Тамара Шорникова: Россияне, работающие не по специальности, получают на 14% меньше тех, кому диплом пригодился. К таким результатам пришли экономисты. Это исследование Высшей школы экономики. Что из него следует? Давайте посмотрим. Около трети россиян работают сейчас не по специальности. У остальных должность либо полностью, либо частично соответствует образованию. Кто чаще всего работает согласно диплому полученному? Ниже всего вероятность вот такого несоответствия в медицине, в области естественных наук, в области точных наук, IT-специалисты. Они отучились… Ну, действительно, если семь и больше лет ты учишься, получаешь образование медицинское, то, конечно, потом сменить его – ну, это прямо как-то лихо. Не по специальности, то есть ставят диплом на полку, кто у нас? Те, кто получил образование в сфере услуг и (а вот это грустно) работники сельского хозяйства, потенциальные. Эту информацию обсудим вместе с экспертами. Вы нам расскажите, вы работаете по специальности или нет? Почему сменили? Чем не угодил вам диплом, если перемена действительно была? Лев Соколов, эксперт в управлении персоналом, доктор экономических наук, директор программ развития группы компаний Detech. Здравствуйте. Лев Соколов: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Итак, около трети россиян работают не по специальности. Сначала разберемся, что называется, по полочкам разложим эти показания. Это катастрофа или это нормально? Ну, плюс-минус так в каждой стране? Лев Соколов: Вы знаете, когда я слышу эту тему, я удивляюсь некоему такому раздвоению сознания у некоторых наших чиновников, деятелей от образования. С одной стороны, нам что говорят, в том числе с самых разных высоких трибун? «Сейчас мы живем в меняющемся мире». Тамара Шорникова: «Будьте мобильными». Лев Соколов: «Человек за всю жизнь меняет несколько карьерных путей. Работы все время меняются, появляются новые профессии, старые исчезают. Знания устаревают. Нужно учиться и переучиваться». И тут же, через запятую притаскивается эта идея из прошлого века на предмет работы по специальности, работы не по специальности. А если быть еще более точным, то речь идет о работе по специальности, полученной при получении первого высшего образования. Вот вы сейчас задавали вопрос: вы работаете по специальности или нет? Я по специальности инженер-экономист. Я работал, например, инженером-программистом. Я работал консультантом экстренной телефонной психологической помощи. Я работал директором департамента развития обучения. Я по специальности работал или нет? Наш министр образования по специальности юрист. Вот он министром работает – он по специальности или как? Здесь очень сложно бывает провести эту грань часто. Есть действительно специальности, которые вы упомянули. Медик, врач – да, там проще. А вот с другими специальностями – даже не всегда понятно, человек по специальности работает или нет. Я думаю, что сейчас мы должны говорить скорее о квалификациях. То есть если я прошел какую-то профессиональную подготовку, получил какую-то квалификацию… Человек по специальности филолог, но он прошел курсы по управлению персоналом или, например, по парикмахерскому искусству. Так он теперь по специальности работает, только уже по новой. Это совершенно нормальная вещь. Тамара Шорникова: С одной стороны, да. Действительно, мир меняется стремительно. С другой стороны, мне кажется, что это как раз можно объяснить так. С одной стороны, государство действительно хочет, чтобы мы как-то сами заботились о своей карьерной лестнице, сами менялись под этот изменчивый мир и приобретали более востребованные профессии – в общем, не портили им статистику работающих и безработных, условно, ну, принимали активное участие в своей судьбе. С другой стороны, это наводит на мысль о грамотном планировании. То есть государству нужно определенное количество специалистов в определенной отрасли. Вот у нас сейчас огромный дефицит снова строителей, например. Как подстегнуть так, чтобы в эту профессию шло больше людей, чтобы мы не остались без качественных специалистов в важных для нас отраслях? Лев Соколов: Вы здесь абсолютно правы. Здесь как бы два момента. Момент первый. На самом деле количество бюджетников и количество людей, которые учатся за свои деньги, у нас сейчас практически сравнялось, а в 2025 году, по прогнозам, людей, которые учатся за свои собственные средства, их будет больше. И здесь возникает тема такого индивидуального планирования. Мы много даже на наших передачах здесь говорили о том, что перспективными сейчас являются сферы производства, где идет импортозамещение, около оборонного комплекса, то же самое сельское хозяйство. Но что мы увидим, если мы посмотрим статистику наиболее популярных специальностей, куда поступают? Ну да, там айтишники есть. Но дальше опять идут юристы, экономисты, менеджеры и так далее. При всем моем уважении к юристам, юристы вряд ли будут создавать новые корабли, самолеты, одежду, обувь, компьютеры и так далее. И это вопрос индивидуального планирования. Второй вопрос – это, совершенно верно, вопрос государственного уровня. Ведь люди почему еще не работают по специальности, даже хорошие специалисты, те же самые технари и так далее? Ну а где ему работать-то? Ведь рабочих мест было не так много. Наша промышленность, как и наше техническое образование старательно длительное время разрушалось. И здесь, опять же, возникает проблема. Для того чтобы подготовить юриста, достаточно стула и стола. Ну, еще ручка с бумажкой. Да? А вот для того, чтобы подготовить инженера, нужна материальная база, нужны лаборатории, нужны заводы, втузы, как было в советские времена. И вот это неплохо было бы начать создавать, скажем так, задолго до того, как стало происходить то, что у нас сейчас происходит. Мы в этом году спохватились, а у нас работать некому, оказывается. Тамара Шорникова: Лев Александрович, сейчас с этим вопросом такое мини-исследование, очень короткое и быстрое, проведем среди телезрителей, обратимся. Работаете по специальности? «Да» или «нет» – присылайте ответы на номер 5445. Поучаствуйте в опросе. Ну и в эсэмэске или в звонке в прямой эфир можете подробнее уже рассказать, как строилась ваша карьера, как меняли места работы (если меняли). И сейчас давайте посмотрим еще видеоматериал. Собственно с тем же вопросом обратились к жителям Кунгура, Нового Оскола и Липецка. И вот что отвечали. ОПРОС Тамара Шорникова: Итак, вот что за это время еще прислали нам телезрители. «Я инженер-механик по ракетным двигателям». Ну, сейчас, казалось бы, вот он, тот специалист, который нам нужен! Но пишет нам специалист: «Распределения не было, ушла программировать». «Пора возвращаться в советскую действительность, – это уже сообщение из Ульяновской области, – где работникам госпредприятий благоустроенное жилье предоставлялось бесплатно и где при предприятиях работали отраслевые вузы. Люди на вечернем отделении получали важные специальности, возвращались с дипломами, были классными специалистами. Таких бы сейчас с руками оторвали». Очень много сообщений, где предлагают вернуться к схеме распределения. Я, честно, против. Мне кажется, что все-таки человек должен сам как-то выбирать, где он хочет работать и как. Но, с другой стороны, где я, а где интересы государства. Как вам кажется, вот если бы вы, Лев Соколов, представляли собой государство, что бы вы сделали сейчас, чтобы закрыть те ниши, которые у нас оказались с кадровым дефицитом? Лев Соколов: Ну конечно, хороший вопрос. Я бы, в отличие от наших чиновников, в ряде случаев включал бы голову, может быть, немножко пораньше. Хотя, вы знаете, задним умом всегда, так сказать, легко рассуждать. Я работаю много с государственными структурами и прекрасно понимаю те ограничения и проблемы, которые там есть. Кстати, то, что говорили сейчас наши зрители: токарь, топограф, специалист по ракетным двигателям, вот вы говорите. Действительно, ведь это люди, которые стали жертвой непродуманной экономической политики, производственной политики, ее отсутствия или, напротив, разрушительной. Вот эти сокращения, которые под флагом борьбы за эффективность, еще под прочими флагами проводились, когда мы, по сути, лишились действительно ценнейших компетенций, ценнейших кадров. Тамара Шорникова: И под флагом вступления в международную кооперацию, когда мы решили, что двигатели и даже интерьер наших самолетов пусть производятся за рубежом, так все делают. Лев Соколов: Да, да, совершенно верно. Вступление в международную кооперацию, только когда мы им, так сказать, деньги и наши ресурсы, а взамен – вот то, чего они теперь нас хотят лишить, накладывая всякие санкции и эмбарго. Ведь мы же сами себя в эту ситуацию загнали. Если взять то же самое авиастроение, то ведь Советский Союз, насколько я помню, был единственной страной, которая производила для самолетов ну абсолютно все, у нас был абсолютно полный цикл. А сейчас мы оказываемся неконкурентоспособными на мировом рынке. Но хорошая новость. Все-таки тенденция в чем хорошая, на мой взгляд? Сейчас, во-первых, уже сейчас количество студентов среднего профессионального образования и высшего профессионального образования сравнивается. Это говорит о том, что люди идут, ну, туда, что мы в советское время называли техникумами, профессиональными училищами. Люди приобретают рабочие профессии. А это, повторюсь (я уже много раз говорил), судя по всему, будет востребовано все больше и больше в нашей стране. А потом… Ну, опять же, здесь вспоминали советские времена. Там был даже такой термин «сменить спецовку на галстук», то есть когда человек прошел ступени рабочей лестницы и когда он приходит в институт уже не просто зеленым каким-то школьником, а это уже человек с жизненным и профессиональным опытом. И такие люди имеют особую ценность в системе образования. Правда, проблема в том, что у нас еще и кадры в системе-то образования сейчас уже тоже, мягко говоря, не молодые. И когда вот то поколение, которым сейчас… Ну, я так с ужасом осознаю, что это где-то и мое поколение, 50+. Если оно будет уходить, то тут очень часто заменить их получается некем. И здесь я на месте государства… Ну, я не раз тоже это пожелание высказывал: как говорится, не мешайте работать. Минимизировать количество бюрократии и всякого рода вот этих глупых, совершенно никому не нужных регулирующих воздействий. Дайте людям работать, мы сами разберемся, что называется. Тамара Шорникова: Спасибо. Лев Соколов, эксперт в управлении персоналом, доктор экономических наук, директор программ развития группы компаний Detech. Послушаем телезрителя. У нас звонок из Хабаровска, Татьяна. Татьяна, здравствуйте. Зритель: Да, здравствуйте. Приветствую вас, здравствуйте. Все-таки мне кажется, что надо свою профессию выбирать осознанно и с любовью. И пять лет в институте нужно учиться очень хорошо, ну, овладевать знаниями. И потом всю свою жизнь нужно совершенствовать свою профессию, получать опыт, быть профессионалом. И всегда будет заработок. И никогда не возникнет вопрос: что же делать и как? Тамара Шорникова: Татьяна, а вы кто по профессии? Зритель: Я – учитель. 45 лет стажа. Имею высшую категорию. Вот как закончила институт, так и работаю в этой сфере. И никогда не пожалела. Всегда работала на две ставки. Всегда было очень много работы, понимаете, и до сих пор ее хватает. Муж мой военный, закончил военное училище, тоже всю жизнь прослужил по своей специальности. У нас даже в мыслях не было что-то менять, куда-то идти, что-то искать, даже в 90-е годы. Ну понятно, тогда не было зарплат. Вы помните, нам не платили? Но как-то же выжили, да. Что-то все равно… Всегда можно найти какие-то частные уроки. Если ты все-таки овладеваешь специальностью, ты же получаешь опыт, ты же набираешься… Тамара Шорникова: Да, спасибо, Татьяна. Вот такой пример влюбленного в профессию человека. Много ли таких – узнаем у Татьяны Баскиной, заместителя генерального директора группы компаний ANCOR, эксперта по подбору персонала. Здравствуйте. Татьяна Баскина: Здравствуйте, Тамара. Тамара Шорникова: Татьяна Владимировна, что вы наблюдаете? Начальников интересует диплом, когда приходит человек, в соответствии с компетенциями выбрал? Или сейчас эта бумажка никого не волнует? Татьяна Баскина: Я бы сказала, что жизнь при поиске и подборе персонала чуть-чуть разнообразнее, чем можно было бы себе представить. И в этом есть определенный оптимизм для нас для всех. О чем говорю? Да, конечно, есть целый ряд профессий, для которых критически важно определенное образование. В том числе мы сейчас слышали телезрительницу, учителя. Юриспруденция, медицина, фармацевтика, бухгалтерия – да, безусловно, важно там. Тамара Шорникова: Да, хотелось бы, чтобы люди разбирались в своей профессии. Татьяна Баскина: Да, особенно в таких сферах. Однако есть целая группа профессий и образований, если можно так сказать, у которых есть разновекторные возможности, то есть применить это образование на практике. И у нас порой сейчас склонны даже в исследовании, которое цитировалось, считать, что это работа не по специальности. С чем мы как наблюдающие за требуемыми компетенциями на рынке труда не во всем согласны. Например, те же программисты – это необязательно математики или специалисты по информационным технологиям, а много гуманитариев. И в сфере информационных технологий вполне годится математическое образование. То есть если человек математик, то это не значит, что он должен работать только в НИИ, изучать теоретическую и прикладную науку. То же самое, очень показательный пример с инженерами. Есть целый ряд инженеров – как по определенному оборудованию, так и есть такая профессия, как инженеры по продажам, для которых очень важно знание продукта, а также навыки продаж. Продукту можно научиться, изучить то или иное оборудование, и образование здесь может быть и инженерным, и другим. Ну и самый такой показатель и яркий пример. Есть несколько профессий в сфере продаж, клиентского обслуживания, где важно, чтобы образование было, но оно может быть любым, потому что навыки продаж, клиентского сервиса, ориентации на нас как потребителей – это в большей степени личностные компетенции, личностные качества. Этому не научит ни один вуз, и не выберешь такое образование. Это идет из другого. И в этом случае, конечно, нельзя требовать от людей, чтобы они работали непременно по профессии. Самый-самый яркий пример здесь – это наша сфера, специалисты по подбору персонала. Есть такой миф, что мы все психологи. Это абсолютно не так, потому что у нас работают специалисты как раз самых разных профессий. И бывает здорово, когда человек с экономическим образованием подбирает экономистов и финансистов, он говорит с ними на одном языке. Я не считаю, что в таких случаях государство потратило время зря, потому что все эти люди работают на экономику. Вот такой взгляд. Тамара Шорникова: Безусловно. А как относитесь к информации о том, что люди, которые работают по специальности полученной, получают на 14% в среднем больше, чем те, кто работают не по диплому? Вот здесь хочется разобраться. Речь о том, что… Например, как в SMS от одной из наших телезрительниц, из Калининградской области: «Катастрофа в том, что, например, моя внучка, получившая диплом архитектора, вынуждена работать продавщицей. Молодых и без опыта инженеров нигде не хотят брать». Условно, эта продавщица уступает, логично, в заработке хорошему архитектору? Об этом речь? Татьяна Баскина: Мне кажется, здесь речь о сугубо индивидуальной ситуации, потому что у нас спрос на молодежь, особенно с инженерным образованием, он есть, и он никуда не девался. Острый дефицит инженерно-технических кадров, об этом говорили. Здесь, скорее всего, какая-то история, связанная с комплексом факторов: что хочет человек, каких денег ожидает, может ли ему эта организация, эта профессия предоставить и так далее. Не вся молодежь у нас готова какое-то время зарабатывать, накапливать профессиональный багаж. Может быть, нужен какой-то срочный заработок. А если смотреть на эту историю позитивно… Ну, в продажах, на мой взгляд, нельзя работать, как и в любой другой профессии, если ты это не любишь и, тем более, ненавидишь. Если человек с архитектурным образованием нашел себя в продажах и понял, что это его, то это прекрасно. Может быть, будет к архитектурным проектам искать клиентов. Но я бы здесь подчеркнула, что это еще один миф, что молодежь испытывает какие-то сверхсложности на рынке труда, даже имея образование, в том числе профильное. За молодежь по-прежнему идет борьба у работодателей, но за толковую. Тамара Шорникова: Лев Соколов уверен (спикер, который был до вас), что рабочие профессии будут востребованными. А что ему отвечает Татьяна Баскина? Татьяна Баскина: Она соглашается. Но чуть-чуть лингвистически я поправлю: были и будут. Потому что острая потребность в рабочих и инженерно-технических кадрах – это не новость сегодняшнего дня, даже не вчерашнего дня, а это последние лет десять. И как-то у вас в эфире у меня был забавный диалог с позвонившим в студию человеком, представившимся сварщиком, который якобы не может найти работу. Я прямо ему в прямом эфире и ответила: обращайтесь немедленно, я лично знаю десяток организаций, где квалифицированного сварщика прямо сейчас, немедленно возьмут на работу. Поэтому, да, такие профессии пользуются повышенным спросом. Тамара Шорникова: Татьяна Владимировна, звучит просто все-таки всегда общо – рабочие специальности. Условно, сантехник – тоже рабочая специальность. Сварщик – рабочая специальность. Вот если сейчас люди думают, какую профессию выбрать, чтобы не прогадать, чтобы потом все-таки работать по диплому и получать хорошую зарплату, то куда идти? Татьяна Баскина: Еще раз мой тезис: «работать по диплому» не тождественно «получать хорошую зарплату». Тамара Шорникова: Ну, безусловно, да. Но мы надеемся на джек-пот. Татьяна Баскина: Главное, чтобы нравилось, приносило деньги. В этом соглашусь с вами. И опираться нужно на личные приоритеты: то, что нравится мне, может не понравиться дочери телезрительницы, которая писала вам. Нужно не бояться что-то попробовать на легальной, официальной, но временной занятости, если молодежь сомневается. Это очень правильный подход, потому что не обо всех профессиях… Не всем удается вот так выбрать в молодости профессию учителя, как наша телезрительница, и быть в ней счастливым долгие-долгие годы. Но можно попробовать себя на временных проектах, убедиться в правильности сделанного выбора и эти векторы откорректировать. Но если говорить о востребованных в ближайшем будущем профессиях, то это все, что связано с технологиями – от программирования до… Мой фаворит – это кибербезопасность, конечно же. И с точки зрения инженерных и рабочих специальностей, это весь спектр. Вот выбирайте то, кого что больше интересует: станки, сварка, программирование станков (на стыке инженерных и высокотехнологичных секторов). Кому-то нравится обучение машин, наших роботов, которые не будут хорошо работать, если человек их не научит. В общем, сочетать то, что по душе, и то, что принесет доход. Тогда образование будет логично использовано. Тамара Шорникова: Спасибо. Татьяна Баскина, заместитель генерального директора группы компаний ANCOR, эксперт по подбору персонала. Мы вас спрашивали: работаете ли вы по специальности? Вот такие данные получили: 24% ответили «да», ну а «нет» – соответственно, 76%. Такая статистика. Это была программа «ОТРажение». Спасибо, что писали нам, что звонили. Спасибо, что подключились к нашему Telegram-каналу. Если еще не сделали – сделайте это, там много интересной информации: анонсы наших передач, фильмов, яркие фрагменты, комментарии.