Ольга Арсланова: Судя по всему, в России эту пятницу с бокалом вина проведут немногие. Петр Кузнецов: Неактуально. Россияне равнодушны к вину, больше половины его не пьют. Это выяснил ВЦИОМ. Ольга Арсланова: Не нравится вкус или нет денег – разные причины. Ну давайте посмотрим внимательно на тех, кто вино любит, и тех, кто предпочитает какие-то другие алкогольные напитки. Итак, среди тех, кто не пьет вино, большая доля молодых людей – от 20 до 34 лет. Может быть, они в принципе не употребляют алкоголь сейчас? Кто его знает. 90% опрошенных выбирают или только отечественное вино, или чаще отдают ему предпочтение. Тут уже, наверное, вопрос в цене. В основном это россияне старше 45 лет. И только 12% опрошенных покупают импортное вино, и чаще всего это молодые люди до 24 лет. Парадоксальные цифры! Ничего не понятно. Давайте разбираться, что у нас с этим. Итак, задаем вопрос: какое вино предпочитаете лично вы – российское или иностранное? Выбирайте ваш вариант и звоните в прямой эфир. Петр Кузнецов: Соответственно, если вы вообще вино не пьете, то не голосуйте. Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт», с нами на связи. Здравствуйте, Юрий. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Юрий Юдич: Здравствуйте. Ольга Арсланова: По вашим наблюдениям, как россияне относятся к вину? И почему так редко покупают (если можно верить этим данным) импортное? Юрий Юдич: Почему редко покупают импортные вина? Ольга Арсланова: Да. Юрий Юдич: Ну, я могу сказать, что покупают достаточно часто, рынок огромен. Другой вопрос, что соотношение людей, пьющих вино и пьющих другие алкогольные напитки, не очень большое, скажем так. Ольга Арсланова: С чем это связано? Это культурные особенности? Не знаю, может быть, не очень развито у нас виноделие? Юрий Юдич: Ну смотрите. Виноделие у нас развивается поступательно, и потребность в вине мы в скором времени сможем закрыть. Но другой вопрос – здесь речь идет не о производстве, а о потреблении. Поэтому можно сказать так. В советские время (мы знаем эту цифру) потребление вина было – 20 литров на душу населения, на человека. Сейчас мы говорим о потреблении – где-то около 5–6 литров. То есть мы сильно упали в потреблении. Отчасти это произошло с отделением традиционных винопотребляющих республик, таких как Грузия, Молдавия, и еще несколько южных республик, которые потребляли вино в большом количестве. Отчасти это произошло из-за того, что сместилась так называемая линейка «рубль – градус». Ну, как это ни банально звучит, но люди покупают вино, которое… Раньше покупали вино, потому что оно стоило дешевле водки. Сейчас ситуация немножко другая. Качественное вино стоит всегда дороже. Это одна из причин. Вторая причина – очень долго существовало такое достаточно большое ограничение на информирование об алкоголе, то есть на алкогольную рекламу. И из-за того, что была запрещена алкогольная реклама, средства массовой информации боялись делать передачи о вине, боялись делать какие-то информационные сообщения о вине. То есть информация о таком напитке, как вино, поскольку он относится тоже к классу алкогольных, была прекращена. Как следствие – не развивалась культура потребления вина. Я связываю это с этим. Но при этом я могу сказать, что вино как культура все больше и больше входит в разные каналы коммуникации: проводятся винные вечера, фестивали, в регионах большой интерес к вину. И еще один вопрос, который отмечают социологи: интерес к вину всегда во всех странах связан с уровнем благополучия жизни. То есть чем лучше люди живут, тем выше интерес к хорошему и качественному вину. Вот так вот. Ольга Арсланова: Которое они покупают не для того, чтобы напиться и забыться, а для того, чтобы в первую очередь насладиться вкусом. А с этим у нас пока не очень. Юрий Юдич: Ну, дело в том, что потребление вина неразрывно связано с потреблением еды, хорошей гастрономии. Когда люди заинтересованы в том, чтобы качественно питаться, есть свежую и вкусно приготовленную пищу (возможно, это какая-то фермерская продукция, не массовая), они заинтересованы и в том, чтобы запить эту вкусную пищу – вкусные сыры, вкусные блюда, которые они приготовят, – запить хорошим вином. Чем больше мы будем развиваться с точки зрения гастрономической культуры, чем больше мы будем думать о своем столе, о своем застолье, о своих приоритетах, с точки зрения потребления пищи, тем больше мы будем потреблять дальше и вина. Петр Кузнецов: Спасибо. Юрий Юдич, руководитель аналитической группы «Алкоэксперт». Пишет нам телезритель из Красноярского края: «Самое крутое – грузинское вино». А зритель из Челябинской области предпочитает только свое вино: «Делаю его из ягод, фруктов и винограда. В магазине не берем уже лет пять». «Какое вино вы предпочитаете?» – спрашивали мы вас в этой теме. Российское – 68% ответили, иностранное – 32%. Ольга Арсланова: Очень патриотично! Спасибо, что принимали участие в нашей беседе. Сейчас небольшой перерыв на новости, а дальше большая тема.