Ольга Арсланова: Как всегда мы следим за новостями. Самые актуальные, самые интересные, самые народные и, может быть, важные в первую очередь для наших зрителей обсуждаем в прямом эфире. Мы выяснили, что россияне стали платить транспортный налог все менее охотно. Вот свежие данные Счетной палаты. 1 января 2014 года задолженность по этому налогу составляла 57 млрд руб., а на 1 января 2016 года она выросла уже почти до 100 млрд руб. Петр Кузнецов: За два года недоимка выросла почти вдвое. При этом большинство российских дорог не соответствуют стандартам. Количество аварий из-за плохих дорог не снижается. Ольга Арсланова: В итоге власти рекомендовали налоговикам активнее работать в регионах, активнее собирать эти деньги, и придумать, как же взыскивать налоги с автомобилистов для того, чтобы все эти недостающие и выпадающие доходы все-таки получить. Петр Кузнецов: Почему же люди все-таки не платят? Экономисты объясняют это снижением реальных доходов населения, и предлагают включить налог в стоимость топлива. Другие полагают, что дело в недисциплинированности автовладельцев, и нужно усилить просто администрирование транспортного налога по аналогии с НДФЛ, то есть проходить все это через налоговую. Вот выясним и с вами, и с экспертом, но пока запускаем голосование: платите ли вы транспортный налог? Короткий ответ – "да" или "нет" – на короткий СМС-номер. Ольга Арсланова: А если у вас есть история, вы хотите рассказать, сколько именно вы платите или не платите, позвоните, пожалуйста, в прямой эфир, или напишите нам СМС на короткий номер, будем ждать, будем вместе разбираться, что же с этим налогом в нашей стране происходит. Петр Кузнецов: Александр Демьянчук, адвокат, у нас гостях. Здравствуйте. Александр Демьянчук: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Давайте разберемся с тем, какие налоги сейчас в основном получают россияне. Если посмотреть на автопарк, я так понимаю, в основном это небольшие автомобили, и налог не такой уж обременительный. Александр Демьянчук: Как правило, да, потому что в основном у нас используются не очень мощные автомобили, и поэтому налоги относительно небольшие – 3-5 тыс. руб. в год. Ольга Арсланова: 5 тыс. – это такой средний потолок для тех, кто на средних машинах катается? Александр Демьянчук: Да. Если не мощный двигатель. Все зависит от мощности двигателя. Ольга Арсланова: Какого размера этот налог может достигать? Александр Демьянчук: Он может достигать нескольких сот тысяч рублей. Ольга Арсланова: Мы так понимаем, что люди, которые покупают автомобили с таким налогом… Александр Демьянчук: Мощностью выше 500 лошадиных сил. Ольга Арсланова: Я просто себе не представляю этот автомобиль, честно говоря. Александр Демьянчук:PorscheCayenneTurbo – 550 лошадиных сил. Ольга Арсланова:  Примерно представляю, да. Наверное, у них нет проблем с оплатой. Или все-таки нет такой четкой корреляции, кто меньше всего платит? Петр Кузнецов: То есть справедливо ли к мощности привязывать? Потому что люди покупают мощные машины подержанные, десятилетние. Ольга Арсланова: Неважно. Александр Демьянчук: Если вы хотите знать мое мнение, то я считаю, конечно, несправедливо, потому что неважно, какой объем двигателя, какая мощность автомобиля, а важно другое – как часто ты используешь автомобиль. Чем чаще ты используешь автомобиль, соответственно, тем больше ты заправляешься бензином или дизельным топливом, и ты также платишь определенные косвенные налоги в связи с этим. Поэтому, мне кажется, разумнее было бы и удобнее эту проблему решить таким образом – зашить этот налог на автотранспортное средство в стоимость автомобильного топлива. Петр Кузнецов: Если мы говорим об администрировании, такой переход по аналогии с европейским опытом – многие уже вшивают транспортный налог в стоимость топлива. Александр Демьянчук: Да, в порядка 100 государствах такая технология применена. Я считаю, что это правильно. Петр Кузнецов: Этот переход и включение, то самое администрирование сколько примерно денег требует? Александр Демьянчук: Не могу сказать. Петр Кузнецов: Понимаю, что это вопрос не совсем вам. Александр Демьянчук: Да. Я в этих вопросах не специалист. Но считаю, что для того, чтобы люди платили налоги, нужно сделать так, чтобы людям было максимально удобно и комфортно платить. Тогда проблем будет меньше. Чем сложнее платить, тем меньше желания. Во-вторых, в чем возникает проблема? С одной стороны, во-первых, падение реального дохода населения, а во-вторых это так называемый отсроченный платеж, он не является первостепенной важности. "Я заплачу, когда посчитаю нужным". Потому что в противном случае Налоговая инспекция должна выходить с исковым требованием в суд, а на всех должников это физически невозможно сделать, потому что потребуется огромный штат и огромные судебные издержки. Это все нереально. Поэтому я считаю, что надо просто упрощать администрирование, чтобы людям было удобно платить. Они будут платить. Ольга Арсланова: А вы говорите, что платить им сейчас неудобно. Я не понимаю, в чем неудобство? Пришла бумажка, ты зашел на nalog.ru или зашел в банк, заплатил. Александр Демьянчук: Я не об этом говорю. Отсроченный платеж. То есть я сегодня заплачу, завтра заплачу, ну, через полгода – какая разница? То есть у человека есть выбор. И дисциплинированный плательщик платит, а недисциплинированный говорит: "А потом". Ольга Арсланова: Давайте с этим "а потом" разберемся. Я слышала миллион раз от разных людей с дешевыми машинами, с дорогими, даже без машин. Есть такой миф, или не знаю, правда ли это, что даже если ты не заплатил этот налог вообще, через три года это все обнуляется, и вроде как… Александр Демьянчук: Там срок исковой давности три года, совершенно верно. Ольга Арсланова: Так, простите, зачем тогда платить? Есть какие-то санкции или что-то? Александр Демьянчук: Во-первых, подразумевается то, что в течение трех лет Налоговая инспекция отреагирует на должника, и, соответственно, обратится с исковым заявлением в суд о взыскании налога и суммы недоимки. Ольга Арсланова: Что может тогда предпринять законодатель, налоговик, судебный пристав? Я понимаю, что если ты задолжал, например, какие-то штрафы, то сейчас они автоматически с твоей карточки могут снять. Здесь то же самое. Просто я таких историй не слышала пока что с транспортным налогом. Александр Демьянчук: Я не могу сейчас сказать, на памяти у меня таких конкретных примеров нет. Но, например, смотрите ситуацию. Административный штраф. Если ты платишь в течение 20 дней – платишь 50%. Можно и по такому пути пойти. Как правило, разумный человек понимает: "Зачем мне платить 5 тыс. руб., если я заплачу 2,5 тыс. руб.? У меня реально живая экономия". И будет стимул платить быстрее. Ольга Арсланова: А какой у меня стимул для того, чтобы платить, если меня никак не наказывать? Давайте просто расскажем за какое-то наказание. Заграницу не выпустят, снимут с карточки? Александр Демьянчук: Это можно сделать только в том случае, если будет судебное решение суда, вступившее в законную силу, и будет возбуждено исполнительное производство. После этого сумма долга превысит определенный лимит, там, по-моему, свыше 10 тыс. (может быть, даже больше), и после этого судебный пристав, происходит принятие решения об ограничении права выезда за пределы Российской Федерации. Но это долгая история. Если налог 5 тыс., то в данном случае это неэффективная мера. Ольга Арсланова: И мы так понимаем, что применяют ее не очень часто, учитывая те объемы, о которых мы сейчас сказали, что посчитала Счетная палата. Александр Демьянчук: Нужно понимать следующую вещь – судебные приставы перегружены, судебная система перегружена, соответственно, Налоговая служба перегружена. Нужно придумывать другое администрирование, чтобы людям было удобно платить добросовестно. Когда ты добросовестен, это выгодно в первую очередь тебе. Нужно создавать такой механизм, и тогда будет все работать. Просто я считаю, что это неэффективное администрирование. Петр Кузнецов: Александр, давайте к конкретным случаям перейдем. У нас есть звонок. Но очень много случаев, когда автомобиль уже продан, переоформлен, а бывшему владельцу продолжают приходить налоговые требования. Что делать в этом случае? Самому прийти? Александр Демьянчук: Нужно прийти в Налоговую инспекцию по месту своей регистрации, представить документы, например, договор купли-продажи, и обратиться с заявлением о пересчете налога, потому что в данном случае есть договор купли-продажи, есть сведения о том, что автомобиль снят с учета, и начисление налога в таком случае является неправомерным. И Налоговая инспекция – я проблем не знаю – вполне комфортно это все снимает. Я сам по такой процедуре проходил, никаких проблем у меня не было. Петр Кузнецов: Послушаем Андрея из Краснодара. Здравствуйте. - Здравствуйте. Я живу в Краснодарском крае, в Крымском районе. Ранее до 2003 года я проживал также в Краснодарском крае в городе Тихорецке. И с 2003 года переехал в город Крымск. 3 мая этого года я узнаю, что в отношении меня в 2016 году был судебный приказ принят в производство за неуплату транспортного налога. Но я являюсь ветераном боевых действий, и освобожден от уплаты транспортного налога до 150 лошадей. Самое интересное, мне заблокировали счета, я многодетный отец, не могу детям оплатить питание даже в школе. Как с такими быть производствами? Беспредел полнейший. Ольга Арсланова: А есть такая льгота? Первый раз слышу. Александр Демьянчук: Я не могу сейчас сказать по поводу льготы. Во-первых, очень интересно, каким образом было принято судебное решение, если вы поменяли место жительства. Это раз. Вообще-то действует общее правило: при смене места проживания гражданин сам несет ответственность за повестки, которые приходят по старому адресу. Вторая проблема здесь существует в том, что решение суда, как я понял, вступило в законную силу, то есть его уже не отменить. То есть можно в особом порядке попытаться это сделать, но если не прошло шести месяцев. Если прошло шесть месяцев с момента принятия решения, то остается только одно – исполнять судебное решение. Оно имеет обязательную силу. И судебный пристав, даже понимая, что в данном случае произошла ситуация несправедливости, должен это сделать. Другая рекомендация, которую я бы хотел дать – необходимо оплатить, соответственно, исполнить судебное решение, а впоследствии обратиться в Налоговую инспекцию в связи с тем, что данный налог был незаконно удержан с меня, и добиваться возврата налога. Петр Кузнецов: Скажите, ставки, проценты, они для каждого региона устанавливаются региональной властью, и налог по-разному рассчитывается? Александр Демьянчук: Да, региональной властью. То есть федеральный закон устанавливает верхнюю и нижнюю границу, а региональные власти уже определяют сами, по какой шкале в пределах этой дельты определять налог. Петр Кузнецов: Сейчас очень много сайтов с калькуляцией как раз. Просто вводишь мощность, марку, модель, и он тебе выдает. Там была такая графа "льготы". Есть ли категории граждан, которые могут рассчитывать на льготы при оплате этого налога? Александр Демьянчук: В Налоговом кодексе описаны случаи, в которых принимаются к той или иной категории налогоплательщиков определенные льготы. Поэтому просто надо смотреть Налоговый кодекс, и все. Ольга Арсланова: Несколько сообщений. "Я налог не плачу, живем в Чернобыльской зоне, имеем льготу. Будет ли эта льгота, если налог включат в бензин? Ведь я заправляюсь не только дома". У нас очень многие просто интересуются, что же будет, если действительно внести это в бензин, который и так у нас постоянно дорожает, вне зависимости от того, как ведет себя нефть, мы знаем об этом парадоксе. Это будет слишком дорого, неподъемно и неконтролируемо. Александр Демьянчук: Наверное, я бы тут поспорил. Во-первых, мне не очень понятно, если в чернобыльской зоне, то чернобыльская зона, если я правильно понимаю, это территория Украины. Или это Брянская область? Ольга Арсланова: Я так полагаю, это Россия. Александр Демьянчук: Это один момент. Второй момент. Надо все считать, потому что в данном случае надо смотреть, чтобы размер налога резко не вырос. Ведь может оказаться действительно обратная ситуация. Все это считается. Для этого есть специалисты, которые могут рассчитать. Петр Кузнецов: Специалисты посчитали. По предварительным данным стоимость бензина вырастет всего на рубль. Александр Демьянчук: Я слышал такую информацию. Но вопрос ведь по-другому. Рубль бензина всего. А сколько гражданин будет платить по итогам года? Получается интересная ситуация. Например, если у меня 5 тыс. руб. плата налога в год, то если я буду кататься чаще, тогда будет действительно интересно, сколько я в итоге заплачу: 5 тыс. руб. или 50 тыс. руб.? Вот в чем вопрос для потребителей. Ольга Арсланова: А вопрос для налоговиков, как я понимаю, собрать какую-то прогнозируемую сумму. А то вдруг народ из-за дорогого бензина меньше ездить станет – мы же тогда недособерем. А так, езди, не езди – плати в любом случае. Александр Демьянчук: У нас централизованная система закупок дизельного топлива и бензина. Думаю, такой проблемы нет. И песок засыпать в бак ты не будешь, скважины у тебя в огороде нет, маленького перерабатывающего завода тоже нет. Поэтому в данном случае, мне кажется, тут проблем особых нет. Главное, чтобы у нас не произошло "хотели как лучше, получилось как всегда", чтобы налог резко в результате на конкретного налогоплательщика не вырос в разы. Вот что нужно предусмотреть. Но я считаю, что это интересный путь все-таки, когда размер налогов включен в стоимость топлива. Петр Кузнецов: Понимаю, что не совсем профильный вопрос. Тем не менее, транспортный налог – это ведь одна из главных составляющих региональных дорожных фондов. Александр Демьянчук: Да. Петр Кузнецов: Значит ли это, что у нас сейчас недосдача в миллиарды? Значит ли это, что дороги будут еще хуже? Александр Демьянчук: Давайте исходить из следующего. Точно они лучше не будут, потому что если есть где-то дефицит, значит, средств становится меньше. Если средств меньше, то в ремонт или в строительство дорог вкладывается также меньше. Поэтому здесь все закономерно, достаточно просто и понятно. Ольга Арсланова: Но у нас обратная закономерность от зрителей. Ярославская область пишет: "Дорога, которая идет от трассы к моему дому, вся в ямах. Ямочный ремонт – одно название. Весна – ремонта след простыл. За что же тут платить?". То есть люди не очень понимают, куда идут деньги, которые они уже заплатили. Александр Демьянчук: Это правильный вопрос, но возникает другой вопрос. Опять же, тут должно быть администрирование не только с точки зрения собираемости налогов, но и эффективности тратт. То есть должна быть система контроля, и подрядчик должен нести гарантийные обязательства по ремонту. Я не всегда могу назвать, что каким-то образом недобросовестные подрядчики привлекаются за некачественно выполненные ремонтные работы. Это тоже не эффективное администрирование – это первое. Второе – наверняка и коррупционные схемы. Ольга Арсланова: Сергей из Коми у нас на связи. Здравствуйте. Слушаем вашу историю или вашу точку зрения. - Здравствуйте. Я этот вопрос задавал – транспортный налог в состав бензина, дизтоплива. Потому что одни ездят помногу. Даже грузовые машины, которые сбивают, они миллионами эту солярку сжигают, разбирают дороги. А дороги так и строятся, налоги не доходят. Ольга Арсланова: Вы автомобилист или безлошадный. - Я-то автомобилист. Но все равно… Ольга Арсланова: Вы платите, не платите? - Я-то езжу просто на легковой машине, но я же вижу, как ездят машины особенно здесь в Республике Коми, когда в нефтедобывающий город Усинск. Дороги разбивают, никто их не хочет строить. Вот такие проблемы. Ольга Арсланова: Понятно. Тут похожая точка зрения. "Смешно обсуждать включение транспортного налога в стоимость горючего. Введены акцизы. Что же делать? Надо еще раз снова оставить налог". "Транспортный налог – это налог на имущество, как на квартиру, землю и прочее. Причем тут дороги? Смог купить машину – плати налоги". Петр Кузнецов: А вот еще безлошадные, как Оля выразилась, пишут: "Если подорожает бензин, то подорожает транспорт, автобусы дальнего следования. И почему обычные жители без машины должны платить за тех, у кого есть автомобиль?". Александр Демьянчук: Видите ли, такая законодательная инициатива, если она будет, в любом случае она подлежит обсуждению со специалистами. Такие решения не принимаются кулуарно. У любого решения есть плюсы и минусы, и нужно определять. Я ведь не говорю, что это единственный и возможный из вариантов – зашивать транспортный налог в стоимость топлива. Но хочу обратить внимание, что порядка 100 стран в мире таким образом поступило. Мы что, самые умные по сравнению с этими 100 странами? Мне кажется, нет. Поэтому, может быть, позитивный опыт стоит рассмотреть и, возможно, перенять? Ольга Арсланова: Очень деньги просто нужны. Петр Кузнецов: 100 стран – это все-таки основной вид сбора эффективного транспортного налога. Александр Демьянчук: Да, один из вариантов. Петр Кузнецов: Или есть еще какой-то? Александр Демьянчук: Варианты есть. Например, у нас сейчас ведь другой вариант. Вопрос в том, что нужно выбрать оптимальный. Петр Кузнецов: Красноярский край, Нина. Здравствуйте. - Здравствуйте. У нас по Красноярскому краю увеличен налог на машины в три раза. Разве это мыслимо так увеличивать налоги? Люди не против бы платить, но надо ведь разумные постановления выносить. Петр Кузнецов: В три раза по сравнению с прошлым годом или с федеральным центром? - Да, по сравнению с прошлым годом. Александр Демьянчук: Это вопросы к местным законодателям. Ольга Арсланова: Хочется понять порядок. Сколько у вас, например? Мы знаем, что вы автомобилист. Какой налог вам приходит? - Был 1125 руб., а теперь 3200 налог. Петр Кузнецов: Маленькая мощность все равно. Ольга Арсланова: Может быть, ранее он был как-то недо? Александр Демьянчук: Я не могу сказать, потому что надо разбираться в ситуации, надо смотреть местное законодательство, какое было на прошлый год, и которое сейчас. Только после этого можно дать какой-то юридически обоснованный комментарий. Петр Кузнецов: Но все равно в рамках порога же действуют, и не могут выйти за порог? Александр Демьянчук: Совершенно верно. Петр Кузнецов: Может быть, самый потолок взяли. Ольга Арсланова: С другой стороны, он же должен как-то, этот рост, сочетаться с экономической ситуацией в каждом отдельном регионе, и с уровнем жизни в каждом конкретном регионе. Александр Демьянчук: Должен, но это не значит, что так происходит. Законодатели думают по-другому подчас. Главное – повысить налоги, то есть наполнить бюджета, жизнь простых граждан – это уже вопрос второго или третьего порядка. Ольга Арсланова: "На снегоходах ездим вне дорог. Деньги берут. Куда они идут?" – спрашивает Роман из Тюменской области. Александр Демьянчук: Повторюсь, это вопрос администрирования. То есть то, что платить налоги надо – это бесспорно, это общемировая практика. Другое дело, что нужно улучшать порядок траты в нашем государстве. Это касается всего, в том числе и налогов. Петр Кузнецов: Иркутская задается хорошим вопросом: "Как насчет электромобилей и автомобилей с газом?", если мы говорим о включении транспортного налога в?.. Александр Демьянчук: А все равно зависит не от вида топлива, а от мощности двигателя. Ольга Арсланова: Сейчас. Александр Демьянчук: Сейчас да. Петр Кузнецов: Видимо, это по инициативе включения транспортного налога в стоимость топлива. Александр Демьянчук: Если вы говорите о будущем – бесспорно, нужно учитывать и такие вещи, как транспорт будущего, а именно электромобили. Но вопрос в другом: мне кажется, у нас это история не ближайших десятков лет, потому что, во-первых, у нас нет инфраструктуры – а это очень дорогая штука, чтобы создать инфраструктуру, – во-вторых, зимой мощность аккумуляторных батарей очень сильно падает. Как вы доедете, например, в Красноярском крае на электромобиле – это большой вопрос. И где мы там посреди тайги будете заряжать свой аккумулятор. Это вопрос. Петр Кузнецов: Пока это сложно умещается в одно предложение: "электромобили" и "Краснодарский край". Давайте послушаем людей на улицах разных городов. Платите ли вы транспортный налог? Вот что они говорили, в чем признавались. (ОПРОС.) Петр Кузнецов: Осталось подвести итоги голосования. Платите ли вы транспортный налог? Это мы спрашивали уже у зрителей этой получасовки. 82% ответили "да", "нет" – 18%. Уклонистов только 18% у нас получилось. Сможем ли мы спрогнозировать усовершенствование всей этой системы? 100 млрд руб. уже долг. Что будет дальше? Александр Демьянчук: Однозначно долг будет расти, если не принять кардинальных мер. У нас вариант либо повысить собираемость посредством индивидуальной работы с налогоплательщиками или массовой работы с налогоплательщиками, либо изменять порядок уплаты этого налога. Петр Кузнецов: Александр Демьянчук, адвокат. Спасибо вам большое. Александр Демьянчук: Спасибо.