Наталья Наумова: Хуже всего дистанционное обучение влияет на детей до 14, у которых еще не сформированы коммуникационные навыки
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/natalya-naumova-huzhe-vsego-distancionnoe-obuchenie-vliyaet-na-detey-do-14-u-kotoryh-eshche-ne-sformirovany-kommunikacionnye-navyki-57059.html
Петр Кузнецов: Смотрите, телезритель из Волгоградской области вот что пишет: «Большинству детей посещение школы, уроков необходимо. Ребенку в детстве нужен наставник как тренер в спорте. Нет никого лучше для этого, чем учитель: он и расскажет, и покажет, и объяснит, и спросит с каждого».
Давайте как раз с психологической точки зрения поговорим, как важно для ребенка, для его развития общение и со сверстниками тоже, которые есть, когда мы говорим про очное общение, и которых нет, когда речь идет о дистанте.
Мария Карпова: Наталья Наумова, детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт. Наталья, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Здравствуйте!
Наталья Наумова: Здравствуйте!
Мария Карпова: Наталья, говорим сегодня о плюсах и минусах дистанционного образования. Давайте начнем с плюсов.
Наталья Наумова: Плюс лишь в том, что ребенку не надо тратить время на дорогу в школу. Наверное, это основной плюс, а дальше у нас пойдут минусы, потому что ребенку необходимо общение со сверстниками, необходима социализация. Вообще, в целом, ребенок растет, и у него формируются лобные структуры головного мозга, которые отвечают, собственно, за возможность контролировать свое поведение, возможность контролировать свои действия. Это очень важно, чтобы у нас было поменьше преступников, по крайней мере.
И именно вот здесь у нас проблема, потому что если ребенка никто не контролирует, если ребенок может сделать вид, что он там завис, в дистанционке, даже если в «Тимс» зайдет, то ничего не произойдет и все безнаказанно будет проходить. Тогда мы увидим, что лобные структуры будут задерживаться в развитии. Также если дети ходят в детский садик или не ходят в детский садик, мы уже видим после этого какие последствия: дети, которые прошли детский сад, они приходят в первый класс подготовленные.
Петр Кузнецов: Наталья, но если он после этого дистанционного обучения... Во-первых, не хватает ли такого же общения онлайн со сверстниками? Это раз. А потом, после учебы на дистанционном обучении, он может выйти во двор, так же с ними пообщаться – это совсем не то общение, другого характера? То есть это важно делать именно в классе, на переменах?
Наталья Наумова: Да, это совсем другое общение, потому что в школе ребенок оказывается в среде, где он должен быть самостоятельным и он должен не только отдыхать, развлекаться с кем захочет. На площадку он может выйти, надоело – уйти. В школе ему нужно выполнять задания, взаимодействовать с педагогом, в случае проблем решать эти проблемы, учиться договариваться. То есть тут формируются действительно коммуникативные навыки, которых на площадке добиться очень сложно.
И тут ребенок делает не только то, что он хочет, но и то, что надо. Именно когда ребенок делает то, что надо, превозмогает себя, превозмогает трудности, именно тогда у нас и формируется личность, формируются волевые качества, которые так необходимы.
Мария Карпова: На какой возраст такое обучение влияет хуже, влияет больше: на совсем маленьких деток или на подростков?
Наталья Наумова: На детей до 14 лет особенно сильное влияние оказывает, потому что социализация еще не произошла, еще навыка нет, только идет процесс формирования навыков общения, коммуникации. Тут именно важно, что ребенок идет в школу, он одевается, он встает вовремя, ему нельзя опаздывать в школу, педагог все контролирует – вот эти все моменты очень важны.
А на дистанционном обучении нужно быть самому ответственным, нужно самому себя организовать, вовремя включить видео. Мы видим, зачастую даже подростки не справляются: они включают свою фотографию, как будто бы они зависли, сидят вот так, и в какой-то момент педагог это замечает. Это повсеместно. То есть они пытаются схитрить. Подростки выкрикивают во время дистанционного обучения, включают микрофон и т. д.
То есть когда есть ощущение, что все останется незаметным и безнаказанным, то дети, конечно же, начинают безобразничать. А педагогу в классе намного легче их всех организовать, направить, настроить, и конечно, тогда получается деловой такой лад и значительно лучше результаты.
И вот тот год, когда очень долго у нас было дистанционное обучение, первый год, когда у нас появилась пандемия, мы увидели, какие последствия: и депрессивные расстройства, и панические атаки. И причем не только у младших школьников, а даже в основном у студентов и старшеклассников возникли, потому что детям действительно необходима поддержка, общение. И не только учеба, но и взаимодействие на переменах – это все необходимо.
Петр Кузнецов: Наталья, скажите как семейный психотерапевт в данном случае: а для родителей что это? Что меняется в психоэмоциональном состоянии родителей?
Наталья Наумова: Для родителей это огромная нагрузка, потому что им приходится своих детей активизировать, своих детей заставлять, им приходится ссориться. Дети выходят из четкого заведенного графика, из режима, и соответственно, родителям приходится намного больше времени тратить на то, чтобы организовать своего ребенка. Зачастую это переходит в конфликты, ссоры. А родителям нужно любить своих детей, заботиться о них, воспитывать их, конечно, но образованием должны заниматься другие люди, потому что дети зачастую не воспринимают родителя как педагога.
Мария Карпова: Что насчет дистанционного образования думают наши телезрители? Анна дозвонилась из Москвы. Анна, здравствуйте!
Петр Кузнецов: Анна, здравствуйте!
Зритель: Здравствуйте, Петр, Мария! Здравствуйте, телезрители! Да, школа, только школа. Дистант – это на самый, самый крайний случай, я абсолютно согласна со всем, что сказал ваш психолог. Это, конечно, очень важно, но вот есть еще один аспект, который еще до всего, до того, что говорит психолог – это технические возможности.
Знаю, потому что у меня двое детишек, и один в средней школе, младшая – в начальной школе. Как только начался дистант... Да, есть дома компьютер, но начинаются уроки с утра одновременно, то есть второй ребенок с чем? С телефоном. На телефоне маленький экран. Это невозможно. Учитель выводит какие-то презентации, нужно быстро в этом сориентироваться.
Пришлось купить ноутбук второй. У нас, благо, была для этого возможность, а у кого-то такой возможности, может быть, нет – как тогда? А ведь у нас в классе – куда далеко ходить – у нас есть семьи, где трое детей учится, четверо детей учится, понимаете?
И плюс, да, опять же, вопрос о технических возможностях: начинается урок дистанционный, и начинается движуха в родительском чате: «ой, мы не можем подключиться», «ой, нас система не пускает». И вы знаете, уроки дистанционные и так по времени сокращенные, и если ребенок еще, когда наконец-то его пропустила система, включается в середине урока, ничего не понимая...
Петр Кузнецов: Конечно.
Зритель: И вот эти 10-15 минут – это не полноценное образование. Это очень тяжело и детям тоже.
Петр Кузнецов: Да, спасибо большое, Анна! Как раз из Удмуртии нам пишут: «Зато стресса меньше». Стресса-то как раз больше получается, чем в реальной жизни.
Мария Карпова: А вот тоже защищают дистанционное обучение: «Думаю, что лучше дистант вообще для всех учеников. Детям остается только учиться, а в школе еще нужно занимать социальную ступень». Что скажете, Наталья, на такое мнение?
Наталья Наумова: Именно за счет того, что в школе нужно общаться, занимать ступень социальную, взаимодействовать... Если человек не научится этому в детском возрасте, то во взрослом возрасте он может быть просто дезадаптированным.
Поэтому это очень важно: именно вместе с грамотными педагогами, вместе с сопровождением психологического состава – а в школах у нас сейчас есть психологи, по крайней мере, должны быть – ребенку такому, которому сложно социализироваться, сложно взаимодействовать с детьми, помогут. И таким образом ребенок, возможно, научится взаимодействовать, если попадутся грамотные педагоги, грамотный состав специалистов, и даже такому ребенку удастся социализироваться и во взрослом возрасте общаться с людьми. Зачастую ведь, бывает, люди настолько сильно боятся других людей, что просто не выходят из дома.
Петр Кузнецов: Тем более в таком возрасте. Наталья, но от этого не уйти, еще неизвестно, сколько волн будет, всех переводят, и от этого не скрыться. Ваши советы, короткие, что важно, как максимально правильно настроить эту некомфортную для психоэмоционального состояния работу. Что важно соблюдать? Пожалуйста.
Наталья Наумова: Нам очень важно соблюдать режим, обязательно должна быть ежедневная прогулка у ребенка не менее 2 часов в день, соблюдать все тот же распорядок дня, который был и при учебной деятельности. Также утром обязательно должны идти занятия по «Тимсу» или по «Зуму», какая школа как определит, далее отдых, прогулка, кружки, если они остаются, и дальше необходимо выполнять домашние задания.
Перед уроком важно надевать форму, готовиться, заранее вставать, сохранять все тот же ритм жизни. И обязательно, чтобы ребята имели возможность общаться между собой, чтобы не потерять навыки общения.
Петр Кузнецов: Мы правильно услышали, Наталья, простите, прямо в форме сидеть? Или вы имеете в виду...
Мария Карпова: Я так понимаю, школьную, как ребенок ходит в школу.
Петр Кузнецов: То есть максимально приближено к условиям школы?
Наталья Наумова: Да-да. Потому что когда ребенок надевает школьную форму, он настраивается на учебный процесс. Когда он сидит в пижаме, то он все еще дома, он отдыхает. То есть важна просто перестройка, именно вся эта атрибутика должна быть сохранена. И конечно же, настраиваться на позитивный лад и верить в то, что все это временное и оно пройдет.
Мария Карпова: Можно еще кого-то попросить, чтобы подергали за косички, там брата, или сестру, или родителей. Спасибо большое!
Петр Кузнецов: Спасибо!
Мария Карпова: Наталья Наумова с нами на связи, детский психолог, детский нейропсихолог, семейный психотерапевт.