Марина Калинина: Следующая тема, а именно: новое исследование портала HeadHunter. Опросили специалисты этого портала работодателей и выяснили, что почти 90% компаний в нашей стране сталкиваются с враньем соискателей, т. е. тех, кто ищет работу. Итак, о чем врут при трудоустройстве? Смотрите, сейчас эта информация на ваших экранах. Чаще всего врут о навыках и знаниях, которых нет в реальности. В половине случаев кандидаты скрывают некоторые прежние места работы. Почти треть утаивают свой настоящий стаж. И, конечно же, многие скрывают свой возраст: почти 20%. Константин Чуриков: Хотя что может быть проще, чем все-таки вскрыть настоящий возраст, когда человек оформляется на работу. Сейчас давайте поговорим об этом с Владимиром Морыженковым, профессором бизнес-школы МИСиС, он у нас на связи. Владимир Алексеевич, здравствуйте. Владимир Морыженков: Здравствуйте, коллеги. Константин Чуриков: Глобально какой смысл врать? Если человек реально мотивирован, хочет устроиться, чтобы его взяли. Ведь все рано или поздно вскроется. Как вы думаете, что руководит людьми? Владимир Морыженков: Ну, рано или поздно – помните, существует хорошая пословица: «Встречают по одежке». Главное, чтобы по уму не проводили, а оставили у себя. И людям свойственно приукрашать себя. И, конечно, выглядеть в нелепом свете перед другими, как каждый себя представляет, – довольно неприятная и грустная история может возникнуть впоследствии. Поэтому люди приукрашают свои достижения. Была большая проблема у нас перестроечного периода, когда люди не получили достаточного образования. Вот этот самороспуск университетских знаний произошел. И люди поняли, что при помощи образования ты ничего в этой стране не добьешься. Такой вывод сделали очень большое количество семей. И их дети не были как бы направлены родителями на получение серьезного образования. А что произошло? Бренды университетские сохранились в большинстве своем, живя по старинке: университетам по 100 лет и более даже есть. А качество знаний в этих университетах упало. Происходила эксплуатация бренда, но знаний все они не получали. Вот они с этими дипломами вроде бы приходят устраиваться. И то качество знаний, которое они хотели бы предъявить, оно не соответствует современным потребностям в обществе. Поэтому произошла девальвация вот этих «конфет», которые любят CV так называемые. Марина Калинина: А вам не кажется, что дело не только в качестве образования, а в том, что у нас, так скажем, позвоночная страна. Все делается по звонку, даже на работу устроиться. Владимир Морыженков: Я понимаю, что позвоночная страна. Но дело в том, что на каждом предприятии, даже если оно построено по принципам владения денежными потоками на основе родственных связей, что у подавляющего большинства, – все равно нужны темные лошадки, которые будут производить основную продукцию этого предприятия. Какой бы ты там родственник ни был, а все равно кто-то должен работать и соответствовать хорошему уровню. Поэтому сегодня ищут хороших тягловых, пардон, лошадей. Марина Калинина: Спасибо. Константин Чуриков: Владимир Алексеевич, вот еще один вопрос. Не вы ли и ваши коллеги говорите, что все-таки соискатель должен каким-то образом рассказать, доказать, что он лучший, что он достоин. Вот много тренингов учат самопрезентации, и в том числе и разные компании тоже помогают составлению резюме – и тоже приукрашают действительность. Марина Калинина: Даже, я бы сказала, самопродажи. Константин Чуриков: Да. Где эта грань между нормальной презентацией самого себя и уже каким-то откровенным враньем? Владимир Морыженков: Можно врать сколько угодно о себе. Сейчас очень хорошая тенденция в сильных компаниях: это установка хороших программных продуктов недорогих (они стали появляться на рынке), которые ведут определенное взаимодействие с кандидатом на работу в период испытательного срока. Месяц-два любая компания может позволить себе рискнуть, отобрав человека. И конечно, тесты при приеме на работу, прежде всего связанные с возможностью логически решать задачи. Сейчас мир настолько поменялся, что компетенции, которые человек может набрать, он может их набрать довольно быстро по целому ряду видов деятельности. Главное, чтобы у него хорошо действовало быстродействие разума, мышление и он мог делать хорошие, правильные, умные выводы. И тогда человек при нынешних методах образования в 2-3 месяца подстраивается под определенные компетенции. Я не говорю, конечно, о разработчиках, но это очень хорошо действует. И работодатели сейчас это используют. Резюме отходит уже на второй план. Все уже согласны. Когда, видите, дипломы девальвируются – отходят на второй план. Резюме девальвируются – отходят на второй план. Всегда ищется, что есть настоящее. Так же, как бриллианты, проблема искусственного и натурального камня. Марина Калинина: Спасибо. Владимир Морыженков, профессор бизнес-школы МИСиС. У нас есть звонки. Константин Чуриков: Да, у нас много звонков. Пишут еще зрители активно: «Какие работодатели, такие работники». Марина Калинина: Т. е. врут и те, и другие, да? Константин Чуриков: Если у нас в министерствах и ведомствах приукрашают статистику, то почему простому россиянину не приукрасить о себе кое-что в резюме? Давайте сейчас послушаем звонок. У нас на связи Наталья из Воронежа. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я бы хотела сказать вот так. Я полгода стояла на бирже труда. Я художник-оформитель. Практически мне не могли найти работу по моей специальности. Но в параллель также везде в Интернете я также искала для себя работу и составляла везде резюме. К сожалению, даже вот для творческого работника очень много, скажем так, лишнего требует работодатель. «Есть ли у вас права? Есть ли у вас родственники за границей? Есть ли у вас загранпаспорт? Укажите телефоны и адреса ваших родственников». Т. е. такое впечатление, что это на загранпаспорт ты оформляешь какие-то документы. Тем не менее о моих творческих способностях как бы меньше всего проявлял работодатель интерес. Марина Калинина: Может, они какие-то другие цели преследовали, а совсем не творческие? Константин Чуриков: Ты что. Зритель: Я даже, честно говоря, не могу за такого работодателя ответить. Но такое количество… Я художник-оформитель, у нас достаточно всего двух программ знать (скажем, Фотошоп и КорелДро), больше совершенно ничего. Но в резюме пишут, допустим, с десяток сложных программ (Автокад, Аркон), хорошо, что я все это знаю, но в данной области они совершенно неприменимы. Т. е. это уже программы, скажем так, для архитекторов, для какого-то конструктора. И при всем при этом везде на бирже труда самый минимальный МРОТ стоит. Если это частная компания, как я искала (рассылала резюме и в газетах и через Интернет-портал искала), то там зарплата была 20-25 тыс. Вот скажите, пожалуйста, специалист, который… Константин Чуриков: Если одни обманывают, почему не могут обманывать другие, да. Зритель: Да. Вы хотите взять специалиста с таким большим набором профессиональных качеств, тогда в таком случае вы ему платите на уровне уборщицы, она также 11 с чем-то получает. А тут 2А класс, а человек должен… Марина Калинина: Спасибо, Наталья. Константин Чуриков: Спасибо, Наталья. Сейчас самое время как раз после этих слов подключить Валерия Оськина. Это председатель правления конфедерации «Развитие человеческого капитала». Валерий Валентинович, здравствуйте. Валерий Оськин: Добрый день. Константин Чуриков: Валерий Валентинович, скажите, что за несправедливость: такие требовательные работодатели, так вот хотят, чтобы правда, правда, и ничего, кроме правды, было в резюме, при этом предлагают МРОТ высококлассным, можно сказать, специалистам. Валерий Оськин: На самом деле я слушал сейчас ваш разговор, и я согласен с тем, что зачастую на ложь кандидата провоцирует работодатель. Выставляя такие требования. Но если мы посмотрим на те исследования, которые вы сейчас обсуждаете, то там есть такой интересный момент, который ускользает. Вот если я вас спрошу и других людей, пойду по улице и буду спрашивать: «Вы видели людей с мороженым на улице?» Да? Константин Чуриков: Конечно. Даже зимой, в январе месяце. Валерий Оськин: 100% скажут: «Да». Но это не значит, что сейчас 100% людей едят мороженое, согласитесь, вокруг вас. Константин Чуриков: Ну да. Логично. Валерий Оськин: Точно так же. Поэтому, если присматриваться к этому исследованию, там есть фраза такая, что 87% работодателей сталкивались хотя бы раз. Вот вы один раз увидели мороженое, а дальше вы уже попадаете в эту категорию. Поэтому количество лжи, конечно, меньше. Меньше намного. И вот это главное, что надо понимать. Что норма. Константин Чуриков: Что проще всего проверить работодателю? И заодно ваша рекомендация потенциальным соискателям. Т. е. в чем вообще вранье особенно опасно при составлении резюме? Валерий Оськин: Первое – то, что сегодня наше общество достаточно прозрачно. И о всех можно найти информацию. И работодатели владеют этими технологиями. Информация практически вся проверяется. Не говоря уже о том, что люди скрывают какое-то место прошлой работы. Ну, да, возможно, это был конкурент этой компании, в которую я иду, и я не хочу это светить. Или у прежнего моего работодателя был плохой имидж. Но все равно, скрывать без толку. При желании работодатель узнает все. Это первое. Второе, и даже первое: это все-таки определенная этика. Если я беру на работу человека и я понимаю, что он лжет мне, значит, его этические правила позволяют. И когда ему потребуется, он будет врать и мне тоже в наших делах. И вот это потом уже не исправить. Это штамп, который ставит работодатель на вас, и обратной дороги здесь нет. Вот главное, почему не следует это делать. Марина Калинина: Спасибо большое. Валерий Оськин, председатель правления Национальной конфедерации «Развитие человеческого капитала». В общем, у вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление. Константин Чуриков: Оренбург, прекрасная СМС: «Устроиться уборщицей в сетевой магазин и пройти детектор лжи? Да в гробу я видала такую работу!» Программа «ОТРажение» продолжится через 20 минут. Впереди большой выпуск новостей. Кстати, через 20 минут будем говорить о гарантированном пенсионном плане. Марина Калинина: Что это такое, будем разбираться.