Оксана Галькевич: Ну а теперь, друзья, о серьезном. Двойная стоп-линия на перекрестках может в скором времени у нас в стране появиться. Первый вице-премьер Шувалов уже дал поручение МВД, Минтрансу и мэрии Москвы проработать возможные изменения Правил дорожного движения, которые бы дали дополнительные преимущества мотоциклистам перед автомобилистами. Константин Чуриков: Соответственно, одна вот эта стоп-линия – для автомобилей, другая – для мотоциклов. Но речь также идет о том, чтобы разрешить отдельным участникам дорожного движения движение между рядами. Я думаю, все догадались, о какой группе лиц идет речь. Оксана Галькевич: О ком идет речь, да. Константин Чуриков: Конечно, о мотоциклистах. Собственно, зачем это все понадобилось – сейчас будем разбираться. Для начала решили прямо сейчас запустить SMS-голосование, SMS-опрос. Как вы думаете, надо разрешить мотоциклистам езду, движение между рядами? Вы за это или против? Пожалуйста, присылайте свои сообщения: 3443, в начале буквы "ОТР". А вот кто нам поможет во всем разобраться – в нашей студии автоэксперт, знакомый всем, я думаю… Оксана Галькевич: Знакомые лица! Константин Чуриков: Андрей Осипов. Андрей, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Андрей Осипов: Здравствуйте. Константин Чуриков: Ну, так все-таки? Вот я как пешеход, конечно, вижу, что они так пролетают иногда со скоростью ракеты мимо. А собственно в чем для них преференции? Андрей Осипов: Я так понимаю, что если мы говорим о тех предложениях, которые сейчас высказал господин Шувалов, то будет преференции две. Во-первых, появится некая вторая стоп-линия. То есть автомобилисты будут останавливаться на своей стоп-лини, знак STOP. И после нее на расстоянии 3–5 метров будет вторая стоп-линия. И именно этот промежуток, этот островок будет предназначен как раз таки для мотоциклистов, потому что в нашем правительстве считают, что если мотоциклист трогается, между машинами находясь, то это достаточно опасно для мотоциклиста. Я не совсем с этим согласен, потому что любой профессиональный мотоциклист может тронуться безопасно. И во-вторых, динамика разгона любого мотоцикла быстрее, чем практически у любого автомобиля. Ну, я понимаю, что "Иж Юпитер-5", к примеру, с Ferrari мы сравнивать не будем. Но если мы возьмем среднестатистический мотоцикл (даже с объемом двигателя больше 125 кубиков) и среднестатистический автомобиль, то мотоцикл двигается быстрее. Вторая преференция, которую как раз таки хотят закрепить в Правилах дорожного движения… Оксана Галькевич: Вот это то, что всех раздражает! Андрей Осипов: Ну, вы знаете, это раздражает на самом деле немногих. Я считаю, что одно из преимуществ двухколесного транспортного средства – и почему, собственно говоря, очень многие приобретают мотоцикл для езды, прежде всего в больших городах, – это как раз таки возможность не стоять в пробке. То есть они могут двигаться… И вот тут, кстати говоря, стоит сделать одно уточнение: все-таки не между рядами, а они двигаются между машинами. Между рядами – это когда мы едем по той самой белой, собственно говоря, такой вот полоске. Но любой мотоциклист знает, что ехать по самой разметке – это очень опасно, она очень скользкая. А особенно когда идет дождь, какие-то осадки, она становится, как лед. Поэтому они в любом случае находятся в каком-то из рядов – правее ли, левее ли. Оксана Галькевич: Ну, это уже такие нюансы. Константин Чуриков: Но важно. Андрей Осипов: В Правилах дорожного движения… Оксана Галькевич: А по сути дела, это между рядами, между машинами. Андрей Осипов: Между машинами. Чем они пользовались? Дело в том, что в Правилах дорожного движения нет надписи или, скажем так, требования о том, что в одном ряду движения должно находиться одно транспортное средство. У нас это нигде не прописано. Нет этого, в общем-то, и в Правилах дорожного движения большинства нормальных развитых стран. То есть мотоциклисты везде пользуются этим преимуществом, то есть они везде едут между машинами. У нас, видимо, хотят как-то это узаконить. Ну, это будет, что называется, очевидность, констатация факта. Константин Чуриков: Вы говорите, что, скажем так, профессионально подготовленный мотоциклист знает, как аккуратно стартовать – так, чтобы и себя, и никого вокруг не повредить. А вообще у нас сегодня права на вождение мотоциклом сложно ли получить? Вообще какие там особые требования к этому? Андрей Осипов: Во-первых, обучение надо пройти. Там точно так же была проведена реформа. Увеличилось количество теоретических часов. К сожалению, уменьшилось количество практики. К сожалению, уменьшилось количество практики прежде всего на дорогах. Потому что основная проблема – самое большое количество дорожно-транспортных происшествий с участием двухколесных транспортных средств происходит именно в городе, а не на загородных магистралях. Связаны они со столкновениями с другим автомобилем. Понимаете, мы тут начинаем уже тогда поднимать вопрос культуры отношений автомобилистов и мотоциклистов. Я понимаю, что, наверное, как вы сказали вначале, многих раздражает то, что мотоциклист проносится мимо них, когда мы все стоим в пробках. Но, во-первых, опять же грамотный, подготовленный мотоциклист знает, что скорость, с которой он движется, не должна превышать скорость потока более чем на 20 километров в час. Кто-то говорит, что 40. Почему на 20? Потому что у мотоцикла тормозная динамика лучше, чем у любого автомобиля. И считается, что 20 километров в час – вот эта разница в скорости – позволит быстро мотоциклу остановиться. Он действительно может остановиться гораздо быстрее, чем автомобиль –ну, с учетом, конечно, дорожных покрытий и умения того или иного ездока. Но вот этот момент, когда автомобиль соприкасается с мотоциклом (соответственно, мотоциклист всегда падает, автомобиль получает незначительные повреждения), сотрудники ГИБДД всегда трактовали виновным мотоциклиста, потому что он находился как бы не в полосе движения, он двигался между рядами. А вот движение между рядами, по нашим Правилам дорожного движения, запрещено. Оксана Галькевич: Ну, раздражает не тогда, когда в пробке стоим. Ради бога, пусть они там… Понятно, что действительно люди, как вы сказали, покупают такие транспортные средства именно для того, чтобы в пробках-то и не стоять. Андрей Осипов: То есть – преимущество. Оксана Галькевич: А вот когда на скорости большой идет движение… Вы знаете, прямо звучит, как чистая теория: "должна превышать не больше, чем на 20 километров в час". Андрей Осипов: Я понимаю. Оксана Галькевич: А ты его просто даже заметить не успеваешь! Андрей Осипов: Самое частое дорожно-транспортное происшествие с участием мотоциклов – это как раз поворот налево или направо. Оксана Галькевич: Со скоростью звука они пролетают, а не на 20 километров больше. Андрей Осипов: Да. Константин Чуриков: А вот давайте посмотрим на данные как раз таки Госавтоинспекции, она проводила опрос. Опрашивала, кстати, и мотоциклистов, и автомобилистов. Вот какие есть самые частые нарушения ПДД со стороны мотоциклистов? Ну, на первом месте здесь как раз движение между полос. При этом мотоциклисты уверены, что езда в этом междурядье не противоречит правилам. Дальше идет превышение скорости – ну, самое очевидное. Байкеры говорят, что вынуждены ездить быстро ради собственной безопасности. Кстати, с 4 апреля этого года разрешенная скорость движения мотоцикла по автомагистрали составляет уже не 90 километров в час, как раньше, а 110. И также в ходе этого опроса мотоциклисты признали, что иногда ездят без шлема, не всегда используют световые сигналы при повороте. Ну, мы это знаем. И некоторые иногда даже выезжают на встречную полосу движения или продолжают движение, невзирая на красный свет. Ну, в общем, тоже присутствует. Андрей Осипов: Вообще, первые два – верны. А последние четыре я бы отмел. Они скорее верны для мотоциклистов либо с низким уровнем вождения, либо с низким уровнем головного мозга, скажем честно. Оксана Галькевич: Ну, без шлема – вы имеете в виду? Андрей Осипов: Да, я имею в виду езду без шлема, на красный сигнал светофора. Оксана Галькевич: Без поворотников, да. Андрей Осипов: Потому что надо понимать, что мотоцикл является точно таким же участником дорожного движения. Никаких особых преференций, допустим, перед пешеходами или автомобилистами нет. Ну, кроме тех, которые связаны, я не знаю, с пешеходными переходами, с требованиями линии разметки или с требованием дорожных знаков или светофорных объектов. Но они подчиняются тем же самым правилам. Видимо, вот эти идеи – как раз таки хотят просто узаконить то, что мы уже видим. Кстати говоря, если говорить о двойной сплошной линии и опять же ссылаться на европейский опыт, то в некоторых странах… Оксана Галькевич: О двойной стоп-линии. Андрей Осипов: О двойной стоп-линии, да. В некоторых странах действительно такая штука присутствует. Я видел такую двойную стоп-линию, к примеру, в Риме, но не везде. Это не получило массового распространения, это прежде всего касается больших мегаполисов. В Японии есть аналогичная система. Там иногда на некоторых перекрестках действительно есть так называемая двойная стоп-линия – островок, куда все мотоциклисты, собственно говоря, сбиваются в кучку, в стаю. Но у нас, мне кажется, это достаточно сложно реализовать – раз. И во-вторых, надо учитывать, что у нас сейчас массовое применение находят комплексы фотовидеофиксации, которые как раз таки фиксируют момент выезда на стоп-линию и ее пересечение. И их тогда надо будет все, получается, перенастраивать под тех же самых мотоциклистов. Оксана Галькевич: Ну, хотя бы они сначала настроили те камеры, чтобы они их за скорость ловили. Андрей Осипов: Ловят, ловят. Оксана Галькевич: Это тоже известная же история, что иногда просто камера считать не успевает, как он летит. Андрей Осипов: Это связано с расположением номерного знака. На многих мотоциклах, которые особенно не предназначены для официальной продажи в России, скажем так, место под номерной знак сзади попросту может быть не предусмотрено, поэтому его крепят на внутренней части крыла – и камера физически не может его считать. Константин Чуриков: Уважаемые участники дорожного движения, наши зрители, обращаемся к вам – и к автомобилистам, и к мотоциклистам, кстати. Вот хочется услышать ваш голос, ваше мнение. Позвоните и расскажите, что вы думаете по поводу вот этой обсуждаемой пока еще инициативы. 8-800-222-00-14. Интересно мнение из обоих лагерей, потому что я думаю, что оба лагеря немножко друг друга, судя по сообщениям, недолюбливают. Андрей Осипов: Недолюбливают. Оксана Галькевич: Вот смотрите. По крайней мере, из одного лагеря сообщения такие. Игорь… Константин Чуриков: Ну, просто Игорь. Оксана Галькевич: Боюсь ошибиться в фамилии, потому что она латиницей. "Я категорически против эксклюзивных прав для мотоциклистов. Ездить по правилам для всех мотоциклисты не хотят. Они – источники опасности и аварий". "Пусть без глушителей не носятся, хулиганы!" – это Петербург и Ленинградская область нам пишет. Вот еще: "Обнаглели! По-хамски себя ведут на дорогах!" – Вологодчина. Константин Чуриков: Еще вот хороший вопрос от Юрия из Подмосковья… Оксана Галькевич: "Водитель, 40 лет стажа, из Челябинской области, – Костя, прости. – Категорически против!" Константин Чуриков: Вот Юрий из Подмосковья задается вопросом: "Почему данная инициатива исходит не от ГИБДД, а из правительства?" Оксана Галькевич: От Шувалова. Константин Чуриков: Это любопытно, кстати. Андрей Осипов: Я вам могу сказать, что ГИБДД уже дало отрицательный отзыв на эту инициативу. Представитель Госавтоинспекции считает, что такие преференции мотоциклистам давать нельзя. И я вам скажу честно, мне вообще не нравится вот эта тема, что мы разбиваемся на два лагеря – мотоциклисты и автомобилисты. Давайте просто вспомним о том, что любой мотоциклист в зимнее время года становится таким же автомобилистом. И он вряд ли ездит… Оксана Галькевич: Или пешеходом. Андрей Осипов: Или пешеходом. Ну, в 99% случаев мотоциклист становится автомобилистом. Оксана Галькевич: Я поняла. Вы махровый так или иначе автомобилист или мотоциклист, вы не можете себе представить жизни без… Андрей Осипов: Конечно, конечно. И потом, мотоцикл – это недешевое удовольствие. Мотоцикл в 90% случаев – это не единственное транспортное средство в семье. Мотоцикл – это второе или третье транспортное средств. Как правило, есть машина. Это раз. Во-вторых, я соглашусь в кои-то веки с позицией Госавтоинспекции, потому что считаю, что правила едины для всех. Не важно – двухколесное это, четырехколесное транспортное средство или любое другое. Если это транспортное, то правила должны быть едины. Оксана Галькевич: Может быть, Костя имел в виду, что, знаете, если от правительства исходит, то у нас больше станет мотоциклов с мигалками, что-нибудь такое. Андрей Осипов: А они и так есть. Оксана Галькевич: Мы же знаем, что у нас высокопоставленные некие чиновники любят же в теплое время года передвигаться… Константин Чуриков: Секундочку! У нас есть министр Открытого правительства, господин Абызов, который честно признался, что он мотоциклист. Оксана Галькевич: Да и не только он признается. Андрей Осипов: Не только он мотоциклист. Оксана Галькевич: Они просто в шлемах ездят, их там не видно, кто там на этом мотоцикле. Андрей Осипов: В тонированных, в специальных. Оксана Галькевич: Да, в специальных. Андрей Осипов: Джип охраны иногда выдает, который пытается за ними… Константин Чуриков: Уши зайца торчат. Лидия из Новосибирска дозвонилась до нас. Лидия, добрый вечер. Зритель: Очень приятно. Вы знаете, вот это болезненный вопрос с этими мотоциклами. Вот у нас улица Красный проспект. И особенно в вечернее время они идут без глушителя, мотоциклы, с резким таким звуком, который просто… Не знаю, сколько децибел. Ну, как вот это позволительно? Константин Чуриков: И пугают маленьких детей, да, потому что это слышно все. Оксана Галькевич: А в правилах там ничего про это не сказано? Андрей Осипов: Сказано. Оксана Галькевич: Сказано? Андрей Осипов: Есть требования Технического регламента и Правила дорожного движения, где прописано. И есть Госстандарт, в котором прописано максимальное количество децибел, которое может извергать то или иное транспортное средство. То есть максимальная громкость установлена. Вопрос в том, что с этим никто не борется. Вот и все. То есть теоретически мотоциклиста без глушителя можно остановить. Его может остановить сотрудник ГИБДД сразу по нескольким пунктам. Во-первых, превышение норм шумности. Но даже если это сложно доказать (потому что это надо доказывать), то, извините меня, езда без глушителя – это езда в неисправном техническом состоянии. Он не имеет права эксплуатировать мотоцикл без глушителя. Но тут возникает вопрос, что никто этим не занимается, сотрудники ГИБДД не останавливают. Иногда мотобатальоны – допустим, в Москве, в Санкт-Петербурге, я думаю, что и в Екатеринбурге, в крупных городах – действительно очень серьезно контролируют этот вопрос. Но тут же, правда, начинаются крики со стороны мотоциклистов (и я их на самом деле не очень поддерживаю), которые говорят: "Для нас езда без глушителя – это элемент безопасности. То есть нас порой действительно не видно, но, по крайней мере, будет слышно". Константин Чуриков: А, в этом смысле? Оксана Галькевич: В этом, да. Андрей Осипов: Но тогда, простите, давайте опять же посмотрим на нормальный европейский опыт. В Париже том же самом количество мотоциклов зашкаливает круглый год! И никто без глушителя особо не позволяет себе ездить, потому что они прекрасно понимают, что они будут пойманы полицией, а штраф будет такой, что мало не покажется. Константин Чуриков: Андрей, звонок слышали? Андрей Осипов: Давайте. Константин Чуриков: Это нам мотоциклист звонит, Алексей из Москвы. Андрей Осипов: Хорошо. Здравствуйте. Оксана Галькевич: У нас звонок без глушителя. Андрей Осипов: С глушителем или без? Вот сразу. Константин Чуриков: Алексей, здравствуйте. Зритель: Алло. Здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Зритель: Мне 45 лет. Я первый раз сел на мопед в 12 лет. Ездил, можно сказать, всю свою жизнь на мотоциклах. Сейчас, конечно, передвигаюсь на автомобиле. Мое мнение, что все-таки надо разрешить езду между рядами. Просто, скажем так, это зависит от обучаемости, умеет ли человек ездить на мотоцикле или не умеет. Либо у него голова отсутствует, либо он нормально ездит на мотоцикле. Можно перемещаться между рядами спокойно. Я отъездил всю свою жизнь, и у меня не было аварийных ситуаций до последнего времени. Я вот 6 лет сейчас на машине езжу, а до этого ездил на машине, на мопедах, на мотоциклах. То есть это не проблема – езда между рядами. Главное, чтобы не гнал человек и в голове у него все нормально было, чтобы он реально оценивал ситуацию. Константин Чуриков: Алексей, вот вы как мотоциклист со стажем что скажете вообще о культуре вождения в данном случае и об уровне подготовки мотоциклистов, сравнивая то, что было тогда, "дцать" лет назад, с тем, что сегодня? Зритель: Ну, сейчас отсутствует эта культура, скажем так. Во-первых, раньше были другие мотоциклы с другими мощностями. Сейчас эти мотоциклы намного мощнее и намного как бы маневреннее, и скорость их совсем другая. Но я могу сказать, что на спортбайке очень тяжело ездить между рядами с медленной скоростью, то есть это некомфортно. Константин Чуриков: Алексей, мы скоро подведем итоги нашего SMS-голосования, но один уже голос есть в вашу пользу. Ирина из Воронежской области пишет: "Я – "за". Они такие романтичные!" – имея в виду мотоциклистов. Спасибо за ваш звонок. И Ирине также спасибо. Андрей Осипов: Ну, Алексей на самом деле абсолютно прав. Оксана Галькевич: Здравые вещи сказал? Андрей Осипов: Все в конечном итоге – как в случае с автомобилем, так и в случае с мотоциклом – зависит от человека, управляющего этим транспортным средством. Уровень подготовки, к сожалению, снизился. Это касается как автомобилистов, так и мотоциклистов. Уровень подготовки этих людей низок. Если мы говорим, допустим, о тех же самых спортбайках, и вообще если говорить даже о мотоциклистах, я вот заметил одну такую тенденцию (и она подтверждается, кстати, данными ученых): любой мотоциклист – нормальный мотоциклист, подготовленный – гораздо быстрее способен и обязан принимать решения на дороге. Потому что если у водителя есть не только защита в виде кузова автомобиля, но и какое-то время на раздумья, аккуратненько притормозить, то у мотоцикла порой препятствие какое-то возникает вдруг, внезапно, и у него нет времени на раздумья. И чем выше скорость мотоциклиста – как по отношению к потоку, так и вообще в целом… Оксана Галькевич: Тем меньше возможностей… Андрей Осипов: Тем меньше у него время на эту реакцию. И мы опять приходим к вопросу о подготовке тех же самых мотоциклистов. И еще один момент, связанный с культурой. Не будут ли вот эти преференции, которые мы собираемся принять, не способствуют ли они тому, что действительно у нас опять будут возрождаться эти два лагеря? Они и так существуют – борьба между автомобилистами и мотоциклистами. Вот вместо того чтобы наладить общую культуру езды… Оксана Галькевич: Нет, слушайте, а почему? У нас же нет лагеря "автомобилисты" и, например, "водители автобусов". Андрей Осипов: Но "автомобилисты" и "пешеходы" есть. Оксана Галькевич: Ну, вот как-то надо действительно какие-то объединяющие моменты… Андрей Осипов: То есть, мне кажется, нужно вводить в правила действительно… Вот вы правильно сказали – объединяющие моменты. Но никак не разделяющие нас! Мы все – участники дорожного движения. Ведь в конце концов, у каждого человека, простите за банальность, который выходит на дорогу главная задача какая? Довезти себя из точки "А" в точку "Б". Всё. И не важно, как он это делает. Оксана Галькевич: И не навредить другим. Андрей Осипов: И не навредить окружающим. Ну, это уже хорошо, если понимают, что не навредить окружающим. Оксана Галькевич: А как, простите, без этого понимания ты садишься за руль? Андрей Осипов: Ну, это в равной степени относится и к автомобилистам. Оксана Галькевич: Вот! Конечно. Это ко всем относится, естественно. Андрей Осипов: Те, которые позволяют себе, я не знаю, в столбы влетать на спорткарах на скорости за 200 километров в час – ну, извините меня, он не думает об окружающих явно. Оксана Галькевич: Абсолютно. Константин Чуриков: Еще звонок у нас, Михаил из Московской области. Здравствуйте, вы в эфире. Зритель: Здравствуйте, здравствуйте. Ни в коем случае нельзя разрешать ездить между рядами. Я сейчас боюсь этих мотоциклистов. Пролетают с такой скоростью – аж пугаюсь от этого рева! А когда им разрешат, то совсем невозможно будет ездить спокойно по полосе. Константин Чуриков: А как вы относитесь к тем мотоциклистам, которые без глушителя ездят и мотивируют это тем, что хотя бы их слышно? Вас устраивает такая постановка вопроса? Зритель: Да нет, не устраивает. Ни в коем случае нельзя! Просто будет совсем опасно ездить. Сейчас и машины друг друга подрезают. А если еще мотоциклисты в междурядьях будут ездить, то тогда вообще просто невозможно будет ездить. Постоянно будешь в напряжении ездить просто. Константин Чуриков: Да. А на дороге ведь еще надо получать удовольствие. Зритель: И справа, и слева меня может мотоциклист начать обгонять. А если тем более какой-то неопытный человек, водитель, он может рулем влево-вправо крутануть – и всё, задел человека, мотоциклиста. И всё, и авария. Оксана Галькевич: Это да… Константин Чуриков: Спасибо, Михаил. Оксана Галькевич: Спасибо. Давайте палитру мнений наших телезрителей, которые дозвонились в эфир, и тех, кто нам написал, дополним еще небольшим опросом, который наши корреспонденты провели на улицах городов – в Екатеринбурге, в Белгородской области и в Твери. Спрашивали: "Вы согласны с тем, чтобы мотоциклисты получили преимущество на дороге?" – вот которое мы только что обсуждали. Давайте послушаем. ОПРОС Оксана Галькевич: Слушайте, знаете, о чем я подумала, друзья? Вот есть же разные… Есть европейские мотоциклы – они такие быстренькие, они вот так вот вертятся, крутятся очень быстро. А есть вот эти американцы с такой посадочкой крутой. Андрей Осипов: Ну, это типы мотоциклов, да. Чоперы. Оксана Галькевич: И там вот так вот уже не повиляешь, там уже вот так вот не разгонишься. У нас в принципе какие более распространены? Андрей Осипов: И те, и другие. В последнее время у нас бум на чоперов наблюдается, собственно говоря. Но чопер, в принципе, дает аналогичные преимущества по сравнению со спортбайком. Оксана Галькевич: Для больших дорог, для большой страны. Андрей Осипов: Да, для больших расстояний. Оксана Галькевич: А вот эти маленькие, быстрые, вертлявые – это действительно такая Европа, Италия, теплые страны, что-то там, Испания. Андрей Осипов: У них там поэтому много тех же самых мопедов. У нас мопедов, ну, немного. Оксана Галькевич: Ну, на юге где-нибудь. Андрей Осипов: У нас сразу на мотоцикл пересаживаются. А там куча мопедов, куча скутеров, мотороллеров тех же самых, которые именно применяются как транспортные средства. И вообще размер двухколесного транспортного средства уже априори дает преимущество на дороге, потому что он может ехать рядом с машиной в том же самом ряду. Константин Чуриков: А теперь результаты SMS-голосования, в котором зрители активно принимали участие. Итак, мы спрашивали: надо ли разрешить мотоциклам, мотоциклистам езду между рядами? За это высказались 10% нашей аудитории, против – 90%. Вот таково мнение зрителей. И мы его отразили. Оксана Галькевич: "Урал" почил в бозе? Андрей Осипов: Почему? Есть, есть. Оксана Галькевич: На этой оптимистической ноте… Спасибо большое. Андрей Осипов: Спасибо большое. Оксана Галькевич: Это был Андрей Осипов, наш автоэксперт. Мы, друзья, обсуждали возможное нововведение – изменения в Правилах дорожного движения, которые коснутся, если вступят в силу, мотоциклистов.