Неосознанные траты. Как себя контролировать, чтобы сэкономить на случайных покупках

Гости
Владимир Козлов
член Гильдии маркетологов, эксперт по нейропрофилированию

Ольга Арсланова: Ну что же, а мы в другую страну возвращаемся – в Россию.

Петр Кузнецов: В нашу, в нашу.

Ольга Арсланова: К нашим реалиям.

Петр Кузнецов: Тоже, знаете, если даже за утро взять и вот так же вручную что-то переписать…

Ольга Арсланова: Посчитать.

Петр Кузнецов: Сейчас просто навскидку. За утро куплены: кофе…

Ольга Арсланова: С собой.

Петр Кузнецов: Круассан, кофе. Идешь на работу и берешь что-то.

Ольга Арсланова: «О, это же дешево!» – кажется.

Петр Кузнецов: На такси от метро до работы, потому что опаздываешь.

Ольга Арсланова: Иногда я беру такси. И мне кажется, это дешево – 70 рублей. И быстро, без пробок.

Петр Кузнецов: Далее приходит push-уведомление какое-нибудь на телефоне, что подписка заканчивается на сериал, надо продлить.

Ольга Арсланова: Ну хочется же после работы посмотреть этот сериал.

Петр Кузнецов: Конечно, конечно, отдохнуть. И это только сегодняшние утренние траты. А набежало-то в итоге, если мы сейчас все возьмем – кофе, такси…

Ольга Арсланова: Несколько сотен.

Петр Кузнецов: 600–700 рублей.

Ольга Арсланова: А если каждый день? Мы же на работу каждый день ходим.

Петр Кузнецов: А так незаметно. Понимаешь?

Ольга Арсланова: А в год? И вот что получается. Эксперты посчитали, что ежемесячно россияне тратят не всегда осознанно 15 тысяч рублей минимум. И речь сейчас не только об этих мелочах для души.

Петр Кузнецов: В месяц.

Ольга Арсланова: Иногда спонтанные какие-то покупки бывают, которые мы вроде бы не планируем делать. Даже при дефиците личного бюджета это происходит, друзья. То есть не нужно на нас ругаться, что это у нас просто доходы московские. Нет, это делают все в той или иной степени. Деньги уходят на так называемые спонтанные, незапланированные покупки.

По данным опрос компании VISA выяснилось, что среди самых популярных ежедневных трат россиян на первом месте покупка маленькой бутылочки воды, хотя у нас всех вода есть бесплатно в кране. На втором – билеты в кино или театр. Часто деньги незаметно уходят на покупку алкогольных напитков, кофе на вынос и сигарет.

Петр Кузнецов: Вода в кране?

Ольга Арсланова: Вода в кране.

Петр Кузнецов: «Это у вас в Москве вода из кранов та, которую пить можно!» Больше половины опрошенных ежедневно покупают билеты на транспорт вместо того, чтобы заранее оплатить проездной на целый месяц.

Ольга Арсланова: И сэкономить, да?

Петр Кузнецов: Да, конечно. Спонтанно принимают решение купить подарок или сувенир близким, друзьям или коллегам. Очень актуально сейчас, потому что уже Новый год почти, и эта спонтанная расходная статья, увы, увеличится, как ни крутите.

Ольга Арсланова: Но скряги-экономисты говорят, что если себя контролировать, то можно сэкономить. Давайте посмотрим, что же экономисты нам всем советуют для того, чтобы эти деньги не тратить. Итак, во-первых, нужно составить…

Петр Кузнецов: Пять простых советов.

Ольга Арсланова: Да, давайте покажем их. Составить план затрат, то есть написать, что вы собираетесь покупать или нет. Далее нужно закрыть лишние банковские карты, если они у вас есть, и оставить только одну, потому что в таком случае вы будете меньше покупать. Нужно отказаться от потребительского кредита – мы часто не понимаем, что у нас капают проценты и пени. Выбирать вещи до распродаж и покупать продукты в магазинах у дома.

Но это, знаете, такие общие советы, общие черты. Вот они. Еще раз давайте их покажем. А что, у нас времени много, экономить не будем. Вот пожалуйста. Спасибо коллегам.

Петр Кузнецов: «Часто ли вы тратите деньги на ерунду?» – хотим у вас спросить. «Да» или «нет», пожалуйста, отвечайте на короткий, уже знакомый вам SMS-номер.

Мы приветствуем в студии Владимира Козлова, члена Гильдии маркетологов и основателя Высшей школы нейромаркетинга. Здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Владимир Козлов: Добрый день.

Ольга Арсланова: Давайте поговорим об этих тратах, которые… Ну правда, происходит это с нами со всеми. В чем основная причина? Мы просто не всегда понимаем, сколько получится в год/в месяц/в неделю? Или понимаем, но все равно идем на это, потому что душа просит купить какую-то ерунду? В чем причина?

Владимир Козлов: Вы знаете, ответ будет очень простым и очень сложным. Мы просто проводили свои исследования поведения покупателей и в Европе, и в России, и я могу сказать, что люди везде одинаковые. И у людей, так уж получилось (и наука это доказала), у нас есть два уровня сознания – подсознание и само сознание. И быть в сознании, быть постоянно включенным, быть постоянно настороже, иметь вот этот список…

Ольга Арсланова: План, как рекомендуют нам экономисты.

Владимир Козлов: План, конечно, четкий список. Вы очень четко все рассказали. И самое главное – очень полезный список. Например, это те самые покупатели, которых очень не любят и очень боятся. Например, те же самые ритейл-сети очень не любят покупателя со списком, потому что ему нельзя ничего всунуть, ему нельзя ничего допродать. И если мы с вами хотим быть защищенными от лишних трат, то, безусловно, список является важной частью защиты нашего кошелька.

Но когда мы расслабляемся, когда мы теряем вот это состояние настороже… А именно так, например, устроены практически все супермаркеты. Это защищенная, мягкая, располагающая к себе зона, где мы чувствуем себя безопасно.

Ольга Арсланова: С музыкой.

Владимир Козлов: Да, музыка приятная и легкая. Мы расслабляемся, наше сознание чуть-чуть спит. И просыпается наше подсознание, которое говорит: «А давай-ка наберем всего! Мы очень хотим есть. И это мы хотим. Это вкусно. Это сладко. А соленое я так давно не ела! Эти маринованные огурчики, которых мне так нельзя». Понимаете?

И вот тут мы начинаем, собственно говоря, набирать. Именно поэтому возникает такой фокус, что мы зашли просто купить хлеб, а набрали целую корзину. Собственно говоря, вот эти спонтанные покупки и есть самый современный тренд и в Европе, и в России, и в США – заставить обязательно что-то с настроением купить.

Ольга Арсланова: А скажите, если взять десять покупателей, то из них сегодня маркетолог современный какое количество «разведет» обязательно, стопроцентно на спонтанную покупку?

Владимир Козлов: Я бы не говорил слово «разведет» как член Гильдии маркетологов. Вовлечет в покупку.

Ольга Арсланова: Вовлечет. Из десяти.

Владимир Козлов: Я думаю, восемь. Может быть, даже девять.

Ольга Арсланова: Вот так! А десятый со списком пришел.

Владимир Козлов: А десятый со списком, верно.

Петр Кузнецов: Не совсем понимаю, как в этом списке, с которого мы начали, покупки называть ненужными. Ну, даже та же бутылка воды… Сигареты там лидируют, чашка кофе. В любом случае это или зависимость, то есть ты просто без этого не можешь (да, вредные привычки), или это желание, «я хочу попить воды». В любом случае, даже если эта покупка оказывается какой-то ненужной… «У меня много носков. Я купил носки».

Владимир Козлов: Вы богатый человек.

Петр Кузнецов: «Ну, они мне не нужны. Вот я прохожу, я понимаю… Но это я улучшил себе настроение на полдня».

Владимир Козлов: Вот!

Петр Кузнецов: Понимаете? То есть это все равно инвестиция.

Ольга Арсланова: Слушай, как дешево можно поднять себе настроение – купил носки.

Владимир Козлов: Вы сказали самое главное: человек не машина.

Петр Кузнецов: Это пример, это я не на себе, я просто ерунду какую-то назвал.

Владимир Козлов: Это вообще не пример. Это все не ерунда. Когда вы говорите «вы», любой пример из головы, казалось бы, – это все равно ваш пример.

И на самом деле люди – это не машины. Сейчас очень часто рассказывают о том, что человек – это такой биоробот, химия в нем ходит. Нет, человек не машина, человек не машина. И нам как не машине очень важно быть эмоциональными, радостными, счастливыми и получать радость каждый день. Понимаете?

Именно поэтому мы много лет назад, когда занимались нейромаркетингом как технологией, мы четко осознали такой термин «экономика впечатлений». Нам очень нужно радоваться, нам очень нужны радостные вещи. Поэтому мы так против серых унылых домов, хотя они очень практичные. Мы против каких-то, ну я не знаю, некрасивых улиц, некрасивых названий. Потому что когда такая погода… Нам хочется радости. И у этого тоже есть химические и биохимические предпосылки – потребность в эндорфинах.

И вот такая, собственно говоря, простая механика – купить яркие носки, купить себе какую-то воду в красивой упаковке, которая меня взбодрит, – это такой как бы договор со своим собственным организмом: «Да, сейчас нет ничего радостного в моей жизни, но есть простая покупка, простая радость. И я буду счастлив».

Ольга Арсланова: Слушайте, а правда ли, что таким образом в замкнутый круг себя загоняют самые малообеспеченные люди? То есть у них тяжелая жизнь, им тяжело, они пытаются себя развлечь, я не знаю, банкой пива и чипсами. Выпивают много, съедают – у них сил еще меньше, они работают еще менее эффективно, еще меньше зарабатывают. Вот замкнутый круг.

Владимир Козлов: Понимаете, есть разница… Понимаете, есть техническая разница между баночкой пива и между шампанским Cristal, но с точки зрения биохимии человека…

Ольга Арсланова: Это одно и то же?

Владимир Козлов: Это одно и то же.

Ольга Арсланова: То есть, в принципе, со всеми происходит, сколько бы ты ни зарабатывал?

Владимир Козлов: Просто это разные карусели такие. У кого-то карусель попроще, у кого-то чуть посложнее.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Давайте послушаем… Смоленск на связи, Алексей оттуда. Здравствуйте, Алексей.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Да, говорите, пожалуйста.

Зритель: Мое мнение. Мы тратим очень много на ненужные товары из Китая, потому что некачественные, долго не работают.

Ольга Арсланова: А, вы на AliExpress заказываете себе?

Петр Кузнецов: На AliExpress рублей за 400–500 что-нибудь заказали, гирляндочку к Новому году.

Ольга Арсланова: Какое там? 50–100.

Зритель: Вы поймите, даже взять в таких магазинах больших, как «Эльдорадо», там тоже товары в основном из Китая. И главное, возьмешь, вроде бы…

Вот последнее – пылесос купил недорогой. Поставил его в гараже, один раз попользовался. Он поймал сырость, этот пылесос, и по гарантии он не проходит. Если вы хотите доказать гарантию, идите и жалуйтесь. Мне еще в два раза дороже обойдется. Получается, что я его купил, раз попользовался и выкинул.

Ольга Арсланова: Понятно.

Зритель: Навигатор купил – тоже пару раз, и он ненужный. Ну, вот так. Жалко просто. Вроде бы эти вещи стоят тысячу-две, но получается…

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Ольга Арсланова: Это очень важный момент, Алексей, вы сейчас подняли. Получается иногда, что какую-то очень дорогую вещь купить выгоднее, потому что мы можем посчитать время использования в год, условно. А тут получается дороже любого супердорогого навигатора – на один-два раза.

Владимир Козлов: Человек поднял прекрасную тему, к нам позвонивший, тем более из Смоленска. Прекрасная тема! Утром сегодня мы обсуждали именно этот вопрос – запрограммированное устаревание техники. То есть практически то, что мы с вами покупали десять лет назад, как мы знаем по собственному поведенческому опыту, работает более качественно и более долговечно, чем то, что мы купили два-три года назад.

И есть такая тенденция: «Если производители не могут нас заставить покупать чаще, то давайте будем чаще исчерпывать ресурс техники, чтобы она чаще ломалась». И вот эта история чудесная и про этот пылесос, и про навигатор. Есть маркетологи, которые пытаются идти таким путем, есть финансисты, которые говорят: «Давайте будем чаще все изнашивать». И вроде бы эта практика общепринятая.

Как раз на днях (вот мы обсуждали сегодня этот вопрос) в Евросоюзе и в Еврокомиссии подняли вопрос о начале борьбы с этим явлением. Они сказали: «Давайте мы разберем этот вопрос и определим. То есть давайте мы поставим определенные ограничения, чтобы защитить наших потребителей от такого псевдомаркетинга, когда мы все ярко упаковываем, даем некачественную начинку – и за счет этого мы чаще продаем». И вот сейчас Евросоюз с этим начинает бороться. Я думаю, что в России это тоже не сильно за горами.

Петр Кузнецов: Скажите, а купить что-то хорошее и надежное надолго – это разве не идет вразрез с популярной сейчас экономикой каршеринга? Или это про другое?

Владимир Козлов: Вы имеете в виду ситуацию с тем, чтобы делиться? Это скорее политика и внутренняя экономическая модель производителей. Есть производители, которые построены и нацелены на бо́льшую частоту продаж за счет низкой цены – вроде бы не жалко.

У нас у всех есть разные телефоны разных марок (не будем их называть), и мы с разной частотой покупаем зарядки, провода и прочее-прочее. У этих предметов также есть заложенное, скажем так, время, когда они должны выйти из строя. Даже у самых дорогих телефонов самые быстро ломающиеся зарядки, вот эти места соединения, хотя, казалось бы, при их цене можно было бы это сделать.

Ольга Арсланова: Это правда. Тогда на чем же зарабатывать?

Владимир Козлов: Вот! Именно поэтому, когда мы говорим об очень дорогих вещах, как правило… Например, почему большинство швейцарских часовых компаний проиграло часовым серийным бизнесам? Потому что все-таки частота покупок, оборот годовой – это важные цифры.

Ольга Арсланова: То есть массовый сегмент сейчас более востребован, чем этот дорогой премиум?

Владимир Козлов: Да.

Петр Кузнецов: Ну, мы сейчас начали о дорогих вещах, давайте вернемся к ерунде. «Часто ли вы тратите деньги на ерунду?» – спрашивали у людей на улицах разных городов.

ОПРОС

Ольга Арсланова: Ну что же, пишут наши зрители: «Жить по списку скучно. А как же маленькие радости? Зачем тогда вообще зарабатывать деньги?»

Петр Кузнецов: А вот давайте об этих маленьких радостях поговорим. К нам присоединяется еще один эксперт – это Александр Колмановский, психолог. Александр Эдуардович, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Пока мы вас не видим и не слышим. Здравствуйте.

Александр Колмановский: Добрый день, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, покупая ту или иную ерунду – ну, кофе каждый день, когда дешевле дома сделать, или в такси прокатиться, хотя проще пешком или на метро, – какие мы базовые психологические потребности закрываем? И мы тратим на это большие деньги.

Александр Колмановский: Очень простую потребность – потребность в сиюминутном удовольствии. Эта потребность есть у всех на свете людей, но она у нас у всех обостряется, когда этого удовольствия по жизни не хватает, когда сильное неудовольствие, когда сильный дискомфорт.

Ольга Арсланова: То есть мы испытываем стресс, тревогу – и таким образом пытаемся что-то компенсировать, получается?

Александр Колмановский: В общем, да. В общем, да, совершенно верно. Чем больше стресс, тем более импульсивно мы действуем. Чем больше стресс, тем больше хочется именно здесь и сейчас получить удовольствие. Не то что мы думаем, что потом это пригодится, это хорошая вещь. Мы просто в этот момент не думаем.

Ольга Арсланова: Многие наши зрители пишут: «А потом стресс, когда посчитал, сколько потратил». Что делать для того, чтобы и кошелек не страдал (сильно богатых людей не так много), но при этом и потребность в удовольствии тоже была удовлетворена?

Александр Колмановский: Что делать? Делать две вещи. Во-первых, заранее знать о себе: «Я могу как-то импульсивно потратить деньги, а потом об этом жалеть. Поэтому вот сейчас из своего такого ясного и здравого состояния я посылаю себе туда, в будущую ситуацию, записку в запечатанной бутылке: как бы мне тогда ни хотелось, нужно чисто механически сдержаться, а то я потом буду жалеть». Это одна возможная мера.

А другая: «Если я часто ловлю себя на таких покупках и сильных соблазнах – это важный звоночек о том, что у меня вообще в жизни что-то не то, не так сориентировано, мне не хватает положительных впечатлений от регулярной рутины».

Ольга Арсланова: А в идеале человек здоровый психически должен получать удовольствие без таких всплесков, просто от какой-то рутинной деятельности?

Александр Колмановский: Так устроена психика наша, как и психика всех социально организованных животных, что настоящий тонус, настоящая наполненность внутренняя происходит не от хороших покупок или роскошной машины, а от ощущения своей социальной позитивности. Это никакая не мораль, не нравственность, а буквально физиология психики социально организованных животных.

Петр Кузнецов: Спасибо большое. Александр Колмановский, психолог.

Давайте сразу Николая послушаем, нашего телезрителя из Ивановской области. Николай, здравствуйте.

Ольга Арсланова: Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Очень коротко, потому что еще много звонков и есть что спросить у нашего эксперта в студии.

Зритель: Я слушаю.

Петр Кузнецов: Да, давайте.

Зритель: Я что хотел сказать-то? Сейчас очень много китайских вещей. Я кузнецом работаю. Очень много китайских вещей. И для души работы нет. Получается, что все покупают эту штамповку. А вот для души работы мало, получается.

Петр Кузнецов: Для души спонтанно не покупают? А что вы купили? Расскажите, какая последняя ваша покупка спонтанная, которая под нашу тему подходит?

Зритель: Спонтанная? Да вот пришлось купить эту штамповку.

Петр Кузнецов: Какую штамповку?

Зритель: А она бесполезная.

Ольга Арсланова: Понятно.

Петр Кузнецов: Эх! Борис, Тюменская область…

Ольга Арсланова: А скажите, пожалуйста…

Петр Кузнецов: Бориса давай выслушаем.

Ольга Арсланова: Да, давай.

Петр Кузнецов: Борис, Тюменская область. Борис, а вы что купили?

Зритель: Добрый вечер.

Петр Кузнецов: Здравствуйте.

Зритель: У меня просьба к ведущей Ольге, чтобы она не перебивала…

Петр Кузнецов: Борис, ну расскажите, что вы купили!

Ольга Арсланова: Говорите, Борис, я же молчу.

Зритель: Я купил телефон Samsung 9-й, а оказалось, что это просто пустышка. У меня вопрос к ведущему: как бороться с мошенническими внедрениями? Они усиленно просят купить покупку, которой не существует. То есть телефон сделан, он на 32 гигибайта, а на самом деле таких телефонов не существует.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Зритель: Надо какой-нибудь государственный фильтр поставить, чтобы избавиться от таких мошенников.

Петр Кузнецов: Спасибо вам, Борис, вы услышаны.

Ольга Арсланова: То есть тут еще и вопрос обмана.

Владимир Козлов: Это очень важный вопрос. Очень!

Я дополню господина Колмановского. Вы знаете, я отношусь, может быть, к той группе людей, которые занимаются нейромаркетингом, поведенческой психологией. И я утверждаю, что человек – это все-таки не животное. Мы не животные, поэтому нельзя нас ровнять, не знаю, по собакам. Хотя они прекрасные, веселые и замечательные друзья, но мы – не они.

Ольга Арсланова: Лучше некоторых людей, но тем не менее.

Владимир Козлов: Да, лучше некоторых людей, но мы все равно не они. Поэтому у человека есть другой стимул, который нас, собственно говоря, заводит в такие покупки, которые иногда нас разочаровывают. Мы проводили очень глубинное исследование людей по их глубинным мотивам. И есть такой мотив, который и заставляет нас играть в компьютерные игры, тратить время, казалось бы, на ерунду и делать какие-то мелкие покупки.

Ольга Арсланова: И что это?

Владимир Козлов: Оказывается, что самый главный вопрос, который мы задаем себе каждый день, – это вопрос, на который мы ищем ответ также каждый день: «Почему я хороший?» Даже если день прошел полностью неудачно, то когда мы едем, не знаю, домой, мы можем поиграть в какую-то игру и выиграть в ней, не знаю, какие-то кристаллики, монеточки – «Я хороший». Понимаете? Подошли, купили булочку, дали ее собачке – «Я хороший». Шел домой, купил вкусный кофе – «Я хороший».

Ольга Арсланова: А что, мы себе плохими не разрешаем быть?

Владимир Козлов: Нельзя быть плохими. Точнее, мы себе этого не позволяем, а на самом деле это нормально.

Петр Кузнецов: В данном случае я хороший, потому что я могу купить кофе? Ну, если мы не раздаем собакам…

Ольга Арсланова: Или мне просто хорошо стало?

Владимир Козлов: «Мне хорошо» и «Я хороший».

Ольга Арсланова: Как все просто!

Владимир Козлов: Да. Быть хорошим – это очень просто. К несчастью, мы очень часто себе не позволяем быть хорошими в очень простых вещах – и начинаются все эти усложнения, которыми очень часто пользуются недобросовестные маркетологи, как в этом «прекрасном» случае с телефоном. Это огромная проблема. Есть группа людей, которые думают, что если они сидят в интернете и напрямую не видят своих покупателей, то у них нет моральной или, как иногда говорят, кармической ответственности за свои поступки.

Петр Кузнецов: Ну да, ну да. Давайте подведем итоги голосования вместе с вами. Мы спрашивали все это время: «Часто тратите ли вы деньги на так называемую ерунду?»

Ольга Арсланова: Для души.

Петр Кузнецов: Это уж вам определять, что из них ерунда, а что – нет. Так вот, все взвесили вы и ответили. «Да, часто на ерунду тратим деньги» – 14%. «Нет» – 86%.

Ольга Арсланова: Врут?

Владимир Козлов: Они хотят быть хорошими.

Ольга Арсланова: Понятно. Спасибо.

Петр Кузнецов: Владимир Козлов, член Гильдии маркетологов, основатель Высшей школы нейромаркетинга.

И что такое экономика впечатлений, которая вовлекает в покупки