Не только гречка...
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/ne-tolko-grechka-41959.html
Константин Чуриков: Коронавирус и, конечно же, падение рубля сказываются на потребительских предпочтениях россиян. Но теперь не только гречка и туалетная бумага в лидерах. По последним данным, россияне стали активно скупать морозильные камеры. Их продажи в онлайн-магазинах резко выросли. Вот, сообщается, у Озона спрос увеличился в 4 раза, если смотреть год к году. Также скупают другие предметы бытовой техники. И еще вырос спрос на курортную недвижимость. Как все быстро меняется и готов ли к этому рынок? Сейчас попробуем выяснить. И начнем, конечно, с бытовой техники. У нас сейчас на связи Валерия Андреева, представитель компании «М.Видео». Валерия Сергеевна, здравствуйте.
Валерия Андреева: Добрый день.
Константин Чуриков: Ну, рассказывайте, на что сейчас такой наибольший и наивысший спрос среди ваших покупателей, как в онлайне, так и в офлайне.
Валерия Андреева: Про курортную недвижимость не подскажу. Но что касается техники, то – да, мы видим плавный растущий спрос. Это касается и предметов бытовой техники, например, стиральных машин или морозильных камер, что вы сказали. И телевизоров, смартфонов… Но смартфоны традиционно находятся, скажем так, в верхней границе спроса.
Тамара Шорникова: А плавный – можете уточнить? Потому что, действительно, разные цены. Разные торговые площадки сообщают: у кого в 4 раза вырос год к году, а есть данные, что и в 16 раз уже растет, где-то товар заканчивается. Как у вас, по цифрам если смотреть?
Валерия Андреева: По нашим сетям мы видим спрос от 20 до 100% – он, как видите, достаточно ровный.
Константин Чуриков: От 20 до 100% на все, простите?
Валерия Андреева: На отдельные категории.
Тамара Шорникова: А еще вопрос: берут сразу за свои деньги или с помощью кредитных каких-то возможностей?
Валерия Андреева: Объем кредитов к продажам не изменился. Поэтому нельзя сказать, что каким-то образом кредитование драйвит дополнительный спрос. Он остался такой же, как был и в начале года, и в прошлом году.
Константин Чуриков: Валерия Сергеевна, важный вопрос. Как сейчас меняются цены на те же холодильники, мобильные телефоны, стиральные машинки? Это те цены, которые, собственно, были и до падения рубля?
Валерия Андреева: Да. Важно сказать, что мы специально закупили достаточно большой объем товаров. Это было и в конце прошлого года, и в начале этого. Закупаем мы на внутреннем рынке в рублях. И то, которое сейчас есть, так как М.Видео федеральная сеть, мы его распределили по всей России. И это позволяет нам, во-первых, обеспечить текущий спрос, а во-вторых, сдерживать цены, несмотря на рост курса.
Тамара Шорникова: Но резерв рано или поздно заканчивается, а доллар все дорожает. Когда ждать повышения на бытовую технику?
Валерия Андреева: Пока, я бы сказала, что нет больших причин для волнений. В любом случае мы приложим все усилия, чтобы сохранить текущие цены. И тех запасов, которые есть, хватит, как минимум, до лета.
Константин Чуриков: Действуют ли сейчас скидочные карты? Я знаю, что в М.Видео, например, тоже есть какие-то специальные бонусные программы. Или в связи с коронавирусом они отменены?
Валерия Андреева: Все бонусы продолжают действовать. И акции сети проводят. Наверное, такой важный момент: например, мы предлагаем покупателям как можно активнее использовать бесконтактные и безналичные формы платежей. Например, при заказе онлайн и его оплате мы предлагаем дополнительный кэшбэк, дополнительные бонусы.
Константин Чуриков: Давайте так сейчас просто по наименованиям пройдемся. Т. е., средний чек у вас какой, сколько в среднем, за сколько продается мобильный телефон, холодильник, стиральная машинка? Чтобы просто люди, которые нас смотрят, понимали, каких затрат это требует.
Валерия Андреева: Средний чек зависит от потребностей каждого покупателя. Кому-то интересна и минимальная стоимость, кому-то интересен и высокий ценовой сегмент. Отмечу, что каждый покупатель, который приходит в нашу сеть, может убедиться, что он покупает действительно по выгодной цене. Либо продавец в магазине, либо он сам могут сравнить цены на рынке, и если разница будет не в пользу нашей сети, мы продадим по минимальной стоимости.
Константин Чуриков: Валерия Сергеевна, но признайтесь, выгодна вам эта ситуация сейчас? Смотрите, люди к вам пошли активно, деньги оставляют, покупки делают.
Валерия Андреева: Вы знаете, для любого бизнеса выгодно, когда есть предсказуемая ситуация. И эта неспокойная, нестабильная ситуация, которая сейчас есть, она не на пользу ни нам, ни клиентам. Но мы сделаем и делаем все возможное, чтобы, во-первых, защитить покупателей и, во-вторых, наших сотрудников.
Тамара Шорникова: Дипломатичный ответ. Спасибо вам.
Константин Чуриков: Спасибо. Валерия Андреева, представитель компании М.Видео была у нас на связи. Сейчас слово зрителям.
Тамара Шорникова: Сергей из Москвы. Здравствуйте.
Зритель: Добрый день.
Константин Чуриков: Добрый.
Зритель: Ну вот по поводу ажиотажа. Я сегодня прошел по магазинам. Это Москва, район Бибирево. Вот. Да, вчера, позавчера как бы народ разбирал. Сегодня полки забиты полностью всем. И никакого ажиотажа вообще нет. И вот я в течение двух дней, двух дней разговаривал с покупателями. И спрашивал: «Ну, ажиотаж-то с чем связан?» И вот пришел к какому мнению. Первое – это то, что коронавирус и небольшая паника. Второе – пожилые люди боятся, рост цен, закупают, потому что пенсия маленькая. Вот. Ну, и еще одна прослойка населения: сейчас каникулы 3 недели, люди закупаются на дачу, хотят вывезти детей на дачу. И последнее. Тоже как бы такой средний возраст, очень большое недоверие сообщениям властей. Вот. Не верят власти, то, что они говорят. Но, учитывая выступления Мишустина в последнее время, я могу четко сказать: вот разговаривает нормальным русским языком, нормально это объясняет. Поэтому – никакой паники, день-два и никакой паники не будет. Все будет нормально. И кто что закупился – потом будут это есть еще полгода. А магазины сейчас распродадут, а потом кассиры, я сейчас с кассиром разговаривал: «А как ты дальше?» – Она говорит: «А потом отдыхать будем». Потому что покупать такой объем не будут.
Константин Чуриков: Сергей, вы просто наш корреспондент. Вы вот провели исследование, поговорили с кассирами, все вот так четко изложили. Мне очень понравилось, как на днях сказал зам. главы Минпромторга, он сказал, что через 2 дня ажиотажный спрос на гречку закончится, потому что россиянам уже больше эту гречку складывать будет некуда в квартире.
Тамара Шорникова: Главное, чтобы все съели действительно, чтобы не пришлось выбрасывать. Сергей, действительно спасибо за исследование и за такую народную социологию. Есть еще СМС несколько. Давай почитаем, потому что вал их на нашем портале. Воронежская область: «Цены в магазинах уже повысили. Закупаться не планирую. Я против этого массового психоза». Самарская область (вот что такое народная поддержка): «Туалетная бумага подешевела на 30%». Краснодарский край не разделяет радости: «Под шумок жулики врут, что все подорожает в 5 раз. И действительно что-то дорожает, народ и хватает, поддается панике». Из Кемерово пишут, что подорожали плиты на 42%. Т. е. стоили раньше 18800, сейчас 27500. Видите, вот…
Тамара Шорникова: Плиты?
Константин Чуриков: Плиты. Видимо, электрические плиты или газовые плиты. В общем, то, на чем готовят, варят ту же самую гречку. Сейчас поговорим о дорогостоящих покупках – о недвижимости. У нас сейчас на связи Михаил Чумалов, директор агентства недвижимости «Белый город». Михаил Юрьевич, здравствуйте.
Михаил Чумалов: Добрый день.
Константин Чуриков: Вы тоже фиксируете, что вот так подскочил спрос на дома вдоль побережья Черного моря в России?
Михаил Чумалов: Ну, насчет домов вдоль побережья Черного моря ничего не могу вам сказать. Но определенное увеличение, я бы не сказал это ажиотажем, а запросом по покупке квартир в Москве, есть. Но я не думаю, что это связано с коронавирусом. Это бывает всегда после таких скачков курса доллара, который мы видели недавно.
Константин Чуриков: Это просто для того, чтобы сберечь деньги, накопления, да?
Михаил Чумалов: Да, те люди, у которых рублевые накопления, и те, у кого одобренные пакеты на сегодняшний день есть, потому что совершенно очевидно, что ставки ипотечные будут расти, и люди стараются успеть по старым ставкам еще взять кредит и купить какое-то жилье. Ну, или вложить рубли. Это происходит всегда после таких кризисных скачков. Но очень ненадолго. Я думаю, что месяца 2, ну может 3 максимум, такого оживления на рынке будет, потом оно сменится спадом. А что касается загородной недвижимости, о чем речь идет, то надо понимать, что у нас сейчас весна наступила рано, раньше, чем обычно. И те люди… У нас всегда перед началом лета оживляется спрос на аренду дач, загородных домов на лето. Те люди, которые хотят выехать. Насколько на этот процент повлиял коронавирус и желание самоизолироваться, уехав подальше от города, – я думаю, сейчас очень мало данных, чтобы об этом говорить.
Тамара Шорникова: А что касается момента. Действительно, уже пошла информация, что банки потихоньку поднимают ставки по ипотеке, например, и непонятно, что завтра будет с рублем. Насколько сегодня удачный момент, например, для покупки квартиры? Или лучше подождать?
Михаил Чумалов: Сейчас, я думаю, скорее более удачный момент для продажи квартиры. Все зависит, опять же, от конкретной ситуации. Если, как я уже сказал, у вас есть одобренная уже ипотека и вы собираетесь, вам действительно надо купить и вы собираетесь покупать в ипотеку, то лучше сейчас поторопиться, чтобы действительно до повышения ставок успеть купить. А в остальных случаях я бы советовал, скорее, продавцам тоже активизироваться, быстрее продавать, потому что в дальнейшем возможен ценовой спад.
Константин Чуриков: Михаил Юрьевич, если сейчас удачное время для продажи квартиры, стало быть, квартиры поднимаются в цене. Насколько они вот сейчас в моменте подорожали?
Михаил Чумалов: Я не думаю, что будет какое-то серьезное подорожание. Может быть, вот совсем актуальный спрос немножко там, в каждом конкретном случае, может как-то… скорее, даже не о подорожании речь будет идти, а о том, что скидки, обычные скидки, может быть, вот сегодня будут немножко меньше, чем вчера или завтра. Я не ожидаю такого серьезного роста. А в перспективе – скорее, наоборот, снижения.
Константин Чуриков: Ну, да, поэтому надо зарабатывать сейчас, пока не поздно. Понятно. Спасибо.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Константин Чуриков: Михаил Чумалов, директор агентства недвижимости «Белый город». Звонок у нас есть от Александра из Брянска. Здравствуйте, Александр.
Тамара Шорникова: Да. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Слушаем ваше мнение. Как у вас в Брянске – покупает народ? Если покупают, то что?
Зритель: Вы знаете, сегодня только я сходил в магазин, в «Магнит». Я не заметил какого-то ажиотажа огромного. Есть в продаже и макаронные изделия, и рис, и хлеб, и молочные продукты. Да, может быть, где-то что-то полки так подопустели. Но чтобы какого-то ажиотажа такого очень серьезного…
Константин Чуриков: Но обычно все полки быстро пополняются теми же самыми товарами, да. Т. е. нужно немножко подождать.
Зритель: Да, совершенно верно. Полки пополняются. И очень быстро все это. Я считаю, что нельзя это наводить ту панику. И нельзя ни в коем случае как-то, ну, нагнетать это все.
Тамара Шорникова: Да, а вы-то сами в магазин зашли, как обычно? Или с целью закупиться?
Зритель: Я зашел, как обычно.
Тамара Шорникова: Да, хорошо.
Зритель: Зашел, как обычно, да. Ну, что-то я купил там, так, молочные продукты, где-то сосиски какие-то, сыра кусочек. Я абсолютно там не набирал ничего. Хотя я слышал, что есть ажиотаж, есть, полки опустевают и т. д.
Константин Чуриков: Спасибо.
Тамара Шорникова: Спасибо.
Константин Чуриков: Наш зритель Александр. Переходим к следующей теме.
Тамара Шорникова: Короткая СМС перед этим.
Константин Чуриков: Да, давай.
Тамара Шорникова: Томская область: «Оказывается, и не такой уж народ у нас бедный, как посмотреть». Выясним.