Николас Коро: На Новый год стали приглашать меньше гостей. Это не потому, что скопидомство зашкаливает в обществе. Люди хотят видеть за столом минимум условных друзей, только родных и близких

Николас Коро: На Новый год стали приглашать меньше гостей. Это не потому, что скопидомство зашкаливает в обществе. Люди хотят видеть за столом минимум условных друзей, только родных и близких | Программа: ОТРажение | ОТР

Реальные цифры: новогодние подарки

2019-12-16T19:08:00+03:00
Николас Коро: На Новый год стали приглашать меньше гостей. Это не потому, что скопидомство зашкаливает в обществе. Люди хотят видеть за столом минимум условных друзей, только родных и близких
Россияне стали меньше покупать лекарств
Международное напряжение
Жить качественно - это как?
Электросамокат приравняют к мопеду
В Госдуме планируют ввести новый налог для работодателей
Регионы. Что нового. Абакан, Уфа. Нальчик
Новая холодная война. Кто заменит мигрантов на стройке. Отдыхаем в России. Перспективы Союзного государства. Как бороться с раздражительностью
Весеннее обострение
Белоруссия. Перспективы сотрудничества
Сергей Лесков: Есть основания полагать, что в новой жизни, дверь в которую нам открыла пандемия, привычный нам спорт отмирает и на его место приходит киберспорт
Гости
Николас Коро
член совета Гильдии маркетологов

Иван Князев: Переходим вот еще к какой теме. Затраты россиян на новогодние подарки в 2019 году превысят расходы на праздничный стол впервые за пять лет. Это прогнозы аналитиков. Планируемый бюджет на праздники в этом году вырос на 14%.

Тамара Шорникова: Так, еще на пару минут заглянем в будущее и узнаем, что нам подарят. Конфеты и шоколад – традиционный набор, классика. Косметика и парфюмерия. Все это лидирует в опросах. В ТОП-3 популярных подарков на Новый 2020-й год также вошли деньги (ну, тут без сюрпризов), их в подарок получат 30% россиян, треть. Велики шансы найти под елкой подарочные сертификаты, еду и напитки. Вот тут интересно, конечно, речь о банке шпрот закрытой или о тарелке оливье, которую забудут хорошо погулявшие гости?

Иван Князев: Нет, понимаешь, Тамара, для кого-то и это подарок. Также в десятку самых распространенных подарков вошли книги, различные трекеры (например, пульсометры), билеты на концерты, в театр, походы на массаж, в SPA и, конечно же, смартфоны.

Тамара Шорникова: Жалко, кстати, что этот пункт не такой популярный, как еда, например.

Иван Князев: Потому что сколько они стоят-то!

Тамара Шорникова: А что вы будете дарить своим близким? И что хотите получить в подарок? Часто ли у вас совпадают желания и реальность? Звоните, рассказывайте. Вспоминайте самые странные подарки, наверняка такие тоже в вашей жизни были.

Сейчас запускаем SMS-опрос: «Вы уже купили подарки на Новый год?» Кратко «да» или «нет» – на наш короткий SMS-номер 5445. В конце этой получасовки подведем итоги.

Представим нашего гостя?

Иван Князев: Да. Николай Коро у нас в гостях, главный куратор Исследовательского центра брендменеджмента и брендтехнологий, член совета Гильдии маркетологов. Здравствуйте.

Николас Коро: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, здравствуйте.

Иван Князев: И вместе с нашим гостем сразу же запускаем опрос для рубрики «Реальные цифры». Спрашиваем: «Какой подарок вы хотели бы получить на Новый год? Что сами собираетесь дарить? И какую сумму на это запланировали?» Присылайте сообщения на бесплатный номер 5445. В пятницу мы подведем итоги.

Тамара Шорникова: Ну и звоните, звоните, конечно! Ждем ваших звонков.

Итак, смотрите, впервые за пять лет траты на подарки превысят расходы на праздничный стол. Тут еще знаешь какое любопытное совпадение? Недавно была новость, что опять же в этом году россияне больше всего потратят на подарки самим себе любимым. Мне кажется, здорово коррелирует. Поэтому наши затраты так выросли в этом году? Просто хотим себя баловать?

Николас Коро: Несомненно. Действительно получается, что этот год – год странных цифр. Но эти цифры не такие странные, если посмотреть, как считать. Во-первых, уменьшается количество людей, которых мы приглашаем на Новый год за свой стол. А это значит… и это в первую очередь первопричина того, что трат на стол будет чуть-чуть поменьше.

Иван Князев: А почему уменьшается-то?

Николас Коро: Ну давайте мы как-то мягко назовем это модой. Хотя это, скорее всего, такое социальное поветрие, изменение манеры поведения. Люди хотят сейчас на Новый год видеть тех, кого раньше хотели видеть только на Рождество. То есть – минимум случайных людей, минимум условных друзей. Действительно, только родные и близкие. Вот об этом идет речь, а не о том, что скопидомство и жадность зашкаливают в нашем обществе.

Иван Князев: Понятно.

Николас Коро: Хотя если это по-другому немножечко назвать… Наконец-то мы научились экономить? Да. Наконец-то мы научились радовать себя? Да. Потому что очень сложным был психологический перелом последние лет семь: «Удобно ли, если я сам себе сделаю подарок и – о боже! – он будет самый дорогой по сравнению с тем, кому я буду дарить – коллегам, родственникам?» Да, мы научились любить самих себя. Мы научились любить момент, ценить себя в этом моменте и ограждать себя от излишних псевдодрузей.

Иван Князев: А может, мы просто немножко… Извини, Тамара. Может, мы просто немножко духовнее стали? Понимаете, дарить подарки близкому человеку, сделать что-то приятное вместо того, чтобы сесть, пропить, проесть…

Николас Коро: Иван, эгоцентризм, «полюби самого себя» и духовность – это разные ипостаси.

Иван Князев: Ну, это «полюби самого себя». А если про других говорить? Потому что раньше – стол накрыть, скатерть-самобранка. А сейчас: «Может, лучше подарочек? Что проедать-то весь бюджет?»

Николас Коро: И здесь тоже есть «маркетинговая двустволка», потому что во всех данных, которые мы традиционно получаем перед Новым годом и сравниваем с тем, что на самом деле, всегда разница есть. Мы можем заявить о том, что мы сэкономим на подарках в этом году. Но когда мы посмотрим, что реально перед самым Новым годом или сразу же после Нового года, мы увидим: нет, мы разошлись, мы не можем остановиться.

И поэтому мы сейчас ведем двойной расчет: сколько и почем вы коллегам собираетесь подарить и дорогим родным и близким? И наконец мы можем спрашивать: сколько себе вы хотите подарить в этом году?

Иван Князев: Сколько коллегам ты собираешься подарить, Тамара?

Тамара Шорникова: Иван!

Николас Коро: А потом сравним с родными и близкими.

Тамара Шорникова: Зачем интригу портить? Давайте узнаем у наших телезрителей, во-первых, сколько они запланировали на подарочный свой бюджет, как его формируют.

Но сначала – SMS. Не могу не прочитать ее. «Хотел от жены электробритву за 2 500. Она сказала: «Терпи до 23 февраля!» Даже поругались с ней немного», – пишет нам телезритель

Иван Князев: Какой кошмар! Грустная SMS, Ярославская область: «Ничего дарить не буду. Пенсия – 11 тысяч». Просто нет денег у людей на это.

Тамара Шорникова: Ну давайте посмотрим наш видеоматериал. Мы как раз спрашивали, сколько наши телезрители готовы потратить на подарки, что собираются купить, купили ли уже. И вот какие ответы получили.

Николас Коро: С удовольствием!

ОПРОС

Тамара Шорникова: Разные бюджеты, очевидно.

Много SMS. Дорогие телезрители, вы можете нам не только писать, но и звонить. Сейчас почитаем SMS. Волгоградская область: «Хочу в подарок смартфон. Дарю дорогие духи, трачу около 20 тысяч рублей». Ростовская область, грустная SMS: «Подарки не купила, денег нет. Сыну 14 лет, подарим тысячу рублей. Сами с мужем никуда не идем, будем сидеть дома, настроения нет». Волгоградская область опять же: «Я как раз сегодня купила себе платье на Новый год – недорогое, но очень красивое, за 900 рублей. И очень рада». Ну и Кемеровская: «Хочу Ferrari, но похоже, что мое желание расходится с возможностями чуть-чуть».

Иван Князев: Сейчас узнаем, что собирается дарить своим близким на Новый год Антон, Краснодарский край у нас на связи. Может быть, что-то хочет получить в подарок. Антон, добрый вечер.

Зритель: Добрый вечер.

Тамара Шорникова: Да, слушаем вас.

Зритель: Конечно, все хотят что-то получать и в Новый год, и в другие праздники. Кстати, я уже второй раз к вам дозваниваюсь в студию, мне просто везет.

Иван Князев: Да, вы везунчик!

Зритель: Да, точно. Вот смотрите. Я слушаю все ваши предыдущие размышления. И что получается? Как бы дарить всем хочется. Получается, что всем хочется. Кто-то говорит: «Рад бы подарить, да денег нет». А кто-то говорит, гость в студии, маркетолог: «Вот смещаются акценты».

А я скажу так: действительно, эти факторы очень сильно влияют. И если я раньше хотел бы подарить своим близким что-то для души, скажем, для культурного развития, то сейчас я вынужден думать: подарить ли сыну бутсы для футбола, которые стоят 8 тысяч рублей, или игрушку на Новый год?

А если мы говорим о сумме, то давайте так. Ну сколько стоит приличный полезный гаджет? О’кей, если вы возьмем не очень хороший iPhone, то, в принципе, десятая модель стоит 50–60 тысяч, а если 11 Pro, то и все 100 тысяч рублей. Вот скажите, как я могу своей любимой жене подарить iPhone? Как бы уже непросто. Согласны?

Николас Коро: Да нет, это просто. Просто вместо айфона нужно подарить смартфон, потому что качество примерно такое же, дизайн эффективнее, а цена в раза три дешевле.

Иван Князев: Да, спасибо.

Тамара Шорникова: Да, бренд, конечно, играет значение.

Иван Князев: Вы знаете, о чем хотелось поговорить? Мы все говорим: «Денег не хватает, подарки дорогие. Давайте будем экономить, будем рациональными». Друзья, а мы уже разучились делать подарки своими руками? Сделать что-нибудь приятное…

Николас Коро: Причем это не просто какое-то пожелание метафорическое.

Тамара Шорникова: Подарить эмоцию.

Иван Князев: Почему бы и нет?

Николас Коро: Потому что сделанное своими руками – это тренд, который набирает обороты последние три года. Обратите, пожалуйста, внимание, как в интернете подскакивает показатель по скачиванию, по подпискам – что-либо сделать своими руками. Конечно, здесь диапазон сумасшедший – от «мы вас сейчас научим, как завернуть что-то не очень нужное, но чтобы внешне выглядело вау! – и тогда будет эффект подарка» до того, что действительно любой арт-объект, любое желание можно сделать своими руками. И такое количество каких-то дистанционных мастерских и реально существующих на улицах и площадях города вот таких ярмарок творчества – их невероятно много!

Иван Князев: Да и в интернете это все есть, можно спокойно посмотреть.

Николас Коро: Совершенно верно. Действительно, посмотрите, за последние три года все больше и больше скачиваний в том же самом интернете перед Новым годом. Но опять же повторюсь: не так мало скачивают и просто о том, как упаковать что-нибудь не очень эффектное во что-нибудь эффектное. Вот с этим, конечно, надо продолжать бороться. Наверное, еще года два придется.

Тамара Шорникова: Если говорить о списке, конечно же, очень много традиционного: конфеты, косметика и так далее. Кажется, что мир такими быстрыми шагами несется в будущее, все вокруг нас так меняется, а вот этот список – как будто бы не очень.

Николас Коро: Этот список – средняя температура по палате. Потому что кондитерские, недорогие, но максимально большие и нарядные, с новогодним ассоциированием подарки – обычно это выбор тех людей, которые рассчитывают на свою пенсию. Ну не очень большая пенсия в регионе, без каких-то столичных доплат, без каких-то накруток от мэра, действительно, обязывает просто-напросто всем сестрам по серьгам, по чуть-чуть, но приятно. И это действительно приятно, потому что для ребенка получить большую шоколадку – по большому счету, будем объективны, это так же в кайф и в удовольствие, нежели гаджет в маленькой упаковочке.

Поэтому как это дарится и что дарится – это тоже искусство, и далеко не маркетинговое. Хотя маркетологи производственные это четко понимают, потому что каждая, даже незначительная по цене, скажем так, вкусняшка или безделушка перед Новым годом старательно увеличивается в размерах упаковки (хотя все остается), и максимально позитивные новогодние эмоции выплескиваются на этикетку. Да, это маркетинг. Но слава богу, что есть новогодний маркетинг.

Тамара Шорникова: Давайте послушаем Михаила. Нам мужчины звонят. Краснодарский край.

Иван Князев: Да, у нас опять Краснодарский край.

Тамара Шорникова: Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте.

Зритель: Да, здравствуйте.

Тамара Шорникова: Вы приготовили уже подарки для родных и близких?

Зритель: Да, я уже приготовил и хотел бы поделиться опытом.

Тамара Шорникова: Давайте.

Иван Князев: А они не обидятся?

Зритель: Я предлагаю купить лотерейные билеты, розыгрыш 1 января, спортлото, не менее трех билетов каждому. Стопка – 100 рублей. Говорят, что тираж будет очень выигрышный. Но главное – надо брать подряд три билета, тогда выигрыш будет 1 к 3 обязательно. И поверьте, это будет не только радостно, но и… Затрата – 100 рублей, но выигрыш возможен очень и очень большой. Всем желаю удачи, здоровья. Спасибо!

Тамара Шорникова: Михаил, а сами-то что хотите получить?

Иван Князев: Сами что хотите получить?

Зритель: Ой, вы знаете, я хотел бы машину, но это очень дорого.

Николас Коро: Значит, еще один лотерейный билет.

Тамара Шорникова: Ну слушайте, шанс человек дарит людям.

Николас Коро: На самом деле опыт человек дарит, потому что не важно, сколько он стоит, но вы понимаете, что: а) это подарок; и б) это возможность 1 января опять собрать всю свою семью и устроить маленькое семейное шоу. И тут не важно, выиграешь ты или нет. Ощущение, что семья собралась опять вся вместе. Дедушка или папа для кого-то сделал этот подарок. Собрать еще раз всех вместе. Это не дорого, но человек продумал. И это уже семейный маркетинг.

Иван Князев: Премию к зарплате хочет получить наш телезритель из Волгоградской области. А далее у нас…

Тамара Шорникова: Узнаем, что хочет получить Людмила, Самарская область. Здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Людмила.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: О каком подарке мечтаете, Людмила?

Зритель: Я ни о каком не мечтаю.

Тамара Шорникова: Как?!

Николас Коро: Почему?

Зритель: Мне хочется, наоборот, внукам подарки сделать.

Иван Князев: Тогда рассказывайте, какие собираетесь сделать.

Зритель: Вот какие могу. Я пенсионерка. Много болячек, денег много нет. Пенсия – 11 тысяч. А внуков восемь.

Тамара Шорникова: Ох! Поздравляем!

Зритель: Я покупаю пряжу и вяжу: кому носочки, кому жилетки, кому гольфы, кому чего. И в них кладу еще по шоколадке.

Тамара Шорникова: Здорово! Спасибо большое.

Николас Коро: Вот вам и упаковка, и подарок, и ощущение радости. Ну скажите, найдется ли кто-нибудь, который бабушке скажет: «Фу! Сама связала»? Ведь каждый скажет: «Боже мой, ты сама связала!»

Это все действительно зависит от нас. Конечно, нам всем хочется больше денег. Конечно, где-то втайне мы желаем о больших, о дорогих подарках. Но кусочек души, который через руки во что-то упакованный и достанется нам…. Ну согласитесь, даже те, у кого очень много денег, они действительно начинают желать, чтобы было что-то не купленное, а свое. Правда, это приходит с возрастом, но все-таки приходит.

Тамара Шорникова: Немного как раз про услуги маркетологов и их работу. Сейчас, перед Новым годом, было очень много черных, серых, красных пятниц – каких угодно. Очень много скидок. Влияют ли они сегодня на количество подарков в нашей стране? Или мы уже научились не реагировать на это или не так сильно реагировать, как раньше?

Николас Коро: Ну, мы понимаем, что в нашей стране в отношении скидок есть такое понятие, как «черный ноябрь и декабрь», потому что у нас начинается Черная пятница примерно за две недели до самой пятницы, затем у нас Киберпонедельник. А как же Всемирный день шопинга, придуманный не так давно в концерне Alibaba Express? Теперь это всемирный праздник. А тут это все плавно перетекает в новогодние распродажи.

Поэтому мы сейчас находимся в состоянии тотальных новогодних распродаж, вот уже с начала ноября с крохотными перерывами, чтобы владельцы товаров и услуг, а также магазины (посредники между теми, кто производит, и теми, кто покупает) успевали бы, что называется…

Тамара Шорникова: Менять товар на полках?

Николас Коро: …хотя бы на пару дней поднять опять цены (а вдруг кто-нибудь купит?), а потом опять опускать.

Тамара Шорникова: Как себя держать в руках в такое время, когда столько соблазнов вокруг?

Николас Коро: Это не к маркетологу, а это к психологу. Мы как раз по другую сторону баррикады.

Тамара Шорникова: Может быть, вы как раз оттуда нам, из профессионального стана, подскажете секреты, как на ваши же уловки не попасться?

Николас Коро: Это не уловки. Дело в том, что маркетинг не занимается производством уловок. Маркетинг занимается одним – изучением того, что втайне хочется покупателю. Поэтому все, что хотели, вот возьмите и получите.

Поэтому постепенные выбросы именно того, что может потребоваться к Новому году. Не разом все, а как напоминание. Потому что если разом все, то один раз купил и больше не тратишь, потому что деньги закончились. А если поэтапно… «А вот вам про алкоголь игристый, который на столе должен стоять. А вот вам про алкоголь, который должен привести вас в чувство после того, как вы игристый употребили на ночь. А вот вам русские народные забавы. Ну как это у вас сломались дома санки или ватрушки? Вы подумали вообще о том, что вы будете делать с ребенком и сами на новогодних каникулах? Спортом заниматься надо, а не просто пить!» Поэтому продаем игровые механические недогаджеты, традиционные.

Точно так же происходит с мандаринами, с продуктами для оливье. Идут волнами напоминания. «Ага, про стол? Хорошо. Купили, забыли. Ага, про подарки дорогим и близким? Купили, забыли. Боже мой, еще коллеги!» И об этом тоже нужно вовремя напомнить.

Вы обратили внимание, что в ответах наших зрителей проявляется такая маркетинговая тенденция: чем моложе наш зритель, работающий зритель, тем чаще он говорит о семье и о коллегах; чем старше, тем все больше о семье; ну а средневозрастная группа говорит еще и о близких, друзьях, которые остались.

Единственное, у меня из головы не выходит только ответ одной зрительницы, которая сказала о том, что мужу – духи, а дочери – деньги. Вот не было бы семейного конфликта после этого.

Иван Князев: Да. Спасибо, спасибо вам, Николас. У нас был в гостях Николас Коро, главный куратор Исследовательского центра брендменеджмента и брендтехнологий, член совета Гильдии маркетологов. И, наверное, сразу же подведем итоги опроса.

Тамара Шорникова: Да, вместе с нашим гостем подведем итоги SMS-опроса. «Купили подарки на Новый год?» «Да» – 8%, «нет» – 92%.

Иван Князев: Друзья, времени остается совсем-совсем мало!

Тамара Шорникова: Мы напоминаем, что мы запустили опрос для рубрики «Реальные цифры», в нем будем спрашивать вас о подарках. Отвечайте на него, пожалуйста.

Иван Князев: Да, будем спрашивать у вас. Какой подарок вы бы хотели получить на Новый год? Что сами собираетесь дарить? И какую сумму на это запланировали? Присылайте свои сообщения на бесплатный номер 5445. В пятницу мы подведем итоги. Пишите нам, дорогие друзья!

Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Авторизуйтесь, чтобы быстро и удобно комментировать
Комментарии (0)
Реальные цифры: новогодние подарки