Ольга Арсланова: Ну а мы продолжаем. В России заработали новые правила техосмотра. Чиновники назвали их более жесткими – давайте на них посмотрим. Что же изменилось? В автомобилях теперь обязательно должна быть аптечка. Собственно, тут у нас еще нарисован огнетушитель, но его и раньше необходимо было иметь, а теперь аптечка, причем содержимое в ней должно быть с действующим сроком годности. Недопустимы дефекты усилителя руля. Новые правила также запрещают устанавливать на фары бесцветные или окрашенные оптические детали и пленки. Нельзя демонтировать заводские стеклоочистители и стеклоомыватели. Также изменения коснулись покрышек: шины с шипами должны быть теперь установлены на все четыре колеса. А вот автомобилисты считают, что эти правила по большому счету вряд ли кого-то серьезно коснутся, потому что покупка диагностической карты – формальность. В любом офисе страховой компании вам предложат оформить ее без выезда в пункт проверки. А вот и средняя цена, давайте посмотрим – 720 рублей стоит прохождение ТО без прохождения ТО. Каким должен быть техосмотр и все ли вас устраивает сейчас? Об этом и поговорим в ближайшие полчаса. Юрий Коваленко: У нас в студии гость Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем". Добрый вечер. Максим Кадаков: Здравствуйте. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, новые правила, которые вступили в силу и в полный рост, что называется, заработали на этой неделе – какая у них цель, учитывая, что большинство автомобилистов действительно диагностику покупают, это ни для кого не секрет? Максим Кадаков: Многие покупают, я не могу сказать, что большинство. Цель, наверное, все-таки в том, чтобы ужесточить, собственно, саму систему контроля, а не столько привести к какому-то осязаемому заметному результату. Потому что сейчас статистика ГИБДД показывает, что процент аварий, которые происходят по причине неисправности транспортного средства, примерно около 3, это 3%. Если мы возьмем, например, Соединенные Штаты Америки, где эта цифра чуть меньше, 2%, там есть штаты, где обязателен техосмотр, и есть штаты, где техосмотр необязателен. И вот статистика, опыт, вся аналитики показывает, что нет никакой связи между этими штатами в части прохождения техосмотра, непрохождения техосмотра и причин аварий. То есть с точки зрения логики автотранспорт должен быть исправен, это должно работать по идее. Ольга Арсланова: А с этим никто и не спорит. Максим Кадаков: Никто не спорит. И мне кажется, нормальные автомобилисты, которые заботятся о себе, о своих семьях и об окружающих, все-таки свои машины и сами содержат в надлежащем состоянии. У нас, конечно, не Америка и не Германия, наверное, если совсем отпустить вожжи, наш народ, наши автомобилисты, конечно, будут расхолаживаться. Но на мой взгляд, сейчас гайки закручены уже настолько, что дальше практически некуда. И отвечая на ваш вопрос, точнее ваш пример по поводу прохождения техосмотра, я сам был свидетелем не так давно в МРЭО ситуации, когда не в офисе страховой компании, а когда ты приезжаешь в МРЭО, человека там же тут же берут под ручки вот эти оформители ОСАГО, у них там же в автомобилях практически оборудован офис с принтерами, со связью Wi-Fi и GPRS со своим офисом, они тут же оформляют диагностическую карту, то есть как будто этот автомобиль пожилой, как будто он прошел техосмотр, тут же номер этой диагностической карты заносят в базу данных ОСАГО, тут же оформляют ОСАГО, тут же человеку распечатывают и диагностическую карту, и полис ОСАГО, и человек идет и оформляет свой автомобиль. Даже в офис приезжать не надо. Юрий Коваленко: Но позвольте, что в этом законе радикально меняет ситуацию, которая есть сейчас? Максим Кадаков: Ничего не меняет. Фактически порядок техосмотра, точнее те моменты, те неисправности, за которыми будут следить на пунктах технического осмотра, приведены в соответствие с действующим техническим регламентом Таможенного союза и с правилами дорожного движения. Как с аптечкой: правила же требуют, чтобы она была, чтобы лекарства не были просроченными. Ольга Арсланова: Впрочем, как и огнетушитель, к которому мы уже все привыкли. Максим Кадаков: Да. Но раньше, когда вы приезжали на техосмотр, у вас проверяли знак аварийной остановки (треугольник) и огнетушитель, аптечку, условно говоря, вы могли забыть. А теперь, если у вас нет аптечки, вы техосмотр не пройдете. Есть и другие нюансы. Ольга Арсланова: Вы сказали, что не факт, что большинство покупает. А давайте проведем опрос прямо сейчас, наших зрителей спросим: "А вы проходите техосмотр или покупаете?" Вот сейчас заведем опрос, у нас где-то примерно 20 минут будет, для того чтобы подвести итоги, отвечать можно "да" или "нет" на короткий номер. Если у вас есть какие-то истории, тоже, пожалуйста, позвоните и расскажите. Юрий Коваленко: Но все же изменится ли – все-таки вопрос, важный для многих – цена после этих новых правил за новый техосмотр? Максим Кадаков: Нет, цена не изменится, фактически она сейчас является более-менее фиксированной: в Москве это около 750 рублей, до 1 тысячи рублей, все зависит от того, где проходить техосмотр. Потому что техосмотр можно пройти в специализированных аккредитованных центрах, которые занимаются именно ТО, либо у официальных дилеров, автомобильных компаний, которые такими правами наделены. Но когда вы приезжаете на обычную СТО к дилеру, у которого такие права есть, он вам по каким-то причинам может отказать: допустим, у него загружена станция, извините, я вам принять не могу. А если вы приезжаете именно на диагностический центр, то вас там обязаны принять. Ольга Арсланова: И при этом Российский союз автостраховщиков буквально на днях заявил, что вот эти 720-750 рублей – это очень мало, этот тариф не менялся с 2012 года, поэтому как минимум 1 тысячу надо установить. Максим Кадаков: Это тришкин кафтан… Ольга Арсланова: Хороший такой сигнал для автомобилистов. Мало того, что мы за ОСАГО платим больше, мы теперь и за диагностическую карту больше платить? Максим Кадаков: Безусловно. Российский союз автостраховщиков – это по большому счету профсоюз, объединение страховщиков, которые занимаются в том числе и ОСАГО. И это немножко очень странная ситуация, когда люди пытаются… У них якобы вроде бы не очень успешно идет бизнес, давайте мы чуть-чуть больше будем брать с автомобилистов за это, за это и за это. Ведь к чему сейчас вообще ведут? Если немножко на перспективу посмотреть, нас хотят контролировать еще и через камеры автоматической фиксации, я имею в виду автомобилистов. То есть идея такая: в единую базу данных будет заноситься… Они уже сейчас, эти диагностические карты заносятся, но через камеру автоматической фиксации можно будет проверить по номеру автомобиля, есть ли на этот автомобиль действующая диагностическая карта. Юрий Коваленко: Так она и так сейчас проверяется точно так же через компьютер по номеру этого… Ольга Арсланова: Потом без нее ты не получишь полис. Максим Кадаков: Да, согласен, но можно купить "левую", например, диагностическую карту или вообще ее не иметь. Юрий Коваленко: И она так же будет занесена в единый реестр? Максим Кадаков: Есть компании, которые вообще "левые" карты оформляют, то есть совсем "левые", а кто-то вообще просто рисует… Ведь можно карту распечатать, не каждый инспектор на месте может это проверить – есть распечатка и есть, какая-то там печать стоит, может быть, ее на принтере напечатал. Так вот едет автомобиль, камера его фиксирует, смотрит по номеру, система проверяет; если на этот номер нет диагностической карты, значит, на этот номер, на этот автомобиль автоматически выписывается штраф. Это будет в будущем, сейчас этого нет, идея такая. И это будет длящееся нарушение, то есть как вы едете с превышением скорости, под сколькими камерами вы проехали, столько вам штрафов и пришло: проехали под 10 камерами с нарушением – значит, 10 штрафов. Ольга Арсланова: В общем, одна дорога на работу, и желание отпадет. Максим Кадаков: Да. С техосмотром будет ровно та же самая история, нас именно туда ведут. Юрий Коваленко: Но ведь это нарушение административного законодательства: нельзя за одно и то же нарушение штрафовать более одного раза. Максим Кадаков: За скорость же штрафуют. Это так называемое длящееся нарушение. Юрий Коваленко: Ну скорость – это скорость. Хотя бы один раз в день. Ольга Арсланова: Скажите, пожалуйста, а что сейчас происходит с этой единой информационной системой, по которой, собственно, все это и выдается? Насколько нам сообщают разные эксперты, сейчас к ней есть доступ и у страховщиков, и у вот этих "теневых" оформителей диагностических карт, и есть смысл полностью изменить эту систему. Это будет стоить какие-то жуткие миллионы. Сейчас эта система по большому счету открыта для всех, кто угодно может в нее влезть и внести любые изменения. Максим Кадаков: Не то чтобы кто угодно, но можно. С одной стороны, это хорошо, когда есть единая база данных, вы можете зайти легко, найти через поисковик это вебсайт, ЕАИСТО он называется – Единая автоматизированная информационная система технического осмотра – и по номеру автомобиля, или по VIN, или по номеру двигателя или даже рамы, например, в том числе по номеру диагностической карты, которая, допустим, у вас есть, вы можете пробить свой автомобиль, соседский, там не надо ничего подтверждать, любой автомобиль и узнать, есть ли на этот автомобиль диагностическая карта. Это здорово. Другое дело, что когда союз страховщиков РСА сейчас под себя подмял контроль за этой системой, поэтому нам будут навязывать новые услуги: давайте сделаем ее такой, чтобы она была вообще никому недоступна, давайте сделаем то, давайте сделаем это. Это будет к чему приводить? К увеличению сумм, которые мы будем отдавать и за техосмотр, и за страховку, и так далее. Ольга Арсланова: Послушаем наших зрителей – у нас на связи Тамбов, Владимир. Добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Ольга Арсланова: Здравствуйте. Как вы оформляете техосмотр, рассказывайте. Зритель: У меня автомобиль 3 года, то есть новый автомобиль. Технический осмотр он не проходит, но на гарантии он 5 лет. Вот что делать? По закону через 3 года надо проходить техосмотр, а гарантировано фирмой на 5 лет. Полностью проходит диагностику каждый год как положено. В этом плане что с техосмотром надо делать? Ольга Арсланова: Техосмотр для автомобиля-трехлетки – это странно, согласитесь. Максим Кадаков: Правила не меняются. Может быть, у вас гарантия… Может быть, на какие-то машины там продленная гарантия 7 лет может быть, правила подразумевают, что до 3-х лет автомобиль даже грузовой полной массой до 3.5 тонн – "Газели", например, мотоциклы и прицепы возрастом до 3-х лет – техосмотр не проходит. Если старше 3-х лет, но младше 7, то раз в 2 года, если старше 7 лет, то раз в год. В этом на самом деле есть небольшое такое логическое противоречие. Действительно автопроизводитель гарантирует, что не то что автомобиль катастрофически сломается, тормоза у него перестанут работать или еще что-то, а он гарантирует вообще на 5 лет, что вообще ничего не сломается. А техосмотр требует… Я поэтому и говорю, что я не зря начал с Соединенных Штатов, и в Германии, кстати говоря, то же самое – там есть техосмотр, но прямой связи между прохождением техосмотра и количеством аварий нет. Между прочим, еще недавно доля аварий по причине неисправности транспортных средств у нас была ниже, и вдруг в последнее время буквально в обозримый период она стала расти. Мне кажется, это тоже неслучайно. И если в тех же Штатах это решение, по какой причине произошла авария, принимают уже в самом конце, когда прошли все стадии, может быть, там экспертиза была и еще что-то, через полгода, когда об аварии уже все забыли, ставится галочка: да, действительно эта авария произошла из-за того, что колесо у машины отвалилось. А у нас эту галочку ставит инспектор, когда он оформляет ДТП. Холод на улице, мороз, ветер, он там бегает с рулеткой, пытается там что-то… Ольга Арсланова: Дорога, например, с ямами – это вообще отдельная история. Максим Кадаков: Дорога. И вот он ставит галочку: транспортное средство было неисправно. Но есть вещи реальные какие-то, особенно когда есть свидетели – отвалилось колесо и все это видели – а есть масса случаев, в которых непонятно, по какой причине произошла авария. Юрий Коваленко: Вот нам пишут телезрители и спрашивают, как быть с установленными дополнительными обвесами, будь то заводской багажник, который не все ГИБДД и МРЭО воспринимают как что-то законное, скажем так, дополнительно установленный фаркоп, какие-то дополнительные световые приборы (лебедка или что-то еще). Вот это как-то на техосмотре скажется? При условии, что будут фотографировать машину, обсматривать и что-то дальше. Максим Кадаков: Все дополнительное оборудование, во всяком случае то, которое так или иначе влияет на безопасность, придется снять, если оно не зарегистрировано и не занесено в ПТС. Юрий Коваленко: То есть как только диагностическая карта получается, это все обратно ставится сверху? Максим Кадаков: Люди так и делают, к сожалению или к счастью, я уж не знаю, тут с какой стороны посмотреть. Даже газобаллонное оборудование должно быть зарегистрировано и внесено в ПТС. Для многих сейчас это трагедия, потому что покупается либо бэушная машина с уже установленным когда-то ГБО, либо человек установил газобаллонное оборудование несколько лет назад и сейчас он его должен легализовать. То есть официально он с нелегализованным ГБО не пройдет техосмотр. Юрий Коваленко: Хорошо, а вот в таком случае вторая часть вопроса. Остановив меня, сотрудники ДПС на посту увидят, что у меня где-то не указано о том, что у меня багажник, фаркоп или что-то еще из дополнительного оборудования. Какие его действия? – он имеет право за это оштрафовать и на каком основании? Максим Кадаков: Он имеет право не только оштрафовать, а он имеет право прекратить регистрацию, но это происходит не сразу. Сначала выдается предписание, оно оформляется водителю, что он в 20-дневный срок должен устранить неисправность, привезти машину в изначальное состояние. Юрий Коваленко: Без штрафа? Максим Кадаков: Да. И должен приехать в ГИБДД и представить свой автомобиль. Если он этого не сделает, машину могут снять с регистрации, и вы останетесь с транспортом, на котором нельзя ездить. Ольга Арсланова: Вот что нам пишут наши законопослушные зрители: "Техосмотр покупают безбашенные водилы, подвергая смертельной опасности остальных участников движения". Геленджик: "Каждый год прохожу по правилам, 1 раз заставили поменять резину, 2 раз забыл аптечку, пришлось за аптечкой возвращаться", – пишет Краснодарский край. А вот в Ростовской области наш зритель считает, что "техосмотр – это бесполезная глупость, на следующий же день может потечь тормозной шланг, и как его поменяют, на СТО или в гараже, неизвестно". И у нас на связи Сергей из Владимира, здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Да, вот смотрю вашу передачу, она очень нравится, все темы, которые вы затрагиваете. Сегодня проходил техосмотр, заехал туда – ничего, он машину посмотрел, спросил, сколько пробег. Машине 3 года, пробег небольшой, 25 тысяч. Ну и все, он даже не смотрел. Я ездил сегодня купил огнетушитель новый, потому что старый уже был… Ольга Арсланова: Аптечку не проверял, руль, шины? Зритель: Нет, нет, ничего, я даже удивился. Я думаю, столько шуму с этими новыми правилами. У меня была аптечка 2010 года, но там бинты, как вот раньше, ничего с ними не случится, но переживал, думаю: будут сейчас еще смотреть, какого года выпуска. Ну вообще ничего не смотрел, даже не посмотрел. Вот так вот. Ольга Арсланова: А сколько вы отдали за эту встречу? Зритель: 720 рублей. Ольга Арсланова: 720 рублей во Владимире. Юрий Коваленко: Средняя цена. Вот, кстати, по поводу аптечки тоже много вопросов. Сейчас в аптечке, скажем так, набор не первой помощи, а кроме бинтов и жгута, в общем-то, практически ничего нет. Есть люди, которые просто для себя из личной собственной безопасности собирают себе большую аптечку, такую прямо профессиональную, в которой много всего, которая может спасти жизнь при любой ситуации. Вот остановив либо на пункте, где диагностическую карту получают, либо сотрудник ДПС действительно все таблетки и все вот эти протирания будет проверять на срок годности или он проверит только то, что должно лежать в аптечке? Максим Кадаков: Безусловно только то, что должно лежать в аптечке, другие вещи его не должны интересовать. Ольга Арсланова: Все остальное не прописано в правилах. Максим Кадаков: Мне кажется, когда мы про техосмотр говорим, надо обязательно все-таки… Вообще изменения были конкретные? Вот если у нас есть минутка, надо людям обязательно объяснить вещи, на которые сейчас будут натыкаться многие. Самое главное, наверное, это шины. Нужно понимать, что на автомобиль особенно в преддверии скорого периода опять на летние шины надо понимать следующее, что на автомобиле должны стоять либо летние шины, либо зимние все четыре, других вариантов не предусмотрено. Если мы сейчас ездим зимой на зимних шинах или будем переобуваться следующей осенью, то шины должны быть на всех колесах либо шипованные, либо нешипованные, других вариантов нет. При этом технический регламент нам говорит о том, что в незимние месяцы (это весна, лето и осень, 9 месяцев) мы можем ездить на летних шинах, в зимние месяцы (декабрь, январь, февраль) только на зиме, неважно на какой, это уже по вашему выбору. На шипованных шинах, наоборот, можно ездить в другие 9 месяцев – осень, зима и весна; летом на летнем горячем асфальте на шипах ездить нельзя ни при каких условиях, вас опять же могут остановить и соответственно… Ольга Арсланова: То есть в любом случае это стоит запомнить. Максим Кадаков: Это надо запомнить. Юрий Коваленко: А вот по поводу опасности того, что не на всех колесах установлены одинаковые шины – в чем опасность здесь? Максим Кадаков: Опасность в том, что тормозные силы (это главный вопрос при торможении) разные оказываются. Если вы едете по накатанному плотному снегу или льду, например, по обледенелой дороге, у вас если на одном колесе шипованная шина, а на другом фрикционная шина, то, конечно, усилия совершенно разные, машину может развернуть. С другой стороны, вы можете меня спросить: ну хорошо, допустим, обычные шины стоят, просто зимние на всех колесах или летние – ведь на техосмотре не контролируют степень износа, то есть у вас на одном колесе может быть новая шина, вы пробили и купили новое колесо, только-только поставили, а на втором она уже близится к минимуму, тоже ведь разные могут быть усилия при торможении. Соглашусь. Это еще раз говорит о том, что техосмотр, который я прошел сегодня, не гарантирует мне того, что через полгода у меня машина будет полностью в исправном состоянии. Ольга Арсланова: У нас продолжается голосование для зрителей: "Техосмотр – прохожу или покупаю?" – выбирайте свой вариант. Кстати, этот же вопрос наши корреспонденты задавали россиянам в разных городах, давайте посмотрим, что получилось. ОПРОС Ольга Арсланова: Возник какой-то комментарий. Максим Кадаков: Да-да, здесь прозвучала очень важная мысль по поводу аварий. Страховые сейчас за этим стали очень ревностно следить, и если в случае аварии, допустим, вы врезались в другой автомобиль, тот автомобиль застрахован по ОСАГО и вы застрахованы тоже, страховая компания потерпевшему выплатила вознаграждение, возмещение. Если окажется, что у вас липовая диагностическая карта, то есть вы ее не проходили или купили слева, то страховая компания сейчас имеет право применить к вам регрессный иск. Ольга Арсланова: То есть вы все будете из своего кармана оплачивать. Максим Кадаков: Все, что она… Оплатите все из своего кармана. Соответственно, чем тяжелее авария, тем больше расходы. Ольга Арсланова: Послушаем Александра из Твери, добрый вечер. Зритель: Добрый вечер. Вы знаете, я уже 50 лет за рулем, техосмотр я практически никогда не проходил, редкий случай. В последний раз, правда, пришлось, и то шипы ободрали, проверяли тормозной путь на барабанах на зимней резине. Вы знаете, я всегда за аппаратом своим слежу, от этого зависит и моя жизнь, и жизнь людей. Так что главное… А все, что…, те, кто присосались к этому делу, начиная с советской власти со сталинских…, чтобы кто-то кому-то что-то принес и дал, а сейчас не надо бутылку нести, сейчас денег дай, и все хотят к этому делу присосаться. Страховым главное выдурить людей. Взяли нас в плен. Ольга Арсланова: Спасибо. Максим Кадаков: Это потому что сейчас нет штрафа. Ольга Арсланова: Это просто антиреклама техосмотра: 50 лет человек ездит и за машиной следит. Максим Кадаков: Это сейчас нет штрафа, его по-прежнему не ввели за непрохождение технического осмотра, но когда его введут, нас будут штрафовать на каждом углу, когда инспектор пробьет вас по базе данных и оштрафует. Поэтому это, я думаю, скоро прекратится. Юрий Коваленко: А можно в двух словах? Еще тоже есть такая категория водителей, которые говорят о том, что они очень много за рулем и нет у них ДТП – насколько они попадают в группу риска по аварийности? Ведь это какая-то самоуверенность о том, что "я давно за рулем, я ас вождения". Это правда или миф? Максим Кадаков: Вы знаете, практика показывает, что самые тяжелые аварии очень часто происходят именно с такими водителями. Это то же самое, как на производстве: высококлассные мастера, особенно когда они выполняют одну и ту же монотонную работу, работают на станках, на прессовых, еще на каких-то вырубных станках и так далее, пальцы, руки, пардон, ноги и все остальное отрезается как раз именно тогда, когда человек теряет бдительность, он привык, он знает, что он делает все правильно, одни и те же движения, и как раз теряя бдительность, он попадает в какую-то нехорошую ситуацию. С автомобилями то же самое. Юрий Коваленко: Ну да, не будем о плохом. Давайте поговорим о нашем опросе. Мы проводили опрос, покупаете ли вы или проходите техосмотр. И вот у нас созрели цифры. Ольга Арсланова: Да, "Техосмотр – покупаю или прохожу?" – вот что ответили наши зрители: "прохожу" 46%, "покупаю" 54%. Максим Кадаков: Это неплохо. Юрий Коваленко: Каждый второй. Ольга Арсланова: Все-таки с небольшим перевесом покупка диагностической карты у нас пока. Спасибо вам большое. Максим Кадаков, главный редактор журнала "За рулем" был у нас в гостях… Максим Кадаков: Будьте осторожны на дорогах, берегите себя. Ольга Арсланова: О новых правилах техосмотра мы говорили. Приходите к нам еще. Максим Кадаков: Спасибо. Ольга Арсланова: Спасибо. Юрий Коваленко: Спасибо.