Не все автомобили - роскошь

Гости
Александр Гусаров
автомобильный журналист

Марина Калинина: А мы переходим к первой теме сегодняшнего эфира. Минопромторг, Минфин и налоговая служба обсуждают вопрос о повышении ценового порога для налога на роскошные автомобили. Сейчас повышенный коэффициент действует для автомобилей дороже 3 млн. рублей. Эта сумма была обозначена Минфином в 2014-м году.

Иван Князев: Но поскольку за последние годы стоимость машин выросла на 60%, эта цифра уже не актуальна. И в список роскошных автомобилей попали машины среднего класса. Дилеры просят поднять планку до 5-7 млн. рублей. Какие авто теперь будут считаться роскошью? Когда ждать изменений? И сколько вы платите за свое авто, за свой автомобиль? Позвоните, расскажите нам прямо сейчас.

Марина Калинина: У нас на связи Александр Гусаров, автомобильный журналист. Александр, здравствуйте!

Иван Князев: Приветствуем вас!

Александр Гусаров: Добрый день, Марина! Здравствуйте, Иван! Здравствуйте, Марина! Ну, на самом деле, вы понимаете, как бы ситуация такая, довольно странная. Потому что в 2014-м году, когда были введены вот эти вот налоги на роскошь, цена, предположим, Мерседеса S-класса была 3 млн. 200 рублей. Соответственно, цены повысились. Сейчас говорится о планке 5-7 млн. рублей.

Но учитывая темпы роста стоимости любого автомобиля, сегодня, в общем, совершенно не сложно найти автомобиль B-класса за 2,5 млн. рублей. А это, в общем-то, довольно смешно. Потому что, на мой взгляд, привязывать к ценам, учитывая нестабильный курс рубля по отношению к иностранным валютам, все-таки, все цены на автомобили привязываются именно к доллару, как правило.

Ну, потому что, или к евро, производятся автомобили, собственно говоря, в большинстве своем, особенно роскошные, в Европе, или в Америке, или в Японии. У нас они тоже есть, но стопроцентно обеспечить сборку автомобиля здесь, ну, это глупость, такого не бывает. Соответственно, нигде в мире.

И, соответственно, цена, она будет расти. Поэтому, мне кажется, что вот эти вот повышения, люди уже платили деньги. Понимаете, человек, купивший Шкоду Кодиак, уже платил налог на роскошь. Это смешно. Это реально смешно.

А владелец Роллс-Ройса платит, который стоит от 25, стоил, вернее, от 25 млн. рублей в базе, а базовых автомобилей не бывает. И владелец Шкоды Кодиак. Это неправильно.

Иван Князев: Простите, Александр. Они разную все-таки стоимость платят. Там разные коэффициенты.

Александр Гусаров: Какая разница? Какая разница? Вы покупаете Шкоду. Это что, премиальный автомобиль? Нет. Это что, роскошный автомобиль? Нет. Почему же мы тогда должны платить за него что-то? Какая роскошь? О какой роскоши мы вообще разговариваем?

Давайте мы тогда говорить, если уж говорить о налогах, то, наверное, все-таки стоит просто отнести некие модели, а они хорошо известны в Минпромторге, они любят на этих машинах ездить. И они на них продолжают ездить, и будут ездить. Как бы, и вот эту категорию автомобилей установить, как роскошную.

Естественно, в зависимости, есть супер-премиум, типа Роллс-Ройса, Бентли и Майбаха, Феррари, Ламборгини и всего остального. И есть автомобили пониже, типа Мерседеса, БМВ, Ауди и всего остального там, Инфинити и Лексуса.

Но люди, которые ездят на Тойоте, они просто не должны его платить. Хотя, ну, как бы, Тойота Ленд Крузер, новая, она тоже стоит довольно дорого. Вот где та планка? Тойота Ленд Крузер – не шикарный автомобиль, это не премиальная машина. Но она стоит 7 млн. рублей. И она, значит, опять попадет в налог на роскошь. Цены растут.

Марина Калинина: Александр, смотрите, смотрите еще такой момент. Хорошо. Вот сейчас планка в 3 млн. Автомобиль куплен за 3 млн. рублей, допустим. Когда он только выезжает из салона, он уже не стоит 3 млн. рублей. Но человек продолжает платить этот налог.

Александр Гусаров: Конечно. Да. Три года.

Марина Калинина: Ну, а как так вообще? Вот с этим бы тоже разобраться.

Александр Гусаров: А, как бы, про это никто не говорит. Видимо, никто не хочет это говорить. Ну, видимо, деньги очень нужны. Они всегда нужны, в общем, это нормальная ситуация. Никого не интересует, сколько стоит ваша машина при выезде из салона. Вы купили машину, которая подпадает под ранжир. Она входит в эту таблицу. А туда входят, ну, даже автомобили иногда не продающиеся уже. Снятые, ушедшие с рынка.

А люди все равно продолжают за них платить, потому что вроде как они считаются роскошью. Как бы, и с этим бороться бессмысленно. Понимаете? Владелец Порше 911, он отдал за него эти деньги. Для него этот налог, он не будет казаться большим. А владелец, который купил, ну, человек, который купил Шкоду, ну, для него это существенный минус из бюджета. И это не совсем правильно.

Вообще, по аналогии, как бы, да. Вообще, мы и так платим достаточно. Мы платим налоги за машины. Мы платим еще всякие акцизы, которые до 65%, по-моему, акцизы, включенные на топливо, которые тоже оплачиваем мы, заливая каждый раз. То есть, в цену уже включено 65%, которые пытается отбить производитель вот этого бензина именно благодаря, за счет нас. Не за счет себя. Он не будет делать стоимость бензина 15 рублей, поэтому она 51.

Иван Князев: Александр, такой момент. А вот все-таки этот налог, он, мы платим за что? За то, чтобы у нас экология была хорошая? За то, чтобы вот на эти деньги дороги у нас ремонтировались? Или только потому, что, ну вот, ага, у тебя дорогая машина! Давай-ка, ты, дорогой, поделись!

Александр Гусаров: Честно, я не знаю, куда идут эти налоги. По идее, они должны идти в казну. И казна уже, правительство уже распределяет.

Иван Князев: Потому что он даже называется налог именно на роскошь. Здесь уже, понимаете, такая психологическая, подсознательная оценка: ага, ты ездишь на дорогой машине, значит, должен поделиться с государством.

Александр Гусаров: Ну, что такое роскошь? Это же тоже понятие такое растяжимое. Вот эти часы – это роскошь? Или я сейчас Брайтлинг надену или Патек Филипп. Ну, вот вам роскошь. Разница в цене. У кого-то нет денег на обычные электронные часы.

Что такое роскошь? Это, ну, как бы, я понимаю, когда мы говорим о Роллс-Ройсе и Бентли, это роскошные автомобили. Когда мы говорим о Порше и Мерседесе, это тоже не дешевые, они во всем мире стоят дорого.

Иван Князев: Вот я про это и говорю. Может, мы сначала, для начала с понятиями определиться? Вот, за что мы взимаем этот налог? И потом уже считать.

Александр Гусаров: А я почему об этом и говорю, что не надо привязывать к цене автомобиля. Вы посмотрите, сколько уже люди заплатили с 2014-го года! Ведь прошло почти 10 лет. А люди платили эти деньги. Платили за Мазду CX-9, платили за Шкоду Кодиак, да, как бы? А почему нельзя просто привязать, то, что я сказал в самом начале, к определенным моделям?

Ну, если ты ездишь на Мерседесе E-класса, который, в принципе, считается достаточно дорогой машиной. Он не только считается, он и есть дорогая машина. То ты будешь платить за него налоги. И это нормально будет.

А если ты ездишь на том же Мерседесе, но класса А, ну, она, как бы, извините, когда-то, в том же 2014-м году этот автомобиль стоил 800 тысяч рублей.

Иван Князев: Ну, нормальный семейный автомобильчик, для женщин, в основном.

Марина Калинина: Смотрите, еще такой момент. Налог считается от мощности двигателя, да? Это количество лошадиных сил. Еще плюс-минус. То есть, чем мощнее машина, тем больше ты платишь, соответственно. Но, чем мощнее машина, тем чаще ты ее заправляешь. И ты заливаешь много бензина. И платишь большие акцизы. Вот эти разговоры об отмене транспортного налога, после того, как поднялись цены на бензин, вот именно акцизы. Вот они вообще как-то затихли.

Александр Гусаров: Естественно. Ну, как затихли. Сейчас у нас и с техосмотром, который вроде как не надо проходить будет, все это, естественно, передвинулось. Там посмотрим, что будет 8 декабря. В общем, этот день уже не за горами. Я не уверен, что будут подготовлены поправки.

И сейчас, на данный момент, вы понимаете, что? Ведь на самом деле, по логике бы, привязать еще тот же транспортный налог к тому, как я эксплуатирую автомобиль. Мне однажды в эфир позвонила девушка и сказала, что у нее. Она не бедная, понятно, да. У нее Порше Турбо и Кайен. Зимой она ездит, полгода она ездит на одной машине, полгода на другой. Как бы, она говорит, что у нее зимой, естественно, 911-й стоит просто в гараже. Летом стоит Кайен.

Она говорит: «Но плачу я целый год». Я понимаю, что для нее это, в принципе, не самая большая трата. Но сам факт: автомобиль не ездит. Мы платим за что дорожный налог? За то, что мы портим дороги. Ведь своими машинами мы делаем, шипами мы выгрызаем асфальт, образуется колейность, еще что-то. По идее, эти деньги идут в дорожный фонд. Мы получаем хорошие дороги, качественные. Должны получать.

Марина Калинина: Вот. Должны.

Александр Гусаров: Да, да, должны. Ну, это потом. Это отдельная тема разговора. А так, по большому счету, ведь надо платить. Ведь, ты же еще и заправляешь этот автомобиль. То есть ты еще платишь налоги!

Марина Калинина: Вот я о чем и говорю!

Александр Гусаров: Да, вы правы, Мариночка! И более того, я вам скажу, что вы же, опять же, вы правильно сказали, что еще заправляю этот автомобиль. А ест он очень хорошо. Как правило, мощные машины, ну, как бы ты ни экономил, они, ну, не для этого их покупают.

Ламборгини не покупают для того, чтобы ее заправлять раз в неделю. В общем, не та машина. И, соответственно, как бы, ты платишь уже три налога. То есть, ты транспортный налог, ты платишь акцизы за бензин, и ты платишь еще налог на роскошь. Ну, это не совсем нормальная ситуация.

Иван Князев: Ну, ладно, Александр. Те, кто покупает ламборгини, честно говоря, меньше всего хочется интересоваться, сколько налогов они платят.

Марина Калинина: А мы не про них.

Александр Гусаров: Нет, я не про них. Я вообще. Тут тоже есть. Ну, нельзя говорить, что, а, вот ты богатый, соответственно, давай, плати в три раза больше. Налоги во всех странах, прогрессивный налог работает во всех странах. В Норвегии вообще жуткие налоги на богатых людей. И если я женат, и у меня жена не работает, я буду платить, порядка, там, до 70% от дохода. Потому что, типа, считается, раз она сидит дома, то, соответственно, нам хватает.

А, как бы, проблема же не в этом. Проблема в том, что, ну, давайте все-таки по справедливости будем говорить. Человек платит три налога, какой бы богатый он ни был. Но почему тот же человек, который ездит на Шкоде Кодиак, должен платить те же три налога? Это нормально? Это же ненормальная ситуация получается.

Иван Князев: Давайте послушаем наших телезрителей. Что они думают по этому поводу?

Марина Калинина: Олег из Ленинградской области. Олег, здравствуйте!

Зритель: Да, здравствуйте!

Иван Князев: Приветствуем вас!

Зритель: Да, ну, вот по поводу повышения налогов на роскошные машины, да, я согласен. Должна быть какая-то социальная справедливость. Потому что, давайте посмотрим, насколько набиты деньгами карманы у людей. Вот у меня не набиты они. И таких, как я, наверное, почти вся Россия. Мы не будем это скрывать. Это не секрет. Но, и, вот, еще такая социальная несправедливость по поводу налоговой.

С этого года ввели налог на подержанные машины. Вот было тогда, в те года предыдущие, что машине больше 30 лет, налогом не облагалось. Ну вот, представьте. Я машину не сдал, не снял с учета. Я ее, допустим, сдал в металлолом. А сейчас приходит налог. Платите заново. Ну, могли бы как-то предупредить, что, люди, ждите, что мы скоро за все у вас, за каждый вздох и за воздух будете платить деньги. Это что, справедливо?

Вот. И я сдал, допустим, в металлолом. Вот мне сейчас прийти в ГАИ, оставить документы. Меня попросят предъявить машину. Будет у меня машина? Что я буду, воздух снимать с учета?

Марина Калинина: Понятно.

Иван Князев: Да, спасибо.

Марина Калинина: Александр, вот такой.

Александр Гусаров: А каким образом человек сдал в утиль автомобиль, не сняв его с учета? Автомобиль сразу, если он сдается в утиль, он снимается с учета в ГАИ. И, как бы, ездить на нем нельзя даже. Если он сдается, подаются документы на утилизацию, он автоматом снимается.

Иван Князев: Ну, я думаю, что там, может быть, такая история. Просто стояла старая машина, на металлолом отвезли, а с документами не разобрались. Такое тоже бывает.

Александр Гусаров: Ну, и потом, вы знаете, один раз мне тоже пришли налоги за автомобиль, которого у меня не было лет пять. Я просто поехал в ГАИ, мне выдали справку, что там уже 11 владельцев сменилось после меня. Как бы, за четыре года, я не знаю, какие перекупы, кто там, что работал. И я просто отнес эти документы в налоговую, и с меня сняли. Никаких пеней, штрафов я не заплатил.

То есть, как бы, давайте просто будем смотреть. Вот здесь я просто реально сталкивался с этой ситуацией, и ничего ни могу сказать.

Иван Князев: Ладно, Александр, такой вопрос. На ценах это как-то отразится? Вот новая шкала налогов. Но все-таки планку поднимают, действительно, от 5 млн. теперь будет у нас налог на роскошь. Ну, планируют, по всяком случае. 5-7, они говорят.

Александр Гусаров: То есть, вот как бы да, это вот начальный порог. Хотя 7, в принципе, 7 – это нормально.

Иван Князев: Просто те, которые дешевле, может быть, сейчас дилеры скажут: ага, вы на них еще налог тем более на роскошь не будете платить. Давайте-ка мы на вас наживимся.

Александр Гусаров: На самом деле, дилеры могут говорить все, что угодно. Потому что есть рекомендованная цена на автомобиль. Она есть на сайте. Предположим, у любого производителя, если заходишь на сайт, есть конфигуратор, по которому ты собираешь, там идет рекомендованная цена.

То есть, например, если взять ситуацию Соединенных Штатов, ну, у них вот, как бы, есть цена автомобиля, но еще учитывается там. Ты обязательно при входе на сайт любого производителя в Штатах, ты должен указать еще индекс, зип-код называется. Потому что они тогда рассчитают тебе стоимость доставки до дилерского пункта.

Да, то есть на эту сумму цена будет чуть выше. Вот. У нас, я не думаю, что цены будут расти. Потому что, ну, знаете, то, что творится, это уже безобразие. Потому что, когда за Фольксваген Поло дилер пытается выручить 2,5 млн., как бы, это, ну, нехорошо, у меня слов даже не находится на это. Потому что просто, это грязно, это не чисто, так не ведут себя.

Они доиграются до того, что, либо все уйдут к китайцам, либо производители будут вынуждены продавать автомобили только онлайн. И дилер тогда вообще ничего получать не будет.

Марина Калинина: Понятно, спасибо!

Иван Князев: Да, спасибо вам большое! Александр Гусаров был с нами на связи, автомобильный журналист. Ну, а, кстати, вот что пишут наши телезрители, все больше про социальную справедливость. «Пенсионеров лучше освободить от транспортного налога», это из Волгоградской области. Из Кемеровской: «Шкода – это роскошь, как и все немцы». Из Курганской: «Кто покупает машины за миллион, пусть платит. Значит, есть деньги». «Не должны платить совсем, кто ездит на отечественных авто». Такие смс-ки.

Марина Калинина: В общем, мы пришли к выводу, что автомобиль – это, в принципе, роскошь вообще сейчас.

Иван Князев: К следующей теме переходим.