Ничего разумного? Учёные отсканировали 10 млн звёздных систем и не нашли признаков жизни

Гости
Вадим Лукашевич
кандидат технических наук, независимый эксперт в авиакосмической отрасли

Иван Князев: Разумных существ нет. Друзья, сейчас речь не про нашу матушку-Землю. Это данные команды астрономов и ученых Международного центра радиоастрономических исследований. Они отсканировали около 10 млн звездных систем и ни одного признака разумной жизни не нашли.

Тамара Шорникова: Так что же, мы одни во Вселенной, или наблюдения продолжаются? Давайте спросим специалистов. Вы тоже расскажите нам, прилетят ли к нам инопланетяне или нет. По вашему мнению, естественно. Может быть, встречались с кем-то.

Иван Князев: Может быть, уже прилетали.

Тамара Шорникова: Да. Итак, говорим сейчас с Вадимом Лукашевичем, кандидатом технических наук, независимым экспертом по космосу. Вадим Павлович, здравствуйте.

Иван Князев: Слышите нас? Мы пока вас не слышим. Пока видим, но не слышим.

Вадим Лукашевич: Не, ну вы должны меня слышать.

Иван Князев: Ага. Вадим Павлович…

Тамара Шорникова: Это точно опознанный объект, да, сейчас?

Иван Князев: Говорят, что на самом деле мало посмотрели мы наше звездное небо. Все-таки эти 10 млн звезд – это капля в море. Это там совсем…

Тамара Шорникова: Даже сравнили океан и бассейн на заднем дворе.

Иван Князев: Бассейн, да. Рано еще выводы делать, как считаете?

Вадим Лукашевич: Дело в том, что поиски внеземных цивилизаций, попытки войти с ними в контакт через радиосвязь ведутся уже достаточно давно. С середины прошлого века, когда начался известный международный проект SETI. Тогда прослушивали звезды или пытались связаться на волне нейтрального водорода, длина волны 21 см. Считалось, что если цивилизация где-то достигла технологического уровня, то обязательно связь будет вот на этой частоте. После этого, в общем-то, прослушивали очень значительную часть звездного неба. И толком ничего не услышали.

И, в общем-то, потом возникли другие проекты. Допустим, проект Ozma. Это уже были другие частоты. Вот сейчас идут новые исследования. И дело в том, что первоначально предполагалось, что в самом деле, ну, космос обитаем и очень много цивилизаций. Потом уже это сменилось определенным скепсисом. Но, тем не менее, поиски продолжаются. И вот то, что происходит сейчас – обследовали порядка 10 млн звезд в определенном секторе неба. Это созвездие Паруса. Ничего не услышали. То есть это не говорит ни за, ни против.

Иван Князев: А, может, они просто не хотят с нами разговаривать? Хотя вы говорите – ничего не зафиксировали. Был же один вау-сигнал, по-моему, да, что-то там произошло?

Вадим Лукашевич: Да, был сигнал. Но он ни о чем не говорит. Это говорит о том, что сигнал, который мы не смогли должным образом расшифровать. Потому что, допустим, когда появились первые данные по радиоизлучению квазаров или пульсаров, то они поэтому называются пульсары, что там был очень четкий модулированный сигнал. И первая реакция была, что наконец нашли какой-то инопланетный источник разума и так далее. То есть тот всплеск, который был обнаружен в 2012 году, он вполне может иметь и какие-то естественные причины. Потому что он не повторился. То есть любая связь – это всегда некий повтор сигнала.

Дело в том, что если взять, допустим, Солнечную систему, то самым сильным источником радиоизлучения является Солнце, а потом уже Земля. Но Земля шумит в радиодиапазоне. Здесь же мы говорим о том, что должен быть специальный… Мы пытались услышать сигнал, который специальным образом направлен извне этой планетной системы, именно с целью связи. Вот такого еще не произошло.

Работы ведутся дальше для того, чтобы повысить чувствительность наших приемников, чтобы попытаться выявить некие сигналы, которые не направлены вовне в космос, а, допустим, там эта инопланетная цивилизация использует для себя, для каких-то своих нужд. Это проблема очень интересная на самом деле, очень сложная. Потому что до сих пор непонятно, на какой частоте лучше всего прослушивать космос с точки зрения найти именно искусственные сигналы. То есть это очень большая проблема, очень многоплановая, отчасти философская – «одиноки ли мы во Вселенной?» Кто-то уверен, что буквально в течение ближайших 10 лет будет контакт.

Тамара Шорникова: Вадим Павлович, возможно, сейчас мы какое-то научное открытие совершим прям в нашем прямом эфире. Потому что нам позвонил телезритель, который утверждает, что видел. Давайте послушаем.

Иван Князев: Так ли это. Здравствуйте. Виктор на связи.

Вадим Лукашевич: Здравствуйте. Я в Воркуте очень давно (мне сейчас 69 лет, а это был 6-8 класс) видел… Воркута, Полярная ночь. Это часов 9-10 вечера, наверное, уже был. И висит прожектор на том месте, где раньше был подъемный кран, который строил дом. И, в общем, поэтому из нас никто внимания сначала и не обратил. А потом я подумал, что уже дом построен, уже давно подъемного крана нет. И думаю – что же это может быть? И вот этот луч прожектора стал… Вместо одного луча появилось три. Из этой же точки.

И он совершенно беззвучно немножко приподнялся и стал маневрировать. С хорошей скоростью, очень хорошая маневренность была.

Иван Князев: Долго маневрировал?

Вадим Лукашевич: Минут 5-10.

Иван Князев: Страшно было?

Тамара Шорникова: Или любопытно?

Вадим Лукашевич: Любопытно. Никакого страха совершенно не было. А на следующий день в школе тоже кто-то видел и задал вопрос. Там какое-то у нас общешкольное собрание было. И говорит: «Мы видели такую штуку». Ну, директор школы сказал, что да, мы узнаем, в чем дело. В горком звонил. И в горкоме ему сказали, что это испытывали новые…

Иван Князев: Ну если в горкоме сказали, то понятно.

Тамара Шорникова: Там-то уж наверняка знают.

Иван Князев: Из Новосибирской области пишет телеЗритель: «Они уже давно среди нас».

Тамара Шорникова: Свердловск: «А зачем с ними связываться? Для чего?» Мол, не надо трогать.

Иван Князев: Из Иркутской области: «Сама видела НЛО, и довольно низко».

Тамара Шорникова: Вадим Павлович, вот такой вопрос. Исследователи не нашли разума во Вселенной, а в Пентагоне при этом заявили, что создают целый отдел по изучению НЛО. Дональд Трамп пообещал якобы даже подумать о том, чтобы снять гриф секретности с некоторых документов. То есть этого нет, но отдел будет. Может, чего-то военные больше знают?

Вадим Лукашевич: Дело вот в чем. Мы с вами начали наш разговор с радиопрослушивания, да, далеких, там, звезд. А в данном случае речь идет о наблюдении неопознанных летающих объектов (НЛО), которые периодически люди видят… И не только люди, а какие-то даже фундаментальные средства, в нашей атмосфере, в воздухе. Естественно, что феномен такой есть. Его сначала признавали, потом не признавали. Но, тем не менее, так как это влияет на работу в первую очередь каких-то там военных систем, то и Пентагон, и в советское время КГБ этим серьезно занималось.

Тамара Шорникова: Так а что это? У ученых есть конкретный ответ сейчас?

Иван Князев: Зеленые человечки или нет?

Вадим Лукашевич: У ученых конкретного ответа нет, потому что эффект такой есть, кто-то в него верит, кто-то не верит. Кто-то считает, что это проявление какой-то деятельности других цивилизаций. Кто-то считает, что это просто какие-то явления в атмосфере, ну типа шаровой молнии, которые просто еще неизвестны. То есть вот такой элемент есть. Но сейчас он находится на уровне «верю – не верю», хотя, как вы правильно говорите, и Пентагон… Я уверен, что и сейчас в России соответствующие службы в том или ином виде это изучают, систематизируют, собирают информацию и так далее.

Иван Князев: В общем, все тайны будем раскрывать еще впереди. «Инопланетяне почти рядом», - пишет Краснодарский край.

Тамара Шорникова: И Рязанская область, прекрасная СМС для финала: «То, что с нами, людьми, никто не контактирует из космоса – уже первый признак того, что разум там есть».

Иван Князев: В 13-15 наша большая тема. Поговорим о дискриминации мужского населения. Вот в России мужчин называют безответственными, слабыми, которые ничего не умеют. Так их характеризуют российские женщины. Ну, а, может быть, не сильно неправ прекрасный пол? Будем разбираться.

Тамара Шорникова: Звоните.

Неужели мы одни во Вселенной?