Назван самый прибыльный бизнес в России

Гости
Алексей Петропольский
руководитель Бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Московского отделения «ОПОРА РОССИИ»

Виталий Млечин: Самой прибыльной сферой малого бизнеса в России стали кофейни с напитками на вынос – это данные исследования проекта «Деловая среда» и компании «Эвотор».

Ксения Сакурова: За год выручка в кофейнях с напитками на вынос увеличилась на 61%, средний чек вырос на 20% и превысил 250 рублей. Средняя выручка ларьков с фастфудом взлетел на 26%, а средний чек – на 9%.

Виталий Млечин: По статистике, чаще всего предприниматели открывали новый бизнес в Москве и Московской области – 10 и 7 процентов, соответственно, дальше идет Санкт-Петербург. И интересно, что свое дело чаще начинают мужчины – более 60% – такая статистика.

Ксения Сакурова: А как обстоят дела в вашем регионе? Какой бизнес в этом году развивался лучше? Может быть, вы заметили, действительно, появление каких-то новых магазинов, кафе или точек общественного питания?

Виталий Млечин: А может, сами открыли свой бизнес или подумываете об этом? Расскажите нам, пожалуйста, об этом тоже: 8-800-222-00-14 – бесплатный телефон прямого эфира, 5445 – бесплатный короткий номер для ваших СМС-сообщений.

А прямо сейчас с нами на связи Алексей Петропольский, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Московского отделения «Опоры России». По телефону, к сожалению, но, главное, нам вас слышать. Алексей Игоревич, здравствуйте!

Ксения Сакурова: Здравствуйте!

Алексей Петропольский: Добрый день!

Виталий Млечин: Алексей Игоревич, скажите, пожалуйста, а в чем успех, казалось бы, таких недорогих, возможно, даже низкомаржинальных кофеен? Если средний чек - 250 рублей, то чтобы заработать какую-то серьезную сумму, надо очень много клиентов обслужить. В этом ключ этого подхода - в максимальном количестве людей, клиентов?

Алексей Петропольский: Здесь, я вам скажу, самое основное – это точка входа. Для того, чтобы открыть свою кофейню нужно от 200 до 500 тысяч рублей, и многие успевают накопить такую сумму и, собственно, пробуют себя в бизнесе. Так получилось, что у меня у самого есть сеть кофеен, больше 50, я вам могу сказать, что за последние 2 года – а мы этим занимаемся уже более 4 лет – выручка у каждой из кофеен только упала. И помимо всех коронавирусных локдаунов и ограничений, на нас сказывается именно рост конкуренции. То есть фактически у нас идет рост предпринимателей, которые открываются, и многие в первый год закрываются. То есть прибыль растет с точки зрения вала, но с точки зрения дохода конкретных людей, поверьте, она только упала.

Ксения Сакурова: Алексей Игоревич, это вы сейчас говорите, чтобы больше не приходили конкуренты на этот рынок, да?

Алексей Петропольский: Ну почему же? Мы также и продаем франшизу, и поверьте, когда люди открывают по франшизе кофейни, многие мыслят и летают в облаках. Это, как правило, молодые люди, которые не имеют предпринимательского опыта. Они в торговом центре готовы на третий этаж сесть в непроходном месте, лишь бы аренда была подешевле. А то, что выручки там практически нет и людей нет, они это не берут в расчет. Но все приходит с опытом, и сейчас идет определенный бум предпринимательства в сфере общепита.

Ксения Сакурова: Но ведь удивительно, что таким популярным товаром становится такой необязательный в жизни товар, как кофе, тем более кофе на вынос: кофе можно выпить дома, кофе можно выпить в офисе, на работе можно выпить.

Виталий Млечин: А можно на ходу.

Ксения Сакурова: Можно на ходу, но ведь это стоит недешево. И если посмотреть в Москве ценники вот эти кофеен, за эти деньги можно поесть, ну правда.

Виталий Млечин: А мне, кстати, показалось, что за последнее время ценники, в отличие от ценников на еду в магазинах, в кофейнях не выросли. Это правильное мнение, Алексей Игоревич, или я ошибаюсь здесь?

Алексей Петропольский: Вы, конечно, ошибаетесь, потому что все равно зерно подорожало в 2, а некоторые сорта в 3 раза – это самая главная себестоимость в кофейном бизнесе. И арендные ставки в торговых помещениях тоже выросли от 10 до 50 процентов. То есть фактически подорожало все, и конечно, это все сказывается на чашке кофе. У нас она стоила 150 рублей еще год назад, сейчас дешевле 250 мы не отпускаем. С точки зрения того, что это необязательный напиток: поверьте, люди утром хотят проснуться, а вечером - не заснуть, и хороший кофе действительно бодрит и заставляет человека вернуться обратно и выпить еще раз, поскольку это чувство пробуждения ему запоминается и хочется повторить.

Ксения Сакурова: Подсаживаете, в общем. Понятно. Давайте послушаем зрителей. Юрий из Смоленской области на связи.

Виталий Млечин: Здравствуйте, Юрий!

Зритель: Здравствуйте! Конечно, кофе – уникальный напиток, но я от него отказался. Хочу сказать, что данный тренд присутствует в виду того, что у нас понизились доходы граждан, особенно которые работают в сфере услуг. Им часто не хватает денег даже на фастфуд, они, естественно, переключаются на кофе, который не только тонизирует, как справедливо заметил эксперт, но и, естественно, утоляет чувство голода в том числе. Тем более, что учащаяся молодежь тоже следует здоровому образу жизни, и в том числе и представительницы женского пола, чтобы не пополнеть от того же фастфуда, на который также денег порой не хватает, они злоупотребляют данным напитком и ежедневно принимают по несколько чашек.

Как это продуктивно сказывается на здоровье – это уже другой вопрос, но я хочу сказать, что, на самом деле, то, что кофе у нас всегда в тренде, несмотря на повышение цен - как справедливо, опять же, заметил эксперт - в любом случае это говорит о том, что забегаловки буду пользоваться и дальнейшим спросом, в связи с понижением доходов огромной части наших граждан.

Виталий Млечин: Спасибо большое!

Ксения Сакурова: Спасибо! То есть мы не едим, а вместо этого пьем кофе и так экономим.

Виталий Млечин: Алексей Игоревич, а вы замечали такой тренд?

Алексей Петропольский: У нас основная сеть в Москве находится, и здесь потребление не снижается. Даже интересную статистику вам приведу: в торговых центрах если наша кофейня работает, то бо́льшая половина ее посетителей – это непосредственно сотрудники торгового центра: кассиры, баристы других ресторанов - те, кто фактически там работает, и только 50% остальные – это посетители, которые приходят, и как правило, они приходят только в часы пик, а все остальное время торговые центры стоят полупустые.

Ксения Сакурова: Вы знаете, мне это напоминает бизнес, который в одно время был достаточно популярен и тоже с такой низкой точкой входа, когда были копицентры во многих городах. Видимо, ксерокс и принтер были не у всех, и можно было пойти что-то распечатать. Сейчас я меньше этого вижу, но это что-то подобное: то есть у меня нет кофемашины где-то под рукой, поэтому мне приходится идти в какую-то кофейную точку и покупать. Насколько в длительной перспективе этот бизнес будет процветать? Рано или поздно, может быть, люди себе тоже кофемашины купят?

Алексей Петропольский: Вы должны понимать, есть огромная разница между кофе, который сделала кофемашина, или кофе, который приготовил бариста вручную. Одно только обучение тому, как варить правильно кофе, занимает от 3 недель. Хорошие мастера учатся и по несколько месяцев. Плюс само качество кофе, качество его обжарки, качество кофемашины. Как правило, они берутся в лизинг или в аренду и стоят не один миллион рублей. Дома вы такой кофе, такого качества, точно не сварите, а если сварите, то это будет подороже, чем купленное в магазине, поскольку вы его реже будете просто делать себе.

Виталий Млечин: Нам пишут наши зрители: «Открытие малого бизнеса в пандемию – весьма рискованное дело». Вот скажите, пожалуйста, как в пандемию складываются дела, и возможно, в пандемию эта модель с кофе на вынос как раз и показала свою эффективность? Именно за счет того, что посидеть в кафе – дело рискованное, а взять чашечку кофе и пойти по улицу его выпить – как-то менее.

Алексей Петропольский: Мое мнение, что сейчас переизбыток кофеен, и просто такой тренд зашел независимо от того, что сейчас происходило бы. Он бы и так развивался, поскольку у нас бизнес еще находится в зачаточном режиме, а если брать в целом, то все, что касательно доставки - особенно рестораны, которые открываются без посадочных мест, снимая подвалы и там устраивая кухню, и прочие места - все, что можно оказать удаленно, все практически растут. То есть IT-решения и доставка – это будущее и, судя по всему, долгосрочное.

Виталий Млечин: Спасибо!

Ксения Сакурова: Спасибо!

Виталий Млечин: Алексей Петропольский, руководитель бюро по защите прав предпринимателей и инвесторов Московского отделения «Опоры России», был с нами на прямой связи.

Ксения Сакурова: Давайте посмотрим, что в разных регионах. Хабаровский край: «Малый микробизнес выживает еле-еле, некоторые закрываются». Орловская область: «Все закрывается, ни одного нового магазина не открылось». Краснодарский край: «У нас магазины растут как грибы». И к сожалению, не понятно, из какого региона: «Загнали мелких предпринимателей в павильоны, аренда бешеная», то есть довольно сложно развиваться сейчас.

Виталий Млечин: Из Алтайского края пишут: «Недавно закрыл бизнес» - явно не от хорошей жизни. Ну и из Москвы: «Я пью чай, а кофе не нравится» - это ваше право, естественно.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать

Ваш комментарий будет опубликован после проверки модератором

Комментарии (1)
Олег Столяров
да ладно? а что уже разобрались с торговыми наценками на морковь то весной и летом текущего года? Там должно было неплохо получаться с фактической (она же реальная) прибылью. Вопрос к фас.