Ксения Сакурова: Можно сказать, что одна вечная тема у нас была только что, впереди еще одна. В Министерство юстиции на проверку направлена новая редакция правил дорожного движения. Документ готовили более 3 лет, и изменения там достаточно заметные. Виталий Млечин: Ну, например, вводится термин «средства индивидуальной мобильности», или СИМ. Это крайне популярные сегодня электросамокаты, сегвеи, моноколеса и другие устройства с электродвигателями, которых сейчас так много на дорогах и за их пределами. Ксения Сакурова: Вот, собственно, во многом именно ради них и изменения вводятся. Вы, мне кажется, все лето тоже жаловались на эти самые электросамокаты, мы это очень много обсуждали в эфире. Судя по всему, всех проблем нынешняя редакция не решит все равно: например, споры вызывает пункт о том, что водителям автомобилей придется уступать дорогу электросамокатам при выезде из дворов, заправок и т. д. Виталий Млечин: То есть получается, что водитель машины всегда должен уступить, как их назвать, райдеру? Ксения Сакурова: Да. Виталий Млечин: Тому, кто едет на электро-, вот на этом самом СИМе, средстве индивидуальной мобильности. Это, конечно, не всем нравится, но, собственно говоря, на электросамокате, в общем, действительно как-то побыстрее можно затормозить, и заметить машину проще, чем электросамокат. Но это далеко не все. Вот, например, еще в нашей стране появятся новые дорожные знаки, например зарядка электромобилей, очень тоже актуально… Ксения Сакурова: Актуально. Виталий Млечин: Да. И разметка красного, синего, черного и зеленого цветов. Ксения Сакурова: Что еще у нас изменится на дорогах? Что вы думаете о необходимости этих изменений? Напишите, позвоните, расскажите. А прямо сейчас подключаем к нашей беседе Яна Хайцеэра, вице-президента Национального автомобильного союза. Виталий Млечин: Здравствуйте. Ксения Сакурова: Здравствуйте, Ян. Ян Хайцеэр: Добрый день. Виталий Млечин: Правильно мы сказали, в общем, основные изменения связаны вот именно с этими средствами индивидуальной мобильности, или что-то есть еще более важное? Ян Хайцеэр: Да, конечно, основное, о чем бы стоило говорить, – это о средствах индивидуальной мобильности. Несмотря на то, что скоро зима, проблема по-прежнему актуальна, тем более снег еще не выпал, ну и будущее у нас еще длинное, и отдельно от этих средств вряд ли мы жить будем. Но тем не менее на самом деле вот в этих вот новых изменениях заложена мина замедленного действия. Вот эти решения, когда владелец скутера или другого средства мобильности прав, они мне напоминают правила мореходные, когда в приоритете является сначала плот, потом шлюпка весельная… Виталий Млечин: Ха-ха! Ксения Сакурова: Ха-ха! Ян Хайцеэр: …потом парусник – то есть то, что тяжело управляется. Видимо, где-то писал эти правила бывший моряк, что ли, раз он руководствуется теми же правилами. Но тем не менее мы понимаем с вами, что в большинстве случаев именно вот эти мобильные средства являются причиной аварий, именно они внезапно выскакивают на дороги, именно они ездят по тротуарам, именно они ведут себя непонятно как, то ли они пешеходы, то ли они транспортные средства, – в общем, непонятные ситуации. Сейчас мы вроде бы как определяемся, что это тоже транспорт, но это действительно мина замедленного действия, потому что водитель не может увидеть выскакивающий со двора самокат электрический или велосипед, он просто не успевает среагировать. У нас пешеходы-то падают очень часто на дорогу, не задумываясь о том, что машине тяжело затормозить, а эти транспортные средства, которые едут не менее 20 километров в час, а то и более, они еще более опасны. Поэтому, на мой взгляд, ну вот такие правила не должно быть приняты, и мы как Национальный автомобильный союз применим все возможные средства, для того чтобы вот такой закон не заработал, насколько нам это удастся. Ксения Сакурова: Ян, я вот как раз, наверное, среди тех, кто среди всех собравшихся чаще всего ездит на велосипеде, ха-ха… Виталий Млечин: Но не на электросамокате. Ксения Сакурова: Нет, в основном на велосипеде и хожу пешком. И мне-то вот кажется как раз логичным: если водитель пропускает пешехода, то почему бы ему не пропустить велосипедиста, почему бы ему не пропустить того, кто на самокате? В общем-то, логика есть. тем более что пока в нашей стране правила дорожного движения с гарантией изучал только автомобилист, поэтому что можно требовать с этих людей, если они даже их не читали, ни новые вот эти вот изменения, ни те, которые были до этого? Виталий Млечин: Но на дорогу выехали при этом. Ксения Сакурова: Пешеходы тоже вышли. Ян Хайцеэр: Вы знаете, я тоже пользуюсь часто велосипедом и в моей семье есть самокаты, правда, не электрические, я запрещаю своим детям пользоваться такими средствами мобильности, а сам пользуюсь тоже, используя правую и левую ногу, это более контролируемые средства, более качественно влияют на сохранение здоровья, а не на его потерю. Поэтому, конечно, водитель должен уступать. Но обратите внимание, как часто вот эти средства мобильности нарушают правила ПДД, не спешившись, например, они едут по пешеходному переходу, хотя велосипедист, электросамокат, они должны слезть с него и перейти пешеходный переход пешком. Просто водитель не способен увидеть их, это должна быть реакция идеальная, как у Шумахера, простите, но и Шумахеру один раз не удалось среагировать на изменившуюся обстановку на горе… Ксения Сакурова: Ага… Ян Хайцеэр: А уж что говорить об обычных водителях, которые не являются водителями Формулы-1, у них тоже есть сложности. И физически увидеть эти средства ну просто невозможно. Поэтому, на мой взгляд, здесь надо больше написать о том, какие обязанности у средств индивидуальной мобильности, а не какие обязанности у водителей. Сегодня водитель и так соблюдает правила дорожного движения, водитель всего боится, он управляет средством повышенной опасности. А вы что думаете, самокат не является на скорости 20 километров в час средством повышенной опасности? И можно ли ему находиться на пешеходной дороге? Может быть, он должен только находиться на велосипедной дорожке? Здесь нет ответа на вопрос. Но то, что опять водители становятся виноваты, для меня совершенно очевидно. Я за то, чтобы все соблюдали правила дорожного движения, но должна быть определенная логика. И я, конечно, за здоровый отдых, за то, чтобы педали крутить ногами, а в самокате отталкиваться той самой ногой, чтобы здоровье прибавлялось. И я против того, чтобы вот эти средства стали средством транспорта, средством перемещения скоростного, скорее за то, чтобы это было предметом, служило отдыху, тогда это, скорее всего, не будет подвергать опасности и водителей, и пешеходов. А сегодня водитель опять оказался виноват, хотя в ПДД уже написано, что он и так по всем вопросам виноват, потому что управляет средством повышенной опасности. Это еще раз пытаются подтвердить. Ксения Сакурова: Ян, может, проблема в том, что у нас нет инфраструктуры, что она просто не создана? В европейских городах огромное количество в первую очередь велосипедов, наверное, и самокатов тоже. Мы там давно не были… Виталий Млечин: Ха-ха-ха! Ксения Сакурова: Вот Виталий, наверное, может рассказать. И там как-то они все уживаются, есть место для пешеходов, есть место для тех, кто на двух колесах, есть место для тех, кто на четырех, и все нормально. Виталий Млечин: Ну нет, ну не все там уживаются. Скажем, в Берлине большое количество тоже аварий с участием велосипедистов, так что эта проблема не решена до конца в Европе тоже, я уверен. Но что касается отдельных дорожек, это действительно так: вся Европа ездит по велодорожкам. И в Москве вроде тоже попытались их создать, но как-то что-то не очень, по-моему, получилось. Что мешает? Ян Хайцеэр: Смотрите, во-первых, мы страна зимы, у нас 9 месяцев в году холодно. На велосипеде или самокате, конечно, в холод… Есть большие энтузиасты и любители, но все-таки в холод перемещаться не очень хорошо. Во-вторых, если мы сравниваем себя с Европой, то там многолетняя история пользования двухколесным транспортом: это и мотоциклы, и скутеры, это обычные велосипеды, которые исторически даже в холодных странах применялись. То есть это целая культура взаимоотношений пешехода, водителя, водителя велосипеда, и мы пока ее только догоняем. И когда у нас в крови будет вот это ощущение близкой опасности, вот мы это будем чувствовать, как говорится, пятой точкой, тогда наступит мир между пешеходами, водителями двухколесных транспортных средств и водителями четырехколесных транспортных средств. Пока это еще не наступило, это еще длинная-длинная история. Что касается велосипедных дорожек, ну да, мы сначала построили город, потом построили, проложили там дороги, потом добавили дома и торговые центры, потом еще что-то добавили, и на закуску нам остались сегодня велодорожки, широченные тротуары, по которым теперь ездят велосипедисты и электроскутеры вместе велосипедных дорожек… Может быть, тротуары надо было сделать поуже? Может быть, вот эти отрицательные углы для парковок или для чего-то еще нужно было убрать и сделать дороги более логичными? Ну, это опять не для всей страны, потому что есть регионы в нашей стране, где в принципе практически невозможно движение на двухколесном транспорте, потому что там всегда, простите, зима, мы же не будем ставить шипы. Виталий Млечин: Ха-ха. Ян Хайцеэр: Вот. Поэтому эта история длинная и не совсем северная. И есть еще очень большой момент, такой серьезный момент: пока человек, который пользуется двухколесным транспортом, будет воспринимать этот транспорт как игрушку, а при этом он является полноценным участником движения, будут происходить всякие неприятные инциденты и ничему никто не поможет. Пока на тротуаре водитель двухколесного транспорта будет себя вести как… Ксения Сакурова: Я вам скажу как – «как ведьмак на метле», написали нам сейчас в сообщениях, «как ведьмак на метле». Виталий Млечин: Почему, интересно, как ведьмак, вроде ведьмы летали на метлах, но, может быть, мы чего-то не знаем. Давайте послушаем Василия, нам дозвонился Василий из Рязанской области. Василий, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Я посмотрел вашу передачу, я согласен с инспектором с вашим, ну Яном, как там фамилия, не помню… Виталий Млечин: Ян Хайцеэр. Зритель: То, что вот он говорит, что машина – это повышенный транспорт, ну опасности. Виталий Млечин: Так. Зритель: Он правильно сказал, машина – это не лошадь, ей не скажешь «тпру!», и она остановилась, вот. То, что из подворотни если будет выезжать самокат, ему дорогу уступать, если водитель едет со скоростью 50 километров, 45, и самокат выскочил со двора, с подворотни, водитель никак не успеет остановиться. Виталий Млечин: То есть вы считаете, что… Зритель: Секунду. Я бы не хотел со стажем 50 водительского стажа уступать этим товарищам дорогу, которые выезжают со двора. Пускай они пользуются тогда общими правилами дорожного движения. Виталий Млечин: Ага. Зритель: И пешеходы, и пешеходы, которые выходят на «зебру», не смотрят ни направо, ни налево. А вдруг что-то с автомобилем случилось, ну поломка какая-то, и водитель не успел остановиться? Будет травма какая-то, будет… Виталий Млечин: Да, вы правы абсолютно. Спасибо вам большое. Мне кажется, мы вот сейчас подошли просто к важнейшему вопросу. Вот если в правилах написано, что водитель должен пропустить пешехода, и действительно, очень многие водители жалуются на то, что пешеходы выходят даже на пешеходный переход и не смотрят по сторонам. А действительно, а если что-то случилось, ну и т. д. Вот мне кажется, и, надеюсь, наверное, не только мне, что должно как-то разумно это решаться, то есть все должны участники дорожного движения осознавать свою ответственность и как-то разумно действовать, а не только вот «у меня преимущество, я тут сейчас пойду и мне все равно». Вот как бы этого добиться? Возможно ли это вообще? Ян Хайцеэр: Вы знаете, мы сейчас говорим об общей культуре, об общей культуре не только взаимоотношений людей, но и, соответственно, взаимоотношений водителей различного транспорта и пешеходов. И на самом деле мы как Национальный автомобильный союз предложили премьер-министру неплохую, на мой взгляд, идею – это ввести правила дорожного движения как обязательный предмет в школе. Сократить немножко ОБЖ и изучать правила дорожного движения, особенно усиленно то, что касается теории, для того чтобы знать, а как надо вести себя на дороге с детства. Потому что сегодня пешеход не знает, маленький ребенок не знает, в какой момент надо поверить голову направо и налево, – он просто ломится в капюшоне, как взрослые, вместе с телефоном, вот. Поэтому это такой долгий, тяжелый процесс, который уже работает в головах водителей, потому что очень много карательных мер по отношению к водителям автотранспортных средств, и очень мало карательных мер, к сожалению к большому, пешеходов и водителей средств индивидуальной мобильности. И если уж мы не можем как бы повысить культуру, давайте повысим карательные меры, люди привыкнут, и культура возникнет сама собой. Взаимное уважение. И правильно звонивший сказал, что пешеходы и водители самокатов стали, невежливо относятся и к водителям, потому что надо уважать и тех и других. Но одних штрафуют, а других не штрафуют, на выходе проблемы, столкновения. Ну и, когда мы возвращаемся к вопросу, с которого мы начали, это не пешеходы, а именно вот эти электровелосипеды, электросамокаты, туда же попадают не только любители, гуляющие, а вот это страшное дело, которое наступило на многие города, это доставщики чего-либо, которые ничего не видят, кроме своего телефона, в котором навигатор, и конечной точки доставки, соответственно. И они ломятся везде, нарушая все возможные правила дорожного движения. И что, водитель будет отвечать за то, что вот этот владелец электровелосипеда выскочил вдруг на дорогу внезапно со двора, а он ехал 30 километров в час? Поверьте мне, что даже 30, 20 и даже 10 иногда километров в час не спасут от этого столкновения. И пока у водителей электрических этих транспортных средств не будет головы на плечах, если они не будут думать о собственной жизни и не будут играть в компьютерную игру, где еще у них десять жизней в запасе, или не будут себя чувствовать туктукером в Бангладеше, у которых после смерти есть еще десять жизней (у каждого своя религия), то до этих пор вот и будут происходить непонятные и фатальные ситуации на дороге. Только взаимоуважение. Виталий Млечин: Спасибо, спасибо вам большое! Да, взаимоуважение, мы призываем, конечно, всех наших зрителей быть осторожнее и заботиться о себе и своих близких, мне кажется, это все-таки самое главное. Ксения Сакурова: Вице-президент Национального автомобильного союза был с нами на связи, Ян Хайцеэр. Действительно, берегите себя. Ну и мне кажется, что правило «дай дорогу дураку» актуально всегда. Кто бы перед вами ни был, если понимаете, что… Виталий Млечин: Даже если он не дурак, лучше уступить, действительно, и не связываться… Ксения Сакурова: Жертвы никому не нужны. Виталий Млечин: Да, и проехать просто, доехать в целости и сохранности до своего места назначения. Ксения Сакурова: Поедем дальше.