Негосударственные пенсионные фонды хотят стать нашими личными бухгалтерами
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/negosudarstvennye-pensionnye-fondy-hotyat-stat-nashimi-lichnymi-buhgalterami-47068.html Дарья Шулик: Государственные пенсионные фонды хотят больше полномочий в рамках закона о НПФ и хотят оказывать населению дополнительные услуги. В частности, просят разрешить им быть агентами банков и страховых компаний, предоставлять клиентам социальные услуги, а также информационные и консультационные.
Иван Князев: Ну, все это звучит, конечно, очень красиво, все это прекрасно. Единственный вопрос, наверное: будут ли эти услуги платными либо бесплатными? И какая от них польза?
Вот смотрите, друзья. Сейчас в негосударственных пенсионных фондах накопительную часть пенсии держат более 37 миллионов граждан, а свыше 6 миллионов человек делают добровольные накопления на старость.
Понесут ли россияне свои денежки в НПФ? И вырастет ли наша пенсия после всего этого, после принятия, может быть, этих поправок, новых услуг и так далее? Будем сейчас выяснять вместе с экспертами.
Дарья Шулик: И у нас первый эксперт на связи – это Алексей Денисов, исполнительный директор Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.
Иван Князев: Ну и давайте сразу, наверное, запустим наш SMS-опрос для наших телезрителей. Вы доверяете негосударственным пенсионным фондам? «Да» или «нет» – присылайте свои ответы на номер 5445. В конце обсуждения мы подведем итоги. Посмотрим, что у нас получается.
Ну а сейчас дадим слово эксперту. Здравствуйте.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Алексей Денисов: Добрый день.
Иван Князев: Алексей Юрьевич, ну очень как-то это все написано хорошо. Услуги совершенно непонятные. Хотим знать подробности. Что это будут за услуги? Потому что нюансов там очень много. Хотим все узнать.
Алексей Денисов: Да, добрый день, коллеги. Действительно, с такой инициативой и вышла наша ассоциация, и негосударственные пенсионные фонды. Хотел бы чуть-чуть в историю. Дело в том, что негосударственные пенсионные фонды могут оказывать на сегодняшний день только два вида услуг, связанных с негосударственным пенсионным обеспечением и ОПС. То есть два вида – обязательное пенсионное страхование и негосударственное пенсионное обеспечение.
Иван Князев: А что вы хотите теперь тогда?
Алексей Денисов: Сейчас мы хотим, чтобы фонды оказывали и другие услуги. То есть они связаны и со здравоохранением, и социальные услуги, и непосредственно финансовые услуги. Когда клиент будет обращаться в негосударственные пенсионные фонды, он будет получать комплекс услуг и будет выступать так называемым оптовым покупателем.
То есть когда негосударственные пенсионные фонды будут взаимодействовать и с субъектами здравоохранения, банками, страховыми компаниями и другими, то, во-первых, негосударственные пенсионные фонды смогут сделать экспертизу и, скажем так, выяснить, кто из них лучше предоставляет услугу.
Во-вторых, негосударственные пенсионные фонды со своими клиентами будут выступать как оптовые покупатели. И клиенты получат на самом деле скидки и льготы при получении финансовых услуг.
Дарья Шулик: Алексей Юрьевич, давайте прямо по порядку. Вы затронули, сказали сейчас такое болезненное слово «здравоохранение», очень проблемное сейчас. А как НПФ могут в здравоохранении помочь? Расскажите.
Иван Князев: Что будут делать?
Дарья Шулик: Да. Что будут делать?
Алексей Денисов: Смотрите. Когда человек копит себе на пенсию и наступает возраст, когда ему пора уже выходить на пенсию, не все хотят получать услугу именно денежными средствами. То есть многие хотят получать услугу в качестве ухода, реабилитации. И в этом плане негосударственные пенсионные фонды могут помочь.
Но одно дело, когда гражданин сам будет обращаться, например, в какой-то реабилитационный центр, что получать какое-то медицинское обслуживание. А другое дело, что эти все пенсионеры будут выступать как оптовые покупатели и получать эти же самые услуги со скидками и проверенным качеством.
Иван Князев: Со скидками – это хорошо. А сколько вы за свои услуги будете брать, за эту работу?
Алексей Денисов: Ну, только дискуссия началась по этому поводу. Негосударственные пенсионные фонды вообще на самом деле очень ограничены в своих комиссионных вознаграждениях. Они могут получать доходы только с того, что, скажем так, инвестировали. Вот такой доход они и получили.
Центральный банк регулирует эти ограничения. Мне кажется, здесь услуги точно будут – ну как это сказать? – небольшими. И, скорее всего, их будут оплачивать не пенсионеры, а те организации, с которыми негосударственные пенсионные фонды будут взаимодействовать. То есть здесь выгода и для клиента, и, соответственно, негосударственный пенсионный фонд также будет получать доходность, которая, в свою очередь, будет идти на повышение пенсий клиентам фонда.
Иван Князев: Я так понимаю, что вы какие-то функции собеса на себя берете, да? Обычно там с такими вопросами обращаются люди, пенсионеры и другие нуждающиеся в социальной помощи.
Алексей Денисов: Изначально все негосударственные пенсионные фонды были созданы как некоммерческие организации. Их функция была социальная. Только три года назад обязали все негосударственные пенсионные фонды стать акционерными обществами. Функция пенсии все равно осталась социальной, поэтому негосударственные пенсионные фонды очень схожи с этими услугами и с этими функциями. Скажем так, все сотрудники продолжают на самом деле оказывать какие-то такие бесплатные консультации в части пенсий. А сейчас мы говорим, что так как есть профессионализм и квалификация, то…
Иван Князев: Ну, вы можете помочь и по другим направлениям. Алексей Юрьевич, если можно, коротко. Что касается различных финансовых услуг – открытия банковских карт, счетов. О чем идет речь?
Алексей Денисов: Смотрите. Мы активно продвигаем развитие пенсионной отрасли и участвуем, например, в Ассоциации развития финансовой грамотности, которая создана с помощью Банка России. И зачастую даже просто-напросто объяснить, как устроено кредитование, страхование, пенсионное обеспечение. Это необходимо делать, скажем так, при каждой консультации. Чем больше мы объясняем, тем больше граждане становятся… Ну как это сказать?
Иван Князев: Просвещеннее, образованнее.
Алексей Денисов: …разбирающимися в этих вопросах.
Иван Князев: Разбирающиеся в проблемах.
Алексей Денисов: И на самом деле, так как граждане будут в этих вопросах разбираться, они будут выбирать более качественные и более проверенные услуги. И мы – негосударственные пенсионные фонды – как часть всего финансового рынка, конечно, должны и будем рассказывать и повышать финансовую грамотность.
Дарья Шулик: Просвещать.
Иван Князев: А риски тоже на себя возьмете, если что не так пойдет?
Алексей Денисов: Ну, в части консультаций и в части нашей деятельности, конечно, негосударственные пенсионные фонды несут риски и ответственность, так же как и другие участники финансового рынка.
Иван Князев: Ну, я немножко о другом. Ну ладно.
Алексей Денисов: Поэтому мы и говорим, что мы как эксперты можем сказать, что вот эти – мошенники, а вот эти – не мошенники.
Иван Князев: Ну хорошо.
Дарья Шулик: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо.
Дарья Шулик: Это был Алексей Денисов, исполнительный директор Ассоциации негосударственных пенсионных фондов.
У нас есть звонок, Виктор из Московской области. Виктор, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Виктор.
Зритель: Здравствуйте. Насчет того, что вы говорили. Пока есть государство – это как опора для нас, что с пенсией действительно нас не обманут. А вот эти негосударственные – он сегодня есть, а завтра он исчезает. И тем более товарищ сейчас говорил, что надо разбираться, где мошенники, а где не мошенники. Вы извините, люди уже в возрасте. Когда вам предлагают хорошие проценты… А нам тоже предлагали. Вы сами знаете хорошо, что бесплатно только сыр в мышеловке бывает.
Иван Князев: Виктор, как раз в негосударственных пенсионных фондах обещают, что их специалисты подскажут вам, как не ошибиться.
Зритель: Нам все обещают. Вы знаете, чем эти обещания оканчиваются. Мы уже не верим этим обещаниям. Мы верим только государству. Пока оно есть – это наша защита. А вот эти негосударственные прохиндеи – подальше надо от них держаться. Вот и все. Спасибо.
Иван Князев: Понятно.
Дарья Шулик: Спасибо.
Иван Князев: Спасибо.
Дарья Шулик: Ну, кстати, как подтверждение слов, которые только что прозвучали от Виктора из Московской области, наш опрос: 97% действительно не доверяют негосударственным пенсионным фондам.
Иван Князев: У нас еще один эксперт на связи есть – это Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова. Как раз о доверии поговорим к негосударственным пенсионным фондам. Здравствуйте, Юлия Юрьевна.
Дарья Шулик: Здравствуйте.
Юлия Финогенова: Добрый день.
Иван Князев: Как вы считаете, в народе как-то популярность НПФ вырастет после этого?
Юлия Финогенова: Я думаю, что скорее популярность НПФ будет расти не среди простых граждан, которые живут от зарплаты до зарплаты, честно говоря, а скорее среди тех категорий, которые работают в каких-то достаточно крупных компаниях, где одной из форм поощрения является участие в корпоративных пенсионных программах.
Вот если эта программа будет предложена в компании, в которой есть сильный работодатель, которая реализует некую политику, так сказать, социальной поддержки своих сотрудников, то в этом случае среди таких компаний, я думаю, эта предложенная инициатива может найти поддержку, потому что это действительно будет выгодно.
Но я еще раз подчеркиваю: я сомневаюсь, что количество граждан, которые добровольно пойдут, особенно если посмотреть наш региональный срез, в эту программу, даже после ее введения, со всеми льготами, социальными «конфетками», которые нам предлагают. Я боюсь, что их количество будет не так велико. И ваш опрос (96%) это подтверждает.
Иван Князев: Ну а чего боятся тогда люди? В принципе то, что говорил наш предыдущий эксперт, вполне себе понятно и вроде бы просто.
Юлия Финогенова: Люди боятся… Я бы даже так сказала: они бы были готовы в принципе этим заниматься, но они боятся того, что уже несколько раз государство их подводило, несколько раз менялись правила игры на пенсионном рынке. И действительно правильно сказал предыдущий человек, который звонил. Мы доверяем больше государству, чем не государству. Но сейчас уже и государству на самом деле перестали доверять. Поэтому заставлять граждан как-то добровольно делать пенсионные отчисления сейчас очень сложно.
Я просто приведу статистику. У нас сейчас в негосударственных пенсионных фондах существует два вида счетов. Это обязательное пенсионное страхование – это накопительная пенсия, которая формировалась за счет взносов работодателя и которую перевели по заявлению работники в НПФ. Там порядка 37 миллионов человек. А в программе негосударственного пенсионного обеспечения – то есть то, что ты добровольно сам со своей зарплаты платишь, – там в районе 6 миллионов. То есть там разница, в общем, почти в 6,5 раза.
И просто эта статистика подтверждает настроения в обществе. Люди на самом деле добровольно копить деньги не готовы. Если мы сравним, например, услуги негосударственных пенсионных фондов и банков, то здесь, конечно, мы можем сказать, что НПФ – это специализированные, безусловно, учреждения, которые занимаются таким целевым накоплением на пенсию. У них есть ряд преимуществ: это защита от рисков в случае инвалидности и потери кормильца, налоговые вычеты, это, допустим, какие-то возможности, как раз отчисления работодателей.
Но при этом надо сказать, что у них есть и свои минусы. Их услуги, как правило, все-таки достаточно дорогостоящие. И если посмотреть на доходность, которую они получают… А они получают доходность номинальную, точнее, какую-то доходность, которая есть, – допустим, 5% годовых. Но при этом фактически она оказывается почти на 20–25% ниже за счет того, что они обязаны заплатить комиссию управляющей компании. И сами берут еще комиссию, скажем так, за осуществление операций. Поэтому, по большому счету, их услуги дорогостоящие.
И вообще в этой всей истории, которую мы сегодня с вами обсуждаем, очень интересно, кто же все-таки возьмет оплату услуг агентских. Если это ляжет на счета самих граждан, то к этим 20–25% надо будет прибавить еще энное количество процентов за обслуживание, за это агентское обслуживание и сопровождение. Если эти проценты будет платить, скажем, действительно принимающая сторона, то тогда как мы можем говорить о скидках на их услуги? То есть этот вопрос не решен.
У меня есть подозрение, что все-таки планируется возложить ответственность за уплату агентского вознаграждения…
Иван Князев: …на людей.
Юлия Финогенова: …именно на самих граждан, к сожалению.
Иван Князев: Понятно. Спасибо, спасибо, Юлия Юрьевна.
Дарья Шулик: Спасибо.
Иван Князев: Это была Юлия Финогенова, профессор кафедры финансов и цен РЭУ имени Плеханова.
Ну, честно говоря, большинство эсэмэсок сводится к тому, что нет доверия к негосударственным пенсионным фондам.
Дарья Шулик: Вот из Пермского края вообще конкретный пример: «НПФ – мошенники. Потеряла там 40 тысяч. Ничего не вернули». Вот так.
Иван Князев: Это же подтверждают данные нашего опроса: «Вы доверяете негосударственным пенсионным фондам?» «Нет» – сказали 97% наших телезрителей.
Ну а мы переходим к следующей теме.