Не-правые люди
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ne-pravye-lyudi-45055.html Иван Гостев: Во всем мире сегодня отмечают Международный день левши. Даша, ты, кстати, не левша случаем?
Дарья Шулик: Нет, я правша.
Иван Князев: Я тоже правша, поэтому сегодня, к сожалению, праздновать не будем. Но вот так этот праздник отмечает каждый десятый житель планеты. Именно столько в мире людей с так называемой нетрадиционной ориентацией рук. В советских школах к таким детям относились скептически и – все вы, наверное, помните, – переучивали. А в наше время некоторые считают, что леворукость это признак особого таланта.
Дарья Шулик: Еще говорят, что весь мир создан для правшей и левшам приходится терпеть изрядные неудобства. Так ли это? Позвоните нам, поделитесь вашим мнением, расскажите, левша ли вы или правша. Мы подключаем к беседе нашего эксперта.
Иван Гостев: Елену Макарову, психолога Института коррекционной педагогики Российской академии образования и психолога Центра Святителя Луки. Елена Михайловна, здравствуйте.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Иван Гостев: Рады вас приветствовать.
Елена Макарова: Добрый день, здравствуйте. Очень приятно.
Дарья Шулик: Елена Михайловна, давайте вначале определимся. Вот, вы знаете, очень много всяких мифов вокруг этих людей. Говорят, что левша – это совершенно не такой человек, как другие. И развиваются они по-другому, и мозг у них по-другому устроен. В общем, совершенно вот как люди с другой планеты. Действительно ли это так?
Елена Макарова: Очень интересная тема. И действительно, мы всегда стараемся найти какие-то противопоставления, какие-то противоположности: вот есть левши, есть правши, есть люди с темными волосами, есть со светлыми волосами, и т. д. И этот вопрос очень часто приводит нас в тупик. Потому что он звучит, как будто, что есть норма, а есть патология; есть что-то правильное и хорошее, а есть что-то неправильное.
Иван Гостев: Ну вот в советское время такой же и был подход, правильно?
Дарья Шулик: В советское же время их переучивали.
Елена Макарова: Да. И вот на этой противоположности на самом деле мы с вами далеко не уйдем. Это, наверное, не совсем верный путь. Потому что, если вернуться чуть-чуть, на шажок назад, то ведь – что в человеке самое важное и самое главное? Наверное, его «я», его личность, его какие-то индивидуальные особенности. И мне кажется, что здесь как раз и скрыт тот потенциал, от которого мы можем рассматривать левшей.
Дарья Шулик: А что все-таки будет происходить, если не все еще люди знают, что нельзя все-таки переучивать? Как это может повлиять на развитие, например, ребенка…
Иван Гостев: Это негативно может повлиять?
Дарья Шулик: …если в детском возрасте все-таки родители почему-то, вот, современные родители могут решить переучить ребенка с левши на правшу? Как это повлияет на человека в дальнейшем?
Елена Макарова: Смотрите, какая интересная вещь. Ребеночек рождается без каких-то навыков и умений в этом мире. И человеческий детеныш, ребеночек, он учится всему в течение своего детства. Оно самое длинное у всех живущих на нашей планете. И зависит то, какие навыки и то, какие качества приобретет ребенок, зависит от той среды, где он воспитывается и развивается.
Конечно, есть определенные генетические предрасположенности. Кто-то рождается с определенными особенностями. У кого-то есть какие-то патологические процессы. Но параллельно огромный вклад оказывают родители, которые и формируют отношение ребенка к этому.
Вот как к этой проблеме (а может быть, это и не проблема, может быть, это плюс?), как к этому относиться ребенку? Ведь ребенок же сам не знает, хорошо это, плохо, нужно это ему или не нужно. И здесь огромный вклад оказывают родители. Как они относятся к этой проблеме? Если в их понимании это трудность, это проблема, это неправильность, это нужно исправить, то соответственно они так и настраивают ребенка. А если мы с вами отталкиваемся от позиции, что каждый человек уникален, у каждого свои особенности, у каждого свои искорки и свои какие-то волшебные точки, то тогда левшество можно рассматривать действительно как какой-то огромный плюс. Потому что оно даст другой взгляд на мир, какой-то, может быть, талант, который с этим будет связан.
Иван Гостев: Да, действительно интересно. Давайте послушаем, что думают наши телезрители, вместе с вами. Любовь к нам дозвонилась. Любовь, вы левша?
Зритель: Нет, я не левша. Это моя сестра левша.
Дарья Шулик: Так, расскажите.
Иван Гостев: Ну, расскажите, как вы, есть у вас какая-то разница?
Зритель: Мы вот три сестры, мы три сестры. Две сестры правши, а вот третья, младшая сестра, у нас левша.
Иван Гостев: А можно сказать, что она более творческая?
Зритель: В свое время ее тоже переучивали, да, развился там логоневроз небольшой – заикание. Но вот сейчас она у нас, значит, мастер на все руки. Она у нас штукатур-маляр. Одной рукой надоест ей, устанет, – она другой рукой штукатурит. И маляр, и штукатур, и все. Гладит – одной рукой гладит, устанет, другой рукой гладит. Мы вот две не поем, а она у нас поет очень замечательно.
Иван Гостев: Т. е. более творческая такая, правильно, Любовь?
Зритель: Алло?
Иван Гостев: Я говорю: более творческая такая она, да, получается?
Зритель: Она более творческая натура, да. И такая вот, видите. И мы прямо ею очень довольны. Мы сейчас уже, мне вот 65, сестре 60, а она у нас, как свет в окошке, понимаете.
Иван Гостев: Спасибо большое, Любовь.
Дарья Шулик: Спасибо, Любовь, спасибо.
Иван Гостев: Да, замечательные какие вот три сестры, две правши, одна левша. А вот интересную мысль высказала Любовь. Говорит: левая рука устанет – правой тоже может делать. И тоже нам пишут телезрители, вот, например, из Москвы пишет: «Я амбидекстр. Вроде нормальный». Это человек, у которого и левая, и правая рука одинаково развиты? Это что такое?
Дарья Шулик: Это те, кого переучивали в детстве, и они теперь могут и левой, и правой.
Иван Гостев: Да, что это за зверь такой?
Елена Макарова: Ну, не совсем это такой. Действительно, есть люди, у которых правая часть тела, правый глаз, правое ухо, они ведущие. Ими получается лучше работать. А есть люди, которые, например, работают правой рукой, но ведущий глаз у них левый. Или ухо у них левое. И поэтому не только в руках может быть разница, еще и в других наших органах восприятия. И, действительно, огромное количество людей…
Иван Гостев: Слушайте, интересно. Я вот, например, всегда дверь открываю уже левой рукой. Вот у меня почему-то такая особенность. Может, я тоже амбидекстр, я подумал.
Елена Макарова: Может быть. Но ведь, если так удобно…
Иван Гостев: Да, спасибо большое. Спасибо большое, Елена Михайловна.
Дарья Шулик: Спасибо, Елена Михайловна. Спасибо.
Иван Гостев: Давайте сейчас поговорим о том, насколько развита вообще индустрия для левшей. Ксения Родионова, основатель Интернет-проекта для левшей «Леворучка». Ксения Михайловна, здравствуйте.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Ксения Родионова: Добрый день.
Иван Гостев: Ксения Михайловна, расскажите нам, пожалуйста. Какое-то время считалось, что все эти предметы для левшей (мышки для левшей компьютерные, какие-то молотки, ножницы) – это все такая блажь, что ли. Как на самом деле?
Ксения Родионова: На самом деле многие до сих пор так считают. Но это не блажь. Я часто привожу такой пример: раньше и обувь была всегда на одну ногу сделана, да? Сейчас мы понимаем, что гораздо удобнее носить левый и правый ботинок. То же самое со всеми другими товарами. Это удобнее, это уменьшает количество травм. И особенно если мы говорим про детей. Есть же такие товары, как прописи и какие-то другие вещи, которые помогают ребенку именно научиться писать правильно с учетом его руки. Знаете, например, дети могут писать даже с другим наклоном, и это абсолютно нормально для левши.
Дарья Шулик: По вашему опыту, какие, скажем так, самые популярные (если брать из этого списка, ножницы, конечно), самые популярные товары, которые больше всего имеют спрос среди левшей?
Ксения Родионова: В основном это товары для детей. Когда ребенок идет в школу, родители начинают заботиться о том, чтобы помочь ребенку. Ножницы, ручки. Есть специальные ручки для обучения левшей. И прописи в большом количестве самые разные. Как правило, покупается все, что есть, чтобы дать ребенку попробовать. Ну, какие-то другие, там: точилки, линейки, – такие тоже товары пользуются спросом.
Дарья Шулик: Ксения Михайловна, а я вот такое мнение прочла в Интернете, когда готовилась к программе, что товары для левшей гораздо дороже, чем для правшей, и левши очень обижаются на это. И ручки дороже, и тетради. В общем, все дороже.
Иван Гостев: А с чем это связано?
Дарья Шулик: Почему? Для них какой-то особо дорогостоящий процесс производства? Или в чем дело-то?
Ксения Родионова: Да нет, конечно нет. Я бы сказала так, что сейчас товары стали уже дешевле. Связано с тем, что просто маленький спрос и они не производятся большими партиями. Даже ножницы – произвести огромную партию для правшей это гораздо дешевле, чем маленькую для левшей. Но уже и большие бренды идут в товары для левшей. И когда они начинают заниматься и производить просто массовую продукцию для левшей, тогда и цены становятся адекватнее. Но, к сожалению, пока часто, да, приходится платить.
Иван Гостев: Ксения Михайловна, буквально коротко попрошу вас ответить на вопрос. Из Ленинградской области пишут: «Заметила, что левшей в последний год-два стало гораздо больше, чем раньше». Это действительно так? Вы по продажам это ощущаете или нет?
Ксения Родионова: Я ощущаю по тому, что становится больше интереса к этой теме. Скажем так: я не думаю, что левшей становится больше, но органически, когда тебя станут переучивать, когда эта тема перестает скрываться, просто получается, что да, левшей больше. Последние сведения, которые я читала: порядка 11% популяции считается нормальным наличие левшей.
Иван Гостев: Спасибо большое, Ксения Михайловна, за ваше мнение.
Дарья Шулик: Спасибо. Очень хорошее сообщение из Сахалинской области: «Левшам было трудно в армии, так как автомат создан для правшей».
Иван Гостев: Да. Далее новости. А потом новая тема. Будем разбираться, почему взлетели цены на новые автомобили.