Иван Князев: В эфире по-прежнему «Отражение», мы продолжаем. До Нового года остается чуть больше недели, подготовка к празднику выходит на финишную прямую. Всю неделю в рубрике «Реальные цифры» мы спрашивали вас о новогодних подарках: что собираетесь подарить близким, о чем мечтаете? Оказалось, что до сих пор многие хотят верить в сказку. Вот Ирина из Москвы нам написала: «Дед Мороз, подари мне, пожалуйста, любящего мужа». С ней солидарна пенсионерка из Ленинградской области: «Хочу на Новый год миллион и мужа». Тамара Шорникова: О, запросы! Да? Иван Князев: Какая прелесть! Тамара Шорникова: Вы делились с нами разными ожиданиями – от скромного радиоприемника до подключения дома к газовой трубе. Мы составили рейтинг самых популярных ожиданий и подарков. На первом месте – бытовые предметы. Ниже – смартфоны, ноутбуки. Третье и четвертое места поделили деньги и предметы одежды. Написавшие нам пенсионеры были бы рады, если бы им оплатили лечение или лекарства. 5% опрошенных ждут в подарок путевку. Иван Князев: Ну, это то, что мы хотим. А вот то, что мы, скорее всего, получим. Бабушки и дедушки собираются дарить внукам игрушки и сладости. Выбор часто обусловлен финансовыми возможностями. Вот две SMS. «Себе – в кредит тахту. Дочери и зятю – пять килограммов сахара. Внучке – пачку вкусного чая и три шоколадки». Из Краснодарского края пишут: «Пенсия – 9 200 рублей. Отложила с трудом 2 тысячи для внуков. Больше ничего никому дарить не будут». Тамара Шорникова: Предметы быта, как и заказывали, получат многие. Сообщение из Самарской области: «Маме – ночную сорочку и весы кухонные. Дочери – фужеры и полотенца банные. Сестре – сорочку и фирменную жидкость для очистки плиты». На втором месте приготовленных подарков – одежда. Вот SMS из Ульяновска: «Любимому супругу – теплый джемпер. Сыну и дочери – поделки для творчества по возрасту. Маме – теплые варежки и палантин». Замыкают рейтинг подарков деньги, косметика и украшения. Иван Князев: Диапазон трат на новогодние подарки большой – от 200 рублей до 100 тысяч. Самым щедрым оказался автор сообщения из Хакасии – он собирается потратить 100 тысяч рублей, а сам мечтает о борцовках. В среднем бюджет на подарки – чуть больше 9 тысяч рублей. Это почти в два раза больше, чем в прошлом году. Тамара Шорникова: Ну и напоследок SMS от 72-летней пенсионерки из Подмосковья: «Как подготовиться к Новому году и не разориться? Подарки делаю все лето на даче, эксклюзивные: варенье вкуснейшее, яблочный сок, соленья. Красиво упаковываю, пишу поздравления пророческие, которые, кстати, часто сбываются». Еще больше подарков своими руками и других, по-настоящему бесценных, в нашем репортаже. Смотрим и возвращаемся в студию. СЮЖЕТ Иван Князев: Представим нашего гостя. Тамара Шорникова: Да. Будем подводить итоги нашего опроса «Реальные цифры» вместе с соучастником – Николас Коро, член совета Гильдии маркетологов, у нас в студии. Здравствуйте. Николас Коро: Доброго вечера. Иван Князев: Николас, признавайтесь, по магазинам уже прошлись? Что купили и кому? Николас Коро: Вы знаете, я как раз не самый лучший показатель, потому что я – некая такая ненормальная «золотая середина». То есть я не отношусь к тем, кто в последние выходные перед Новым годом, а то и в последний день перед Новым годом побежит покупать подарки, но и не к тем, кто еще летом их заготовил. Я – наполовину. Прошелся по списку: половине купил, половине – еще нет. Тамара Шорникова: Как формируете этот список? Вы пытаетесь как-то выпытать, узнать у родных, что им хочется? Или считаете, что лучший подарок – это сюрприз? Николас Коро: Ну, лучший подарок – это сюрприз. Мы считаем так до тех пор, пока сам не получишь сюрприз, вне всякого сомнения. Список делю всегда на две части – это коллеги и близкие, родные, друзья. Смешивать это нельзя никогда, потому что друзья можно что-то милое, сокровенное, а вот коллегам милое и сокровенное – неправильно поймут. Поэтому коллегам – немножечко умилительного официоза, а друзьям – солидной милоты. Тамара Шорникова: А «неправильно поймут» – это что значит? За харрасмент воспримут? Николас Коро: Ну, я бы не стал это все переводить в список покупок, которые, как в последние годы мы считаем, это только личностное, это вообще даже нельзя дарить. Я думаю, что декоративная косметика падает год от года в новогодних покупках именно потому, что год от года женщины восстают против декорирования самих себя как предметов вожделения. Поэтому любая наша характеристика, любое наше проявление так или иначе связано с маркетингом. Тамара Шорникова: Кстати, интересно – изучая современные тренды, каким подарком сегодня можно оскорбить? Николас Коро: Я думаю, если это связано с навязыванием конфессиональных каких-то аспектов, искренняя уверенность: «Если я верю в это, то это правильно, это точно, и все в это должны верить». Но люди будут верить в то, во что они хотят. В конце концов, свобода совести – это один из основополагающих институтов демократии. Иван Князев: Несколько SMS. Воронежская область пишет: «Мечтаю о квартире». Сейчас человек живет в общежитии. А вот Краснодарский край, грустная эсэмэска: «Давно ничего не дарим, по гостям не ходим. Безработные». Вологодская область: «Хочу в подарок трусы и носки», – человек пишет. Тамара Шорникова: Идеальный просто реципиент. Николас Коро: Получить или купить? Потому что получить… Тамара Шорникова: «Хочу в подарок», – говорит. Николас Коро: Хорошо, когда уведомишь об этом всех окружающих. А если вдруг не ждешь, а получишь, да еще не того размера, да не того стиля или с излишне эротическим уклоном или иными фантазиями – ну, тут можно не только обидеться, тут и загреметь можно. Тамара Шорникова: Просто обычно это анекдот, ну, моветон, что ли, – дарить носки. Иван Князев: Да какой же это моветон, Тамара? Тамара Шорникова: Ну как? Иван Князев: Это весьма полезная вещь. Я как раз и хочу спросить… Николас Коро: Зайдите в ГУМ, в ЦУМ, зайдите в отдел, я не знаю, Paul Smith – и вы увидите, что это не просто носочки, а это изделия стоимостью от 3,5 до 12 тысяч рублей. Тамара Шорникова: Нет, ну авторские, дизайнерские, понятно. Это просто из серии традиционных подарков на 23 февраля и на 8 марта. Понимаешь? Ну, носки… Иван Князев: Вот! Николас, я хотел спросить. Такие практичные подарки – они сейчас еще в тренде? Грубо говоря, люди говорят: «Не надо мне дарить какую-нибудь неинтересную дорогую безделушку. Подари мне лучше носки». Ну, полезный подарок. Почему бы и нет? Тамара Шорникова: Ваня, я поняла. Ты трижды повторил. Я подготовлюсь. Иван Князев: Хорошо. Николас Коро: Тренд начинается с денег. Пожалуйста, обратите внимание на то, что последние пять-семь лет стало приличным то, что раньше было категорически неприлично – дарить деньги на день рождения. Но все-таки Новый год – это ощущение какого-то чуда. И мы рады любой безделушке, лишь бы она либо говорила: «Новый год пришел! Эге-гей! Хо-хо-хо!», – либо: «Я знаю, что ты хочешь. Я знаю твои пристрастия. Вот, может быть, не самое дорогое, но это то, что тебе понравится». Что касается практичных историй, то я думаю, что для членов семьи, особенно если с определенной долей иронии, скажем так: «Вот и наступила месть за твой подарок на 8 марта». Да, я думаю, что это вполне допустимо. К тому же все больше нам хочется, мне кажется, в любом возрасте не каких-то безумных отдыхов и приключений на Новый год, а «поиграть в звезду». Второе название игры – «поиграть в тюленя», то есть просто тупо развалиться на диване, чтобы тебя не двигали два-три дня. Вот для этого носочки, да еще из козьего пуха – это замечательно! Тамара Шорникова: Ну не знаю, Николас, не знаю. По-моему… Иван Князев: Это великолепный подарок! Тамара Шорникова: Ну что? Как говорится, на пенсии отоспимся. Хотя она далеко. Николас Коро: А вы знаете, все-таки этот год удивительный. Посмотрите, как в этом году снизился к Новому году градус антагонизма, социальных антагонизмов. Ну посмотрите. Возникают какие-то совершенно непонятные объединения, которые всегда раньше враждовали, а перед Новым годом – особенно. Допустим, союзы потребителей и маркетологов. Или вообще вечные враги – архитекторы и девелоперы. Это действительно правда. Буквально на днях прошла новость, что появляется ассоциация, которая объединит архитекторов и строителей – вечных врагов. А покупатели пишут заявления в Гильдию маркетологов: «Примите меня в гильдию, хочу изучить вас изнутри, как с вами бороться». Тамара Шорникова: Тут есть хитрый ход. Иван Князев: Давайте звонок послушаем. Друзья, звоните нам и говорите, что хотите на Новый год и что сами собираетесь подарить. А сейчас у нас на связи Нина из Ростовской области. Нина, здравствуйте. Зритель: Да, добрый вечер. Тамара Шорникова: Слушаем вас. Зритель: А я вот мечтаю вместе с мужем, чтобы нам кто-нибудь подарил нашу невыплаченную зарплату. Ждем с 2012–2013 года, за полгода нам не выплатили зарплату. Вот кто-то бы нам это подарил… Тамара Шорникова: Нина, подождите, подождите… Иван Князев: Весьма практичное желание на Новый год, между прочим. Тамара Шорникова: А ваше дело сейчас где-то рассматривается? Я надеюсь, вы не одна ждете, а вместе с прокуратурой, например, с трудовой инспекцией? Николас Коро: С 2012 года? Иван Князев: Да. Здесь уже такая история, что мне кажется, что Дед Мороз из МВД должен прийти. Зритель: Обанкротили предприятие и нам не выплатили зарплату. Кстати, почему вы эту тему никогда не поднимаете? Тамара Шорникова: Нина, мы много раз поднимали тему невыплаченных зарплат. Естественно, еще не раз поднимем уже в следующем году. Иван Князев: Если нас сейчас слышит Дед Мороз, мне кажется, нужно к нему обратиться и сказать, чтобы он зашел в местную прокуратуру и поговорил на эту тему. Тамара Шорникова: Если нас слышат правоохранительные органы, то пусть лучше они обратят внимание. Николас Коро: Это хороший компромисс – к Деду Морозу, но через прокуратуру и через приемную губернатора. Иван Князев: Да, это было бы очень… Тамара Шорникова: А может быть, и президента, например. Тоже эффективно действует. Смотрите, сообщения из нашего онлайн-чата на сайте. Электробритвы лидируют. Ну, с иронией спрашивает наш телезритель: «А меняются ли тренды подарков?» Что вышло, исчезло из них? Что появилось? Я, например, с удивлением увидела в топе подарков фитнес-трекеры. Да, это вроде модная сейчас вещь… Николас Коро: Последние три года. Тамара Шорникова: …но то, что она действительно занимает весомый пост в списке новогодних подарков… Николас Коро: Я вам открою секрет. Как только они перестали называться «фитнес-трекеры», а стали называться, боже мой, «обруч здоровья», я уж не знаю, как угодно, можно сейчас фантазировать на эту тему и уйти в ненужные шутки, то есть «венец здоровья» и все что угодно, – сразу, моментально расширился ареал потребительского интереса. Потому что все-таки в фитнес-клубы ходит достаточно ограниченное число людей, хотя с каждым годом все больше и больше. Поэтому как только меняется название, которое говорит: «Я не то, что вы думали, а вообще для всех», – моментально увеличивается… В отношении бритвенных приборов – здесь просто такая кривая Эйнштейна, то есть: пик – падение – пик – падение. И здесь всегда ручные приборы для бритья. Года три назад появились и из слоновой кости, и с драгоценными камнями, из платины и золота. Но это был действительно такой последний писк перед падением, потому что это надоело производителям электроприборов, самых мужских гаджетов ежеутренних. А для некоторых, к сожалению, и ежевечерних, потому что иначе просто не пустят никуда под бочок. Да, пошли в атаку электроприборы. Стали говорить через женщин с мужчинами. Скажем, в неких табуированных ситуациях в жизни: «Ко мне только после того, как пообщаешься с бритвой последние 15 минут». И это подействовало. Точно так же – были такие же удивительные пертурбации в отношении шоколада, который… Всегда считалось, что это женщины и дети (женщины – в период кризиса, а дети – вообще всегда), пока маркетологи не посчитали и сказали: «Послушайте, дорогие мои, да под 40% мужчин поедают шоколад». И тогда появляется реклама о мужском шоколаде, о брутальном, о настоящем. Тамара Шорникова: С перцем, с солью? Николас Коро: И с перцем, и с солью. Либо наоборот – с сахаром, чтобы самое сокровенное выплеснуть и поплакаться у жены на плече. Все работает! Удивительно! Но меня больше всего радует, что последние три года книга вернулась в традиционный подарок со времен Советского Союза, наверное, и на день рождения, и особенно на Новый год. И конечно же, обратите внимание, что и словари. Книготорговцы отреагировали. Они же не выпускают просто продукты, абы что случилось, а анализируют – купит или нет. Появились словари русского языка в телячьих переплетах, да с золотыми обрезами. И вы знаете… Тамара Шорникова: И пользуются спросом? Николас Коро: Пользуются спросом. И как-то это очень радует. Тамара Шорникова: Да, согласна. Иван Князев: Собираем самые оригинальные ваши эсэмэски, уважаемые телезрители. Вот Ивановская область пишет: «Дети, подарите мне внука!» Видите, какой подарок? Николас Коро: Дети? Иван Князев: Да, к детям своим человек обращается. Тамара Шорникова: Через вас. Иван Князев: Хочет в подарок внуков. Тамара Шорникова: Заждались, заждались. Иван Князев: Ярославская область (видимо, уже получил подарок человек): «Погода подарила мне подарок – все замело и посвежело». Кстати, Ленинградская область не дождалась еще такого, пишут люди: «Подарите снега к Новому году петербуржцам». Я думаю, москвичи к этому присоединяться. Тамара Шорникова: А вот потрясающая SMS из Вологодской области: «Сломалась гармонь, друзья подарили тальянку. Буду на святки ходить и колядки петь – людям радость!» – так сказать, распространять с помощью подарка. Николас Коро: Вы знаете, даже в бесснежье есть радость. Мы можем, в конце концов, уже распускающуюся сирень в Москве подарить друзьям в Санкт-Петербурге – им будет приятно. Иван Князев: Нет, на Новый год как-то сирень все-таки не хочется. Послушаем телезрителя, Ольга у нас на связи, Кемеровская область. Тамара Шорникова: Вот где снега, наверное, уже по пояс. Зритель: Добрый вечер. Иван Князев: Добрый. Зритель: С наступающими праздниками всех! Тамара Шорникова: И вас также. Зритель: У вас тут написано: «Реальные цифры: новогодние подарки». У нас, конечно, реальные цифры… У нас зарплаты не реальные. Конечно, хотелось бы, чтобы кому-то лучшее что-то подарить. Ну конечно, как сказали, лучше носки, одеколон, бритва, станки, что-то такое, вот так вот. Как кошелек позволяет, так и дарим. Николас Коро: Прямо какое-то желание очеловечить мужчину. Тамара Шорникова: Ольга, а вы-то о чем мечтаете? Что бы вы хотели получить в подарок? Зритель: Внимание и счастье. И чтобы дети рядом со мной были. Ну, детей рядом нет, они работают. У меня маленький сын рядом. А так мне больше ничего и не надо. Тамара Шорникова: Я поняла вас. Надеюсь, что за новогодние праздники найдете время и соберетесь. Спасибо вам, Ольга, за звонок. Иван Князев: Липецкая область пишет: «Хочу сумочку. Сама буду дарить деньги». Краснодарский край (вот мы про шоколад заговорили): «Нет шоколада. И мужчин нет давно». Видимо, это и факт, и какой-то намек. Николас Коро: Когда я слышу «хочу сумочку», я вздрагиваю, потому что после этого может прозвучать брендинговое название, а тут нули до бесконечности. Тамара Шорникова: Да-да-да. Иван Князев: Псковская область: «Хочу тоже мужа и лекарства для сердца». Так, может, не надо тогда мужа? Надо что-то одно. Тамара Шорникова: А может быть, муж… Николас Коро: А может быть, это одно и то же? Тамара Шорникова: Да-да, конечно. Может быть, излечит какие-то недуги, абсолютно. Иван Князев: Может быть, вполне себе. Тамара Шорникова: Скажите, если говорить о корпоративных подарках, то всегда… Ну наверняка многие получали в преддверии Нового года какой-то набор абсолютно бесполезных вещей. Это сувенирная продукция с логотипами, какие-то брелоки, которые никто не использует, еще что-то. И всегда лично меня преследовала мысль: зачем это? Это же ведь бюджет определенный. Например, если очень маленький бюджет, почему не потратить больше, например, тогда на корпоратив, чтобы хотя бы погуляли хорошо перед Новым годом? Или почему не отдать деньгами? Мелочь, но все равно, я думаю, многие бы обрадовались гораздо больше, чем тому, что ты либо выбросишь, либо где-то на полках валяется, пылится. В чем смысл таких подарков? Николас Коро: В корпоративной культуре. Но, как мне кажется, российский бизнес исправляется, самоизлечивается, начинает понимать, что подарок к Новому году партнерам, коллегам, смежникам, друзьям – это демонстрация не просто рекламных возможностей каких-то сумасшедших мальчика и девочки из рекламного отдела, которые где-то действительно брелоки с логотипами заказали и искренне думают, что их все будут носить, а не выбросят в первое же помойное ведро. Действительно, сейчас мы видим, что бизнес воспринимает себя надолго. Все-таки те, кто выстоял, выжил и укрепился – им всем по 15–20 лет в основном. Столько всего современному российскому бизнесу. И я с удовольствием отслеживал, что было в прошлом году, что в этом году. Появляется невероятно умилительный тренд – это какие-то пледы, это какие-то шали, это все, что связано… «Отдохни и ты». Хотя, кажется, это как раз слоган одного из мировых брендов шоколада. Ну, заговорили о шоколаде. Появляются совершенно удивительные проекты, когда, видимо, в течение года корпорации и компании пишут книги. И не просто этапы большого пути, а создают какие-то невероятно интересные и увлекательные книги. Допустим, «Мимими-маркетинг» о кошках и собаках, которые с разной стороны можно встречать. У меня есть подарок от международной корпорации «Асептика», я им просто дорожу. Но вся прибыль, которая есть от этой книги, и желания, которые возникают, направлены конкретным фондам, которые поддерживают кошек и собак. Удивительные истории и метаморфозы происходят с осознанием бизнеса: «Я здесь. Я надолго. И к моим детям это перейдет». Это «излечивает» и категорию подарков. Все меньше бездарных подарков. Хотя я немножечко тоскую о моде пяти-семилетней давности, это был как раз тренд на самоизлечение, когда в невероятную моду вошли корзины с продуктами. Как же это было приятно получать! Тамара Шорникова: Ох! Иван Князев: Я думаю, сейчас многие наши телезрители захотят такую корзину. Николас, я продолжаю умиляться и восхищаться некоторыми эсэмэсками, что люди хотят на Новый год. Воронежская область нам пишет: «Кладу на телефоны деньги своим друзьям и родным», – видимо, чтобы больше общаться с любимыми. Мордовия пишет: «Подарите мне молодость! Пенсионерка, 59 лет, Саранск». Мне кажется, молодость в душе, уважаемая… Тамара Шорникова: Неожиданно, Рязанская область: «Хочу парик красивый. Некогда делать прическу на Новый год, весь день на кухне», – Елена пишет. Иван Князев: Москва: «Хочу внуков». Ну, это опять туда же, об этом говорили. Орловская область: «Хочу машину пеноблоков, чтобы праздники были нескучными». Тамара Шорникова: Подожди, еще… Николас Коро: Вопрос: от соседей отгородиться или дом достроить? Иван Князев: Непонятно, непонятно. Тамара Шорникова: Нельзя просто взять и прекратить читать эти эсэмэски, потому что много действительно классного. Краснодарский край – я думаю, что это испугает вас еще больше, чем сумочка, потому что: «Хочу шапку, шубку и сапожки». Иван Князев: А про зубные протезы читали? Нет? Тамара Шорникова: Нет. Иван Князев: Белгород пишет… Тамара Шорникова: Это в той же эсэмэске? Иван Князев: Нет, в соседней. Николас Коро: Хорошо. Иван Князев: Белгород пишет: «Хотелось бы вставить зубные протезы на Новый год». И еще немного… Тамара, прости, времени мало остается. Еще немного маркетинга. Николас, наверное, такие же, как я, которые все время затруднения испытывают с подарками, для них существует такая история, как подарочные карты. Они еще в ходу сейчас? Вот чтобы голову сильно не ломать, а зашел в магазин, подарочная карта – и покупай там то, что хочешь. Николас Коро: Все меньше и меньше, потому что в этом есть какая-то деэмоциализация подарка. Здесь в качестве дарителя выступает уже магазин. Но в то же время посмотрите, как интересна человеческая психология выворачивается из этой ситуации. Подарочная карта, которая как открыточка, как украшение в корзине или в лапках у медвежонка, или как закладка в какой эффектной корпоративной книге – это случается. И со мной сегодня именно это случилось. Я открыл книгу «Поэзия ковра», где можно увидеть ковер, прочитать стихи о ковре и через гаджет послушать это. Иван Князев: О, как вам повезло! Николас Коро: Art de vivre, красивая жизнь. Иван Князев: Спасибо большое. Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. Можем закончить эсэмэской из Нижегородской области: «Удачи всем, радости, счастья в Новом году!» – желает телезритель. Мы, конечно же, присоединяемся. Иван Князев: Николас Коро, член совета Гильдии маркетологов, был у нас в гостях. Спасибо вам. Тамара Шорникова: Спасибо. С наступающим! Николас Коро: С Новым годом!