Новые правила перевозки детей. Разъяснения экспертов
Тамара Шорникова: Итак, правительство России ввело новые правила перевозки детей автобусами. Теперь организатор должен уведомлять, к примеру, Госавтоинспекцию за 24 часа до поездки. Во всех автобусах на всех перевозках должны быть ремни безопасности.
Иван Князев: Ну а в следующем году заработает приложение, где можно будет не только заказать поездку, но и узнать квалификацию водителя, например, состояние вообще транспортного средства, в каком виде детей-то повезут и на чем.
Тамара Шорникова: Да.
Давайте посмотрим статистику пока, сколько у нас сейчас автобусы перевозят организованные группы детей. Вот есть такие цифры: к примеру, 22 тысячи школьных автобусов у нас ежегодно в России перевозят примерно 1 300 организованных групп детей. За 8 месяцев этого года, это уже другая статистика, по дорожно-транспортным происшествиям, на дорогах пострадали 611 детей, 508 из них не были пристегнуты в момент совершения ДТП.
Помогут ли таким образом, давайте попробуем разбираться, новые правила перевозки, обновленные, дополненные? Помогут ли они сделать перевозки безопаснее?
Иван Князев: Будем спрашивать у наших экспертов.
Тамара Шорникова: И у наших телезрителей, звоните нам и пишите.
Иван Князев: Да, и у наших телезрителей, конечно же.
К нам присоединяется Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, здравствуйте.
Кирилл Янков: Здравствуйте.
Иван Князев: Кирилл Вадимович, сразу: такие меры позволят снизить количество пострадавших детей при таких перевозках?
Кирилл Янков: Ну надо сказать, что то, что связано с ремнями безопасности в автобусах, – это действительно важная и правильная мера. В случае опрокидывания автобуса, в случае столкновения давно доказано, что ремни позволяют больше жизней сохранить, менее травматичными получаются такие инциденты. Ремни не спасают от того, чтобы не попасть в ДТП, но в случае ДТП ремни, конечно, способствуют менее тяжким последствиям ДТП. Это правильно за исключением того, что я боюсь, что где-нибудь в отдаленных сельских районах, когда детей куда-то надо отвезти на 5–10 километров в райцентр из села, там в этом райцентре просто может не оказаться автобусов, оборудованных ремнями, есть такое опасение. А в целом это, конечно, правильная мера в части ремней безопасности.
И остальное, то, что сделано некоторое упрощение, ну не за двое суток надо уведомлять Госавтоинспекцию, а только за одни сутки, – это тоже правильно. Слишком забюрократизирована перевозка детей, так что просто многие автопредприятия, владельцы автобусов не хотят с этим связываться, слишком много нужно бумаг, любое отклонение от маршрута даже по объективным обстоятельствам означает большой штраф. Так что то упрощение, которое сделано, – это правильно, хотя, может быть, оно еще и недостаточно.
Иван Князев: Ну вот, кстати, да, хороший момент. Много ли перевозчиков смогут соответствовать тем требованиям и выполнять те правила, которые сейчас будут введены, в частности безопасности и в частности состояния транспортного средства? Есть ли у нас действительно на всю страну столько автобусов, чтобы безопасно перевозить детей? Много ли у нас таких перевозчиков?
Кирилл Янков: Конечно, в крупных городах они есть, их легко найти. Проблема где-то в отдаленных местностях, где в целом районе может не оказаться нужного автобуса, допустим, который моложе 10 лет выпуска. Я боюсь, что школьники из отдаленных районов, сельских районов, вот они могут пострадать, то есть их вообще никак нельзя будет легально никуда возить. А в городах, даже в средних, крупных городах, конечно, такие автоперевозчики есть, и автобусы есть, удовлетворяющие всем требованиям.
Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. С нами на связи был Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России.
И сейчас послушаем нашего телезрителя, Наталия из Самарской области к нам дозвонилась. Наталия, здравствуйте.
Иван Князев: Здравствуйте, Наталия.
Зритель: Здравствуйте.
Иван Князев: Наталия, скажите, пожалуйста, ваши дети часто ездят автобусами? До школы ездят, или вы отправляли своих детей куда-нибудь в путешествие?
Тамара Шорникова: В лагерь, например?
Зритель: Нет, у меня вот ребенку 4,5 года. Но мы живем в Самарской области, Алексеевский район, село Алексеевка. У нас город находится 100 километров. Я бы желала, например, поехать с ребенком в город, но я не могу, потому что нет автокресел для ребенка, это опасно без кресла ездить.
Тамара Шорникова: Это в такси нет кресел?
Зритель: Нет, у нас городской автобус на Самару.
Тамара Шорникова: А, да, все понятно.
Иван Князев: Да, хорошо. Ну здесь речь идет, наверное, про обычный общественный транспорт, а не отдельно про перевозку детей.
Тамара Шорникова: Да.
Иван Князев: Наш следующий эксперт Владимир Рабинков, руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии. Здравствуйте, Владимир Анисимович.
Владимир Рабинков: Добрый день.
Иван Князев: Владимир Анисимович, перевозчики как уже отнеслись к нововведениям? Все ли про них узнали? Как относятся, что говорят?
Владимир Рабинков: Нет, еще практически никто не знает, постановление только вышло, о нем только-только узнали, и некоторые пункты обсуждаются. То есть сформулировано как обычно очень непонятно, и даже эксперты не могут разобраться. Например, 10 лет ограничение по возрасту автобусов введено либо, как это в том году было сделано, срок принятия этого перенесен на 30 июня 2020 года, вот очень невнятно сформулировано.
Остальные пункты я пробежал, посмотрел. Многое из того, на чем настаивали перевозчики, не включено.
Иван Князев: А на чем настаивали и какие пункты непонятны, тогда уж расскажите нам, чтобы мы тоже понимали. Какие пункты непонятны?
Владимир Рабинков: Нет, ну эти пункты носят больше технический характер. В принципе ремни безопасности и раньше практически при всех перевозках детей были обязательным требованиям, то есть тут ничего особого. Есть всякие бюрократические моменты, например, подача уведомлений в ГИБДД: раньше только за 48 часов, а теперь при междугородних за 48, а при городских, пригородных за 24. Небольшое послабление, несущественное. Документы по детским перевозкам: раньше 3 года надо было хранить при любой поездке, это целая архивная служба в транспортной компании должна была быть, теперь чуть-чуть упростили, 3 месяца, если только ДТП произошло, тогда 3 года. Но это несущественные все моменты.
Я бы остроту проблемы… Вот вы привели статистику, и всегда приводится статистика, сколько погибло детей на дорогах. А сейчас речь идет именно об организованных перевозках групп детей. Вот при организованных перевозках в 2017–2018-х гг. не погиб не один ребенок, то есть эти перевозки именно организованные гораздо безопаснее. Но их так заорганизовали и так обложили всякими требованиями, огромные штрафы, что транспортным компаниям невыгодно заниматься, и количество перевозок упало с 2013 года примерно в 7 раз, то есть они практически исчезли, сейчас за прошлый год всего 560 тысяч организованных детских поездок в стране. Это значит, что 0,7 в среднем каждый ребенок съездил в поездку.
То есть если исчез автобусный туризм, экскурсии, походы, пионерлагеря, огромные проблемы, и это постановление, конечно, не решает проблему безопасности перевозок, то есть они были уже уничтожены, их осталось очень-очень мало. Если раньше дети примерно 5 раз в год ездили, в среднем 1 раз в полугодие, 2 раза летом (в лагерь и из лагеря) и на новогодние праздники, то теперь 0,7, в 7 раз упало количество организованных. А все время приводится статистика, вообще сколько детей погибло. И после этого, минуя всякую логику, ужесточаются в очередной раз требования к организованной перевозке. И нынешнее постановление носит такой формальный характер, оно, конечно, безопасность не подымет.
Иван Князев: Владимир, вот вы говорили, что многие пункты не добавили. Вот какие? У вас сейчас есть возможность в том числе обратиться к тем, кто разрабатывал это нововведение. Какие пункты вы бы хотели добавить как представитель транспортников?
Владимир Рабинков: Ну смотрите, самое главное вообще правоприменение, то есть сейчас есть в КоАПе (Кодекс об административных правонарушениях) статья 12.23 «Нарушение правил перевозки детей», и там очень жесткие штрафы, 100 тысяч на фирму, 25 на должностное лицо, 3 на водителя. И эти штрафы применяются когда и не попадя.
Вот, например, год назад установили мигалки, 2 года уже прошло, как обязательно мигалки, а в мигалке перегорела лампочка во время поездки, и вот за то, что перегорела лампочка, транспортная компания, водитель и ответственный человек от компании в дороге могут получить в сумме 128 тысяч рублей штрафа. И ГАИ это дело все время применяет, то есть они не помогают тем, что возит детей, хорошо организовать этот процесс, а цепляются за всякие мелочи, которые очень плохо продуманы.
Нынешнее постановление чуть-чуть упрощает какие-то вещи, но оно несущественное, то есть оно не меняет самого главного: государство не помогает перевозчикам и тем, кто детей куда-то хочет везти, правильно организовать процесс, а в тяжелых случаях какую-то экстренную помощь оказать, а наоборот, делает огромные, бюрократически сложные правила и жестоко наказывает за малейшее отклонение от вот этой бюрократии. Поэтому перевозки практически исчезли, и постановление это, если их нет, то их еще уменьшится, еще подороже станет перевозка. Так что такое скорее для галочки постановление, оно уже 8-е или 9-е после основного постановления 1177 от декабря 2013 года, уже 8 или 9 раз, я уже сбился со счету, вносили изменения, но они все носят вот такой бюрократический характер, они не меняют сути вопроса.
А суть вопроса, как сделать перевозки, чтобы дети ездили именно организованным образом, не на общественном транспорте, не на такси, не на перекладных, не на разбитых машинах, родители собирались как-то, а именно организованно и это было безопасно. Вот эта проблема сейчас в очередной раз не решается, перевозчики надеялись, мы выдавали такие, собирались много раз и в правительстве, и в Минтрансе, с ГИБДД общались, но, к сожалению, нет четких инструкций, нет простых понятных правил, нет учебных материалов для водителей, для организаторов этих перевозок.
Вот даже сейчас это постановление почитать, мы, эксперты, тут читаем, и у каждого свое мнение, понять не можем, что же там написано. Водителю вообще разобраться невозможно во всех… И сотрудники ГИБДД, которые проверяют это постоянно, они, как правило, само безграмотные, они не знают этого законодательства, что правильно проверять, неправильно: у них проходит операция «Автобус», им сказали за детьми следить, и они дальше уничтожают вот этот… Поймали автобус, прицепились…
Случай был, у девочки плохо стало, отъехали с Третьего транспортного кольца на параллельную дорогу, остановились. Подъехал сотрудник ГИБДД, говорит: «Отклонился от маршрута – тебе 100 тысяч штраф». А что делать водителю автобуса? Он же не может на Третьем транспортном кольце остановиться, в него машины влетят. Он сделал все разумные меры…
Иван Князев: Понятно, да.
Тамара Шорникова: Да, Владимир, понятно, спасибо. Давайте послушаем вместе звонок от телезрителя, возможно, вопрос к вам. Здравствуйте.
Зритель: Здравствуйте.
Тамара Шорникова: Да, Владимир из Алтайского края, слушаем вас.
Зритель: Вот мое мнение такое, что просто-напросто надо водительский состав готовить как бы основательно и лучше для перевозки людей. Потому что я вот с 1970 года за рулем, сейчас еще работаю, и работал на автобусе, и все. У нас чтобы на автобус допуск получить, допустим, 1-й класс, надо было отработать 5 лет водителем. Сейчас же они 3 месяца отучились, их садят перевозить людей, – ну это несерьезно просто-напросто, у него ни навыка нет, ничего еще нет.
А что вот насчет ремней… Ну я не знаю, раньше мы ездили без ремней, я сам детей возил и на елки, и везде. Правда, у нас как? Два учителя было с ними как старшие, следили за детями, везде возили, по горному Алтаю возили, и на елки, ну везде…
Тамара Шорникова: Да.
Иван Князев: Да, понятно. Спасибо вам, Владимир, мы вас услышали. И Владимир Анисимович, вот действительно, тема, которую поднял наш телезритель, касается того, кто сейчас сидит за рулем этих автобусов. Если вы нас слышите…
Владимир Рабинков: Да-да, я слышу. Как правило, под детей за автобус сажают лучших водителей, с большим стажем, и руководители транспортных компаний не сами же себе враги, они понимают, что ответственность очень высокая, поэтому подбирают лучших.
Иван Князев: Сколько вы им платите, если не секрет?
Владимир Рабинков: Ну платят… Вот день прошел рублей, 2–2,5 тысячи у него выходит, примерно уровень такой в зависимости от сложности маршрута, от пробега, бывают короткие заказы до музея и в музей, там чуть поменьше, бывают более плотные…
Иван Князев: То есть в месяц получается тысяч 60, да? Просто чтобы понимать, какая категория водителей к вам идет.
Владимир Рабинков: Ну нет, 60 не выйдет, они же должны отдыхать, они же не работают 30 дней, режим труда и отдыха надо соблюдать. Но с другой стороны, эта работа не такая напряженная, как на маршрутах, потому что на маршрутах очень часто с переработкой, водитель сел за руль в 6 утра и в 12 ночи вылез, так? На детских перевозках такого не бывает именно на организованных, поэтому их и надо защищать, они безопаснее.
Если их «убить», будут ездить на обычных автобусах, где за рулем люди могут быть с иностранными правами, без всякого инструктажа, без стажа. Надо именно этот сегмент беречь, а мы его не бережем, водителей штрафуют, когда надо и не надо.
И вопрос экономический: за такую зарплату, при такой ответственности, и при риске постоянно попасть на штрафы, и отношение особенно ГИБДД, ГИБДД не помогает этим водителям, оно всячески старается их наказать, – он получит 1–2 раза штраф и спрашивает, зачем, у него зарплата не сверхбольшая, нужны ему эти дети. И транспортная компания…
Тамара Шорникова: Да, Владимир Анисимович, мнение ваше понятно.
Иван Князев: Спасибо вам.
Тамара Шорникова: У вас как у директора транспортной компании есть шансы повысить как минимум в своей организации зарплаты вашим водителям.
Иван Князев: Владимир Рабинков был с нами на связи, руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии, директор транспортной компании.
С этой темой разобрались, переходим к следующей.
Тамара Шорникова: Да.