Ни уехать, ни приехать. Жалобы зрителей ОТР на транспортную недоступность

Ни уехать, ни приехать. Жалобы зрителей ОТР на транспортную недоступность | Программы | ОТР

в рубрике «Дорогая передача»

2021-02-12T14:16:00+03:00
Ни уехать, ни приехать. Жалобы зрителей ОТР на транспортную недоступность
Домик с окнами в ад
Безработные с приданым
ТЕМА ДНЯ: Мусор дорожает
Индекс Масленицы: блин, как всё дорого!
ОПЕК-батюшка, нефть-матушка…
Торговля данными о россиянах
Что нового? Южно-Сахалинск, Чебоксары, Воронеж
Новые схемы обмана с банковскими картами. Вакцинация продолжается. На что тратим деньги. «Всё включено» по-русски. Как сдержать цены? Чем питаются школьники. Отмена крепостного права. Цифровая школа
Как сдержать цены?
Наталья Починок: Никакие профессии не умрут, они просто будут иметь всё большую цифровую составляющую
Гости
Сергей Храпач
председатель наблюдательного совета Ассоциации «Межрегионавтотранс»
Олег Бадера
председатель комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия»

Петр Кузнецов: Это наша новая рубрика «Дорогая передача». Здесь мы собираем и анализируем ваши жалобы и, главное, с ними работаем, доводим до ума, до результата. Жалобы могут быть на что угодно. Главное, чтобы это было конкретно и конструктивно, пожалуйста.

Марина Калинина: Например, вы уже год добиваетесь ремонта во дворе, замерзаете в квартире с наступлением холодов; закрыта единственная детская поликлиника. Вы писали, пытались достучаться, но ответов так и не получили. Мы постараемся помочь – чем можем, естественно. Рассказывать будем о ваших проблемах в эфире. Посоветоваться с экспертами можем, направить письма в соответствующие инстанции и проконтролировать реакцию.

Петр Кузнецов: Например, год назад на ОТР пришла жалоба на мост в Калининградской области, точнее – на его отсутствие.

Марина Калинина: Мы отправили тогда туда нашего корреспондента. Был сделан сюжет, мы показали его в прямом эфире на нашем телеканале в программе «ОТРажение». И вот не прошло, как говорится, и года, как мост появился, новый понтонный в поселке Мысовка. Правда, пока только для пешеходов. Дело в том, что Мысовка, откуда нам и написали, собственно говоря, жители, разделена рекой на две части. Старая переправа, которая их соединяла, давно пришла в негодность. Местные чиновники и подрядчик не смогли договориться, каким именно должен быть новый мост, поэтому его строительство и затянулось. Оно продолжается и сейчас, но автомобилисты проехать по новой конструкции смогут уже в начале весны, то есть совсем скоро.

Петр Кузнецов: Мы продолжаем получать сообщения ваши каждый день, днем и ночью. Мы собираем их всю неделю, чтобы к очередной пятнице получились первые какие-то результаты. Чаще всего вы пишете о высоких платежах по ЖКХ. На втором месте проблемы с жильем. Кто-то живет в аварийном доме, у многих проблемы с капремонтом.

Марина Калинина: Много было обращений по поводу мусора. Где-то его не вывозят, но деньги все равно берут. Проблемы и с разделением этого мусора, с раздельным сбором, не у всех установили контейнеры. Пишут о недоступности газификации: труба с газом идет рядом, но подвести газ к дому стоит все еще огромных денег. Есть проблемы и с доступностью медицины, особенно в сельской местности, а также проблемы с транспортом.

Петр Кузнецов: Пишут нам со всей России, как вы понимаете. Но больше всего, обратите внимание, из Воронежской области, Московской, Краснодарского и Ставропольского краев, из Рязанской и Самарской областей.

Очень много, особенно в последнее время, пишут про транспортную недоступность. Где-то отменили автобусы, снесли даже остановки. Доехать можно в лучшем случае на такси – а это большие деньги.

Марина Калинина: Или пешком по несколько километров люди ходят.

Петр Кузнецов: Так вот, несколько историй, которые мы сегодня разберем с нашими экспертами.

СЮЖЕТ

Петр Кузнецов: Три показательных примера. Сейчас мы их рассмотрим вместе с нашими экспертами. Мне кажется, объединяет их одно – такое ключевое слово «нерентабельность».

Сергей Храпач, председатель наблюдательного совета ассоциации «Межрегионавтотранс», с нами сейчас на связи. Здравствуйте, Сергей Валентинович.

Сергей Храпач: Здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Петр Кузнецов: Мне кажется, знаете, это такой показательный пример, как работает рынок. Мы же все надеялись и говорили, что рынок расставит все по своим местам. И он действительно расставил. Отменили автобусы и электрички, потому что это невыгодно. Но понятно, что на рынок мы пожаловаться не можем, заявление нужно на кого-то конкретного. В чем здесь дело? Вот что объединяет эти три истории? Или здесь в каждой свой антигерой?

Сергей Храпач: Нет, на самом деле здесь антигерой один. И объединяет их то, что местные органы власти, которые по двум федеральным законам обязаны обеспечивать транспортную доступность населению, устранились от этого процесса. И получается сейчас, что муниципалитет – муниципальный район или муниципальный округ, в который входят данные субъекты, – не хочет организовывать транспортное обслуживание ни в каком виде. Потому что он может установить маршруты как по регулированным тарифам (то есть это те тарифы, которые смогут оплатить граждане, жители не очень богатого региона), так может устроить и рентабельный маршрут по нерегулированным тарифам, где цена билета может быть очень заоблачной. Но вопрос: какой будет спрос?

Ну, проблема, я так понимаю, в том, что никто из местных чиновников и депутатов, которые утверждают местный бюджет, в котором должны быть запланированы расходы на перевозку, делать этого не хочет по каким-то причинам.

Марина Калинина: А кто может повлиять на то, чтобы все-таки они захотели это сделать и эти причины как-то испарились? Потому что люди страдают. И это только три истории. Вы не представляете, сколько нам пишут по этому поводу.

Сергей Храпач: Представляю. Почему нет? Эта ситуация классическая, к сожалению, для нашей страны, а особенно для удаленных регионов, не очень богатых. В первую очередь у нас прокуратура обладает правом надзора за исполнением законодательства. Соответственно, прокурор местный, районный или межрайонный (в зависимости от того, какой у них есть), может провести надзорную проверку администрации и установить, почему администрация не исполнила свою обязанность (подчеркиваю: обязанность, а не право) организации транспортного обслуживания населения.

После этого, после прокурорской проверки, могут быть приняты различные меры прокурорского реагирования, вплоть до обязывания администрации предусмотреть и установить такой маршрут. Соответственно, после этого, как маршрут будет установлен органов исполнительной власти – мэрии сельской, так скажем, администрации, – то депутаты, местные представительные органы обязаны будут заложить деньги в бюджет на следующий год, по которым будут финансировать данный маршрут.

Вот такой механизм. Пожаловаться также можно губернатору местному, который в какой-то степени надзирает за исполнением муниципалитетами транспортной доступности населения. Но все-таки прокурорский надзор здесь будет более эффективный, с точки зрения закона, и более оперативный.

Петр Кузнецов: Коллективность жалоб дает больше шансов?

Сергей Храпач: Конечно, конечно. Особенно если какая-то резонансная проблема, большое село, большой населенный пункт, где должно быть обязательное транспортное обслуживание. Допустим, мост должен быть рабочим, по которому ездят автобусы, но его нет или он в нерабочем или аварийном состоянии. Естественно, прокурор среагирует на коллективную жалобу более эффективно и быстро, чем на жалобу отдельного человека.

Петр Кузнецов: Сергей Валентинович, я даже думал, что, может быть, эффективнее каждому, ну знаете, чтобы завалить прокуратуру жалобами?

Сергей Храпач: Можно каждому. Можно написать депутату Государственной Думы, который курирует данный округ. И депутат обязан ответить, направить свой депутатский запрос местным органам власти, ответ на который пишется в течение 15 дней. Как правило, местные чиновники побаиваются депутатских запросов федеральных депутатов. Кстати говоря, это один из вариантов, по которому можно поднадавить на местные органы власти. И, уверяю вас, они сначала будут отказываться, говорить, что в бюджете нет денег. Но когда на них надавят, то деньги удивительным образом найдутся и хоть каким-то образом смогут проблему эту решить.

Но здесь еще возникает смежный вопрос. Дело в том, что не по каждой дороге и, может, не по каждому мосту можно провести регулярный автобусный маршрут. Дело в том, что требования безопасности весьма строгие в плане улично-дорожной сети. И при определенных условиях муниципальная власть не сможет провести данный маршрут, установить маршрут, если, например, находится на пути следования мост, который признан в аварийном состоянии, при этом мост может быть не в компетенции местной власти, а, например, федерального управления или областного.

Вот этот вопрос тоже тонкий, поэтому, как говорят в фильме, «с кондачка» решить его нельзя. Но я бы посоветовал жителям начать со своего депутата федерального и с областного прокурора. Просто эффект будет гораздо выше, чем писать прокурору районному.

Петр Кузнецов: Во всех трех историях?

Сергей Храпач: Да, совершенно верно, во всех трех историях. Опять же повторюсь: может быть, чиновники и хотят сделать в какой-то степени, но получается… Вот показали понтонный мост. По понтонному мосту не всегда можно провести автобусное сообщение. Есть случаи, когда можно, особенно в условиях Арктики, где так называемые зимники устанавливаются. А есть, где нельзя – в силу природных, сезонных и прочих условий. Соответственно, они бы и рады, но им не подпишут, не установят маршрут в связи с тем, что юридически он будет не соответствовать требованиям безопасности, и перевозчик не сможет по нему ездить даже при большом желании, чтобы не нарваться на большой штраф.

Марина Калинина: А нормальный мост нельзя построить?

Сергей Храпач: Можно. Поэтому вопрос этот комплексный. Вообще в каждом муниципалитете должен быть документ, называется «документ транспортного обслуживания», который определяет, так скажем, генплан развития территории. Это генплан развития транспортных коммуникаций конкретного региона, начиная от субъекта федерации, заканчивая каждым муниципалитетом.

Федеральный закон № 220-ФЗ обязывает местные органы власти разработать такой документ. Если он есть, то по нему можно смотреть, в какой перспективе, что и где будет организовано. Если его нет, то это нарушение закона. И чиновник, который его не разработал, обязан понести за это ответственность. Почему я и рекомендую обратиться к прокурору – потому что он уполномочен это проверить и установить причины, по которым чиновник не хочет исполнять федеральный закон. Повторюсь, это не его право, это обязанность чиновника обеспечить транспортное обслуживание данной территории.

Петр Кузнецов: Спасибо.

Марина Калинина: Спасибо.

Петр Кузнецов: Сергей Храпач, председатель наблюдательного совета ассоциации «Межрегионавтотранс», нам помогал.

Марина Калинина: Виктор из Пермского края у нас на связи. Виктор, здравствуйте. Слушаем вас.

Петр Кузнецов: Здравствуйте, Виктор.

Зритель: Добрый день, дорогая передача. Петр и Марина, здравствуйте.

Марина Калинина: Здравствуйте.

Зритель: Вы меня слышите?

Марина Калинина: Да-да-да. Говорите, пожалуйста.

Петр Кузнецов: Что у вас? Жалуйтесь.

Зритель: Послушайте и постарайтесь не перебивать меня, а в конце прокомментируете.

Мы живем в пределах доступности до города Березники Пермского края, 20 километров. На той неделе волки чуть не сожрали в пригороде собаку. Бабушка выскочила с лопатой, отбила свою собаку, после чего на собаку пришлось семь швов налаживать. А я живу в 20 километрах от этой деревни. У нас на дороге есть одна остановка. До поселка Шемейный 2 километра, до поселка Таман почти 22 километра, до деревни 12 километров. Из этого делаем такие выводы: как мы можем дойти до своих населенных пунктов, добраться?

Я в прошлом году, в прошлую зиму наблюдал такую картину. Приходит автобус в 9 часов утра, на улице темно. Выходит молодая девушка с плюшевым мишкой, примерно где-то около метра. На этом мишке к лапе привязан шарик. Она, видимо, кого-то поздравить едет в населенный пункт. И 2 километра ночью надо идти девушке до этого населенного пункта. Подвергает риску свою жизнь. Мы тут так и живем. И до нашей власти никак это не доходит. Они ссылаются на то, что мы малый населенный пункт…

Петр Кузнецов: Виктор, простите, а власть знает о вашей проблеме? Власть знает все? Вот эту картинку вы транслировали кому-то до нас? Пытались обозначить?

Зритель: Об этом знает не то что власть. Наша власть пишет отписки. Наш Народный фронт из краевого центра знает наши проблемы. Любую вашу проблему я могу на своем уровне оговорить в любой момент. Я скандалил даже с президентом на эту тему – и ничего не двигается. Даже через Народный фронт нельзя ничего сделать. Люди рискуют жизнью, а нашим чиновникам хоть бы хны.

Марина Калинина: Понятно. Спасибо большое за звонок.

Петр Кузнецов: Олег Бадера, председатель Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Общероссийской общественной организации «Деловая Россия». Олег Алексеевич, здравствуйте.

Олег Бадера: Да, добрый день.

Петр Кузнецов: Знаете, нам пишут после разговора с предыдущим экспертом: «Вы советуете туда-то и туда-то обращаться». Мы даже по выступлению нашего телезрителя из Пермского края поняли: Народный фронт в курсе, власти в курсе, писали…

Марина Калинина: То есть все в курсе, а ничего не происходит.

Петр Кузнецов: Ну, посоветуем мы сейчас тем-то и тем-то написать – и все так же где-то в столах останется.

Олег Бадера: Да, это такая системная проблема в нашей стране. Я во многом согласен с тем, что говорил предыдущий эксперт, Сергей Валентинович. Он правильно, на мой взгляд, отметил, что если мы не будем сами бороться, если мы сами не будем писать во все необходимые инстанции, то тяжело сдвинуть эту махину. При этом сам подход в России к пассажирским перевозкам немножко изначально был испорчен.

У нас то государство пытается полностью подмять эту систему под себя. Но государству не хватает и специалистов, и денег в конечном итоге. Поэтому остаются наиболее жирные кусочки, наиболее хорошие транспортные направления. А те, которые не окупаются – всем это неинтересно становится. И отдать полностью бизнесу – тоже государство делает это не очень умело, не очень качество, потому что бизнесу нужно отдавать такие пакеты очень выгодные, хорошие, где бизнесу выгодно работать.

А есть направления, которые невыгодные, дотационные. И вот по этим направлениям… Бизнес должен брать такие направления вместе с прибыльными и заниматься. Это должно быть жесткое условие. Но так как зачастую во многих регионах… А эта проблема касается практически любого региона. Вы выводите в эфир отдельные точки, а можно в любом регионе найти эту проблему. Так как бизнес и власть зачастую бывают в коррупционной связи, зачастую основная задача – просто заработать, а не обеспечить эту транспортную доступность, то, к сожалению, вот такие проблемы мы видим, слышим и с ними каждый день сталкиваемся.

Марина Калинина: Ну а делать-то что в итоге? Я не знаю, смотрели ли вы сюжет, который мы в начале обсуждения этой темы показывали. Человек же не может ходить 24 километра в одну сторону до города, куда ему нужно попасть.

Петр Кузнецов: За хлебом, кстати.

Марина Калинина: 24 километра в одну сторону он ходит!

Петр Кузнецов: Или не за хлебом. Неважно. Но – ходит.

Олег Бадера: Здесь я соглашусь с Сергеем Валентиновичем, нужно писать в надзорные органы. Это обязанность прокуратуры – увидеть, что чиновник не исполняет свои обязательства. Чиновник должен был принять план. Он должен был разработать маршрут. Если там есть потребность у людей перемещаться, то это обязанность государства – обеспечить там транспортную доступность. И они могли бы сделать легко регулируемый тариф. Тогда любой перевозчик, который выйдет на этот маршрут, ну, выиграет конкурс, будет получать от государства плату, а людей будет возить, потому что он получает за это деньги. Это решаемая проблема, только ее нужно решать. Если всех устраивает такая ситуация, то, к сожалению, она и не решается.

Петр Кузнецов: Олег Алексеевич, еще ощущение, что, знаете, ответственности особой как-то нет. То ли речь в отсутствии неотвратимости наказания. То есть: «Да, я знаю об этой проблеме. Да, люди жалуются. Ну а что мне будет за это?»

Олег Бадера: Тоже с вами соглашусь, потому что в последнее время перекос… У нас сейчас вышел указ, как оценивать губернаторов, сколько там критериев. А там 15 критериев оценки губернаторов.

Петр Кузнецов: Обновленный президентом, пункты немножко изменены.

Олег Бадера: Да. Но сказать, что там есть такие прямые критерии оценки транспортной доступности, оценки качества жизни – таких прямых нет. Соответственно, губернатор всегда будет крутиться за то, за что его спросят. А если за это сильно не спросят, то это становится второй или десятой в приоритете задачей. Плюс специалисты, которые этим занимаются. У нас нет требований, кто должен быть министром транспорта или руководителем департамента транспорта. Туда может прийти просто хороший друг, хороший знакомый…

Марина Калинина: Так?

Петр Кузнецов: Олег Алексеевич?

Марина Калинина: Олег Алексеевич?

Петр Кузнецов: Прямо заговор какой-то. На таком важном месте… Будем надеяться, что это совпадение.

«Государству не хватает дорог», – это пишет Приморский край.

Марина Калинина: Костромская область: «Контроля за перевозчиками нет, расписания нет, автобусы холодные». Башкортостан: «Наш мэр города все обещает и обещает, обещает и обещает, но ничего не делает». Город Белорецк: «Нет маршрутов, нет автобусов».

Петр Кузнецов: «Три года ходил по инстанциям, – здесь просто не про транспорт, а про то, что все-таки результат есть, – измором их взяла. Сделали нам связь». Может быть, о связи будем еще говорить в отдельной передаче, которая называется – рубрика «Дорогая передача». Здесь мы собираем все ваши жалобы, всю неделю анализируем.

Марина Калинина: В общем, продолжайте жаловаться.

Петр Кузнецов: Продолжайте жаловаться. И ровно через неделю – новая порция информации, которую мы тоже постараемся разгрести.

Спасибо большое. Дневное «ОТРажение». Оставайтесь на ОТР. Марина Калинина, Петр Кузнецов.

Марина Калинина: Всем хорошего дня!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
в рубрике «Дорогая передача»