Оксана Галькевич: Ну а теперь давайте обсудим новое предложение наших депутатов. Член Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам Евгений Федоров считает, что автовладельцев нужно освободить от транспортного налога в том случае, если они не пользуются машиной, например, больше полугода. Пока идея только обсуждается в высоких кабинетах. Вот сейчас письмо от депутата находится на рассмотрении у руководства Министерства внутренних дел, у министра Колокольцева. Я предлагаю, уважаемые телезрители: а давайте мы с вами тоже сейчас эту инициативу обсудим коротенечко так, минут на девять или пятнадцать, но зато мы это сделаем всей страной. Звоните, пожалуйста, нам. Мы в прямом эфире, все совершенно бесплатно, у вас телефоны прямого эфира и SMS-портал указаны на экранах. Присылайте сообщения или выходите на связь. Ну а мы как раз подключаем к нашему разговору человека, который эту инициативу предложил, мы с него и начнем. Это, повторю еще раз, член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Евгений Алексеевич, здравствуйте. Иван Гостев: Евгений Алексеевич, здравствуйте. Начать хотелось бы со следующего вопроса. Как предлагается доказывать то, что автомобиль не используется, стоит на стоянке? Снимать с него номер и приносить его, соответственно, в ГАИ, правильно? Я так понимаю? Евгений Федоров: Электронная система, чтобы снимать автомобиль с учета, сдавать в ГАИ номер, естественно, по специальным инструкциям МВД и бесплатно. А потом, когда ты опять решил пользоваться своим автомобилем – приехал из командировки, вышел со службы в армии или что-то еще – обратно получил номер в ГАИ бесплатно, вернул на свой автомобиль. Ну и продолжай ездить. Так что эта инициатива направлена на защиту прав налогоплательщиков-автомобилистов, которые не используют длительное время свой автомобиль. Понятно, что они не должны платить налог на инфраструктуру, транспортный налог, потому что они просто в этот период им не пользуются. Оксана Галькевич: Ну, потому что владелец просто. Евгений Алексеевич, я прошу прощения, но у нас ведь есть еще и другая инициатива – по защите граждан от террористической угрозы. Вы помните, если у вас во дворе, например, стоит автомобиль без номеров, без опознавательных знаков – соответственно, это уже угроза. Могут приехать и забрать его. Мало ли там какие-то негодяи могут заложить какую-то бомбу и так далее. Помните, это еще из не таких давних времен. И тут вдруг вы предлагаете снимать номера, снимать с учета, чтобы не платить налог. Вот стоит у меня автомобиль, я сняла – приезжают и забирают. И как быть? Евгений Федоров: Когда вы ставите свой автомобиль и не будете его использовать полгода или больше, то, наверное, его все-таки надо ставить не во дворе, а найти для него такое более подходящее место. Ну, на дачу отогнать, найти более надежное место. Он остается вашим имуществом. Считайте, что это сундук стоит. И вам как владельцу, конечно, за своим имуществом надо приглядывать. Оксана Галькевич: Евгений Алексеевич, у нас просто, знаете, инфраструктурно страна очень разная. Я понимаю, что, выезжая из Москвы, например, в небольших городах люди еще гаражи свои сохранили, в городах где-то есть стоянки. Но, простите меня, в Москве где я поставлю? Во дворе-то не всегда припаркуешься, знаете. Ну сложно! А уж, извините, с гаражами так вообще давным-давно проблемы. Ну, есть тут один такой нюансик, мне кажется. Иван Гостев: И я хотел бы уточнить: есть ли какие-то бесплатные стоянки, предусмотрены ли бесплатные стоянки для таких автомобилистов, которые на долгий срок хотят машину оставить? Оксана Галькевич: Как штрафстоянки, да? Иван Гостев: Ну нет… Оксана Галькевич: Но только не штрафстоянки, а специальные. Иван Гостев: Бесплатные стоянки. Ну действительно, везде платная парковка, по крайней мере в Москве и Петербурге. И где оставить машину? Евгений Федоров: Я думаю, когда человек уезжает на полгода и больше, то он вряд ли бросает машину, что называется, под окнами, из которых ее не сможет наблюдать. Мне кажется, таких людей все-таки нет, потому что машина может за эти полгода… и дети могут с ней «поиграть», и воздействия какие-то на нее могут оказать. Нет, мне кажется, что те люди, которые беспокоятся о своем имуществе (а это дороге имущество), они находят способ решения этой проблемы. Я уже сказал: отвези на дачу к приятелю, в конце концов. Ну нельзя бросать на год машину под окнами! Это же очевидно. Оксана Галькевич: Евгений Алексеевич, снятие и постановка на учет – эта процедура стоит определенных денег, это затратная процедура. Ну, по-разному. Соответственно, человек не платит налог. Как вы считаете, игра стоит свеч? Снять, поставить, но – не платишь налог. Евгений Федоров: Смотрите. Мы исходим из того… Почему мы с МВД сейчас ведем консультации? Для таких случаев никаких платежей не нужно. И это правильно. Потому что не нужно проходить осмотр автомобиля со стороны соответствующего инспектора, как когда вы новый автомобиль покупаете или где-то его купили. То есть не нужно проводить действия, которые и стоят затрат, трудозатрат чиновников, работников и так далее. По сути, только единственная функция государства, кроме электронного снятия и постановки на учет, – хранение номеров. Вот и все. Все остальное, раз не нужно на это тратить деньги государству, значит, и не надо гражданам на эти вопросы расходовать свои деньги. Таким образом, мы исходим из того, что это будет перерыв в использовании автомобиля, который не требует никаких платежей на эту операцию. Сдал номер – взял номер обратно. Я думаю, что даже можно рассмотреть механизм хранения просто номеров. А если ты фиктивные номера поставил, то, знаете, за это серьезное наказание. Иван Гостев: Штраф. Евгений Федоров: Да, штраф. Так что особых изменений для этого предложения не надо вносить. Наши специалисты считают, что даже закон не придется менять, Налоговый кодекс, все это можно решить на уровне инструкций МВД и Налоговой службы. Оксана Галькевич: Интересно! Хорошо, давайте вместе звоночек с вами выслушаем от нашего зрителя. У нас на связи сейчас… Кто у нас на связи? Подскажите, пожалуйста. Зритель: Андрей. Оксана Галькевич: Андрей, здравствуйте. Кострома. Иван Гостев: Андрей, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Оксана Галькевич: Слушаем вас. Зритель: Года два или три назад наше государство хотело отменить налоги – и ввели акциз на топливо, то есть как бы заменяющий налог. Но в результате акциз был введен, а налог остался. Я лично против этого налога, потому что у меня, например, машина зимой стоит в гараже, зимой я никуда не езжу. Летом, может, три-четыре раза выезжаем. Почему я должен платить налог и акциз одновременно? Вот у меня такой вопрос. Иван Гостев: Спасибо. Оксана Галькевич: Понятно, да. Зритель: На мой взгляд, просто государство пытается набить деньгами бюджет. Это так же, как и с курением. Все эти запретные меры, все эти штрафные меры – это просто попытка набить бюджет. Оксана Галькевич: Ну, это вы по предыдущей теме высказываетесь. Иван Гостев: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Спасибо, да, спасибо. Иван Гостев: Евгений Алексеевич, вот как можете это прокомментировать? Оксана Галькевич: Для «подснежников» так называемых, как вы считаете, это вариант? Люди, которые просто на холодный период ставят машину в гараж, прячут куда-то. Евгений Федоров: Уверен, что как раз для «подснежников» устойчивых, для которых машина не нужна для работы и так далее, да, это неплохой вариант. Еще раз: этот вариант защищает права налогоплательщика, который не использует в данном случае транспортное средство. То есть, по сути, это решение должен был принять раньше даже Конституционный Суд, потому что если я машину не использую, то почему я должен платить налог за инфраструктуру? Оксана Галькевич: Евгений Алексеевич, просто не потребуется ли какое-т объяснение? Вот ты приходишь снимать машину с учета, снимать номера, а тебе говорят: «А по какой причине?» Ну знаете, как в магазинах сдаешь вещи: «Объясните, по какой причине». Да мало ли где! Везде у нас требуют. Здесь не требуется? Вот просто мне надо, и все, да? Без объяснения причин? Евгений Федоров: Это как раз и есть основание. То есть объяснение простое: «Я не буду пользоваться транспортным средством». Оксана Галькевич: Хорошо. Евгений Федоров: То есть речь идет… «Не буду пользоваться. Вот не буду пользоваться. Соответственно, прошу обеспечить мои права, чтобы я не платил за пользование транспортным средством соответствующий налог». Вот и все. Это и есть объяснение. Мы просто обеспечиваем права автомобилистов-налогоплательщиков, которые и так записаны в Конституцию и в законы Российской Федерации. Иван Гостев: Понятно. Спасибо большое. У нас на связи был Евгений Федоров, член Комитета Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам. А мы сейчас подключим к беседе нашего следующего эксперта – Виктора Похмелкина, председателя Общероссийского общественного движения автомобилистов России. Оксана Галькевич: А пока нам Виктора Валерьевича выводят в эфир, можно зачитать несколько сообщений. Вот нам Красноярский край пишет: «Десять лет назад еще снял автомобиль с учета, а налог приходит до сих пор». Краснодар: «Акцизы в топливе – это тоже налоги. Двойное налогообложение недопустимо! Такого быть не должно». Вот многие, честно говоря, сомневаются, что это до конца продуманная инициатива. Друзья, если вы в чем-то сомневаетесь, то вы какие-то аргументы свои тоже приводите, а не просто: «Не согласны!» Иван Гостев: Ну как-то подтверждайте. Я хотел еще сообщение зачитать. Москва и Московская область, Виктор Валерьевич, пишут: «Водителей очень мало. Человек приобрел машину, чтобы использовать, потому что если надолго поставить ее, неважно, даже в гараж, а уж тем более на улице оставить, то машина потребует ремонта». Я могу сказать просто по своему опыту: если поставили машину на три месяца, то уже потребовались траты. На машину эконом-класса потребовались траты – около 30 тысяч рублей на аккумулятор, диски проржавели. Вот как быть в такой ситуации? Насколько это действительно эффективная мера? Не придется ли потом больше за ремонт отдать? Потому что если все-таки мы говорим о «подснежниках» так называемых, то там ездят люди раз в две недели, раз в три недели. Виктор Похмелкин: Это мне вопрос уже, да? Иван Гостев: Вам, вам. Оксана Галькевич: Вам, Виктор Валерьевич, да. Виктор Похмелкин: Добрый день, добрый день. Я вообще в целом считаю, конечно, это предложение несуразным, извините уж за откровенную оценку. Во-первых, бесплатно не получится. Сегодня есть процедура хранения номер в отдельных случаях. И эта государственная услуга – платная. И никто не будет бесплатно номера хранить. Это определенная работа, это определенные затраты. Естественно, никто бесплатно этого делать не будет. Это раз. Или кто-то должен за это платить. Может быть, все остальные налогоплательщики в конечном счете – то есть бюджет. Второй момент. Хорошо, на полгода поставили машину. Вы правильно говорите, что масса проблем. Если машина не ездит, то она портится. Это любой автомобилист знает. Кроме этого, представьте себе, а если в течение этого полгода мне надо один раз в месяц куда-то съездить? Один раз в месяц. И что? А я не могу. А если я съездил всего один раз в месяц, то я должен платить налог в полном объеме. Ну и так далее, и так далее. На мой взгляд, эта же самая цель может быть достигнута другим и более эффективным способом. Оксана Галькевич: Каким? Виктор Похмелкин: Транспортный налог должен быть составной частью стоимости топлива, вот и все. Включен ли он будет в акциз, в отдельную строку будет ли выделяться – это уже другой вопрос, это техника. Но вот тогда это все как раз реализуется без всякой бюрократии. Я не езжу – я не плачу. Сколько езжу – столько и плачу. Кстати, во многих странах так и сделано. И мы это предлагаем уже много-много лет, но ни депутаты, ни Правительство нас, к сожалению, не слышат. Я не за то, чтобы совсем отменить транспортный налог, тем более что это налог региональный, и для бюджетов субъектов федерации он имеет определенное значение. Но вот этот принцип «кто больше ездит – тот и больше платит», он наиболее справедливый здесь. И он может применяться. И все равно, я повторяю, даже с точки зрения администрирования… Представьте себе – собирать налоги с десятков миллионов автомобилистов, автовладельцев или с десятка тысяч автозаправок. Что проще? Конечно, второе. Учитывая, кстати, что собираемость этого налога не очень высока, где-то около 50% всего достигает в отдельных регионах. Вот и все. Вот так и надо, мне кажется, решать эту проблему. И не будет никаких побочных вопросов. И ни у кого вопросов не будет. Сколько ездишь – столько и платишь. Оксана Галькевич: Виктор Валерьевич, сейчас вернемся к этой теме транспортного налога, к тому, почему не идут вам навстречу. Но прежде давайте не будем, как те депутаты, которые вас не слышат. Давайте будем слышать наших зрителей. У нас еще один звонок – из Москвы Светлана дозвонилась. Светлана, здравствуйте. Иван Гостев: Светлана, мы вас слушаем. Зритель: Я как раз сейчас слушала. Я как раз то же самое хотела сказать, что и Виктор Похмелкин. Я считаю, что будет самое справедливое, если транспортный налог вообще отменить, иначе он сейчас выглядит просто как налог на имущество – просто за то, что автомобиль у вас есть. А было бы очень справедливо: когда не ездишь – не плати налог. Это будет полностью отражать. Купил топливо, поехал – и ты уже все заплатил. Полностью исключится администрирование и расходы. В МВД забрал номер, сдал номер. А если будет какая-нибудь эпидемия? Тоже бегать и сдавать туда-сюда номера? А машина стоит в это время, когда люди сидят на карантине. Это тоже очень неудобно. Оксана Галькевич: Ну да, согласны. Зритель: Налоговая инспекция должна администрировать этот налог. И тоже сократятся расходы на администрирование. Оксана Галькевич: Ну, есть определенные какие-то странности в организации. Зритель: Вот это будет справедливо. Даже если четыре раза выехал, то все будет соблюдено. Сколько проехал – столько и заплатил. Оксана Галькевич: Спасибо, Светлана. Иван Гостев: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Виктор Валерьевич, возвращаюсь к транспортному налогу. Знаете, как в детективе: если что-то произошло, то ищи того, кому это выгодно. Почему не хотят вас услышать насчет включения налога в стоимость бензина? Почему не хотят перейти на эту схему, «без побочных эффектов», как вы говорите? Виктор Похмелкин: Аргументов я не слышал, может быть, кроме одного: сегодня у нас акцизы, которые являются налогом, заложенным в стоимость топлива, – это федеральный налог, а транспортный налог – это налог региональный. Тем не менее и с акцизов тоже идет перераспределение в бюджеты субъектов федерации. То же самое можно было бы сделать и с транспортным налогом. Это вполне решаемая проблема. А вот второй аргумент не приводят, но мне кажется, что он более реален здесь. Как это ни странно, именно потому, что сокращаются существенно затраты. А значит, наверное, сокращается и чиновничий аппарат. Чтобы меньше тратить, видимо, и меньше людей понадобится для администрирования этого транспортного налога. А на это уже не хочется бюрократии идти. Ну, это моя гипотеза, я не настаиваю на такой версии, но, честно говоря, других убедительных аргументов я не слышал. Оксана Галькевич: Такой инстинкт самосохранения аппарата, да? Аппаратный инстинкт. Виктор Похмелкин: Ну, вполне вероятно. Оксана Галькевич: Может быть, да. Иван Гостев: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Спасибо. Иван Гостев: У нас на связи был Виктор Похмелкин, председатель Общероссийского общественного движения автомобилистов России. А мы переходим к следующей теме.