Николай Валуев: «Повышение цен на туры связано с нагрузкой на логистику»
https://otr-online.ru/programmy/segodnya-v-rossii/nikolay-valuev-povyshenie-cen-na-tury-svyazano-s-nagruzkoy-na-logistiku-64410.html
Тамара Шорникова: Итак, объявляем счет! Россия – Турция, 1:0. Это короткие промежуточные итоги турсезона-2022. Вот чем мы руководствовались, такой счет объявляя. Число организованных туристов на российских направлениях – а это 2,5 миллиона человек – впервые превысило количество туристов, которых наши туроператоры отправили в Турцию, а это почти 2 миллиона человек. Ну, ложка дегтя: стоимость путевок внутри страны поднялась в среднем на 15%.
Будем обсуждать эти цифры вместе с нашими экспертами и с вами, конечно. Где вы успели отдохнуть этим летом? Какие новые регионы российские, возможно, для себя открыли? Качество курортов, цены устроили или нет? Все это ждем в звонках и SMS. Эфир прямой, поэтому будем связываться.
Представляем, конечно же, наших гостей. У нас сегодня Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. Николай Сергеевич, здравствуйте.
Николай Валуев: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: И Христофор Константиниди, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по туризму, первый вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства. Христофор Александрович, здравствуйте.
Христофор Константиниди: Добрый день.
Тамара Шорникова: Будем сегодня, конечно же, говорить о развитии туризма в стране, внутреннего, въездного, какие перспективы есть у разных регионов. Но начать хотелось бы, конечно, с одного из показателей, о котором только что говорили в статистике, а именно: стоимость турпутевок внутри страны выросла на 15%.
При этом хочется откатиться во времени немного назад – сентябрь, Госсовет по развитию туризма. И именно там глава государства Владимир Путин говорил вот что, напоминая, что задачу сделать доступнее внутренний отдых в стране преследует нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства». Вот его ключевые показатели: к 2030 году увеличить более чем в два раза число поездок граждан по России, в полтора раза – фонд номеров в отелях с современной инфраструктурой, почти вдвое – количество рабочих мест в этой отрасли, сделать доступнее.
Тем не менее, пока, когда есть максимально хорошие условия для того, чтобы сейчас привлекать нашего туриста, многие границы закрыты, путевки дорожают. Вот как вам кажется, с чем это связано? И как этот тренд переломить, чтобы больше было желающих путешествовать внутри страны?
Николай Валуев: Ну, во-первых надо отметить, что цены на туры, согласно рынку, повысились незначительно. Ну, в основном все-таки повышение цен связано в большей степени, скажем так, с нагрузкой на логистику.
Дело в том, что нельзя забывать еще и о проблемах, связанных с обслуживанием воздушных судов, хотя с этим определенно успели буквально экстренно справиться, и с недостатком номерного фонда, о котором вы только что упомянули. Это в поручении президента звучало. И это будет напрямую связано, именно строительство дополнительного номерного фонда будет способствовать тому, что эти цены будут понижаться.
Рынок таков, что спрос очень велик, причины все знают. Заграницу попасть во многом стало труднее и где-то даже опаснее. Российский турист столкнулся с проблемой выезда, потому что нам, россиянам, откровенно просто-напросто закрывают многие направления. И многие традиционные направления, которые раньше были по вполне объяснимым причинам популярными, сегодня стали недоступными. В связи с этим открывается и увеличивается поток в Азию, в страны Африки, которые, кстати, открывают безвизовый режим для россиян и, в общем-то, в итоге выигрывают.
Но мы говорим о туризме внутреннем, где как раз предложение не поспевает за спросом. Отсюда – повышение общей стоимости, но все-таки не кардинальное. В большей степени мы столкнулись с ухудшением именно логистики, потому что аэропорты южных городов России были закрыты в связи с проведением СВО на Украине, и железная дорога просто-напросто со всеми желающими не справлялась.
Это, кстати, отразилось не только в заполненности, но в какой-то части и в итоговом отказе россиян от ранее приобретенных туров, которые были куплены, допустим, в тот же самый Крым. И, опять же, это все было связано с ухудшением логистики и доступа доезда в Крым. Тем не менее, Крым, впрочем, как и Краснодарский край, Ставрополье… И, конечно, надо говорить все-таки о Северном Кавказе. В высокий сезон этого года, в летний сезон, осенью они испытали огромный прилив, туристический поток просто зашкаливал. И сейчас создалась действительно благоприятная ситуация для того, чтобы внутренний туризм в России развивать.
Причем в преддверии зимнего сезона, конечно, это Дальний Восток, Сибирь. Там есть очень много интересных предложений, в которые сейчас вливаются очень приличные средства. Я недавно вернулся с Кузбасса. Очень серьезные инвестиции идут в Шерегеш, всем известный горнолыжный курорт. Там номерной фонд действительно растет.
Тамара Шорникова: Да, Кемеровская область.
Николай Валуев: Но мы немножко не поспеваем, знаете, за таким взрывным спросом на внутренний туризм.
Тамара Шорникова: Безусловно, сейчас хорошее время. Всегда было хорошее время изучать страну, но сейчас для этого есть все возможности. И кажется, что выхода-то другого нет. Я лично за этот летний сезон для себя открыла два новых российских региона. Как раз побывала на Северном Кавказе, с Северной Осетии. И была еще в Кабардино-Балкарии.
Вот вопрос опять-таки про цены. Безусловно, спрос и предложение, это все влияет. Но нет ли здесь где-то иногда и желания подзаработать? Мол, российский турист сейчас просто, ну, вынужден иногда ездить внутри страны, потому что все остальное слишком дорого или границы закрыты. Какой-то контроль ведется, где это действительно объективные причины, а где, может быть, «заработаем этим летом, ну а что будет в следующем…»? Как вам кажется?
Христофор Константиниди: У нас государственного регулирования ценообразования в туризме и индустрии гостеприимства нет. Рынок определяет стоимость, о чем сегодня уже говорил Николай Сергеевич. Действительно, популярные внешние направления либо закрыты, либо ограничены и проблематичны для посещения нашими туристами. Соответственно, туристический поток хлынул вовнутрь страны, на просторы нашей красивой и необъятной родины.
Соответственно, здесь действительно сыграло роль ограничение транспортное. Несмотря на то, что были дополнительные составы поставлены по направлениям южным (а Юг у нас, собственно говоря, и принимал в большей степени туристов и курортников, прежде всего в летний сезон), чем и благоприятно воспользовался Северный Кавказ, поскольку там аэропорты во всех регионах работали. И пример Дагестана – плюс 35–40% прирост турпотока. Это действительно сыграло свою роль.
Вместе с тем не только в России, но и в мире в постпандемийный период отмечают некоторое снижение качества оказания услуг. Ну, опять же, конкуренция. Очень важно, чтобы быстрее вернулась международная конкуренция. Это будет задавать и планку уровня сервиса, и качества, и, безусловно, сыграет на снижении стоимости турпродуктов. Но возможности, о которых сегодня мы уже говорили, действительно большие. Ну и риски есть.
Тамара Шорникова: Давайте послушаем телефонный звонок – Наталья, Санкт-Петербург. Здравствуйте, Наталья.
Зритель: Добрый день. Я вас все-таки прошу, мы русские люди, а у нас к старшему (да и к не старшему) обращаются по имени и отчеству. Это первое.
Тамара Шорникова: А как у вас отчество, Наталья? Какое?
Зритель: Как у Наташи Ростовой – Наталья Ильинична.
Тамара Шорникова: Наталья Ильинична, приветствуем вас в эфире.
Зритель: Так, значит, что я вам хочу сказать. У нас необыкновенно красивая страна, необыкновенная! Я хочу сказать… Вы говорите о Кавказе. Вы знаете что? Гороховец – великолепный. Кострома – великолепная. Мы с приятельницей так называемого элегантного возраста путешествуем пароходом. Шикарно! Все великолепно! Ну, на пароходе все великолепно. Приезжаем – автобус есть, экскурсии есть. Замечательно! Поэтому я хочу сказать… А какой у нас Архангельск! Слушайте, у нас страна необыкновенная. Я объездила всю Колыму и всю Чукотку. Я вам хочу сказать: ездите по нашей дорогой стране. Ну, солнце, Кавказ, конечно, я понимаю. Но вы поездите по стране. Бесподобная у нас страна!
Тамара Шорникова: С удовольствием делаем это. Спасибо.
Николай Валуев: Я бы прокомментировал. Наталья Ильинична, очень приятно! Петербург, мой дорогой и любимый, родной город, дозвонился. Я хочу и вас в том числе, и петербуржцев обрадовать тем, что турпоток этого года увеличился в среднем на треть. Это для Питера огромное-огромное значение. Петербург традиционно в списке лидеров. Ну как? Отдельный регион у нас по количеству жителей, принимающих туристов. Причем мы традиционно и очень удобно находимся географически, поэтому огромное количество именно судов туристических приходит в расширенный новый порт. В этом году мы не потеряли потока за счет того, что иностранцев стало приезжать меньше. Но именно за счет внутреннего туриста Петербург умудрился и прирасти еще.
Про Кострому и многие другие города центра России. Мы этим летом и семьей, и с друзьями ездили и побывали в том числе в речных круизах. И были приятно… Ну, наверное, были удивлены те, кто ранее этим не занимался. Мы уже не были удивлены, но это был действительно очень приятный и достаточно высокий сервис.
И что важно? Города Центральной России, исторически сложившиеся города, где уже есть и осталась, слава богу, инфраструктура, и предложение приезжающим туристам, чтобы именно самобытную культуру России увидеть. Огромное количество туристов принимали в высокий сезон. И что традиционно? Сейчас популярно развитие направления туров выходного дня. То есть города-миллионники, как Москва, Казань и другие, они сейчас активно развивают регионы, принимают таких туристов. И это направление туризма стало очень популярным.
Причем россияне доезжают сами, на своем собственном автотранспорте, как правило. Ну и электротранспорт (я говорю об электричках), он тоже достаточно большое количество туристов доставляет в центральную часть России. Это надо развивать.
Относительно круизного туризма. У нас было выездное заседание, оно проходило в двух городах. Сначала мы посетили как раз завод по производству речных судов в Казани. Затем мы уже передвинулись в Чебоксары и там тоже продолжили говорить на эту тему. Сейчас по линии Минпромторга очень приличные инвестиции идут в заводы, которые строят речные круизные лайнеры и трамвайчики. Опять же, на примере Петербурга. Петербург не дожидался таких инвестиций, у нас в Кронштадте традиционно строятся плоскодонные суда, которые выходят на акваторию Финского залива, ну скорее, скажем, реки Невы и по каналам.
Волга. Сейчас это отдельная большая экологическая программа в рамках нацпроекта не только по очистке Волги, но в том числе это будет влиять на развитие туризма, потому что традиционно Волга с ее каскадом плотин – это популярное направление для речного туризма. Действительно, государство сейчас очень серьезно смотрит на этот сегмент развития, он один из самых перспективных и самых развивающихся.
Тамара Шорникова: Много звонков. Давайте послушаем Юрия, Пермь. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте. Я живу вблизи Камы. У нас пароходы ходят и в Санкт-Петербург, и в Астрахань, и в Казань. Ну, везде, короче говоря. Но путевки стоят… Вот первый класс стоит 80 тысяч. Второй – 60 тысяч. Третий – там 15–20 тысяч. Но нам не по карману эти путевки, потому что мы получаем мало – ну, 30 тысяч. Как можно купить билет на туристический пароход, когда он нам не по карману? В советское время все это было дешевле. Но вот эти путевки – там только проезд и питание, а экскурсии тоже за свой счет. Там не входит это все в эту путевку, понимаете?
Тамара Шорникова: Прилично выходит, да, по итогу.
Что можем Юрию ответить?
Николай Валуев: Мы можем ответить, что… Я уже отчасти ответил на этот вопрос, и Христофор Александрович тоже. Предложение. Спрос велик, а предложение маленькое. В смысле – самих судов сегодня даже немного. Зачастую все-таки очень трудно, знаете, купить уже почти в предсезонье или тем более в сам сезон такие путевки, хотя они стоят недешево. Это действительно влияние рынка, потому что самих судов маловато. Сегодня это причина стоимости.
Ну, бизнес понимает прекрасно… Мы действительно не занимаемся здесь госрегулированием (ну, мы не имеем такого права делать) стоимости этих путевок. И из-за недостаточного количества как раз речных судов сегодня для россиян это действительно существенные суммы.
Тамара Шорникова: Давайте посмотрим видеоматериал. «Где отдыхали летом?» – спрашивали корреспонденты жителей Новосибирска, Красноярска и Санкт-Петербурга. Жители других регионов могут позвонить и дополнить картину. Прямой эфир, ждем звонков. А пока смотрим.
ОПРОС
Тамара Шорникова: До видеоматериала говорили о том, что туристов извне в Россию стало поменьше. Давайте посмотрим графику. По итогам трех кварталов 2022 года въездной турпоток в Россию составил 147 тысяч поездок иностранных граждан. Для сравнения: с января по сентябрь 2019 года это было 4,3 миллиона визитов в Россию.
О том, что это очень важно и нам не обойтись без внешних туристов. Все-таки у нас население – 143 миллиона, а мы хотим, чтобы мы больше зарабатывали на туризме и так далее. Вот президент, его предложение – обеспечить безвизовый режим для туристов, в том числе если страны, откуда они приезжают, такого безвиза для нас не обеспечивают. То есть не ориентироваться на какой-то взаимный принцип, как раньше МИД предполагал и действовать. Потому что нам эти туристы нужны.
Николай Валуев: Нам они нужны как воздух. На самом деле сейчас очень многое связано с политикой, и вы это прекрасно понимаете. Безвиз для туристов – это абсолютное благо. Мы, в принципе, саму схему действия такого безвиза отработали еще во время проведения очень больших спортивных мероприятий, таких как Олимпиада в Сочи. До нее, в общем-то, была Универсиада в Казани, Чемпионат мира по футболу. Кстати, это показало, что это действительно работает, это работает.
Может быть, со временем, отработав вообще эту схему, можно будет вводить, знаете, типа… ну, само по себе обращение в консульство, и поездка по безвизу именно на основании туристических каких-то документов, купленного продукта, путевки. В принципе, не будет проблемы. Хотя, может быть, кто-то захочет, если такие просьбы поступят, можно подумать и о том… Есть ски-пассы, к примеру, да? Это много поездок. Ну, это когда вы уже приехали на курорт.
А в случае со спортом, в общем-то, многоразовая такая туристическая виза, по сути, которая достается абсолютно бесплатно, но ты едешь как турист. Опять же, подтверждением является всего лишь купленная туристическая путевка. Может быть, еще и это будет работать.
Политика очень сильно вмешалась. Вы сами понимаете, что из России сейчас активно лепят «империю зла». И это, в принципе, отпугивает туристов-иностранцев. К сожалению, такова ситуация, что мы не контролируем их СМИ. И поток лжи, который льется на их головы, безусловно, возымел свое действие. Мы с этим можем поделать только с помощью каких-то, знаете, красивых, вкусных плюшек. И одна из них – безвиз.
Тамара Шорникова: Да. Христофор Александрович, мы хотим, чтобы туризм составлял 10% ВВП, как во всем мире. Наш – пока около 4%. Вот безвиз для въездного туризма. Что еще можно придумать? Развитие собственного туризма? Какие меры нужны?
Христофор Константиниди: Во-первых, говорить о 4% не приходится. Это скорее в лучшем случае 3%. Опять же, 10% – это такой усредненный показатель за счет вклада тех стран, у которых туризм является одним из приоритетных направлений, формируется. Вместе с тем у нас сегодня созданы все условия для того, чтобы развивать внутренний туризм. Даже ситуация с закрытием внешних направлений в краткосрочной и среднесрочной перспективе создает возможности. Другой вопрос – как мы этими возможностями сможем воспользоваться?
Кроме того, запущена в стране большая инвестиционная программа по созданию туристической инфраструктуры, по созданию целых новых кластеров, которые затрагивают практически все регионы. Это один из ключевых пунктов ограничений для развития, помимо спроса, инфраструктура, о которой Николай Сергеевич уже говорил. Ну, нехватка отелей. Опять же, вопрос, помимо отелей, еще и логистика, это «бесшовные» перевозки.
Интересный инструмент – как раз субсидирование низкой процентной ставки по кредитам, привлечение дешевых денег в отрасль. Аккумулятивный эффект от этих мероприятий, а также маркетинговых мероприятий может как раз дать синергию. Но в маркетинге тоже у нас пока слабо – по продвижению и на внутреннем, и внешнем рынке.
Тамара Шорникова: Появились, по крайней мере в Москве, уже билборды, где говорят, что за лучшими термальными источниками не нужно ехать в Баден-Баден, в Тюмени тоже классно. Например. Это действительно хорошие плакаты. Возможно, кто-то и не знал, что там они есть, например. Но маловато, мне кажется.
Христофор Константиниди: Ну, в последние годы, нужно отдать должное, объем информационной, маркетинговой и рекламной активности кратно увеличился по сравнению с предыдущими периодами. Но вместе с тем, если сопоставим с аграрными рекламными кампаниями наших прямых конкурентов, то мы здесь, конечно, еще пока отстаем. И здесь нужно наращивать мощности. Но важно параллельно успевать за развитием инфраструктуры и сервиса.
В этот сезон, что очень показательно, поехали на российские курорты (и не только курорты) те туристы, которые десять, а может быть, и двадцать лет путешествовали только за рубежом. И они предъявляют требования международного уровня к стандартам и сервису услуг. Ну и в том числе еще вопрос безопасности очень важен.
Тамара Шорникова: Меньше минуты. Дальневосточное Приморье, круглосуточные курорты – когда дождемся?
Николай Валуев: Это направление, может быть, не так хорошо, как бы хотелось, развивается – только в силу того, что логистика транспортная страдает. Ну, дороговато.
Тамара Шорникова: Очень.
Николай Валуев: Дороговато. И одним из первых решений, в общем-то, в этом направлении было снижение стоимости итоговой цены на билет, авиабилет (в общем-то, это РЖД тоже касается) для групп туристов от 20 человек. Это одним из первых решений было, именно в отношении туризма.
Тамара Шорникова: О других шагах мы будем говорить в следующих программах.
Николай Валуев: С удовольствием.
Тамара Шорникова: Наверняка их будет много. Будем следить, будем ездить, изучать нашу страну.
Благодарим. Николай Валуев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры. И Христофор Константиниди, председатель экспертного совета Комитета Госдумы по туризму, первый вице-президент Общенационального союза индустрии гостеприимства.