Дарья Шулик: Ну и в продолжение, скажем так, темы непогоды, к сожалению, которая действительно затронула очень многие регионы этим летом, еще больше нас огорчила. То у нас коронавирус был, а теперь еще одна напасть. Действительно, этим летом ливневые дожди наделали бед сразу в нескольких регионах России. Стихия бушевала не только в Свердловской области. Проливной дождь затопил улицы и Краснодара, в Туве паводок разрушил мосты и размыл дороги. Иван Гостев: В Тульской области из-за ливня вышла из берегов Ока, а в Бахчисарае ливень затопил дороги и подтопил дома. Что у нас происходит с климатом и с инфраструктурой? Почему она скрипит по швам? Позвоните нам и расскажите, как у вас с погодой и как у вас с инфраструктурой – держится или подмывает дома, размывает мосты? В общем – что происходит? А мы сейчас обсудим эту тему с нашим экспертом. У нас на связи Илья Заливухин, архитектор, градостроитель, федеральный эксперт по развитию территорий. Илья Заливухин: Да, здравствуйте. Иван Гостев: Подключаемся к вам. Дарья Шулик: Здравствуйте, Илья Вячеславович. Иван Гостев: Илья Вячеславович, здравствуйте. Расскажите нам, пожалуйста. Непогода захватила, так ударила просто по нескольким регионам России. Это какое-то глобальное изменение климата или просто такое, скажем так, локальное явление? И почему оказались не готовы к этому? Дарья Шулик: Да, почему не готовы? Что у нас происходит вообще с ливневой канализацией? Почему у нас практически каждый год происходит одно и то же, за редким исключением? Честно говоря, не помню, чтобы такого вообще не было. Пройдет дождь – все, текут у нас… Вот, пожалуйста, мы видим на наших экранах: машины у нас превращаются в лодки, дороги перейти невозможно, заливает здания, огороды. Что происходит? Неужели нельзя в городах сделать жизнь настолько комфортной, чтобы этого не было? Это так сложно? В чем дело? Илья Заливухин: Вы знаете, это действительно довольно сложно, этим надо заниматься. Во многих городах этой инфраструктурой не занимались по 30 лет в последнее время. И часто засоряются эти ливневые стоки, и они плохо обслуживаются, и их надо все время модернизировать. На самом деле мы же с вами развиваем социальную и транспортную инфраструктуру. Мы говорим о том, что нужны школы и детские сады, что нужен общественный транспорт, метро и трамваи. Абсолютно так же городу необходим инженерно-экологический каркас. Это даже важнее, чем транспорт, на самом деле. Потому что, как мы видим, часто транспорт просто не может проехать там, где не справляется инженерно-экологическая инфраструктура. За этим надо следить, ее надо разрабатывать, надо эти проекты выполнять, воплощать в жизнь. Соответственно, тогда все будет в порядке. Скажем так, в Советском Союзе за этим очень внимательно следили и создавали эту инфраструктуру. Дарья Шулик: Вот вы сказали, что разрабатывали. И сейчас говорите, что в Советском Союзе за этим внимательно следили. То есть я так понимаю, что все наработки и разработки у нас-то есть. Просто этим никто не занимается? В чем дело? Иван Гостев: Изменились процессы? Подход изменился? Илья Заливухин: Вы знаете, ее не видно на первый взгляд. Возникают проблемы только тогда, когда идет большой дождь. Кстати, это отмечалось всегда на территории нашей страны. Видно благоустройство, видно транспорт, видно архитектуру, а инженерные коммуникации – они где-то внутри, за ними можно не следить. Вы знаете, это то же самое, что и у человека: есть внутренние «инженерные» органы. Конечно, за ними можно не следить, но бывает очень плохо, если они перестают работать. Правильно? Вот то же самое в городе. Дарья Шулик: Можно я сейчас спрошу? Идешь иногда по улице, видишь – делают дорогу. Раньше идешь вдоль дороги – и вот эти решеточки канализации, куда, собственно говоря, вся эта вода и должна стекать. А сейчас делают дороги, и этих решеточек в принципе нет. Я вам могу сказать, что я поездила очень много по России. Вот идешь, делают дорогу. Дорога красивая! Около дороги красиво, клумбы разбили. А вот этих самых волшебных и нужных решеточек нет. Кто-то должен следить за тем, чтобы они были? Или в принципе изначально они не закладываются в план постройки этой дороги? Илья Заливухин: Вы знаете, они на самом деле не могут не закладываться, потому что если они сделаны… Дарья Шулик: А где же они тогда? Илья Заливухин: Значит, сделаны неправильно. Социальная, инженерно-экологическая и транспортная инфраструктура – три важнейшие системы в городах. Они все должны быть. Если их нет – значит, это не работает или это неправильный проект, не знаю, или сэкономили деньги. Дарья Шулик: Но проект же кто-то принимает, правильно? Когда дорогу сдают, ее принимают, правильно? И ее должны принять с чем? С ливневой канализацией. Иван Гостев: Скажите, пожалуйста, нам, а как-то изменились процессы, если сравнить с советскими временами, процессы контроля, принятия? Вот как это все происходит? Илья Заливухин: Действительно, надо смотреть, что в технических заданиях, в нормативах. Но все это есть на самом деле, нужно требовать исполнения этого. Кстати, очень много воды раньше уходило на рельеф. Была сделана грамотная вертикальная планировка, было много газонов, открытых территорий, куда вода уходила. Не всегда нужно делать прямо трубы и стоки с водой. То есть все это просто к тому, что это элемент планирования территории. И часто застройка, которая сегодня ведется, он ведется на свободных территориях, куда раньше уходила вода, поэтому все у нас и плавает вокруг. Иван Гостев: Ну, мы говорим не только о дорогах, но и о мостах, которые просто смывает. Почему в этом случае это происходит? Это несет просто угрозу. Ну посмотрите, что, например, произошло в Тулуне год назад. Вот у нас смыло мост в Башкирии. Илья Заливухин: Ну понимаете, где-то, например, попадает строительный мусор, где-то нет ливневой канализации, где-то что-то засорено. И все это выливается… Вот такие маленькие речушки у нас выходят из берегов, затопляют целые города и наносят огромный ущерб. Конечно, нужно делать меры, которые предусматривают обслуживание всех этих систем и контроль над этими системами. Всегда надо понимать, что это может случиться. В последнее время – все чаще и чаще. Если не будем заниматься инженерно-экологической системой городов, будет еще чаще, будет еще сложнее устранять эти последствия. Иван Гостев: Буквально несколько SMS просто для вас и для наших телезрителей прочитаю. Курская область, Курск: «Нас тоже затапливало в ливень. Около нашего дома ливневки не чистили десять лет». Представляете? Конечно, совершенно невообразимо. Волгоградская область: «После ливня выйти из подъезда невозможно. А нам отвечает администрация: «Это ваши проблемы». Как вести себя в этой ситуации? Говорят: «Ваши проблемы». Илья Заливухин: Ну смотрите. Если это ваш частный двор, то, конечно, это могут быть ваши проблемы. Хотя на самом деле город должен следить и заниматься инженерными коммуникациями. Это примерно, как если у вас нет тепла в квартире, если у вас центральное отопление, вы скажете: «Мы замерзаем», – а вам скажут: «Это ваши проблемы». Нет, если есть центральное городское отопление, то оно должно работать. Соответственно, города почему-то все время чинят это, вводят и отчитываются: «Мы ввели отопление. Мы закрыли отопительный сезон. Мы открыли отопительный сезон». Вот то же самое должно быть, я считаю, с программой «Моя канализация». В какой-то момент я предложил такую программу для всех городов. Вот такая программа должна быть – такая же, как «Мое отопление», «Моя улица», не знаю, «Мои автобусные остановки». Иван Гостев: То есть для каждой проблемы свою программу придумать? Илья Заливухин: Ну, на самом деле отдельно, конечно, нужно следить именно за этой инженерно-экологической ситуацией, за этой инфраструктурой. Без того, чтобы эта инфраструктура модернизировалась, развивалась и обслуживалась, у нас все время будут такие проблемы. Иван Гостев: Допустим, кому жаловаться? Опять же можно написать на портал Госуслуг – и там помогут, наверное. Илья Заливухин: Можно написать, конечно. И нужно писать, нужно жаловаться – тогда власти городов будут обращать внимание на конкретные проблемы. На самом деле это хороший мониторинг. Ведь на самом деле, если посмотреть, где затапливает, наверное, можно уже сделать карту таких мест, где постоянно это происходит. Значит, именно там нужно решать эту проблему в первую очередь. Вряд ли все это в разных местах случается в городах. Иван Гостев: Хорошо. Илья Вячеславович, давайте сейчас послушаем звонок, нам звонит Михаил из Челябинской области. Зритель: Алло. Здравствуйте. Иван Гостев: Михаил, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте, Михаил. Иван Гостев: Как у вас ситуация с погодой? Зритель: Ну, тоже ужасная. У нас стояла непривычная жара почти под 40 градусов. Плюс эти два дня у нас были дожди, ливни. Я общался с родственниками, они живут на юге области – Октябрьский, Карталинский районы. Они фермеры, и у них есть большой вопрос: чем кормить скотину и что будет осенью? То есть – либо колоть, либо закупать сено даже в той же Курганской области, в Башкирии. Но там примерно такая же ситуация. Они не знают, чем по осени кормить скотину. Иван Гостев: Ну понятно. Зритель: То есть вот такая проблема. Они боятся, что, скажем так, молоко будет дороже, ну естественно. И будет очень много мяса. В общем, вот такая проблема есть. По крайней мере, это по Уралу – Челябинск, Свердловск, Оренбург, Башкирия, Курган. Дарья Шулик: Скажите, пожалуйста, а с дорогами-то что у вас происходит после всяких таких ливней и такой непогоды? Есть проблема с ливневой канализацией? Зритель: Вы знаете, скажу так: у нас губернатор поменялся – и как-то стало чуть повеселее. Дарья Шулик: Повеселее? Что вы имеете в виду? Зритель: Ну, у нас нет такого, как показывают в Екатеринбурге, в других городах. Дарья Шулик: То есть занимаются этим? Я правильно понимаю? Иван Гостев: Держат руку на пульсе, можно сказать, да? Зритель: Да. По крайней мере, сейчас губернатор сменился – и стало как-то получше. Иван Гостев: Понятно. Ну хорошо. Спасибо большое. Зритель: Спасибо и вам. Иван Гостев: У нас был на связи Михаил из Челябинской области. Илья Вячеславович, вот видите – не только один негатив, где-то и решают проблемы. Дарья Шулик: Сдвинулось с места. Илья Заливухин: Конечно. Видите, сменился губернатор – и проблемы решаются. Это значит, что власти должны в первую очередь решать эти задачи. То есть сами жители не могут создать инженерно-экологическую инфраструктуру. Кстати, вот видите, она не только на дороги, но и на сельское хозяйство, на обеспечение безопасности, в том числе продуктовой безопасности страны, по сути, влияет. Это не только нельзя проехать, но нельзя вырастить и накормить скот. Соответственно, это влияет на продукты, на мясо, на хлеб и так далее. Иван Гостев: Ну конечно. Одна проблема сразу подтягивает другие. Понятно. Спасибо большое, Илья Вячеславович. С нами на связи был Илья Заливухин, архитектор, градостроитель, федеральный эксперт по развитию территорий. А мы переходим к следующей теме.