Оксана Галькевич: Друзья, мы идем дальше, все по плану, ничего не меняется. Сейчас будем говорить об ОСАГО. Константин Чуриков: Чем дальше, тем веселее. Оксана Галькевич: Дело в том, что у нас тут первая неделя реформы ОСАГО, и очень много желающих среди вас, уважаемые телезрители, эту тему детально обсудить. В чем суть? Теперь страховщики – как вы знаете, если вы автомобилист – должны возмещать ущерб ремонтом, а не деньгами. Не все считают, что это удобно, не все довольны и рады этим переменам, но Банк России считает, что так целесообразнее. Почему, как все это работает на практике, какие плюсы-минусы, какие претензии? Константин Чуриков: Претензии, может быть, к деятельности страховых компаний – пожалуйста, звоните. Телефон внизу экрана указан, СМС-портала также обозначен. У нас в студии представитель Центрального банка. Оксана Галькевич: Которому можно задать все вопросы. Константин Чуриков: К которому можете напрямую обратиться. У нас в студии Кирилл Табаков, начальник Управления страхового надзора Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу. Кирилл Евгеньевич, здравствуйте. Оксана Галькевич: Здравствуйте. Кирилл Табаков: Добрый день. Константин Чуриков: Давайте сначала внесем ясность, потому что далеко не все автомобилисты сейчас прямо после 28 апреля получили свой новый полис, и те, у кого полис получен ранее, по каким правилам им возмещают убытки? Кирилл Табаков: С 28 апреля вступили в силу изменения в Закон "Об ОСАГО", которые установили приоритет натурального возмещения над денежной выплатой. Это означает, что начиная с 29 апреля по новым договорам, новым полисам ОСАГО приоритет натурального возмещения будет действовать. Что касается старых полисов, которые были заключены ранее до этой даты, сохраняется денежная выплата. Оксана Галькевич: Понятно. То есть, друзья, не все потеряно. Константин Чуриков: Еще пока переходный период. А потом пройдет время, и исключительно будут предлагать ремонт за исключением некоторых случаев. Каких, кстати? Кирилл Табаков: Случаи исключения прямо указаны в законе. К этим случаям относят, прежде всего, тотальную гибель транспортного средства, когда невозможен восстановительный ремонт. Другим случаем может быть, когда размер ущерба превысил максимальную страховую сумму по договору ОСАГО (400 тыс. руб.). Кроме того, денежная форма предусмотрена в случае, когда потерпевшему гражданину причинен вред жизни и здоровью, средней тяжести. Константин Чуриков: Да. Ему же ремонтом не отдашь, если он руку сломал. Кирилл Табаков: Да. И просто если потерпевший оказался в тяжелой жизненной ситуации, например, инвалидность. Оксана Галькевич: То есть человек таким образом попадает под эти исключения, и может все-таки просить пойти навстречу? Кирилл Табаков: В данном случае у такого потерпевшего есть право требовать возмещения в денежной форме, и, кроме того, необходимо отметить, что также законом предусмотрена денежная выплата по соглашению потерпевшего и страховщика. Константин Чуриков: Нам зрители часто пишут и говорят о том, что, понимаете, не сложилось такое доверие между потребителями этой услуги и страховщиками. И во многих случаях – я думаю, что сейчас нам позвонят и расскажут, в каких конкретно – все-таки страховые компании иногда наплевательски относятся к закону, и уж тем более не стремятся каким-то образом ублажить, извините за выражение, клиента. Оксана Галькевич: Клиент не всегда прав, так скажем. Кирилл Табаков: В данном случае Банк России постарался все-таки в очередной раз встать на сторону клиента. Большинство последних поправок в Закон "Об ОСАГО" были направлены на защиту потребителей страховых услуг, и в данном случае приоритет натурального возмещения также направлен на потребителей страховых услуг, а именно на получение более высокого уровня клиентского сервиса, в том числе, если мы вспомним одну из основных претензий к системе ОСАГО со стороны страхователей – это был низкий размер возмещения убытка. И мы часто слышали в качестве жалоб или какого-то негатива в отношении ОСАГО недостаточный размер компенсации, которую выплачивает страховщик для осуществления ремонта. На сегодняшний день ЦБ создал предпосылки, и законодатели приняли соответствующие поправки в закон, для того, чтобы в том числе разрешить эту проблему. И поскольку цель ОСАГО, и вообще ОСАГО – это социально значимый вид страхования, цель его – возмещать тот вред, который возмещается в большинстве случаев, некий средний размер ущерба, который причиняется участникам дорожного движения, эти поправки и направлены на то, чтобы возместить этот вред в натуральной форме. Константин Чуриков: Вы совершенно справедливо заметили, что это социально значимая услуга. И хочется наших зрителей спросить: довольны ли вы качеством этой социально значимой услуги под названием ОСАГО от страховых компаний? 8-800-222-00-14. Прямо позвоните в эфир и скажите на своем примере, что у вас было, как строились взаимоотношения, если, например, вы попали в ДТП. Многие наши коллеги этот новый закон называют "реформой ОСАГО". У меня вопрос: в этой работе ОСАГО, в этом законе что-то сказано о том, что не имеют права страховщики навязывать какие-то дополнительные услуги? Потому что уже сколько копий сломано об эту тему, и все равно нам звонят и говорят, что навязывают, что пришлось страховать жизнь и так далее. Кирилл Табаков: Безусловно, проблема навязывания все еще остается. Она связана именно с проблемой высокой убыточности в отдельных регионах, когда страховщики идут не совсем законным путем, и пытаются компенсировать те убытки в проблемных регионах, которые они несут в связи с осуществлением деятельности по ОСАГО. Банк России предпринимает все усилия для того, чтобы эти проблемы разрешить, во-первых, и по выявляемым фактам навязывания этих услуг – Служба защиты прав потребителей рассматривает подобного рода жалобы, принимает соответствующие меры к страховщиками, – и в том числе те поправки, о которых мы сегодня говорим – я имею в виду приоритет натурального возмещения – также частично направлены на решение этой проблемы, поскольку призваны сократить проблему так называемого автоюризма. В этих проблемных регионах существует некий серый бизнес, связанный с урегулированием по системе ОСАГО. И в результате этой деятельности происходят определенные злоупотребления. Константин Чуриков: Можно, в принципе, сказать, что этот бизнес еще также связан и с тем, что совершенно себя не по-людски ведут очень многие страховые компании. И если они нарушают закон, то есть профессионалы, которые готовы защищать права граждан. Оксана Галькевич: Кирилл Евгеньевич, допустим, когда была возможность получить этот ущерб в денежном виде, на сайт Центрального банка, где есть формы обратной связи, наверняка многие жаловались и писали: "Такая-то проблема". Недоволен размером этой выплаты, процедурой, еще чем-то. А когда это уже не деньги, которыми занимается напрямую Центральный банк, а когда, например, это качество ремонта, сроки ремонта, что-то еще, вам смысла, видимо, писать уже не будет. А кому тогда? Кирилл Табаков: Почему же? За сроки ремонта и качество ремонта в соответствии с Законом "Об ОСАГО" с учетом новых поправок отвечает страховщик, и его основная задача – обеспечить качественный ремонт транспортных средств. Законом предусмотрены требования к осуществлению этого ремонта – это не более 30 дней по срокам продолжительности ремонта, и гарантийные сроки. Оксана Галькевич: Это я понимаю. Если в натуральном, ремонтном виде исполнение этой услуги не удовлетворяет автопотребителя, имеет ли смысл пользоваться формой обратной связи на официальном сайте Российской Федерации, и писать: "Мне сделали какое-нибудь крыло, криво покрасили, не туда поставили, и вообще деталь старая бэушная, а мне нужна новая" – это к вам, или к вам только по финансовым вопросам? Константин Чуриков: Это к вам или в Роспотребнадзор? Кирилл Табаков: Если страховая компания не обеспечивает урегулирование подобных спорных вопросов, и в данном случае человек, который осуществлял реформы в рамках ОСАГО, и приоритета натурального возмещения, не смог добиться от сервиса, за работу которого отвечает страховая компания, урегулирования своего вопроса, получения компенсации за нарушение сроков ремонта, или же в рамках гарантийных сроков произвести замену тех или иных деталей или повторное производство работ, то в данном случае есть основания и обратиться в Банк России для того, чтобы мы проверили, как страховщик осуществляет надзор за своими обязанностями. Константин Чуриков: В этой схеме уже сейчас на берегу видится априори заложенный в нее конфликт интересов, потому что можно заранее предвидеть, что, например, если ремонт машины длится больше 30 дней, я прихожу в страховую, страховая скажет: "Нет, это не мы. Это вот этот очень плохой сервис. Мы тут вообще ни при чем". И они будут заниматься этим пинг-понгом. Интересно будет проследить за тем, как все-таки работает новая схема. У нас есть звонок, на линии Михаил из Татарстана. - Добрый вечер. Хотелось выразить мнение по поводу всей этой реформы. Почему-то совсем не учитываются интересы малого бизнеса. Я занимался ремонтом автомобилей 10 лет и больше. Сейчас меня ставят в такие условия, что я буду вынужден просто все продать, закрыть и идти в официальный сервис работать по моей специальности. У меня большой опыт, у меня очень большая своя клиентура, но теперь мне нужно идти работать в официальный автосервис за нищенскую зарплату. То есть со стороны мастеров как это все будет? Другой вопрос – устраняют момент конкуренции среди автосервисов. Когда у человека был выбор, куда ему отнести свои деньги, я ему сделаю дешевле, быстрее и лучше, или же у него теперь этого выбора абсолютно нет, то есть он будет идти туда, куда ему скажут. И спрос, как вы сейчас сказали – пинг-понг – Госбанк, Росбанк, непонятно, страховые виноваты… В конце концов дядя Ваня стрелочник, который делал эту машину, останется виноват. Думаю, как-то так. Константин Чуриков: Да, Михаил, невесело. Действительно, если так посмотреть – вот проблемы простого человека. Он, может быть, даже сам машину не водит, а просто ремонтирует машины. И этот закон по нему ударил. Оксана Галькевич: Он как раз те самые услуги и осуществлял до вступления в силу новых поправок. Кирилл Табаков: Здесь первая часть вопроса касалась, наверное, изменения рынка СТО. И здесь, безусловно, изменения в Законе "Об ОСАГО" на этот рынок влияют, и должны как-то перераспределить потоки заказов на производство ремонта. Безусловно, те сервисы, которые могут предложить наивысшее качество обслуживания и удобство для клиентов по ремонту транспортных средств, наверное, смогут иметь возможность получать эти потоки заказов в том числе от страховых компаний. В свою очередь, страховщики со вступлением этих поправок должны обеспечить некий отбор СТО, которые бы удовлетворяли требованиям, которые установлены к производству ремонта, и заключить с ними договоры для дальнейшего сотрудничества, и уже потом списки этих СТО разместить на своих сайтах, предлагая клиентам при заключении договоров ОСАГО выбрать, где они будут ремонтироваться. Оксана Галькевич: Главное, чтобы желаемая компания оказалась в этом списке. А если ее в этом списке нет, тогда это уже для клиента может стать проблемой. Уважаемые друзья, страховку мы покупаем с вами раз в год, оформляем ОСАГО. Рано или поздно, не сейчас, допустим, вы купили до 28 апреля, но через год… Константин Чуриков: Прозрение наступит. Оксана Галькевич: …это станет вопросом, который вас коснется. Поэтому звоните и пишите активнее. Вот как Андрей из Красноярского края. Константин Чуриков: Андрей, здравствуйте. - Здравствуйте. Вилами по воде весь этот натуральный ремонт. Допустим, я на периферии Красноярского края живу. Где вы видели высокотехнологичное СТО, обеспечивающее ремонт по технологии? Все это мыльные пузыри. Где вы видели у нас в стране поставки оригинальных запчастей с заводов-изготовителей? Будут лепить там все, что попало. Константин Чуриков: Видите, какую реакцию вызывают эти нововведения? к Оксана Галькевич: Недоволен Андрей из Красноярского края. Кирилл Табаков: Понятно. Любые нововведения вызывают много вопросов. Но я бы ответил телезрителю тем, что не в любые сервисы страховщики будут направлять потерпевших для производства ремонта по ОСАГО. Во-первых, страховые компании должны, чтобы использовать это право о приоритете натурального обеспечения, обеспечить сеть станций техобслуживания (СТО), с которыми они будут сотрудничать для предложения страхователям на стадии уже заключения договора. Есть в законе определенные ограничения о месте нахождения этих станций технического обслуживания, об удаленности. Есть требования к срокам и качеству ремонта. Константин Чуриков: Об удаленности – это до 50 км? Кирилл Табаков: Да. Константин Чуриков: Ни километром и ни метром больше. Смотрите, очень правильный вопрос задает наш зритель из Рязанской области: "Время ремонта – месяц. На чем я буду ездить?". Это правда. Почему именно месяц? Бывают же какие-то незначительные повреждения. А вот страховая, сервис будут стоять на своем: "Нет, месяц. У тебя три царапины после ДТП. Теперь месяц жди. Теперь мы тебя сейчас накажем". Кирилл Табаков: В любом случае, 30-дневный срок установлен как максимальный срок для производства ремонта. Безусловно, скорость ремонта и качество ремонта – это одно из конкурентных преимуществ, которые могут страховщики в дальнейшем, развивая свою сеть такой клиентской поддержки, конкурировать между собой, привлекая клиентов. Максимальный 30-дневный срок установлен им для всех возможных случаев, но это может быть произведено и раньше, если ремонт незначительный. Константин Чуриков: Кирилл Евгеньевич, вы говорите, что это как раз инструмент для повышения конкуренции, что страховщики заинтересованы. Ведь все эти годы сами страховщики говорят, что ОСАГО им невыгодно. Каким образом они здесь будут заинтересованы в том, чтобы повысить качество этого ремонта и скорость этого ремонта, если они заранее говорят: "Ребята, мы вообще не про это. Мы жизни страхуем, дворцы и виллы, а это все вынужденная мера"? Кирилл Табаков: У страховщиков вызывает беспокойство. Если тенденция на рынке страхования ОСАГО будет продолжаться, то это страхование будет им невыгодно. Есть отдельные регионы, где складывается негативная ситуация в силу ряда факторов, когда для страховщиков работа в этом регионе по данному виду страхования является убыточной. Но говорить в целом об ОСАГО как о невыгодном бизнесе для страхового рынка, наверное, преждевременно. Оксана Галькевич: Нам тоже отмечают люди, из Ярославской области пишет телезритель: "Если оно такое убыточное, то страховщики должны разоряться, а они почему-то только множатся". Это просто жизненное наблюдение. Саратовская область вопрошает: "Кто будет следить за тем, что страховщик, например, не аффилирован с автосервисом?". Понимаете, срослись где-нибудь в одном месте два разных бизнеса, и прекрасно эксплуатируют эту тему. "Право выбора – возмещение деньгами или ремонтом – должно оставаться у человека", – пишет нам сибиряк, телезритель из Омской области. Константин Чуриков: Звонок Александра из Москвы. Здравствуйте. - Здравствуйте. В аварию попали два автомобиля, оба автомобиля застрахованы. Один виновник этого ДТП, а другой пострадавший. Страховку получает только тот, кто пострадал, а тот, кто виновник, он вроде как страховку не получает. Тогда зачем вообще страхуются? Получается, страховая компания страховку получает с двух автомобилей. Константин Чуриков: А платит только одному. - Да. Это не сверхприбыль называется? В конце концов, если вы страхуете свою жизнь, то вы получаете страховку за свою жизнь, а не за то, что где-то с кем-то что-то случилось. Константин Чуриков: Это отдельный вид бывает страхования от каких-то еще несчастий. - Я имею в виду вообще принцип страховки. Ведь я страхую свое имущество, а не страхуя имущество соседа или что-то еще. Константин Чуриков: Александр, абсолютно резонный вопрос задаете. Кирилл Евгеньевич. Кирилл Табаков: Вопрос, видимо, вызван сомнениями, как работает страхование в принципе. Могу сказать, что страхование – это некая возможность перераспределения тех или иных накопленных средств для урегулирования тех или иных страховых случаев, тех или иных убытков. В данном случае применительно к ситуации с ДТП, где один виноват, другой не виноват, конечно, в этой ситуации должен получить компенсацию тот, кто не был виновен в дорожно-транспортном происшествии. И в этой ситуации ОСАГО обеспечивает ему такую компенсацию за счет того, что все участники дорожного движения обязаны страховать свою ответственность и приобрести полис ОСАГО. Константин Чуриков: Кирилл Евгеньевич, в нашем народе, как известно, очень силен этот запрос на справедливость. Расскажите, пожалуйста, как человек, который занимается надзором, потешьте наш слух, что происходит со страховыми компаниями, которые допускают вопиющие нарушения? Отзываются ли лицензии? Что можете из новенького рассказать? Как за этим ведется надзор? Кирилл Табаков: Безусловно. Компании, которые нарушают Закон "Об ОСАГО", имеют серьезные проблемы с надзором. Это связано как с выдачей предписаний, обязательных для исполнения, по устранению нарушений закона, это связано с наложением штрафов на эти компании, предусмотренных Кодексом об административных правонарушениях, и, так или иначе, с ограничением, приостановлением действия лицензий этих компаний, и последующим отзывом. Константин Чуриков: Если у вас будет больше информации, например, о противозаконных действиях той или иной страховой компании, то есть, например, не только наш зритель из Москвы вам об этом напишет, но и из Улан-Удэ, а также из Самары, у вас будет больше оснований прикрыть, прикрутить, что называется? Кирилл Табаков: Мы не рассматриваем это как некие основания для того, чтобы что-то прикрутить своим поднадзорным, или проявить ту или иную надзорную активность в отношении наших поднадзорных. Рассматриваем эти основания, прежде всего, для того, чтобы восстановить в правах наших потребителей финансовых услуг, страхователей, и, прежде чем это восстановление произвести, разобрать, была ли обоснована жалоба, в чем была причина, и какова вина нашего поднадзорного, страховой организации, в этом. И принять меры для того, чтобы компания это устранила. Оксана Галькевич: Звонок из Магнитогорска от Евгения. Здравствуйте. - Добрый вечер. Я всегда работал механиком, и по своей работе всегда сталкивался с ДТП, разбирательствами и ремонтами. В связи с этим вопрос: какие критерии при отборе автосервисов у страховых? И будет ли страховая отвечать за качество ремонта тех автосервисов, которые она выбрала? Константин Чуриков: Спасибо. Кирилл Табаков: На второй вопрос можно ответить сразу – да, будет отвечать. Константин Чуриков: А первый? Кирилл Табаков: Что касается критериев отбора СТО, тут, прежде всего, СТО должно гарантировать те условия, которые прописаны в законе, именно требования к качеству и срокам ремонта. Также у страховой компании могут быть определенные условия к расположению этих станций технического обслуживания. И условия осуществления ремонта, в том числе и ценовая политика сервисов, и так далее. Константин Чуриков: Спасибо. Оксана Галькевич: Наши телезрители опасаются, что страховые будут работать только с теми сервисами, которые дадут самые низкие цены на ремонт для страховой, о качестве речи и не пойдет. Константин Чуриков: А следовательно, и сделают самый плохой ремонт. Оксана Галькевич: "Будет конвейер и откаты", – Самарская область. Вот еще наблюдение из Алтайского края: "Восемь месяцев веду переписку с Росгосстрах по поводу КМБ и возврата излишне уплаченной страховой премии, а воз и ныне там". Константин Чуриков: Ну, зато в эпистолярном жанре человек поднаторел. Оксана Галькевич: Друзья, мы еще, я думаю, не раз вернемся к обсуждению этой темы. Поднакопим, как говорится, ситуативной базы, и обсудим еще разок. Спасибо. Константин Чуриков: В студии у нас был Кирилл Табаков, начальник Управления страхового надзора Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу.