Иван Князев: На этой неделе, друзья, мы хотим рассказать вам историю Матвея Комарова из Воронежа. Мальчика сбила машина, теперь он инвалид и необходимы деньги на лечение. Ну и также мы будем обсуждать вообще аварийность на наших дорогах. Почему так случается, что водители уходят от ответственности, но иногда и ведут себя безответственно? Ольга Арсланова: И почему вот такие истории, к сожалению, стали для нас повседневностью? Что можно изменить? Поговорим об этом в прямом эфире. Иван Князев: Да. Представим нашего гостя. Вместе с нами будет эту тему обсуждать Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности». Здравствуйте, Наталья. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Наталья Агре: Добрый день. Ольга Арсланова: Давайте посмотрим вместе сюжет об этом случае и выясним, насколько вообще он типичен, и обсудим в прямом эфире. СЮЖЕТ Иван Князев: Ну вот очередная такая ужасная история, на мой взгляд. Наталья, хотел бы вот у вас спросить: вы случайно не знаете, вот этот водитель вообще чем отделался? Он будет нести ответственность какую-то, желательно финансовую, пожизненно? Потому что ребенку, как мы сейчас увидели, услышали, нужна пожизненная помощь фактически и в реабилитации, и в каких-то других вещах. Наталья Агре: Ну, к сожалению, у нас таким образом организована ответственность, что в данном случае есть только медицинская страховка, которая фактически не покрывает этих расходов. А водитель получит штраф, фактически это все наказание, которое он понесет. Ольга Арсланова: Ага. Иван Князев: Только штраф? И то только за нарушение правил дорожного движения? Наталья Агре: И то только за нарушение правил дорожного движения. Ольга Арсланова: Но там вот прозвучала ключевая фраза «нерегулируемый пешеходный переход», на котором взаимоотношения между автомобилистом и пешеходом регулируются тоже очень сложно. Вот насколько часто именно на нерегулируемых пешеходных переходах происходят такие вещи? И помогает ли здесь просто соблюдение правил дорожного движения? Бывают ситуации, когда соблюдаются правила дорожного движения, но тормозной путь есть тормозной путь, а человек просто перед машиной уязвимее, вот и все. Наталья Агре: Ну, на самом деле здесь, наверное, вопрос очень комплексный. Конечно, это и ответственность водителя, более того, его подготовка. Ведь фактически на протяжении очень долгих лет подготовка в автошколах не столько была направлена на безопасность дорожного движения, сколько на знание правил дорожного движения, а это фактически очень такие две разные вещи. Потому что в первом случае ты понимаешь всю технологию управления транспортным средством, как раз те самые риски. Вот вы правильно сейчас сказали, тормозной путь или остановочный путь. Ольга Арсланова: Может быть, он и хотел бы остановиться, но не успел, реакция. Наталья Агре: Может быть, он хотел, да. Иван Князев: Подождите, если человек уже ногой ступил на пешеходный переход, регулируемый он, не регулируемый, водитель должен уже останавливаться. Ольга Арсланова: Не знаем ситуацию, мы не знаем ситуацию. Освещенность, реакция... Это человек, за рулем человек. Наталья Агре: За рулем человек. Но вот если вы, например, сами управляете автомобилем, вы, наверное, также находитесь в состоянии стресса, потому что... Ольга Арсланова: Все что угодно может произойти. Наталья Агре: ...даже в таком мегаполисе, как Москва, где тратятся огромные суммы денег на безопасность дорожного движения, освещение, например, оставляет желать лучшего. Ольга Арсланова: В Москве просто не разгонишься, только вот это спасает Наталья Агре: И не разгонишься, но на самом деле, для того чтобы сбить человека, сильно разгоняться и не нужно, но человека нужно видеть. А здесь пресловутое, с одной стороны, все-таки использование световозвращающих элементов, которые позволяют как раз увидеть человека чуть ранее, не тогда, когда он, кстати, ступил уже на пешеходный переход, а когда он только к нему подошел. Здесь на самом деле очень важный вопрос связан также с организацией движения. Иван Князев: Это знаки, конечно же, заранее предупреждающие... Наталья Агре: Это и знаки, и на самом деле даже то, каким образом регулируются светофоры, ведь в ряде... Опять же в Москве есть светофоры, которые безумно яркие, после этого вы проезжаете несколько метров, и, если есть человек и вы его не видите, потому что как водитель вы ослеплены, если не дай бог еще прошел дождь и есть отражение от дороги… Действительно, для того чтобы сохранить человеку жизнь, это вопрос и того, как организовать движение, и вопрос того, как соблюдает правила дорожного движения водитель, как он отреагировал, когда он увидел пешехода, ведь это тоже нужно правильно отреагировать, нужно понимать, как вовремя затормозить, а если ты не успеваешь затормозить, в какую сторону повернуть, чтобы уйти от столкновения. Это тоже навыки. Ольга Арсланова: Но когда мы говорим об организации дорожного движения, вероятно, есть смысл учитывать то, что за рулем сидит не безгрешный человек, не идеальная машина. И здесь нужно говорить о том, где эти нерегулируемые пешеходные переходы расположены. Я вот еще прекрасно помню, что недавно на Киевке были нерегулируемые пешеходные переходы в Подмосковье, где огромная 5-полосная трасса, где разгоняются автомобили, естественно, дай боже, и вдруг нерегулируемый пешеходный переход. Вот сколько таких мест вообще у нас в стране есть, которые очень странно регулируются, которые появляются там, где их не должно быть, там, где водитель, скорее всего, ошибется? Наталья Агре: Вы знаете, таких пешеходных переходов, конечно, много. Более того, есть очень много мест, где люди по-прежнему переходят, хотя пешеходного перехода там не предусмотрено. Да что там говорить, у нас даже через многополосный МКАД люди умудряются, да, собраться с силами и перейти. И здесь в данном случае мы, конечно, всегда говорим, что ответственность будет на водителе... Ольга Арсланова: ...хотя он и не виноват. Наталья Агре: Хотя, да, бывают ситуации, когда он не виноват. Но, к сожалению, пешеходы-то у нас тоже, скажем так, считают, что, если они оказались на «зебре», это значит, что они уже в безопасности. Причем здесь вопрос даже... Иван Князев: Хотя они тоже участники дорожного движения. Наталья Агре: Да, вот мне... Иван Князев: Здесь ответственность такая, да. Наталья Агре: Да, то есть всегда задумываешься: ты без защиты, ты вышел на дорогу – неужели не страшно? А вы посмотрите, сколько людей переходят дорогу по-прежнему, они даже не думают о том, чтобы повернуть голову влево-вправо. Я уж здесь не упоминаю 4-полосные дороги, там, где нужно удостовериться, что первый автомобиль затормозил и второй в потоке затормозит. У нас, кстати, огромное количество жертв именно на 4-полосной дороге, там, где... Иван Князев: Да, когда не видишь следующую машину. Наталья Агре: ...пешеход увидел, что его один водитель пропустил, а второй... И водитель не отреагировал, то, что машина справа от него остановилась, ну и пешеходы продолжают движение. Иван Князев: Наталья, смотрите, понятно, шоссе если человек будет перебегать, то он, наверное, автоматически в такую серьезную ситуацию попадает, он рискует, он сам знает это. Как можно повлиять на ситуацию, что у нас около школ и детских садов пешеходные переходы не всегда нормально обозначены, там нет светофоров? И вот там дети попадают в такие опасные ситуации. Вот вы как президент экспертного центра «Движения без опасности» на это как-то можете повлиять? Какая-то работа в этом направлении ведется? И таких примеров масса на самом деле по стране. Наталья Агре: Вы знаете, на самом деле работа в этом направлении вообще ведется обширная в нашей стране и на протяжении уже многих лет. Более того, если посмотреть как раз на цифры статистики, то мы находимся в полосе снижения последнее десятилетие... Иван Князев: Нет, я просто к тому, вас слушают, вас в ГИБДД слушают? Наталья Агре: Нет, нас слушают... Иван Князев: Вас в дорожном хозяйстве слушают? Наталья Агре: Вы знаете, на самом деле у нас уникальная, наверное, ситуация в стране. Буквально на прошлой неделе состоялась третья министерская конференция по безопасности дорожного движения, первая была 10 лет как раз в России, и мы единственная страна, которая добилась тех самых показателей, которые ставились в «Десятилетии детства», снижение в 2 раза. Поэтому я бы говорила о том, что у нас, к сожалению… Территория нашей страны огромна, поэтому, наверное, инфраструктура немного не успевает за теми рекомендациями, которые, с одной стороны, делают и общественные организации, потом в первую очередь, конечно, Госавтоинспекция, и дорожники, в общем-то, делают свою работу, я бы сказала, хорошо. Другой момент, если посмотреть на наш километраж, то, я прошу прощения, мы не Швеция и не Финляндия, и те миллионы дорог, которые нам нужно переоборудовать, просто произвести, проинспектировать, привести в соответствие, к сожалению, это занимает время. Но я думаю, вы сами путешествуете по стране и видите, что фактически дороги стали значительно безопаснее, поэтому говорить о том, что школы не приводятся в соответствие, – приводятся. Более того, существует специальный проект, который называется паспорт дорожной безопасности. Это документ, который присваивается каждой школе, это инспекция как раз проводится и Госавтоинспекцией, и дорожниками, и самой администрацией школы, где как раз наносятся вот все эти опасные места. После этого к каждому учебному году территория вокруг каждой школы в нашей стране, каждого учебного заведения приводится в соответствие, но недочеты, конечно, бывают. И я бы, наверное, отметила самый главный – это все-таки огромная экономия на электричестве, потому что есть освещение, но оно настолько блеклое, что ребенок, выходя на дорогу, все-таки мы понимаем, что дети есть дети, иногда они нарушают, а водитель не успевает заметить ребенка вовремя. Иван Князев: Он просто не видит. Наталья Агре: Мне кажется, что наша задача муниципалитетов обратить на это внимание и освещать по крайней мере эти участки дороги в соответствии с тем, чтобы мы сохраняли каждую детскую жизнь. Ольга Арсланова: То есть вот на таких дорогах чаще всего происходят аварии? Выскочил пешеход, водитель не успел отреагировать... Иван Князев: Где темно? Наталья Агре: Вы знаете, в последнее время... Ольга Арсланова: Какие еще опасные... ? Наталья Агре: ...вообще тенденция, наверное, страшна тем, что сейчас водители слишком много времени смотрят не на дорогу. Ольга Арсланова: Ага. Наталья Агре: И здесь уже вопрос не в том, пешеходный переход регулируемый или не регулируемый, или вышел человек на дорогу или нет, а человек смотрит в мобильный телефон... Ольга Арсланова: В телефон. Иван Князев: В телефон. Наталья Агре: ...в тот момент, как водитель тоже смотрит в телефон. Соответственно, когда в последнюю секунду он поднимает глаза, вот эти 2–3 секунды, когда он видит человека, он уже ничего поделать не может. Ольга Арсланова: Наталья, в Европе за это хорошо штрафуют, то есть штрафуют очень ощутимо. Иван Князев: Жестоко, да. Ольга Арсланова: Причем ловят водителей легко. В России... Наталья Агре: Ну вот в Великобритании только что подняли штраф до 300 фунтов, что соответственно на наши деньги порядка 20 тысяч рублей. Ольга Арсланова: У нас вообще никак не штрафуют, то есть не обращают на это внимания абсолютно. Иван Князев: Нет, по-моему, в правилах есть такой пункт, но... никто его не соблюдает. Ольга Арсланова: Мы говорим о реальной практике. Наталья Агре: Вы знаете, в правилах... Реальная практика заключается в следующем: помимо штрафов, которые сейчас вводятся постепенно как раз в странах Европы, а мы ориентируемся, наверное, именно на эту территорию... Кстати, это была одна из главных тем и министерской конференции, потому что проблема столь актуальна, что в ряде стран штрафуют не столько за использование мобильного телефона, а если ты его просто в руку взял, ты уже получаешь штраф. Ольга Арсланова: Да, даже если ты стоишь, то есть остановился. Наталья Агре: Да, даже если ты стоишь. Но для этого должно быть в первую очередь образование, то есть мы должны обучить водителей и рассказать, почему это делать нельзя. Потому что штрафы – это, конечно, прекрасная мера, но у нас все-таки должна вот эта работа вестись каким-то образом постепенно. Ольга Арсланова: А вам кажется, сейчас недостаточно информации даже в том же самом телефоне, в Интернете о том, как это опасно? Наталья Агре: Вы знаете, она не актуальна для человека. Ольга Арсланова: Много социальной рекламы. Наталья Агре: Фактически тема жизни, вообще жизнеобеспечения до человека обычно не доходит ровно до того момента, пока с ним не случается что-то. Почему даже вот занимаясь темой безопасности дорожного движения, управляя автомобилем, приходит сообщение, ты ведешь автомобиль и думаешь: пришло сообщение, отвлекаться от дороги нельзя, но по себе же понимаешь, что через какое-то время ты все равно находишь ситуацию, чтобы туда взглянуть, в этом проблема. Иван Князев: Но Наталья... Наталья Агре: И вот этот человеческий фактор в данном случае... Конечно, можно ввести штрафы, я думаю, они обязательно будут введены, должна быть какая-то процедура освидетельствования этого нарушения, потому что это тоже не так просто: либо это должны быть камеры фото- и видеофиксации, либо это должно быть скрытое патрулирование. Сотрудников Госавтоинспекции мы на дорогах сейчас практически не видим, поэтому на это рассчитывать, наверное, не приходится. Поэтому мне здесь кажется, что основное – это именно самопонимание и самоконтроль человека. Иван Князев: Но вы же сами сказали, что человек пока сам не столкнется, до него не дойдет. Здесь тогда противоречие получается. Наталья Агре: Противоречия нет. Иван Князев: Сколько ни объясняй, сколько, я не знаю... Ольга Арсланова: Пока штраф не коснется... Иван Князев: Да, либо пока штраф, либо пока не собьет. Наталья Агре: Я бы сказала, что не совсем так. На каждую тему требуется время. Десять лет назад, когда мы начинали работать, у нас не пристегивался практически никто, пристегивалось 23% водителей. Мы не использовали вообще автокресла, их использование равнялось практически 1%. У нас никто не пропускал пешеходов, у нас совершенно нормально относились к нетрезвому вождению, это было абсолютно приемлемо. На сегодняшний день в населении произошли такие значимые изменения. Да, просто каждая тема должна входить в культуру, она должна в первую очередь пониматься водителем и пешеходом, то, что происходит. Кстати, как только пешеходы поймут, что на них не смотрят, потому что смотрят в мобильный телефон, возможно, именно тогда пешеходы начнут поворачивать голову, потому что главное, что должен сделать пешеход, – это все-таки увидеть глаза водителя и понять, там какая-то идет реакция в его сторону либо нет. Ольга Арсланова: Слушайте, а сейчас чудесная история: значит, водитель смотрит в телефон, пешеход делает ровно то же самое... Наталья Агре: То же самое, абсолютно. Ольга Арсланова: ...вступая... Иван Князев: И тут они встретились. Наталья Агре: И тут они встречаются, да, а потом мы видим вот эти несчастья. И, кстати, на самом деле вот эта тема, то, что на детей, на лечение детей мы собираем деньги, мне кажется, все-таки это очень стыдная ситуация, потому что во всех странах мира все-таки, мне кажется, у государства должны быть субсидии на помощь вот в таких ситуациях. Более того, предотвращение дорожно-транспортных происшествий – это, в общем-то, с одной стороны, момент крайне дорогостоящий, уже, наверное, какое интервью дает президент по поводу того, что демография сейчас выходит на первый план, как раз народосбережение. Кстати, вот тема безопасности дорожного движения стоит на первом месте по смертности среди молодого как раз экономического ядра так называемого... Иван Князев: А сколько, сколько гибнет? Наталья Агре: В нашей стране гибнет менее 16 тысяч. Кстати, для сравнения, в Соединенных Штатах 56 тысяч. Опять же сейчас с гордость выступал и министр внутренних дел Владимир Колокольцев на министерской конференции, открывая фактически ее, и нужно сказать, что огромный отклик от наших коллег по всему миру, что Россия добилась таких серьезных результатов. Ольга Арсланова: Но тут все-таки стоит учитывать плотность движения по всей стране. Наталья Агре: Которая возросла за эти годы на 40%. Ольга Арсланова: Это тоже верно. Наталья Агре: Это на самом деле и является... Иван Князев: Ну и в США, на секундочку, людей побольше живет раза в 2, наверное. Наталья Агре: Там людей... Но при этом у них огромный рост, и огромный рост у них уже последние 5 лет, у них практически на 30% увеличивается смертность среди детей. Поэтому опять же как бы те усилия, которые предпринимаются, – это и вопросы образования как раз, они стоят не на последнем месте. Я надеюсь, что все-таки и система образования в автошколах немного поменяется, потому что нам все-таки очень важно водителей обучать именно теме безопасности, а не ПДД. Потому что то, что нельзя проезжать на «красный», то, что выехать на «встречку», скажем так, это люди и так понимают, а как сделать это правильно и как вовремя затормозить, вот этих навыков не хватает катастрофически. Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей, которые звонят нам в прямой эфир. У нас на связи Валентина из Нижегородской области. Добрый день. Иван Князев: Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Слушаем вас. Зритель: Я вот хотела, знаете, какое внести предложение? Значит, вот если человеку нанес травму, как вот этот вот мальчик инвалидом стал, чтобы водитель, который нанес эту травму, он платил ему пожизненно, понимаете? Как алименты: пусть не 25%, а 10–15% от своего дохода, это раз. А во-вторых, большинство водителей... Вот у меня в семье 8 водителей, но никогда я от них не слышала, как от других: «А чего это мы на «зебре» будем останавливаться? «Зебра» – это не для водителя, это для пешеходов, это место, где вас могут задавить», – вот так они рассуждают, понимаете? Поэтому вот до тех пор, пока машина не остановится полностью, за полметра, хотя у меня водитель, и невестки, и сыновья, и внуки водители, я никогда не пойду, пока она не встанет точно. Ольга Арсланова: Возможно... Зритель: Потому что я знаю, что не хочу быть инвалидом, и не хочу, чтобы мои дети были инвалидами. Ольга Арсланова: Возможно, потому что у вас есть водители в семье и вы понимаете, как с той стороны это все выглядит. Зритель: Именно. Плату к инвалидности, доплату за счет виновника, водителя транспортного средства, да. А то ведь никто, все торопятся, понимаете, все торопятся. Ольга Арсланова: Да. Давайте сейчас как раз поговорим об этом. Иван Князев: Да, спасибо, Валентина. Ольга Арсланова: Как часто в судах такие дела решаются в пользу материальной помощи пострадавшим? Иван Князев: Ну и вообще как-то их права отстаиваются? Как-то им помогают? Наталья Агре: Вы знаете, да решаются они на самом деле, решаются. Более того, после ДТП иногда бывают, скажем так, договорные ситуации, когда водитель договаривается с семьей пострадавшего, что он компенсирует лечение. Но, на мой взгляд, это делается крайне несистемно, и кто договорился, тот договорился, а бывают ситуации, когда человек попал в аварию, а водитель даже не, скажем так, позаботился просто позвонить и узнать, как у человека дела. Вот на самом деле очень интересно было в этом сюжете то, что мальчик сказал, что к нему на помощь пришел реаниматолог. Вот на самом деле это тоже очень важная тема. Дело в том, что у нас, с одной стороны, оказание первой помощи пострадавшим есть в курсе автошкол, но по факту оказание вот этой помощи настолько редко... Помните, ведь у нас были вот эти истории с аптечками, что это необходимо? Иван Князев: Ну да. Наталья Агре: А вот так, если произойдет ДТП, не так много автомобилей остановится, и если остановится, люди боятся подойти. При этом это, наверное, одна из важнейших тем, потому что вот опять же, как говорил молодой человек, если бы реаниматолога там не оказалось, то, вполне возможно, он бы и не пережил эту аварию. Иван Князев: Ну да, это оказание первой помощи. Наталья Агре: И это тоже очень важная тема, потому что в какой-то момент были обсуждения, что если ты окажешь помощь, но окажешь ее неграмотно, то тебя тоже привлекут к суду, и люди стали бояться. Но это тоже определенная культура. Сколько вообще ДТП происходит, люди проезжают мимо, с любопытством смотрят и двигаются дальше, и как мало оказывается тех, кто хочет остановиться и помочь. Иван Князев: Но это когда, понимаете, проезжают мимо. Очень много случаев, когда тот, кто виноват в ДТП, то есть водитель, который сбил человека, просто сам уезжает и скрывается с места происшествия. Наталья Агре: Я бы говорила, что это, наверное, часто связано с состоянием шока, потому что мы все очень смелые и грамотные до тех пор, пока это не происходит. Иван Князев: Нарушители в состоянии алкогольного опьянения. Наталья Агре: Конечно, непозволительное поведение, но я думаю, что если не брать хулиганов, когда это происходит, либо люди пытаются избежать ответственности, в первую очередь связанной с наркотическим и алкогольным опьянением, так как это грозит на сегодняшний день уголовным делом, в общем-то, строчкой в резюме, которая не позволит потом устроиться на госслужбу, и люди убегают, для того чтобы не иметь этой строчки у себя в истории. Иван Князев: Ну а если они убегают, там у нас статья «Оставление человека в опасности», по-моему, тоже есть. Наталья Агре: У нас есть статья. Более того, с сегодняшней системой фото- и видеофиксации это делать практически бессмысленно, потому что с количеством опять же развитых видеорегистраторов, а люди сейчас помогают в такой ситуации с огромным удовольствием, в общем-то, рассчитывать на то, что тебя не найдут, практически не нужно. Но определенный шок, конечно, у людей бывает. Кстати, очень много ситуаций, когда люди скрываются с места ДТП и возвращаются через какое-то время. Ольга Арсланова: Вы вот о чем сказали, о том, что каким-то простым вещам автомобилиста обучить можно, например, останавливаться на красный свет. Вот SMS от нашего зрителя: «Нужно в срочном порядке убрать нерегулируемые пешеходные переходы с наших дорог. Это неграмотное решение, убийство на таких переходах будет продолжаться». А в чем действительно проблема сделать больше светофоров, если на них водитель реагирует лучше? Наталья Агре: Вы знаете, это вопрос всегда приоритета движения и разгрузки дорог, потому что есть объективно светофоры там, где движение пешеходов крайне низкое, соответственно принимается решение делать его нерегулируемым. Но на сегодняшний день есть замечательные технологии, которые позволяют включать светофор по нажатию кнопки, и, более того, это практика во всем мире. Ольга Арсланова: То есть комбинируемый такой переход. Наталья Агре: Да. Помимо этого я бы также отметила, наверное, очень важный момент, который также сейчас обсуждается, – это все-таки снижение скоростных режимов. Вот в Европе сейчас в жилых зонах скорость не выше, чем 30 километров в час. Наверное, это вопрос как раз разведения потоков, то есть там, где есть люди, там, где есть автомобили, скорость необходимо снижать, а там, где есть разделение, соответственно наземные и подземные пешеходные переходы и трассы, там, соответственно, движение может быть намного выше, чем оно опять же присутствует сегодня у нас в мегаполисах. Ольга Арсланова: Спасибо большое. Иван Князев: Спасибо. Ольга Арсланова: У нас в студии была президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. Мы говорили о безопасном движении на наших дорогах, точнее о том, как его сделать более безопасным. Спасибо. Наталья Агре: Спасибо.