Константин Чуриков: Это «Отражение» на ОТР. Сегодня и днем, и вечером обсуждаем основные тезисы послания президента Федеральному Собранию, которое сегодня в полдень произошло. Уважаемые зрители, делитесь с нами своими мнениями. В низу экрана указано, как с нами связаться. Ну а на арене сегодня в эфире ОТР Оксана Галькевич… Оксана Галькевич: …и Константин Чуриков. Мы сейчас хотим поговорить о проблемах нашего образования. Об этом президент сегодня достаточно много говорил. Отдельно говорилось о проблемах нашего подрастающего поколения. Отдельно говорилось о том, что нужно совершенно по-другому подходить к работе учителей, очень важна роль этих людей. Вот давайте подробнее углубимся в эти вопросы. Константин Чуриков: В социальные. Социальный блок вопросов. Оксана Галькевич: Социальный блок. Пожалуйста, вы тоже, уважаемые друзья, выходите с нами на связь. Нам можно писать. Мы, как всегда, в прямом эфире, всегда у нас работает обратная связь. Можно нам звонить, телефон для связи с нами у вас указан на экране. Сейчас к нам, к нашей беседе в прямом эфире присоединяется президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Сергей Константинович, вы нас слышите? Константин Чуриков: Сергей Константинович, здравствуйте. Сергей Комков: Здравствуйте, друзья. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Константин Чуриков: Сергей Константинович, ну смотрите. Прозвучало сегодня несколько заявлений – в частности, о доплатах классным руководителям, если брать учителей, среднее образование. И что важно? Как раз о доступности мест в вузах, о том, чтобы расширять количество бесплатных мест. Мне хочется, чтобы вы для начала прокомментировали эти заявления. Насколько они важны для системы образования? Сергей Комков: Ну, вы знаете, я тоже сегодня был аккредитован на послание, и я тоже сегодня отметил как раз эту особенность. Мы много лет уже добивались именно такого подхода. Я сегодня был очень рад услышать из уст президента, что наконец-то наступил этот переломный момент, наконец-то мы перестали относиться к образованию как к некой образовательной услуге. Образование – это важнейшая социальная функция государства. И одной из важнейших составляющих задач образования является воспитание, воспитание будущего гражданина нашей страны. Поэтому то, что повернулся лицом глава государства к этой проблеме, означает, что вообще повернулось государство к этой проблеме. Поэтому то, что сегодня глава государства заговорил о том, что нужно, во-первых, вернуть доплату за классное руководство, то есть фактически нужно вернуть функции классного руководителя, то есть классного наставника… Оксана Галькевич: При этом сохранив все прежние существующие надбавки. Так сказал Путин. Сергей Комков: Естественно, да, да, да. Оксана Галькевич: Это просто важно подчеркнуть, чтобы не было какой-то игры, знаете, с этими моментами. Сергей Комков: Да, да. Потому что ведь это все было снято. И посчитали, что не нужно никакого классного руководства. Это была какая-то, знаете, чуть ли не такая общественная нагрузка для учителя. И это все вернули на место, сделали так, как положено. Константин Чуриков: Сергей Константинович, вот что лично я не понял? Смотрите. Президент сказал, что, с одной стороны, надо строить новые школы, а с другой стороны, эффективнее использовать существующие. Так вот, речь о чем идет? Скажем так – о точечном изучении ситуации? В какую сторону думать теперь Министерству образования, региональным департаментам образования? Сергей Комков: Я думаю, что им надо думать (извиняюсь за тавтологию) о том, что надо возможности каждой школы изучить и возможности каждого педагога изучить. И нужно подумать о том, чтобы каждая школа сегодня занималась не только натаскиванием на какую-то сумму знаний, а занималась комплексным развитием личности каждого ученика, чтобы каждый ребенок в школе занимался и музыкой, и хореографией, и изобразительным искусством, и иностранными языками, и техническим творчеством. И неслучайно президент говорил о том, что нужно вводить скоростной интернет. И много другого сегодня нужно в школах. Творческую личность надо развивать. Оксана Галькевич: Сергей Константинович, скажите… Там еще прозвучал такой важный момент, как профессиональное развитие, профессиональный рост и развитие современного учителя, в том числе, как сказал президент, в перспективе – преподавателей дополнительного образования. А сейчас у наших педагогов в принципе силы и возможности, элементарное время есть на то, чтобы профессионально развиваться, как-то совершенствоваться в своей профессии при той нагрузке, которая у них есть? Сергей Комков: Здесь, конечно, есть серьезная проблема. Во-первых, надо начать с того, что мы фактически уничтожили все институты повышения квалификации педагогических кадров. Надо систему эту восстанавливать. Это один вопрос. Второе – надо сокращать нагрузку педагогов, при этом повышая их уровень заработной платы. Это второй вопрос. Министерство просвещения сегодня пытается лавировать в этом вопросе, но я думаю, что они не совсем правильные шаги делают. Они пытаются плясать от среднего уровня заработной платы по регионам, а надо говорить о том, чтобы повышать заработную плату в целом по стране, независимо от регионального уровня. Константин Чуриков: И, может, еще не совсем ориентироваться на среднюю зарплату как таковую, потому что это вещь довольно лукавая. Сергей Комков: Совершенно верно, да. Константин Чуриков: С учетом зарплаты, не знаю, директора школы и так далее, главврача. Сергей Комков: Да, да, да. Ну и самое главное, что меня порадовало, – то, что президент сегодня сказал о том, что нужно максимально использовать возможности школы для творческого развития личности нашего ребенка. А мы сегодня, к сожалению, некоторые наши творческие школы просто уничтожаем. И чиновники в этом очень активно преуспевают. Так надо чиновникам сегодня пересмотреть свое отношение к творческим школам и к творческим личностям в педагогике. Константин Чуриков: Ой, Сергей Константинович, для этого надо самому быть, наверное, достаточно творческим человеком. Видимо, надо другое поколение чиновников вырастить. Сергей Комков: Я хочу продолжить свою мысль. Я хочу сказать, что надо пересмотреть вообще состав тех руководителей, которые сегодня находятся у руководства системой просвещения в нашей стране. И меня, конечно, порадовала еще одна мысль, высказанная президентом. Конечно, надо подумать о том, как себя будут чувствовать дети в этой школе, чтобы они там себя чувствовали как дома. Поэтому, конечно, нужно детей обеспечить и горячим питанием, и чтобы это горячее питание было не за счет родительского кошелька, а за счет бюджета. Константин Чуриков: Сергей Константинович, пока у нас еще есть время, не могу вас не спросить по поводу региональных вузов и по поводу вообще квот, бесплатных квот, то есть на бесплатное обучение. Что у нас происходило в последние годы в системе высшего образования с бесплатными местами в вузах? Сергей Комков: А вот здесь происходило полное безобразие. Мы где-то за последние 10–15 лет практически уничтожили всю систему региональных отраслевых вузов. В первую очередь мы практически уничтожили все региональные педагогические и медицинские вузы. У нас шел процесс слияния этих вузов в федеральные университеты. И мы говорили, эксперты говорили, что это опасное явление, мы останемся в ближайшее время без учителей и без врачей в регионах. И вот сегодня президент повернул это колесо как бы немножечко в обратную сторону. Потому что нужно вернуть подготовку в регионах, на уровне регионов учителей и врачей. И то, что это будет делаться за счет бюджета, и именно для региона – это очень важный показатель. Оксана Галькевич: Спасибо. Сергей Константинович Комков был у нас на связи, президент Всероссийского фонда образования.