Ольга Арсланова: А мы продолжаем. Автопилотный автомобиль дешево обманули. Причем не какой-то там автомобиль, а дорогущую Теслу. Вот как это было. Александр Денисов: Да, у нас все темы про обман. И Теслу тоже вот развели. Инженеры взяли проектор, который отображал ложные дорожные знаки и фигуру пешехода. Хотели посмотреть, как поведет себя Тесла. Она себя повела – поверила в общем-то, повела, как хотели. Повелась. Ольга Арсланова: Во всей этой фантазии она повелась, да, на них. Проектор в итоге, вот этот вот, который все придумывал, за $300, обманул систему автопилота стоимостью более $100 тыс. Мне кажется, Илону Маску должно быть обидно. Александр Денисов: Да, компьютерному зрению еще предстоит долгий путь усовершенствований, прежде чем машины на автопилоте можно будет назвать надежными. Ольга Арсланова: Но это, конечно же, не останавливает разработчиков. И законодателей тоже. В России, например, готовят федеральный закон о беспилотниках, а тестовые машины уже ездят по нашим дорогам. А оно нам надо? Давайте выяснять. Александр Денисов: Да, на связи у нас Геннадий Борисов, руководитель компании «Электродрайв». Геннадий Александрович, добрый день. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Геннадий Борисов: Здравствуйте, здравствуйте. Ольга Арсланова: Смотрите, сегодняшняя новость: правительство наше российское расширило список регионов, где разрешат тестирование беспилотных автомобилей. Т. е. не 2 региона, как сейчас Москва и Татарстан, а 13 будет. О чем это говорит? У нас всерьез собираются вводить беспилотники на наши дороги? Геннадий Борисов: Вы знаете, я думаю, что скорее всего да. Действительно, уже будущее наступило, и наше правительство прекрасно понимает, что обратной дороги уже не будет. Поэтому – наверное, да, скорее всего, так оно и есть. Ольга Арсланова: Но вот этот вопрос хочется вам задать: а оно России вообще нужно? Учитывая, что беспилотники будут ездить по дорогам вместе с обычными водителями, а к чему это приведет, прогнозировать мы не можем. Геннадий Борисов: Вы знаете, сложный очень вопрос, на самом деле. Мнения действительно разделились, и не только у нас в России, но и во всем мире: нужны беспилотные автомобили или нет? Но скажу так: что те, кто за беспилотные автомобили, уповают на, естественно, безопасность дорожного движения. Все-таки автомобиль, который будет двигаться в беспилотном режиме, он не будет ни обгонять, ни подрезать, не будет нарушать правила дорожного движения. Поэтому, скорее всего, наверное, в будущем, но скажем так: не в скором будущем, – скорее всего, все-таки беспилотные автомобили захватят… я думаю. Александр Денисов: Геннадий, а такой вопрос. Вот уже в Европе есть, полно таких съемок, роликов со спящими и даже поддатыми водителями, там, на заднем сиденье, а автопилот их прет домой. Спокойненько себе там увозит. Т. е. такую картину мы будем наблюдать и у нас тоже? Геннадий Борисов: Ну, вы знаете, на самом деле, если мы говорим непосредственно про компанию Тесла, то я вас немножко разочарую. После некоторых аварий в Америке, которые были… Ольга Арсланова: С жертвами притом, да? Геннадий Борисов: …с использованием автопилота, Тесла сейчас, программатор Теслы сейчас запрограммирован автопилот таким образом, что каждые 15-20 секунд требуется ваше участие. Т. е. вы должны положить руки на руль. Если вы этого не сделали, то автомобиль начинает вас предупреждать, притом предупреждать сигналами… Александр Денисов: Так, послушайте, Геннадий, это все прекрасно, но уже раз обманули и превысили скорость на 50 миль в час, т. е. там ввели в заблуждение машину, – ломанут и эту тоже опцию. И нормально, пьяный сядет и уснет на заднем сиденье, никуда руки не прикладывая. Геннадий Борисов: …А я вам так скажу, что вот у меня Тесла уже более 2 лет, Тесла Model … притом, продвинутый очень автомобиль. И я вам так скажу, что 90% владельцев Теслы автомобиля, и вообще электромобиля, они адекватные люди. И 10%… Я думаю, что надо какие-то принимать запрещающие законы на 10% неадекватных людей, которые будут ломать… Ольга Арсланова: Смотрите, нет, но вы-то внутри Теслы, вообще не сомневаемся, что вы очень адекватный водитель. Но вокруг вас окружающий мир. И Тесла не всегда, наверное, способна быстро отреагировать. Иногда даже водитель, который нестандартно мыслит, лучше отреагирует, чем беспилотник. Геннадий Борисов: В 90 случаев Тесла очень хорошо реагирует. Очень хорошие ролики есть, где Тесла уходит от столкновения от машины, которая несется в нее сзади. Есть такие ролики в Интернете уже, посмотрите внимательно. Т. е. водитель не видит опасность, а Тесла видит. Потому что она вокруг себя 360° мониторит полностью всю зону. Поэтому Тесла, на самом деле, спасла не одну жизнь уже людей. И не одну аварию предотвратила. Ольга Арсланова: Спасибо вам большое. Вот Челябинская область все-таки сомневается: «Автопилот? Для начала пусть наше правительство сделает дороги, разметки, знаки, а также займется автопромом». Но это большой вопрос, да, по каким дорогам российским будут беспилотники ездить. Александр Денисов: Какие есть, по тем и поедут, да? Ольга Арсланова: Адаптируют. Александр Денисов: Владимир Степаньков наш следующий собеседник, главный эксперт Агентства искусственного интеллекта. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Владимир Степаньков: Да, здравствуйте. Александр Денисов: Владимир, вы знаете, вот что меня порадовало в этой новости, что смогли обмануть Теслу. Все-таки человеческий разум сильнее искусственного. Это приятно. Владимир Степаньков: Ну, безусловно, человек еще пока лидирует в области интеллекта. Ольга Арсланова: Пока? Владимир Степаньков: Я думаю, что это временно. Ольга Арсланова: Владимир… Владимир Степаньков: Безусловно, технологии развиваются, и в ближайшее время мы увидим, что и автопилот перейдет на принципиально новый уровень, и таких ошибок, которые сейчас допускает Тесла, уже не будет. Ольга Арсланова: Расскажите нам, мы вот часто спорим, как поведет себя любой беспилотник, вот современный, как он есть, в сложной ситуации выбора за рулем. Ну, в сложной ситуации выбора за рулем. Ну, не за рулем, да, в салоне. Сидит водитель, кто-то выбегает на дорогу с одной стороны и с другой стороны. Кого он будет спасать? Этические дилеммы беспилотник может сейчас решать? Или у него есть какой-то определенный алгоритм? Спасаем того, кто внутри, а остальных давим… Александр Денисов: Да, вот вопрос… Владимир Степаньков: Конечно, есть этическая проблема. Это этическая проблема. Она стоит, и сейчас активно обсуждается, каким образом ее решать. Но на самом деле есть правила. И в принципе, ну, на самом деле неважно, как отреагирует беспилотник. Главное, чтобы минимизация человеческих жертв, с одной стороны, была. А с другой стороны, соблюдались правила дорожного движения. И мне кажется, что если будут соблюдаться правила дорожного движения со стороны искусственного интеллекта, то жертв на дорогах в любом случае будет меньше, чем в существующей ситуации, когда правила не соблюдаются либо по человеческому фактору, либо по причине того, что, ну, и с этим сложно… Александр Денисов: Владимир, а вы знаете, а вот сам хозяин этой марки, которую мы тут обсуждаем со всех сторон, он же предупредил и сказал, что искусственный интеллект – это вещь опаснее ядерного оружия, это демон, которого нужно контролировать. Он сам не доверяет, понимаете, искусственному интеллекту. А вы нам пророчите прекрасную историю. Если сам Маск предупреждает, с чего их вдруг взять? Владимир Степаньков: Давайте с самого начала. Вот разошлись, на самом деле, даже если мы говорим про искусственный интеллект в существующем варианте, то это все-таки слабые системы. Это системы распознавания образов, компьютерного зрения. Это нельзя сказать, что они могут сравниться с человеческим искусственным интеллектом. Но тем не менее, там, Тесла – они пошли по пути, когда распознавание происходит на уровне только визуального ряда, который получает с камер автомобиль. Гугл, например, и даже Яндекс – они дополнительно исследуют пространство вокруг автомобиля, с помощью лидара строя трехмерную картинку. И здесь, вот например, те фейковые ситуации, которые сейчас провели с автомобилем Тесла, я думаю, что с Яндексом и с Гуглом такие варианты, наверное, не прошли бы. Потому что это плоские картинки, которые проецировали на асфальт, на дорожное покрытие. Александр Денисов: Спасибо. Ольга Арсланова: Но все-таки, Владимир, Тесла на них купилась. А вот купятся ли Гугл и Яндекс – это мы еще проверим. Но тем временем все-таки наша страна продолжает разрабатывать законы о беспилотниках и внедрять их. Так что проблемы еще впереди, совершенно точно. Александр Денисов: Да, в 13:15 после новостей будем обсуждать инициативу ОНФ о разделении водителей по группам риска. Присоединяйтесь. Ольга Арсланова: И мы вас спросим, кого вы считаете самыми опасными персонажами на российских дорогах. Оставайтесь с нами.