос все-таки, где всем узнавать, спрашивают, какое-то руководство, методичка, брошюрка, что вот есть такие правонарушения, и про ремень, что камера все это фиксирует? Есть где-то, может быть, в онлайн-формате, купить можно где-то? Как это обновляется? Леонид Ольшанский: Значит так, во-первых, не сочтите за нескромность, но у меня есть маленькая брошюрка «Права водителя». Дальше: все книжные магазины завалены бумагами, брошюрами «Вас остановил инспектор ГАИ – ваша ответственность». Мы должны смотреть не то, что камера снимает, потому что в Москве она может это снимать, а в Рязани и Казани она может другое снимать. Нам нужно за основу всем брать в этом вопросе Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, там все прописано, что, какие штрафы и за что, там примерно 35 статей в 12-й главе. Виталий Млечин: Леонид Дмитриевич, ну и как вы считаете, собственно, камеры скоро будут уже во всех российских городах, на каждом углу? Этот процесс невозможно уже остановить? Леонид Ольшанский: Я думаю, что на крупных магистралях они было, на маленькой сельской улочке их не будет, это нерентабельно для установщиков. И да, надо еще ведь сказать, что прибыль, ну заработок, доход от камер делится между властями и установщиками камер. Ведь те, кто эти камеры устанавливают, все эти мачты, провода, они же свой процент имеют от всего, поэтому тут такой в хорошем смысле слова заговор. Виталий Млечин: Понятно. Спасибо вам большое! Леонид Ольшанский, вице-президент Движения автомобилистов России, почетный адвокат России, был с нами на прямой связи. Что пишут? Марианна Ожерельева: Из Коми нам пишут: «ДПС должны работать, а не камеры». А из Чувашии такое вот мнение: «Система судебная так сделана, что человеку простому проще сдаться, не идти оспаривать, чем доказывать свою правоту», – видимо, заплатить штраф. Виталий Млечин: Ну нет, если речь идет о штрафе в 250–500 рублей, то, конечно, в общем, судиться из-за таких денег вряд ли кто-то захочет. Тем не менее вообще, на самом деле процедуру должны по крайней мере были упростить, процедуру обжалования, и в случае каких-то таких вещей необязательно сразу идти в суд, можно попробовать даже в электронном виде обжаловать через сайт Госуслуг. Я лично не пробовал, но говорят, что работает. Вот интересная статистика: в прошлом году, по данным ГИБДД Москвы, в столице, только в одной столице, в Москве, оформили более 32,5 миллионов дорожных штрафов. 32,5 миллиона штрафов – это... Марианна Ожерельева: Сколько заработали, интересно еще посчитать. Виталий Млечин: Это, наверное, больше, чем автомобилистов по всей стране, потому что ну это треть населения. Марианна Ожерельева: Интересна динамика, увеличилось на сколько. Из Коми вообще нам пишут, что камеры – это нарушение прав людей, есть и такое мнение, что не нужны они. В общем, надо как-то иначе подходить к этому вопросу, действительно... Виталий Млечин: ...или не нарушать. Марианна Ожерельева: Или не нарушать, но, видишь, все равно может «прилететь», получается так. Виталий Млечин: Да, это точно, это правда. Вернемся через несколько минут. Пожалуйста, никуда не уходите.