«Недетский» штраф. Надо ли ужесточить ответственность водителей при перевозке детей?

«Недетский» штраф. Надо ли ужесточить ответственность водителей при перевозке детей? | Программы | ОТР

Как повысить сознательность родителей-автовладельцев

2019-09-12T12:44:00+03:00
«Недетский» штраф. Надо ли ужесточить ответственность водителей при перевозке детей?
Прививка от ограничений
Что нового? Екатеринбург, Абакан, Биробиджан.
90 лет Михаилу Горбачеву. Миллиарды для села. Пенсии работающим. Налог на роскошь. Жить стали хуже
Ковид вывернул наши карманы
Горбачеву - 90. В XX веке не было политика, к которому относились бы так полярно
Села вытянут миллиардами
Льготы: все в одно окно
На селе денег нет
Источник доходов один – кладбище… СЮЖЕТ
ТЕМА ДНЯ: Пандемия лишила доходов
Гости
Наталья Агре
Президент экспертного центра «Движение без опасности»
Кирилл Форманчук
координатор Комитета по защите прав автовладельцев

Тамара Шорникова: Правительство России поручило Минюсту и МВД разработать поправки в Административный кодекс. Речь о том, чтобы ужесточить штрафы за нарушение правил движения для водителей с детьми в автомобилях.

Иван Князев: Ну, все дело в том, что в 2019 году был отмечен рост числа аварий с участием детей – правда, не намного, а всего лишь на 1,2%. Но дело в том, что также увеличилось количество пострадавших детей – на 1,6%. Вот это все-таки вызывает определенное беспокойство.

Тамара Шорникова: Да, сейчас будем разбираться. Инициатива уже вызвала неоднозначную реакцию. Некоторые автоэксперты настроены критически и отмечают, что вряд ли ужесточение наказания исправит статистику аварий с детьми. Мы сейчас выслушаем несколько мнений. Призываем вас также позвонить и высказать свое.

С нами на связи Кирилл Форманчук, координатор Комитета по защите прав автовладельцев. Кирилл, вы слышите нас?

Иван Князев: Здравствуйте, Кирилл.

Кирилл Форманчук: Да, слышу. Здравствуйте.

Иван Князев: Кирилл, ваше мнение? Помогут ли такие меры? Нужны ли они?

Тамара Шорникова: Прости. Можно ли сначала разобраться, что конкретно предлагают? Речь же не идет о новых пунктах. Речь идет о прояснении того, что прописано уже в Административном кодексе.

Кирилл Форманчук: Да, тут достаточно добавить всего лишь один пункт в статью Административного кодекса, которая предусматривает, ну, будет предусматривать наличие отягчающих обстоятельств – в данном случае то, что находится ребенок в автомобиле. То есть это буквально одна строчка, одно предложение. Ничего сложного здесь нет.

Но тут вопрос в другом, конечно же: как разграничить? За какое правонарушение нужно ужесточать, а за какое – нет? Например, если водитель не успел остановиться за стоп-линией перед светофором и выехал на полметра за стоп-линию, то сейчас это оформляется как выезд на красный свет. А вот есть ли тут какая-то опасность для ребенка или нет?

Все-таки как-то надо разграничивать, где есть опасность для ребенка, а где нет. Опять же при той грамотности сотрудников ГИБДД и при том, что у них есть план, им просто поставят план – и они будут всех, даже людей невинных, наказывать. Просто скажут: «У нас сегодня план, нам надо выявить, иначе нас не пустят домой».

Тамара Шорникова: Кирилл, смотрите, есть разъяснение у коллег от Госавтоинспекции. Речь идет о том, чтобы внести поправки в статью 4.3 – расширить перечень отягчающих обстоятельств, добавив в него перевозку детей. Таким образом, для таких водителей ответственность за нарушение, если есть «вилка» в наказании, будет максимальной. Например, за превышение скорости от 20 до 40 километров в час есть жесткий штраф – 500 рублей. Соответственно, ничего не изменится. А вот за превышение скорости от 40 до 60 километров в час есть «вилка» – от 1 000 до 1 500 рублей. Соответственно, водитель без ребенка заплатит тысячу, а с ребенком – полторы. Вот есть такой комментарий.

Как вы думаете, насколько вообще адекватны такие меры? К чему они могут привести? Чего мы вообще хотим добиться такими мерами?

Кирилл Форманчук: Слушайте, ну это небольшая разница – тысяча или полторы тысячи рублей, когда речь идет о том, что ребенок подвергается опасности. Я не вижу здесь чего-то кардинального из-за того, что вместо тысячи водитель получит штраф в полторы тысячи рублей.

Тамара Шорникова: Речь же не идет о действительно прибавке в 500 рублей. Хочется понять, чего мы таким образом хотим добиться.

Кирилл Форманчук: Слушайте, я думаю, по факту мы ничего не добьемся, потому что все ужесточения законодательные, которые непосредственно реализуются в последние десятилетия, они по факту ни к чему не приводят. Для того чтобы выявить нарушение, нужен еще инспектор. А, как мы видим, каждый год у нас сокращается на 10% инспекторов, уже пятый год подряд. И по факту сейчас на дороге инспектора встретить очень сложно, особенно в больших городах. Если в маленьких городах сколько-то их осталось, то в больших городах сложно. Вы сами посмотрите – Москва и Санкт-Петербург. Сколько раз вас будет останавливать инспектор? Есть люди, которые ездят годами, и их даже никто ни разу не останавливает, они и без страховок, и в состоянии опьянения, и все подряд вообще.

Иван Князев: Кирилл, такой вопрос. Вы знаете, многие автоэксперты высказывают такое мнение: а почему именно дети? Почему штрафовать, когда ребенок в машине? А когда пенсионер в машине или беременная женщина в машине? Говорят, что это несколько некорректно. Как считаете?

Кирилл Форманчук: У нас есть определенные обязательства (я имею в виду – у Российской Федерации) перед Организацией Объединенных Наций, Всемирной организацией здравоохранения, мы вступили в различные комитеты международные. И нам, кроме снижения аварийности на 10% в год, нам еще нужно бороться с детским травматизмом, с тем, чтобы дети не страдали в ДТП. В принципе, это все укладывается в эти международные обязательства, в международную картину.

Просто когда приводятся различные рейтинги, у нас страна и по качеству дорог, и по уровню смертности на дорогах всегда на последних местах, на уровне Африки. И конечно, государству неохота, чтобы это выглядело так печально, поэтому государство меры какие-то предпринимает. Но я не считаю, что здесь будет действенная мера. Хуже, я думаю, от этого не станет. Но и принципиально лучше тоже не станет.

Иван Князев: Кирилл, и еще один момент. Мы все время говорим о том, что водителям все время что-то ужесточают, что-то отбирают, штрафы повышают и так далее. А может быть, наоборот, нужно что-нибудь предложить водителям? Например, если тот же ребенок в машине сидит, ему плохо стало, не дай бог, или еще что-то ему захотелось и так далее, можно ли предложить так, чтобы нарушить сплошную и припарковаться хотя бы в неположенном месте, как считаете? Может быть, это было бы гораздо полезнее?

Кирилл Форманчук: Ну, действительно, все ужесточается, а по факту-то никакого результата особо нет. У нас наказание за пьяную езду тоже ужесточилось, ввели штрафы, и сейчас говорят уже о конфискации автомобилей, но нет падения-то пьяных за рулем. Нет уменьшения также детского травматизма, хотя государство вроде бы какой-то пропагандой занимается. Штраф за детское кресло сейчас сопоставим со стоимостью, в принципе, самого детского кресла, но все равно тысячи людей продолжают нарушать.

Я считаю, что здесь все-таки больше пропаганда нужна, разъяснения, а не ужесточения. Путь ужесточений не ведет ни к чему хорошему. Я думаю, результата от этого не будет.

Тамара Шорникова: Да, спасибо.

Иван Князев: Да, хорошо, спасибо.

Тамара Шорникова: Кирилл Форманчук, координатор Комитета по защите автовладельцев, был с нами на связи.

Сейчас послушаем телефонные звонки от телезрителей. Сначала – Александр. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Александр. Что думаете по этому поводу?

Зритель: Здравствуйте. Я против ужесточения штрафов, потому что мы живем в сельской местности, и тут рядом до школы, допустим, 1 километр. Ребенка привезти, отвезти. Мы же не гоняем 100 километров в час по деревне, тут тем более «лежачие полицейские». А бывает, что гаишники иногда придираются, что ребенок по селу едет – и штраф. Тем более если сейчас ужесточат… Вообще я против категорически!

Мы в 80-е годы ездили на море, ездили на машине легковой, нас было пять взрослых и трое детей. И все нормально, благополучно, мы скорость не превышали, 70–80 километров с детьми. Остановимся, отдохнем, покушали и едем дальше, спокойно все. Просто если есть дураки за рулем, то они летают 200 километров в час. И конечно, получаются аварии и все прочее.

Иван Князев: Да, спасибо, Александр, спасибо вам большое.

Также у нас на связи Игорь из Волгоградской области. Здравствуйте, Игорь.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Как вы считаете?

Зритель: Я отношусь к этому ужесточению, можно сказать, очень положительно. Дело в том, что если без ребенка, то тысяча, а если с ребенком, то полторы тысячи. Как вы думаете, во сколько мы оценили жизнь ребенка? В 500 рублей? Это не смешно ли? А я думаю, что надо, если человек не понимает, что у него ребенок, гонит и создает аварийную ситуацию, его ребенок может погибнуть, то 5 тысяч и больше. Это дети. Мы говорим о демографии, а сами не заботимся о детях, оцениваем их жизнь всего лишь в 500 рублей.

Тамара Шорникова: Да, Игорь, спасибо вам за ваше мнение.

Иван Князев: Спасибо большое.

Тамара Шорникова: Сейчас подключим еще одного эксперта к нашему разговору – Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности». Наталья, слышите нас?

Иван Князев: Здравствуйте, Наталья.

Наталья Агре: Добрый день.

Иван Князев: Наталья, скажите, пожалуйста, а ребенок в салоне – это ребенок до скольки лет? До 18? До совершеннолетия?

Наталья Агре: Если вы говорите о том, каким образом у нас считается статистика, то да, действительно, мы считаем, что дети до 18 лет. Вернее, считаем и до 16, и до 18, потому что есть разная международная практика. Учитывая, что мы ведем очень активную международную деятельность, то, соответственно, в зависимости, скажем так, от запрашиваемой информации, рассчитываем и таким, и таким образом.

Тамара Шорникова: Эти меры насколько эффективными могут быть, по вашему мнению?

Наталья Агре: Ну, я считаю, что, в принципе, та работа, которая на сегодняшний день ведется в Российской Федерации, она приносит очень значительные результаты. Собственно говоря, очень удивительна столь высокая некомпетентность эксперта, который занимается правозащитой автомобилистов, потому что он фактически не владеет, видимо, никакой информацией о том, что он защищает.

Фактически можно говорить о том, что на протяжении последних нескольких лет у нас снижается статистика и погибшие дети. За десять лет снизились мы снизились от 1 000 детей до 618 в прошлом году. И действительно, на сегодняшний день есть озабоченность, которая касается именно перевозки детей в автомобиле. Потому что если как раз детей-пешеходов нам удается обучать, то дети на сегодняшний день гибнут именно по вине взрослых. И та инициатива, которая сейчас выносится на площадках Госавтоинспекции и экспертного сообщества… Мы уже не знаем, какие еще меры применить для того, чтобы взрослые соблюдали правила дорожного движения.

Тамара Шорникова: Наталья…

Иван Князев: Прошу прощения. То есть вы полагаете, что мы должны как-то немножко подстегнуть, отрезвить водителей, чтобы они помнили, что когда ты едешь за рулем… Вот я смотрю, что вы сейчас сами за рулем. А вы часто детей возите?

Наталья Агре: Да, вожу очень часто. На самом деле то, чего мы пытаемся добиться – это как раз перехода на тот самый детский режим управления транспортным средством. То есть мы говорим не о том, что на каждом углу у нас будет стоять сотрудник Госавтоинспекции. Их на сегодняшний день очень мало. Когда ты садишься за руль и у тебя внутри автомобиля находится ребенок, ты должен понимать, что даже резкое торможение, особенно если это касается детей младшего возраста, до года, оно приводит к тяжелейшим последствиям.

И вот коллега, который говорил о том, что в 80-е годы возили троих детей… Я думаю, сейчас этот коллега нас слышит. На скорости 80 километров в час, если бы какой-то, не вы… Я слышала, что вы соблюдаете правила дорожного движения. Если кто-то в вас бы врезался, то дети бы вылетели из машины просто потому, что вес ребенка увеличивается в геометрической прогрессии. И было бы три трупа. Поэтому хорошо, что вам повезло. Но, к сожалению, действительно, есть люди, которые соблюдают правила дорожного движения, и те, которые не соблюдают. Мы призываем родителей быть более аккуратными.

Тамара Шорникова: Наталья, очень много SMS. И знаете, на какую тему? Как раз говорят о том, что те, кто и так соблюдают правила дорожного движения, аккуратны в вождении, заботятся о здоровье и безопасности своих детей, они продолжат этим заниматься. А те, кто немножко легкомысленно к этому вопросу относятся, ситуация может ухудшиться, потому что они будут говорить: «Слушай, смотри, там какой-то дяденька из ДПС стоит. Ты пригнись, пожалуйста, а то мне штраф больше будет». И это будет провоцировать еще более серьезные последствия. Оценивали ли вы такие риски?

Наталья Агре: Конечно, мы оцениваем такие риски. Более того, такую практику мы действительно знаем. Конечно, одним штрафом мы эту проблему решить не можем. Именно поэтому как раз сейчас эта проблема и обсуждается на различных площадках.

Еще раз хотела обратить внимание, что вопрос не в штрафе, а вопрос в изменении в принципе отношения к этой тематике. Это выстраивание той же самой системы непрерывного образования, когда обучают тех же самых водителей, обучают детишек с самого молодого возраста, когда в автошколах обучают молодых водителей, уделяют этой теме определенное внимание. Действительно, это вопрос профилактики. Действительно, это вопрос разъяснений.

То есть фактически штраф в данном случае тоже сыграет свою роль – причем не потому, что сотрудники Госавтоинспекции будут останавливать, а именно потому, что мы рассчитываем, что родители будут еще раз задумываться, почему этот штраф все-таки ввели. Все-таки в нашей стране…

Иван Князев: Наталья, я уже задавал этот вопрос предыдущему нашему эксперту. А что все-таки можно разрешить людям, которые перевозят детей, когда у них в салоне ребенок? Может быть, по выделенке можно ехать, если вдруг ребенку что-то понадобилось, он куда-то опаздывает или ему стало плохо, нужно побыстрее доехать?

Тамара Шорникова: Парковка преимущественная возле больницы и поликлиники.

Наталья Агре: Сразу видно, что вы не очень много путешествуете по стране, потому что вопрос выделенок – это вопрос мегаполисов. Вот только что вам звонил один из телезрителей, который из сельской местности.

Поверьте, у нас фактически водителям и так дано максимальное количество прав. Наверное, проблема в том, что у нас достаточно мало обязанностей у этих людей. И опять было предложение – например, позволять остановиться в случае, если ребенку стало плохо. Вы хоть представляете, к чему это может привести? На сегодняшний день огромный рост как раз ДТП с транспортом, который припаркован в неположенном месте, особенно на трассах. То есть ребеночку стало нехорошо, мы можем ему дать водички, остановиться. А с другой стороны в этот момент в него въедет грузовик.

Поэтому, поверьте, те правила, которые есть на сегодняшний день, они качественно продуманы и направлены именно на безопасность детей в первую очередь. Госавтоинспекция уделяет сейчас этому самое большое внимание.

Иван Князев: Хорошо, спасибо.

Тамара Шорникова: Спасибо большое.

Иван Князев: Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности».

Тамара Шорникова: Давайте отправимся в путешествие по стране.

Иван Князев: Да-да-да.

Тамара Шорникова: Я, кстати, путешествую общественным транспортом обычно, я пешеход.

Иван Князев: Я обычно тоже.

Тамара Шорникова: Будем узнавать у водителей, как им эта инициатива. Здравствуйте.

Иван Князев: Равиль у нас на связи. Здравствуйте, Равиль.

Зритель: Здравствуйте. Я хотел бы сказать по поводу повышения штрафов за детей в машине. Дело в том, что это все делается, по-моему, для повышения… ну, для наживы наших дэпээсников, потому что штрафы оформляются за детей. Вот правильно говорили, что везешь ребенка без кресла, и штраф берет с тебя, например, автоинспектор, оформляет тебя за другое нарушение – 500 рублей или 1 000. А остальное он себе в карман, отдаешь ему две тысячи или полторы тысячи.

Иван Князев: Да, спасибо, спасибо, Равиль. Мы вас поняли, спасибо большое.

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Как повысить сознательность родителей-автовладельцев