Дарья Шулик: Зеленый картофель, гнилые мандарины и консервы с вмятинами теперь нельзя предлагать покупателю. Такие стихи получились. Иван Князев: Прямо как Маяковский! Знаешь, что мне интересно? А раньше можно было, что ли? Дарья Шулик: Ты знаешь, мне на самом деле тоже интересно. Однако Росстат утвердил новые санитарно-эпидемиологические требования к работе магазинов и рынков, продающих пищевую продукцию. Они вступают в силу с 1 января следующего года. Иван Князев: Итак, давайте посмотрим на эти новые правила. Они запрещают продажу продуктов с истекшим сроком годности, а также товаров, на которые отсутствуют документы от производителя. Под запрет попадают негерметичные, деформированные консервные банки, продукция в таре, которая обладает признаками бомбажа (вот еще одно интересное слово) и микробиологической порчи, повторно размороженная и замороженная продукция (вот здесь нужно обратить внимание на ту рыбу, которую мы покупаем), яйца с загрязненной скорлупой, в том числе утиные и гусиные (это важное уточнение). Дарья Шулик: Ну, сейчас будем разбираться, собственно говоря, во всех этих новых правилах. Для чего их именно сейчас ввели? Неужели раньше можно было продавать эти самые просроченные нехорошие продукты? А для этого мы подключаем наших экспертов. И первый из них – это Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла. Иван Князев: Ну и вы, уважаемые друзья, конечно же, звоните нам и рассказывайте, какие продукты продают на ваших рынках, доверяйте ли вы их качеству. Сейчас с экспертом поговорим об этом. Андрей Николаевич, здравствуйте. Дарья Шулик: Здравствуйте. Иван Князев: Как торговые сети отреагировали на это новое правило? Для вас что-то изменится сильно? Андрей Карпов: Отреагировали спокойно, потому что, да, ничего кардинально нового. Эти те правила, которые, в общем-то, можно сказать, и так действуют. Просто Роспотребнадзор проводит постоянно работу по уточнению, по доработке нормативных актов, по уточнению каких-то, может быть, аспектов, когда какие-то моменты были не совсем четко отражены в правилах, и, соответственно, проводит их доработку. Поэтому ничего кардинально нового для потребителя не меняется. Иван Князев: Знаете, с рынками – это отдельная история. А вот торговые сети – то тут, то там проводят проверки, в том числе Роспотребнадзор. Там нарушения, здесь нарушения, здесь оштрафовали. Вы потом работаете с такими производителями? Андрей Карпов: Ну смотрите. Если это именно… Нарушения могут быть разные. Могут быть нарушения на этапе производителя. Могут быть нарушения на этапе логистики, когда товар доставляется, например, до РЦ. Потом на РЦ свое хранение. РЦ – это склад, где хранят торговые сети продукцию, которую они поставляют потом в свои магазины. Потом логистика идет от РЦ до самого магазина. Поэтому этапов нарушения может быть много. И на всех этих этапах где-то контролирует сам производитель, где-то контролируют торговые сети. И возможны те или иные нарушения, необязательно это какие-то злонамеренные. Иногда, условно говоря, машина сломалась, какая-то система кондиционирования и так далее. Поэтому эти все правила, эти все требования ужесточают: должны соблюдать и та, и другая сторона, в том числе логисты. И задача – обеспечить на полке качественные товары. Относительно поставщиков. Если системные нарушения у поставщика, то, конечно же, с такими поставщиками торговые организации расстаются. Ну а если это на стороне торговой сети, то просто стремятся нивелировать такого рода нарушения, чтобы они не повторялись. Иван Князев: Просто все-таки, я так понимаю, репутация… Даша, прости, я просто хотел до конца мысль довести. Репутация дороже, чем цена, все-таки? Андрей Карпов: Ну, репутация, конечно же, дороже, потому что опять же сейчас потребитель экономит, потребитель ориентируется на цену, он ищет опять же и хороший магазин. Соответственно, те магазины, которые не отвечают его требованиям качества, потребитель от таких магазинов уходит. Поэтому задача магазина – обеспечить лояльность своего покупателя. Дарья Шулик: Андрей Николаевич, вот эта строчка, что «нельзя торговать просроченным товаром». Все мы слышим, периодически и в Сети, и в СМИ поднимается вопрос, что очень часто магазины просто переклеивают эти штрихкоды и на просрочку ставят новую дату. А что, сейчас какие-то новые санкции будут введены? Или как-то этот товар по-другому нужно будет хранить? Что поменяется в отношении просроченного товара? Андрей Карпов: Нет, здесь принципиально ничего нового нет. Просроченный товар и раньше не имел права находиться на полке. Раньше его обязана была торговая организация снимать. На самом деле эти все байки по поводу переклейки сроков и прочее – ну, конечно же, это байки. Никто этим не занимается. По крайней мере, системные игроки этим точно не занимаются. Просто представьте то количество людей, которое нужно, чтобы специально этими вопросами занимались. Ну, это все-таки из каких-то таких очень старых страшилок. Этот товар абсолютно спокойно сдается обратно. Либо каждая торговая сеть стремится снижать срок оборачиваемости товара, чтобы товар не залеживался на полке, чтобы он гораздо быстрее продавался. Мы же с вами сейчас постоянно видим наклейки, которые появились на разных товарах: минус 10%, минус 20%, минус 30%. Это как раз попытка продать товар с истекающим сроком хранения. Истекающий – это не истекший. А все, что с истекшим сроком хранения, запрещено к реализации. И торговая организация обязана убрать этот товар с полки. Иван Князев: А куда потом его деваете? Андрей Карпов: Утилизируется либо отдается обратно поставщику. Дарья Шулик: Давайте послушаем наших телезрителей. К нам дозвонилась Валентина из Пермского края. Валентина, здравствуйте, слушаем вас. Зритель: Здравствуйте. Я насчет рыбы замороженной и перемороженной. Да, действительно, она несколько раз бывает переморожена. Когда возьмешь ее, она растает – там вообще рыбы-то нет, там одна вода. Знаете, ни жарить, ничего с ней нельзя сделать. О колбасе еще. Колбаса – точно так же. Начинаешь покупать колбасу – они сразу верх, а это продают. Ну, там тоже уже, мне кажется, срок годности давным-давно выше. Иван Князев: То есть прямо заветренная колбаса получается сверху корочка, да? Зритель: Конечно. Я даже один раз видела. Подошла к прилавку, а она покрылась такой плесенью. Иван Князев: Слизью такой. Я тоже один раз на такую наткнулся. Пришлось нести назад в магазин. Зритель: Я говорю: «Колбаса-то у вас уже плесенью покрылась». Они взяли, отрезали ее – и тет же выложили! Представляете? Иван Князев: Да, понятно. Спасибо вам большое. Дарья Шулик: Да, бывает и так. Спасибо. Иван Князев: Много у вас таких случаев? Часто ли приносят товар люди в магазин? И меняют ли его потом? Дарья Шулик: И насколько охотно его принимают? Андрей Карпов: Ну, не часто, но бывают, конечно, такого рода случаи. Конечно же, происходит замена. Относительно рыбы – тут не всегда это может быть размороженно-замороженная рыба. Просто процент содержания глазури регулируется тоже нормативными актами, но за всеми производителями тоже следить сложно. Иван Князев: А вы в сетях следите за рыбой? У вас там есть специалист, который… Ну, пришла партия – посмотрели. Ага, десять раз замораживали, пока довезли из Владивостока или из Мурманска. Андрей Карпов: Нет-нет-нет. Ну, такое все-таки маловероятно, вот такая многократная перезаморозка. Все-таки торговые организации… Тут просто надо всегда разделять торговлю. Торговля разная, ее много. У нас многоформатная торговля. Есть рынки, есть магазины ноунейм, есть системные большие игроки, которые могут позволить себе большие инвестиции различное морозильное оборудование, в соответствующие автомобили, которые доставляют эту продукцию. Я сам неоднократно видел, когда магазины ноунейм летом, например, доставляют в обычных каких-то «каблучках», необорудованных, различного рода продукцию. Поэтому тут надо, конечно же, разделять и внимательно смотреть, и понимать, что все-таки в большом системном игроке, в большой торговой сети вы чаще все-таки приобретете качественный товар. Конечно, в сетях есть специалисты, которые следят за качеством товара. Но тут тоже нужно понять. У сети процессы построены таким образом, чтобы товар, поставляемый в магазин, он сразу же поступал в торговую зону. Соответственно, торговля может проверять товар или пытаться его проверять, в том числе на основе обращений граждан. Когда потребитель начинает задавать вопросы относительно того или иного товара, то тогда торговая сеть начинает обращать внимание. Либо, например, у одной торговой сети есть такая практика, когда они рассылаются эсэмэски своим покупателям и спрашивают, насколько им понравился тот или иной товар. Мало того, покупатель может сам обратиться в эту торговую сеть и обратить внимание, что вот такой-то товар не нравится, то есть его качество вызывает вопрос. И обратиться – не в смысле прийти лично, а достаточно тоже через приложение. И торговая сеть смотрит этот товар. И если на него поступает жалоба, то они его просто снимают с реализации и больше с таким производителем не работают. Действительно, в стране большое количество производителей, и каждый стремится попасть на полку той или иной ценой, поэтому вопросы качества периодически могут возникать, особенно сейчас, когда вопрос цены является превалирующим моментом. Иван Князев: Ну да. Андрей Карпов: Соответственно, конечно, в такие моменты торговля должна быть наиболее внимательна к качеству того товара, который лежит на полке. Иван Князев: Спасибо вам большое. Андрей Карпов, председатель правления Ассоциации экспертов рынка ритейла, был с нами на связи. Дарья Шулик: Сейчас послушаем наших телезрителей. Антонина из Омска. Антонина, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Дарья Шулик: Слушаем вас. Зритель: Мне бы хотелось поговорить не только о фруктах, овощах, а вообще обо всей продукции. Иван Князев: Давайте. Зритель: Ни овощи, ни фрукты – это не первая необходимость. У нас есть мясо, рыба, хлеб, молоко, мука, которая стоит по 90 рублей за 2 килограмма. Так получается, что мы вообще не производим… У людей нет зарплаты. Пенсии низкие. Продукты портятся. Продают, конечно, и просрочку. Контроля никакого нет. Сейчас какой контроль? Контроль, когда предупредят? Пришли, а уже все убрали. Нужен такой контроль, как был раньше. Иван Князев: Понятно, Антонина. Ну, о ценах мы поговорим в 14:00. Скажите, что с качеством продуктов. Зритель: Да что с качеством? У нас масло, допустим, стоило… Ну, у меня большая семья, я беру пятилитровую – 775 рублей. Хожу по магазинам… Поверьте, частные магазины вообще не сбавили цены ни на что. Иван Князев: Понятно. Спасибо. Поняли мы вас. Спасибо большое. Дарья Шулик: Спасибо, Антонина. А у нас еще один звонок, на этот раз из Москвы, Валентина к нам дозвонилась. Валентина, здравствуйте. Зритель: Я тоже присоединяюсь полностью к словам женщины, которая сейчас звонила и говорила о качестве продуктов. Конечно! Сказать «плохое» – это не сказать ничего. Это ужасное качество! И мне очень жаль, что государство не обращает никакого внимания. Вот недоверие к бизнесу. Вот что делает бизнес. А попробуйте пожарить в растительном масле лук – вы никогда его не пожарите. Он варится, а не жарится. И все. Это полбеды. А вы посмотрите, дети какие у нас толстые. Это только от плохого питания, потому что едим всякую дрянь! Купите кулинарию, кондитерские изделия, печенье то же – это кошмар, его в рот взять невозможно! А торты? «Ой, натуральные продукты!» Какие они натуральные? А возьмите петрушку, сегодня купила сушеную. Слушайте, открыла – и мне пришлось ее выбросить. Честно говоря, она пахнет плесенью. Ну разве это продукты? Дарья Шулик: В общем, по всем фронтам как-то невесело. Спасибо, Валентина. Иван Князев: Спасибо большое. Все эти претензии будем предъявлять нашему следующему эксперту. Алексей Егармин у нас на связи, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. Здравствуйте, Алексей Викторович. Александр Егармин: Добрый день. Дарья Шулик: Здравствуйте. Иван Князев: Вот пишут люди: «Байки не байки, на срок реализации переклеивают постоянно». Из Забайкальского края: «Сплошь и рядом продается гниль под названием «нестандарт». Вот это что такое за явление? Александр Егармин: Ну, здесь я могу сказать, что наблюдения потребителей абсолютно правы. Действительно, в последнее время участились случаи, скажем так, сбыта продукции ненадлежащего качества, просроченной, попросту опасной, гнилой и всякой подобной. Таким образом, видимо, нерадивые продавцы пытаются заработать побольше деньжат на нашем с вами здоровье. Ну, собственно говоря, этот процесс надо заканчивать. Он опасен для каждого человека и для всего нашего населения. Иван Князев: А этот «нестандарт» прямо так и клеят? Это сто процентов просрочка? Ну, это же незаконно. Я правильно понимаю? Александр Егармин: Ну, это какая-то новая форма, изобретенная этими магазинами, потому что у нас не бывает стандартных и нестандартных продуктов. Если на продуктах есть категория сорта (допустим, макароны первого сорта или второго), то она пишется на упаковке. А вот полугнилые помидоры продавать как нестандарт у нас не допускается. Поэтому такое нововведение, изобретение, я думаю, должно быть пресечено компетентными органами и, соответственно, просто этому положен конец. Такого понятия у нас нет – «слегка подгнившие помидоры, нестандартные». Иван Князев: Ну понятно. Дарья Шулик: Алексей Викторович, ну а почему все-таки эта ситуация с просрочкой в принципе имеет место быть в нашей жизни? Ну, должны же быть контролирующие органы. Есть стандарты. Вот сейчас еще раз Роспотребнадзор очередные стандарты выпустит. Хотя, в принципе, как мы поняли, и раньше нельзя было этим торговать. Почему тогда сети идут на это? Почему это все присутствует в нашей жизни? Иван Князев: Может, штрафы маленькие? Дарья Шулик: Да, не боятся санкций. Александр Егармин: Я вам могу сказать так. Есть такое понятие, как правоприменительная практика. И вот правоприменительная практика в последнее время способствовала тому, что, по сути, это все можно делать достаточно безнаказанно. Ну, если убрать штрафы, относительно небольшие для такого оборота, то получается, что производитель в этом участвует, безусловно, и его подельник, реализатор. Он, соответственно, обманывают сообща потребителя. И за это никто не несет ответственности. Вы разве слышали в последнее время, чтобы какого-нибудь руководителя магазина привлекли к ответственности? А, между прочим, это покушение на здоровье отдельно взятого гражданина и нас в целом. Нет, не привлекли. Поэтому они и дальше будут продолжать упражняться. Почему? Потому что переклеить ценник стоит недорого, а маржа, которая возникает, то есть прибыльность этого процесса, она достаточно хорошая. Поэтому всегда есть и найдутся люди, которые немножко переступят правила и законы для того, чтобы себе деньжат подзаработать на нашем здоровье. Иван Князев: Алексей Викторович, смотрите. 36% россиян считают, что на рынках плохо соблюдают санитарные нормы, а 26% не доверяют качеству продуктов, которые там продаются. Там как контроль у нас устроен? Или там все как есть? Привезли, посмотрели, глаза закрыли. Директор рынка пришел, какие-то документы посмотрел: «Иди и торгуй дальше». Александр Егармин: Нет, не совсем так, конечно. На рынки поступает продукция. Если она импортная, то… А сейчас зелень вся импортная в основном. Ну и фрукты такого плана, как мандарины, апельсины, они у нас не растут. Соответственно, они проходят через фильтр таможенного контроля. Там, соответственно, есть определенные требования. Сейчас мы не будем касаться этих документов. Ну, там есть достаточно большой список для того, чтобы подтвердить качество. Дальше, если они приходят на рынок и продаются… Ну, рынок – это наиболее честная история. То есть вы можете посмотреть, потрогать, попробовать даже вам дадут. Соответственно, продавец вам продаст, если вас это удовлетворяет. Кроме того, на рынке, конечно, должны соблюдаться санитарные нормы. Мы не будем говорить, что… Есть нарушения и там, но санитарные нормы соблюдаются. Поэтому я бы не стал говорить о том, что рынок – это хуже или намного лучше, чем магазин. Проблема и там (на рынках), и там (в магазинах) существует. Система разбалансировалась из-за того, что потребитель стал такой безнаказанной легкой мишенью для всякого рода «комбинаторов», которые находят отдельные способы обмана. Иван Князев: Понятно, спасибо. Ну, на рынке есть еще одно преимущество: как минимум можно вернуться и посмотреть в глаза этому продавцу, который тебе колбасу протухшую продал. Спасибо большое. Дарья Шулик: Это был Алексей Егармин, сопредседатель Национального союза защиты прав потребителей. Иван Князев: А вот что пишут наши телезрители. Из Кемеровской области: «Очень часто хлеб несвежий на лотках». Из Оренбургской области: «На рыбу страшно смотреть – как из Чернобыля». Из Свердловской области: «Продукты питания по качеству оставляют желать лучшего». Из Ленинградской: «Яйца мыть надо», – пишут нам. Дарья Шулик: Волгоградская область тоже солидарна в вопросе рыбы: «Посмотрите на рыбу, в любом магазине она заморожена 50 раз». Нижегородская область: «Продукты несъедобные. Какая вообще может быть свежесть?» Ну а мы переходим к нашей следующей теме.