Александр Денисов: Приносим прощение. Лавров Сергей Викторович, конечно же, в Ашхабаде, не в Душанбе. К другой теме переходим. Минтранс готовит научно обоснованные рекомендации по организации парковок – и не только в агломерациях (там, понятно, все нормально), но и в малых городах, и даже в поселках, чтобы снизить загруженность дорог в пиковые часы, а также освободить дворы, заставленные, что называется, по нахалке не живущими в районе автовладельцами. Ведомство собирается, так сказать, наукой ударить по дорожным заторам и разгильдяйству. Сейчас посмотрим на те города, которые уже «припарковали». Их девятнадцать. Вот вы их видите. Ну, в основном крупные города. Есть, конечно, и не такие большие. Калуга – там порядок наводят. Ну, Калуга – перспективный город с развивающейся промышленностью. О том, как граждане воспринимают инициативу «припарковать» всю Россию – в нашем опросе. ОПРОС Александр Денисов: В студии у нас Ян Эрнстович Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза. Ян Эрнстович, добрый вечер. Ян Хайцеэр: Добрый вечер. Александр Денисов: Я вот обратил внимание: если записывают интервью в машине, ну, где-то на дороге – категорично нет; если во дворе, то люди говорят: «Нет, ну конечно, нужно наводить порядок». Ваша позиция где располагается – во дворе или за рулем? Ян Хайцеэр: Ну конечно, за рулем. Александр Денисов: За рулем? Ну, естественно. Ян Хайцеэр: Я же автомобилист в первую очередь. Александр Денисов: А если со здравым смыслом все-таки? Ян Хайцеэр: Если со здравым смыслом, то, конечно, это компромисс – компромисс между добром и злом, между порядочностью и непорядочностью, между всем разумным. И очень часто, к сожалению большому, разумное проигрывает. Поэтому однозначно сказать, что я бы поддержал расширение платной парковки, – пожалуй, нет. Мы очень хорошо знаем историю города Москвы в области платных парковок. Нам сказали: «Сейчас мы будем немножечко в центре». Потом: «Мы чуть-чуть расширимся». Потом: «Мы сделаем вот столько денежек». Потом: «Вот столько». «Нет, ну что вы? Только Третье транспортное кольцо, а дальше – никогда». «Знаете, а вот эти дворы свободные, вот эти улицы свободные – никогда мы на них не сделаем». А что сегодня? Сегодня парковка все дальше и дальше, глубже и глубже, и даже во многих тех местах, где она совершенно не нужна. И люди мечутся по улице, пытаются припарковаться. Все-таки автомобиль – это не только роскошь, но и средство передвижения. И я всегда напоминаю: ребята, те, кто не хотел бы видеть автомобили в своем городе, помните, что один проданный автомобиль дает шесть рабочих мест. Поэтому, думая о платной парковке, думайте еще об остальных доходах. У нас, к большому сожалению, каждое ведомство живет отдельно, каждое ведомство решает свои вопросы индивидуально, и иногда, мне кажется, не входя во взаимодействие с иными участниками рынка, назовем это так. Мы же сейчас про деньги говорим, не про вот такую волю государства, а про деньги, которые должны изыматься из карманов честных граждан. Вот сейчас в интервью человек сказал: «Ну, в конце концов, каждый год этот асфальт кладется на мои деньги. Каждый год». И сегодня даже в Москве, в столь непростые времена, я вижу: вроде бы я по нормальному асфальту ехал, но что-то на этой улице он перекладывается. И тут рядом возникает платная парковка. И тут где-то сужается улица. Конечно, отчасти логика есть, потому что огромное количество малых городов России построены, впрочем, как и ранее Москва была построена, и другие крупные города, без учета наличия автомобилей в принципе. Были полторы калеки, которые ездили на грузовых автомобилях, где-то мелькал трактор… Александр Денисов: Я думал, вы начальство в калеки собираетесь записывать. Ян Хайцеэр: Нет-нет-нет. Был председатель райисполкома, который имел свою персональную черную «Волгу», первый секретарь райкома партии и так далее. В общем, немного автомобилей было в городе. И вдруг появились автомобили. Города малые стали где-то более туристическими, где-то более промышленными или просто они наполнились разными автомобилями. И вместо того, чтобы улучшать город… А я вас уверяю, что во многих малых городах даже близко нет на это средств, городу просто не хватает. И что мы делаем? Мы вводим… Вернее, так: что пытается сделать ведомство? Пытается расширить зону платных парковок. Я уверен в том, что это не решение вопроса. И, как показывают окраины города, это совершенно явно. Вот на окраине города не нужна платная парковка. И мирового опыта я такого не знаю. Там, где действительно сложности, там, где действительно проблемы, там, где действительно нужно сократить время стоянки автомобилей, наверное, платная парковка важна – в разумных пределах и в возможности вообще оплачивать это народонаселением страны, а особенно в малых регионах. Мало того, очень важно учесть, что если мы рассматриваем город большой, крупный, как Москва или Санкт-Петербург, то у нас хорошо развит общественный транспорт, надо отдать должное, у нас есть прекрасное место для перемещения под землей, у нас много такси. Ну, такси – это даже не самое главное, а именно общественный транспорт, метро и такси. Единственное, чего у нас нет, что подразумевает любое платное пространство, – у нас нет в городе нормальных перехватывающих парковок. Я сегодня еду по Дмитриевскому шоссе и вижу: опаньки! Была прекрасная перехватывающая парковка возле метро, много людей там оставляли машины – и справа, и слева. Ее нет. А я лично часто доезжал до метро, оставлял машину. Ну зачем мне по центру мотаться на машине? Это очень логично. Так вот, в малых городах они точно не появятся. А там нет метро, там нет такого хорошо ходящего транспорта. Там много сложностей, и без личного автомобиля практически невозможно. Надо бы некоторым чиновникам стать, как говорится, на лыжи или сесть на колеса, выехать чуть дальше от Москвы и посмотреть, какая обстановка, как она складывается, как живет город, как он перемещается, в какое время суток. И, возможно, появятся другие – более сложные – меры по регулированию, иной, более системный, правильный и современный подход, нежели чем платные парковки. Александр Денисов: Ян Эрнстович, вы знаете, буду оппонировать. Я машину оставляю во дворе уже который раз. В Останкино парковаться – это дохлый номер. Ну, в районе десяти-одиннадцати – это все уже, полный привет. И прекрасно езжу на трамваях, мне очень нравится: сидишь спокойно, в окно смотришь, пассажиров разглядываешь. Поэтому буду вам оппонировать. Мы все время подозреваем (это наша русская черта) начальство в каких-то коварных замыслах. Там же написано (Минтранс еще нам не дал почитать): научно обоснованная система парковок. Может быть, Минтранс хочет учитывать не исключительно ваше мнение, а вот той женщины, которая во дворе говорила: «Я хочу, чтобы был порядок». Может быть, это система глобального порядка. Хватит дикость устраивать во дворах! Ян Хайцеэр: Кто бы с вами спорил? Ни одной секунды! И обратите внимание, как появлялись в Москве парковки на окраине города. Инициативных полтора жителя выходили на площадь, собирали собрание и упрашивали главу управы (или чего-нибудь покрупнее), упрашивали, подавали челобитную: «Пожалуйста, дорогой наш царь-батюшка, сделай нам платные парковки! Нам очень плохо живется с этим самым личным транспортом». И вот эти полтора человека были удовлетворены. Я боюсь, что такая же история, с такими же собраниями живущих во дворе или на улице будет происходить и на окраине. Научное обоснование?.. Александр Денисов: Но бардака-то нет. Ян Хайцеэр: Бардака нет, но есть… Александр Денисов: Штрафы приличные. На газон заехал джипом – все, привет! Ян Хайцеэр: Газон – это отдельная история. Александр Денисов: А раньше-то было? Было. Ян Хайцеэр: Было. Нет, я же не спорю. Много нововведений вполне себе положительных. Если бы еще действительно штрафовали, например, за выкинутый мусор из машины, то я бы даже орден передал тому, кто это сделал. Но некоторые законы не работают. Газон? Прекрасно! Очень логично. Платная парковка не везде нужна, но мы знаем и имеем опыт, что она пойдет дальше, глубже и больше. И поверьте моим словам. Я бы хотел ошибаться. Александр Денисов: Служителей культа приведу на свою сторону. Интересны мнения. Юрий из Санкт-Петербурга. Послушаем зрителя. Юрий, добрый вечер. Зритель: Да, добрый вечер. Александр Денисов: Здравствуйте. Зритель: Тема довольно-таки интересная, серьезная. Просто я работаю курьером по доставке продукции и часто работаю в центре города, где парковки платные. Работаю не на своей машине, а на машине организации. И бывает так, что ты приезжаешь, клиент не готов либо он задерживается. И вот как бы машина не моя, а платить за парковку я должен. Вот в этом направлении можно что-то как-то проработать? Александр Денисов: Да, спасибо. Зритель: Машина организации. Ну, может, выйти на руководство организации или чтобы организация на кого-то вышла, чтобы какая-то договоренность была. Допустим, хотя бы увеличить время нахождения до получаса. Александр Денисов: Да, хороший вопрос, спасибо. Ян Хайцеэр: Этот вопрос поднимается не первый раз, но он не решается. И большая проблема, особенно для малого транспорта… Вы знаете, что в центральных городах грузовики из центра убрали. Это хорошо. Но вместо него должен был появиться мобильный транспорт – ну, условно назовем его «каблучок». Помните старое, еще советское название? Автомобили разные, но «каблуком» мы его привыкли называть. Какой-то микроавтобус, который доставляет мелкие грузы, развозит их. И действительно огромная проблема именно для такого транспорта. Вы знаете, остановиться можно не более чем на 5 минут, по крайней мере в Москве. Возможно, в регионах где-то случится по-другому. И никто это пересматривать не собирается. Пишите челобитные. Александр Денисов: Одно время в Москве как раз задались вопросом насчет парковок возле церквей, других религиозных мест. И стали проводить опросы, спрашивать: «Как вы относитесь?» И наши православные священники сразу сказали: «Нет, ну что это такое? Люди приехали Богу помолиться, а тут какие-то деньги… Ну, при чем здесь это?» Спросили товарищей из синагоги, и был очень интересный ответ. Знаете, что они сказали? Они сказали: «Нет, ну если вы купили машину – значит, у вас есть деньги. А если у вас есть деньги – ну, пожалуйста, платите. Вы же платите за бензин. Вы же не просите кого-то залить вам бесплатно бензин, потому что вам надо ехать». Ян Хайцеэр: Ну, прекрасно! Мнение священнослужителей синагоги совпадает с мнением руководителей города. Здесь они переплелись и слились, так сказать, в едином порыве. Александр Денисов: Ну, здравый-то смысл никто не отменял. Ян Хайцеэр: Здравый смысл, конечно, есть. Но, смотрите, есть еще один момент. Я подъезжаю к Морозовской больнице. Это детская больница. Где парковочка? Где мой доступ? Я привез ребенка, а мне не то что остановиться негде… вернее, мне не то что стоять негде, а мне остановиться негде. И это большая проблема. Вот эти проблемы нужно решать в первую очередь. Еще раз повторюсь, что прежде чем появится научное обоснование… А у меня никаких сомнений нет, что оно появится. Как говорится, если не хватит, то подтянут. Прежде всего нужно посмотреть на вот эти малые города, да и не малые, а большие, и вообще организовать прежде всего там движение, организовать работу светофоров, пешеходных переходов, парковочных мест и прочего, прочего, прочего. Возможно, транспорт начнет рассасываться. Ну и плюс к тому, конечно, есть запрещающие знаки. Когда мы говорим о хаотичной парковке – ну, пусть туда выйдет не сотрудник независимого автомобильного института города N, которого там, может быть, и нет… Я не знаю, какая служба там будет работать. Может, пожарники будут ходить. А пусть выйдет сотрудник ГИБДД, в конце концов, и проверит, насколько правильно стоят машины. Вот много звучало слов о том, что водители нарушают. Ну так сделайте, чтобы не нарушали: поставьте знаки, штрафуйте. Но начинается это все не с платной парковки. Ну а по поводу цены… Я здесь тоже слышал, прекрасно, люди соглашаются – 150 рублей в день. Но кто же вам даст парковку за 150 рублей в день? Ну и потом, бесспорно, мы берем какой-нибудь центральный, хороший, такой качественный город, уже не Москва и не Санкт-Петербург, а, я не знаю, какой-нибудь Екатеринбург, поехали туда. Конечно, там тоже пробки. Конечно, там не будет 50 рублей. И 100. А может быть, 150. А может быть, подойдут к цифре 380 и решат… Я как-то, прости меня, Господи, в Нью-Йорке парковался – 25 долларов/час. И потом я понял, почему практически никто не приезжает на своих машинах. Александр Денисов: Нью-Йорк? Ян Хайцеэр: Одни такси. Ну, одни такси, потому что припарковаться – это очень дорого! Но в общем и целом это Нью-Йорк, центр. Там такое плотное количество транспорта, что действительно надо бороться. И в Лондоне надо бороться. И в Москве транспорт как-то надо немножко ужимать. Не лишать людей возможности перемещаться на транспорте, но, тем не менее, наводить порядок. И еще раз повторюсь: на удаленных местах, где не так развит общественный транспорт и где машина – просто необходимость, и люди там 70 лет ждали возможности приобрести этот автомобиль и поехать в магазин, на работу или за картошкой какой-то на рынок на своей машине, старенькой, плохонькой, но тем не менее на машине… Кстати, хочу заметить, что и так любой автовладелец отдает государству гораздо больше, чем люди, которые не владеют автомобилем. Ну, если не учитывать, что, может быть, кто-то из пешеходов владеет особняками, замками, офисными зданиями и с них платит налоги. И могу предположить, что всегда автомобилист – это такой хороший источник дохода для государства: и акцизы, и налоги… Александр Денисов: А знаете, сколько в бензине налогов? Ян Хайцеэр: Конечно. Александр Денисов: 70%. Ян Хайцеэр: 70% налогов. Но никто же об этом не говорит. Все же ругают нефтяные компании. Александр Денисов: Мы с вами два поганца, заметили. Ян Хайцеэр: Да. Александр Денисов: Насчет больниц соглашусь. У меня такая история была, коротко расскажу. Приехали с братом в больницу в Калужской области, город Обнинск. Ну забито все! Разворачиваемся. И там рядом полиция. Думаю: развернусь и сделаю еще, может быть, круг, найду какое-то место. И сзади подпирает полицейская машина. Мне пришлось въехать на их территорию. Я знаю, что этого делать нельзя, но – все, уже невозможно было. Думаю: ну, буду выезжать. Вижу – ворота. Выезжаю. И как вы думаете? Прямо за другими воротами (ну, там выезд такой полукругом) тротуар, пешеходная зона! Ну кто делает выезд в пешеходную зону? Два нарушения: первое – заезд на спецтерриторию; второе – на тротуар. Возвращаюсь обратно. Молча в окошечко подал документы. Я говорю: «В больницу. К вам вернусь». Он говорит: «Хорошо. Оформляем». На две с половиной тысячи прокатился. Ян Хайцеэр: Ну, вы же знаете, что в больницах многих… Ну, может быть, в Москве уже меньше. Александр Денисов: Мест не было. Ян Хайцеэр: В больницах многих есть такая опция. 50 рублей охраннику – и вы уже на территории больницы. Александр Денисов: Не знал. Ян Хайцеэр: В Москве уже такое не работает. А когда-то – 50, 100 рублей. И вы могли практически въехать на территорию любой больницы за эту маленькую мзду. И вы стоите в больнице, и не подвергаетесь репрессиям сотрудников Госавтоинспекции, которые очень часто «пасутся» возле этой больнички – ну, как бы для того, чтобы навести порядок. Поэтому хорошо или плохо – платные парковки? Все в меру. Но я про эту меру знаю уже многое и не верю в разумность этой меры. Александр Денисов: Наталья из Самары верит или не верит? Наталья, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Александр Денисов: Во что верите? Зритель: Я хочу насчет парковки сказать. Можно же многоуровневые парковки делать – мало места. Шестиэтажные, десятиэтажные поставить парковки, если места мало. Почему это не рассматривают? Ян Хайцеэр: Да конечно, рассматривают. Александр Денисов: Спасибо, да. Ян Хайцеэр: Конечно, рассматривают. Только, смотрите, какие простые действия? Вы берете давно существующую улицу, чертите на ней линии, ставите столбики для оплаты – три копейки вложений. И тут вы строите многоярусную парковку – триста копеек вложений. Понимаете разницу? Можно брать практически с ровного места. Или придется что-то инвестировать, вкладывать, как-то «отбивать», задумываться, искать место, придется чей-то рынок снести или чей-то магазин, для того чтобы это «воткнуть». Поэтому это было бы очень правильно. Я уже говорил, например, о перехватывающих парковках, которые я в общем и целом в Москве особенно и не вижу. То есть они как бы есть, какие-то такие небольшие, но для того, чтобы это решало транспортные проблемы – вот это не работает, в Москве машин много. И в городах, удаленных от Москвы… Ну, мы от центра, от большого, уже опытного города с большой историей парковочного пространства, с драками, с подорожанием, с сокращением парковочных мест. Как просто навести порядок? У нас было 100 парковочных мест по 100 рублей. Сделали 20 по 380, условно. Вот по такому пути шла Москва. От чего мне страшно? Не потому, что станут недорогие парковки, согласно доходам не центровых городов, не миллионников. А мне страшно, что эти парковки станут просто дорогими, потому что для муниципальных властей, для хозяев города, как мы их называем… Александр Денисов: Источник дохода. Ян Хайцеэр: …парковка станет источником дохода и пополнения бюджета, которого им постоянно не хватает. Александр Денисов: Все-таки мы упорно подозреваем власть то в корысти, то в коварстве. Ян Эрнстович, а вот заметьте, что из малых городов, тем более из муниципальных населенных пунктов, нам никто не звонил. Вот Санкт-Петербург, Самара, вот Москва. К сожалению, звонки еще не успеем принять. А почему провинция спокойно нас смотрит (или не смотрит)? Да у всех гаражи есть. И слава богу! Это наша с вами проблема – жителей мегаполисов. Ян Хайцеэр: Ну, дело в том, что для того, чтобы выехать, даже в маленьком городе, даже в селе городского типа, вы можете попасть в такую мелкую пробку. Но это вопрос к организации движения, к ремонту дорог, а не к платным или бесплатным парковкам, и не к хаотичности парковок, а их упорядоченности. Вот тогда решение вопроса будет. Если это не поможет, то тогда давайте после всех этих методов вводить какую-то плату, когда часть людей оставят машину подальше. Ну, вы тоже понимаете, как в Москве: мы в этом городе Кукуеве поставим сначала возле рынка парковку, потом – возле кинотеатра, а потом деревня Кукуевка будет тоже иметь платную парковку, и только в гараже вы будете стоять бесплатно. Александр Денисов: И будет в Кукуеве порядок, Ян Эрнстович. Ян Хайцеэр: Да, да. Александр Денисов: Спасибо вам большое за интересный и всесторонний разговор. Да, свои аргументы действительно высказали. И зрители тоже. Ян Хайцеэр, вице-президент Национального автомобильного союза, был у нас в студии. Говорили про проект Минтранса «припарковать» Россию. Спасибо.