Наталья Ильина: Наша задача сделать Псковский университет точкой притяжения молодёжи, которая хочет развиваться. И если она развивает свой вуз, свой город, свой регион, свою страну – значит миссия ПсковГУ выполнена
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/natalya-ilina-nasha-zadacha-sdelat-pskovskiy-universitet-tochkoy-prityazheniya-molodyozhi-kotoraya-hochet-razvivatsya-i-esli-ona-razvivaet-svoy-vuz-svoy-gorod-svoy-region-svoyu-stranu-znachit-missiya-pskovgu-vypolnena-57317.html
Виталий Млечин: Еще раз напомню, что мы сегодня делаем. Сегодня мы рассказываем вам о Псковской области, весь наш эфир сегодня посвящен именно этому российскому региону. Поэтому, если вы живете в Псковской области и хотите с нами поделиться, рассказать, как вам живется, что вам нравится, может быть, что не нравится, ваши ощущения, то, пожалуйста, позвоните нам – 8-800-222-00-14 или напишите нам СМС-сообщение на короткий номер 5445, это все бесплатно. А если вы из других регионов, то расскажите, были ли вы в Псковской области или хотите ли поехать, это нам тоже интересно.
Оксана Галькевич: Да, вдруг мы не обо всем рассказали.
Виталий Млечин: Обо всем невозможно рассказать.
Оксана Галькевич: На самом деле я думаю, что, конечно, это невозможно сделать. Будем рады слышать ваше мнение.
Это наш новый проект, друзья, называется «День региона». Раз в месяц мы отправляемся в один из регионов нашей большой страны, как вы понимаете по количеству регионов, у нас впереди будет много работы. На этот раз это Псковская область. И на связь с нами сейчас выходит Наталья Ильина, ректор Псковского государственного университета, доктор биологических наук, профессор.
Виталий Млечин: Наталья Анатольевна, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Наталья Анатольевна.
Наталья Ильина: Здравствуйте, Оксана, здравствуйте, Виталий, здравствуйте, уважаемые телезрители ОТР.
Виталий Млечин: Коллеги нам подсказали, что вы тоже сейчас смотрели с нами фильм. Скажите, пожалуйста, все основные, так сказать, моменты затронула Татьяна Григорьянц или упустила что-то важное, о чем вы бы хотели рассказать вначале?
Наталья Ильина: Виталий, я думаю, что фильм показал только поверхностно, где можно побывать в Пскове, с чем можно познакомиться. Но нужно обязательно приехать в Псков, Псковскую область, побывать в тех местах, о которых было сказано в фильме, и самому ощутить вот этот дух. Потому что невозможно рассказать о том, если ты не побывал, и получить впечатления, те, которые ты получишь только от фильма. Лучше побывать, приехать в Псковскую область.
Оксана Галькевич: Знаете, я с вами абсолютно согласна, я была несколько раз, в том числе со своей семьей, с детьми. И мы смотрели разные достопримечательности. Псковская область, псковская земля – особая, особенная.
Наталья Анатольевна, вы – ректор Псковского государственного университета, вот о чем хотим с вами поговорить. Вы готовите специалистов для Псковской области, для вашего региона. Скажите, какие специальности сейчас наиболее востребованы, на что есть спрос, как вы ориентируетесь на потребности региона?
Наталья Ильина: Оксана, на самом деле наш Псковский университет – это опорный вуз региона, самый большой университет, и мы являемся классическим университетом. У нас достаточно уникальная ситуация, мы находимся в Пскове, и Псков, по сути дела, разделяет река Великая, есть набережная Золотая, и, как заканчивался фильм, есть такие символичные слова: «Россия начинается здесь». То есть наш университет находится в месте, где нужно обязательно побывать каждой семье Российской Федерации и познакомиться с историей, где начиналась российская государственность, где точно есть российская поэзия, где точно есть православное христианство. То есть то место, которое обязывает университет следовать этой повестке. Это первый момент.
А второй момент – университет находится в городе, который занимает геополитическое положение, 80 километров от города Тарту, где есть университет, который занимает топовые места в международных рейтингах, например, по биомедицине.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, знаете, я бы добавила, что вам не впервые, в принципе, вы привыкли занимать это важное геополитическое положение на карте страны, собственно, это уж повелось не вчера, даже не сто лет назад, а гораздо раньше, опять же, исходя из вашей истории.
Наталья Ильина: Да, Оксана, 300 километров от Витебска, Белоруссия, и 300 километров до Санкт-Петербурга. Я специально обращаю внимание уважаемых телезрителей, какое географическое положение мы занимаем. И чтобы соответствовать вот такому конкурентному моменту, университет должен стать не просто университетом с традиционным образованием, а университетом, который дает возможность молодому человеку выстраивать свою профессиональную траекторию, чувствовать личностное отношение в рамках своего обучения.
И в этом отношении университет на самом деле реализует образовательные программы абсолютно широкого профиля: от медицины (то есть своего медицинского факультета) до инженерного дела, своей инженерной школы, от гуманитарных наук (я сейчас говорю об историках, филологах, политологах) до непосредственно преподавательского состава, то есть учителей абсолютно широкого формата, от юристов до айтишников, то есть полный спектр.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, вы – классический университет, это мы поняли. Поэтому у вас, так скажем, такая широкая линейка специальностей. Но тем не менее, хорошо, давайте я по-другому разверну вопрос. На какие специальности у вас в последние годы повышенный конкурс, так скажем, бьет рекорды? Будем тогда ориентироваться на это.
Наталья Ильина: В первой тройке, естественно, медицина, лечебное дело, в эту же тройку входят IT-специальности, и, не поверите, в этом году это педагогические специальности. Это первая тройка топовых образовательных программ.
Вторая тройка – это образовательные программы по инженерному делу, связанные с электротехникой. Вы знаете, что Великолукский район – крупный электротехнический кластер, и здесь, естественно, в этом топе непосредственно инженерное дело.
Здесь же, во втором топе, лингвистика. Наш университет славится своей лингвистической школой, филологической школой, и здесь всегда достаточно активный конкурс. И самое главное – здесь каждый год абитуриенты со 100 баллами, и абитуриенты, которые выигрывают олимпиады.
И третий топ у нас в этом году – впервые серьезно повысился конкурс на математику и прикладную информатику. То есть эти специальности, которые являются сложными, как правило, они сильно требуют специальной профориентационной работы, у нас это все получается, и получается благодаря большим проектам, которые мы делаем вместе с регионом.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, я должна поправить себя, я оговорилась, Наталья Анатольевна, прощу прощения.
Виталий Млечин: Да. Вот еще вопрос, Наталья Анатольевна. Собственно говоря, в университете учатся те, кто родился в Псковской области, или со всей страны приезжают?
Наталья Ильина: На самом деле контингент тоже уникальный для нашего университета. У нас, между прочим, есть студенты, которые имеют двойное гражданство, и они в выходные спокойно могут переходить границу, это нормальная ситуация, и мы к этому привыкли, мы с этим работаем.
А если говорить вообще о контингенте, то нужно отметить, что 70% – это Псковская область, 15% – это студенты из зарубежных стран и дальнего зарубежья, а остальные студенты – это студенты из абсолютно разных регионов Российской Федерации. Естественно, это больше северные регионы – Ленинградская область, Санкт-Петербург, и здесь тоже могу вас немного удивить.
Когда мы впервые стали анализировать статистику, увидели, что сегодня происходит немножко другой отток – многие студенты и абитуриенты с хорошими, качественными баллами ЕГЭ выбирают для себя классические университеты (в частности наш университет) и приезжают из больших городов. То есть это уникальный случай.
При этом примерами таких уникальных случаев, например, являются студенты филологического факультета, которые вместе с преподавателями сразу же с первых курсов включаются в проекты и являются авторами, например, произведения «Псковские сказки» (знаменитое произведение, которое выиграно в рамках гранта с участием губернатора Псковской области). Ребята, приехавшие сюда, начинающие осваивать образовательную программу по филологии, дают вот такие результаты.
То есть контингент достаточно расширился, и контингент состоит абсолютно из разных городов, из разных стран. Я больше могу сказать, в этом году мы впервые увидели серьезный запрос целевого обучения с Эстонии на такие образовательные программы как дефектология, психология, биомедицина. И это серьезный запрос, абсолютно осознанный и точечный запрос на каждую образовательную программу.
Я думаю, что такой контингент, и увеличение спроса на образовательные программы Псковского государственного университета возможен был только тогда, когда наш университет вошел в 106 университетов-победителей программы «Приоритет 2030». Это программа Министерства науки и высшего образования, когда вместе с другими вузами Российской Федерации мы представляли свою программу и показали уникальную модель развития нашего университета.
То есть наш университет не просто классический университет, а университет сетевых образовательных программ, то есть сетевой университет. Что это значит? Модель получения образовательной программы у студента выстраивается за счет ресурсов нашего университета и ресурсов вуза-партнера.
Например, акценты. Если взять математику и информационные технологии, наш партнер – это университет МФТИ, и ученые МФТИ, совместно с нами и с Белорусским федеральным университетом выиграли конкурс и создали в Северо-Западном федеральном округе математический центр. И отсюда магистерские программы, двойные дипломы, мобильность и так далее. Студенты моментально включились в это, и уже второй год подряд на базе нашего университета действует студенческая группа «Псковхак», которая по IT-технологиям для ребят из 50 регионов Российской Федерации делает IT-хакатоны и привлекает туда и школьников, и студентов.
Если говорить о биомедицине. Биомедицина, природоподобные технологии – это Курчатовский национальный исследовательский институт, это Московский государственный университет, и вместе с ними мы реализуем сетевые образовательные программы с разделенной инфраструктурой и с разделенным профессорско-преподавательским составом. Тоже уникальная ситуация, и ребятам не нужно уезжать из своих регионов, из Псковской области, чтобы получать образование от ведущей профессуры, от ведущих вузов, которые входят в топ международных рейтингов.
И третье – это гуманитаристика, здесь вообще наша победа. Мы реализуем и научную повестку, и образовательную повестку с Российской академией наук, это Институт США и Канады Российской академии наук и Институт Европы Российской академии наук. То есть вот такой сетевой формат реализации образовательной и научной повестки сегодня у нас в Псковском государственном университете.
Оксана Галькевич: Знаете, это очень интересно, потому что, вы знаете, страна настолько большая, что иногда нам кажется, что мы отдельно каждый в своем регионе по месту жительства, что называется, замыкаемся и там и варимся. А оказывается, нет, совсем не так, очень обширные связи, активный обмен информацией.
Наталья Анатольевна, у нас есть звонок, у нас интерактивный эфир, нам звонят люди, очень активно, кстати, пишут нам на СМС-портал, благодарят, говорят: «Слушайте, как здорово, такой интересный формат».
Хабаровск пишет: «Почаще и побольше рассказывайте нам о стране, о других регионах, какие вы молодцы, здорово, так надоела политика, давайте показывать страну».
А сейчас у нас звонок из Башкирии, Борис.
Виталий Млечин: Да, первый был Борис из Башкирии. Здравствуйте, Борис.
Оксана Галькевич: Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте, дорогие ведущие. Я всегда с большим удовольствием смотрю вашу передачу.
Виталий Млечин: Спасибо.
Зритель: Я вижу бегушку, где пишут, что прекрасный город. Но мне посчастливилось в 1968-1970 годах служить в городе Пскове. Я не буду долго занимать ваше время, но я хочу сказать, первое, что это прекрасный город, столько старины. Я почти все там просмотрел, все церкви, все посмотрел (я имею в виду, когда у меня было увольнение). Второе – это люди, которые населяют этот город, это прекрасные люди. И на свою беду я с 1970 года так и не попал туда больше, а очень хочется попасть. Побольше бы таких людей и таких городов в России.
Оксана Галькевич: Борис, мы еще не обо всех рассказали, я вас уверяю, если мы покажем вам другой регион, другой город, вы тоже скажете: «Какая прекрасная у нас земля». Скажите, я правильно понимаю, что вы в 1970 году служили в армии, да?
Зритель: Я проехал весь Союз, всю Россию, весь Советский Союз.
Оксана Галькевич: В каком году вы служили в армии? Вы сказали в этом регионе.
Зритель: Это было столетие Ленина, 1968-1970 годы. Первый двухгодичный призыв. Я служил в разведроте Псковской воздушно-десантной дивизии.
Оксана Галькевич: То есть бесполезно спрашивать, где располагалась ваша дивизия, где служили, насколько далеко от Пскова, насколько далеко от этих мест?
Зритель: В самом Пскове, ребята, в самом. Вот мост, который вы показываете, переходишь мост и там остается 500 метров до дивизии.
Оксана Галькевич: Все, отлично, теперь мы знаем, где искать дивизию. Спасибо большое, Борис, спасибо вам за ваш звонок.
Виталий Млечин: Спасибо, Борис.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, скажите, вы говорите «конкуренция», вы говорите о совместных проектах, совместные проекты – это хорошо, мне интересно, вот эта конкуренция с другими вузами, эти бесконечные рейтинги, по которым вас, так скажем, меряют – это хорошо для вас, это вам на пользу или все-таки это довольно нервно?
Наталья Ильина: Вы знаете, это абсолютно спокойная ситуация. Когда ты делаешь образовательные программы, когда ты идешь в развитие, и когда ты, в данном случае, используешь массу возможностей, ты не боишься конкуренции. Конкуренция для тебя – стимул и мерная шкала. То есть рейтинги мы используем как мерную шкалу. Я вам больше могу сказать, наш университет сейчас имеет не только национальную аккредитацию, а поставил перед собой задачу получить международную аккредитацию образовательных программ.
Я уже сказала вам, что мы тесно общаемся с партнерами, вузами Российской Федерации, но у нас очень серьезные партнерские отношения и с вузами приграничья. Мы для себя-то поставили задачу стать ведущим вузом Российской Федерации именно на северо-западном приграничье. Что это дает нам и какие задачи перед нами ставит?
В проекте «Приоритет 2030» наш университет представил еще и второй стратегический проект – это создание образовательного университетского союза вместе с вузами республики Беларусь. И вот я с вами сейчас разговариваю, а наша делегация во главе с проректором по учебной работе работает сегодня в Минске и встречается с крупными вузами республики Беларусь – Белорусским национальным техническим университетом, Белорусским техническим университетом и Белорусским государственным университетом.
То есть наша цель – совместно с белорусскими вузами выработать механизмы и правовые, и содержательные, и абсолютно инициативные в студенческой молодежной политике, в образовательной, в научной, чтобы все проекты полностью были интегрированы. И в союзном государстве Российской Федерации республике Беларусь была полностью интегрирована образовательная система.
Сейчас с первого сентября начинает реализовываться образовательная программа между республикой Беларусь и непосредственно нами по цифровой журналистике. Как раз приглашаем ОТР стать партнером-работодателем, чтобы наши студенты (и республики Беларусь, и Псковского государственного университета) проходили у вас практику. Уникальный проект, уникальная ситуация.
Дальше. Диссертационные советы. Диссертационный совет между Псковским государственным университетом и учеными Национальной академии Беларуси, идет проект по микробиологии и по экологии. Проекты производственного цикла, создание тематических классов по природоподобным технологиям под руководством НИЦ «Курчатовский институт» в Витебской области. Проекты по созданию единых научных журналов между Псковским государственным университетом и Витебским государственным университетом имени П. М. Машерова.
То есть я говорю о конкретных проектах, которые стирают границы абсолютно. И ученые не просто общаются как коллеги, а ученые создают продукты, создают знания, транслируют эти знания абсолютно на одной площадке контингента – студентов Псковского государственного университета и студентов республики Беларусь в зависимости от университета.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, с белорусами понятно, у нас союзные государства. А другие ваши соседи, Прибалтика, как вы с ними сотрудничаете?
Наталья Ильина: Я как раз хотела рассказать о проекте «Летний университет».
Оксана Галькевич: Давайте.
Наталья Ильина: Да, Министерство науки и высшего образования в том году запустило серьезный проект, который называется «Летний университет», лично по инициативе министра науки и высшего образования Валерия Николаевича Фалькова, когда в июле студенты зарубежных государств на уровне бакалавриата приезжают в вузы Российской Федерации и погружаются в образовательную среду. Между прочим, в том году это было со студентами республики Беларусь, в этом году присоединяются другие республики бывшего постсоветского пространства и присоединяются страны Восточной Европы.
Оксана Галькевич: Так, Наталья Анатольевна, давайте только сразу немножко другим языком. «Погружаются в образовательную среду» – это что?
Наталья Ильина: Две недели идет активный интенсив, практик-интенсив, когда они на практике вместе с коллегами под руководством профессуры и непосредственно под руководством представителей той или иной отрасли изучают различную проблематику. Например, изучают цифровую журналистику или, например, изучают проблемы цифровой биомедицины, или, например, погружаются в IT-технологии. И после того, как они погрузились в эту повестку, они вместе создают социальный проект, который реализуют сразу в двух странах.
Оксана Галькевич: Понятно. А наши туда ездят? Или только они к нам?
Наталья Ильина: Пока этот проект в одностороннем порядке. В этом году мы надеемся, что этот пул вузов-партнеров разрастется со стороны зарубежья, и мы надеемся, что он полностью отзеркалится и в тех странах, кто сегодня является участниками «Летнего университета». Это наша перспектива, это наши планы.
Оксана Галькевич: Есть еще вопросы.
Наталья Ильина: Оксана, знаете, я еще хотела сказать, что отклик от студентов, которые побывали здесь в «Летнем университете» (в нашем Псковском университете в том числе), они говорили восторженными словами: «Мы не знали, что сейчас в Российской Федерации такое шикарное образование». То есть они поняли, что сегодня вузы в регионах Российской Федерации абсолютно не уступают вузам европейского пространства.
Оксана Галькевич: Слушайте, это очень приятно слышать.
Виталий Млечин: Да.
Оксана Галькевич: Давайте еще побеседуем с нашими зрителями.
Виталий Млечин: Конечно. Из Нижнего Новгорода нам звонят. Елена, здравствуйте.
Оксана Галькевич: Здравствуйте, Елена.
Зритель: Здравствуйте. Хочу сказать. Извините, волнуюсь. Как в свою молодость окунулась. С 1973 года по 1980 год мы с мужем жили, служили в городе Остров-2. И вот недавно, года три назад, мы взяли уже взрослых детей, внуков и поехали туда, по местам нашей лейтенантской славы, как мы смеемся. Город Остров произвел необыкновенное впечатление, это земля и небо по сравнению с тем, что было, и что есть. Пушкинские горы.
Оксана Галькевич: Прекрасное место. До Острова я не доехала, Пушкинские горы обожаю.
Зритель: Да. С Гейченко встречалась лично два раза, есть книга с его автографом. Человека, который любит эту землю, любил эту землю, который невероятно интересно про нее рассказывал, я более в своей жизни не встречала. В общем, Пскову удачи, удачи и удачи. Замечательный город. Хочу еще раз приехать.
Виталий Млечин: Спасибо большое.
Оксана Галькевич: Спасибо. Обязательно приезжайте, не откладывайте.
Виталий Млечин: Мы на всякий случай должны сказать, что Семен Гейченко – это руководитель Михайловского, фактически создатель музея-заповедника.
Оксана Галькевич: Наталья Анатольевна, у меня такой вопрос. Вы очень интересно рассказываете о студентах, фактически о детях, о проектах, которые вы ведете. А вы не ревнуете? Дети вырастают, выпускаются из университета и разлетаются кто куда, простите. Кто-то остается в Пскове, Псковской области, а кто-то по стране, кто-то, простите, и в Эстонию, кто-то на ту сторону, кто-то в Белоруссию. Не ревнуете? Давайте честно.
Виталий Млечин: Только у нас 30 секунд осталось, поэтому коротко.
Наталья Ильина: Если честно, задача сделать так, чтобы университет был точкой притяжения тех людей, той молодежи, которая хочет развиваться. И если она развивает свой университет, свой регион, свой город, свою страну, значит, миссия Псковского государственного университета и лично профессорско-преподавательского состава выполнена.
Виталий Млечин: Спасибо.
Оксана Галькевич: Спасибо.
Виталий Млечин: Спасибо вам большое. Наталья Ильина, ректор Псковского государственного университета, доктор биологических наук, профессор, была с нами на прямой связи.
Сейчас совсем ненадолго прервемся, а после новостей продолжим говорить о Псковской области, расскажем, что там производится, и есть о чем рассказать, интересно.
Оксана Галькевич: Да, там будет раздел «Экономика» и не только он, друзья, посмотрите, может, кто-то из вас найдет работу в этом регионе.
Виталий Млечин: Не уходите в любом случае.