Новые правила перевозки детей. Разъяснения экспертов

Гости
Кирилл Янков
член Общественного совета при Министерстве транспорта РФ
Владимир Рабинков
руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии (РСТ), директор транспортной компании

Тамара Шорникова: Итак, правительство России ввело новые правила перевозки детей автобусами. Теперь организатор должен уведомлять, к примеру, Госавтоинспекцию за 24 часа до поездки. Во всех автобусах на всех перевозках должны быть ремни безопасности.

Иван Князев: Ну а в следующем году заработает приложение, где можно будет не только заказать поездку, но и узнать квалификацию водителя, например, состояние вообще транспортного средства, в каком виде детей-то повезут и на чем.

Тамара Шорникова: Да.

Давайте посмотрим статистику пока, сколько у нас сейчас автобусы перевозят организованные группы детей. Вот есть такие цифры: к примеру, 22 тысячи школьных автобусов у нас ежегодно в России перевозят примерно 1 300 организованных групп детей. За 8 месяцев этого года, это уже другая статистика, по дорожно-транспортным происшествиям, на дорогах пострадали 611 детей, 508 из них не были пристегнуты в момент совершения ДТП.

Помогут ли таким образом, давайте попробуем разбираться, новые правила перевозки, обновленные, дополненные? Помогут ли они сделать перевозки безопаснее?

Иван Князев: Будем спрашивать у наших экспертов.

Тамара Шорникова: И у наших телезрителей, звоните нам и пишите.

Иван Князев: Да, и у наших телезрителей, конечно же.

К нам присоединяется Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России. Кирилл Вадимович, здравствуйте.

Кирилл Янков: Здравствуйте.

Иван Князев: Кирилл Вадимович, сразу: такие меры позволят снизить количество пострадавших детей при таких перевозках?

Кирилл Янков: Ну надо сказать, что то, что связано с ремнями безопасности в автобусах, – это действительно важная и правильная мера. В случае опрокидывания автобуса, в случае столкновения давно доказано, что ремни позволяют больше жизней сохранить, менее травматичными получаются такие инциденты. Ремни не спасают от того, чтобы не попасть в ДТП, но в случае ДТП ремни, конечно, способствуют менее тяжким последствиям ДТП. Это правильно за исключением того, что я боюсь, что где-нибудь в отдаленных сельских районах, когда детей куда-то надо отвезти на 5–10 километров в райцентр из села, там в этом райцентре просто может не оказаться автобусов, оборудованных ремнями, есть такое опасение. А в целом это, конечно, правильная мера в части ремней безопасности.

И остальное, то, что сделано некоторое упрощение, ну не за двое суток надо уведомлять Госавтоинспекцию, а только за одни сутки, – это тоже правильно. Слишком забюрократизирована перевозка детей, так что просто многие автопредприятия, владельцы автобусов не хотят с этим связываться, слишком много нужно бумаг, любое отклонение от маршрута даже по объективным обстоятельствам означает большой штраф. Так что то упрощение, которое сделано, – это правильно, хотя, может быть, оно еще и недостаточно.

Иван Князев: Ну вот, кстати, да, хороший момент. Много ли перевозчиков смогут соответствовать тем требованиям и выполнять те правила, которые сейчас будут введены, в частности безопасности и в частности состояния транспортного средства? Есть ли у нас действительно на всю страну столько автобусов, чтобы безопасно перевозить детей? Много ли у нас таких перевозчиков?

Кирилл Янков: Конечно, в крупных городах они есть, их легко найти. Проблема где-то в отдаленных местностях, где в целом районе может не оказаться нужного автобуса, допустим, который моложе 10 лет выпуска. Я боюсь, что школьники из отдаленных районов, сельских районов, вот они могут пострадать, то есть их вообще никак нельзя будет легально никуда возить. А в городах, даже в средних, крупных городах, конечно, такие автоперевозчики есть, и автобусы есть, удовлетворяющие всем требованиям.

Тамара Шорникова: Да, спасибо большое. С нами на связи был Кирилл Янков, член Общественного совета при Минтрансе России.

И сейчас послушаем нашего телезрителя, Наталия из Самарской области к нам дозвонилась. Наталия, здравствуйте.

Иван Князев: Здравствуйте, Наталия.

Зритель: Здравствуйте.

Иван Князев: Наталия, скажите, пожалуйста, ваши дети часто ездят автобусами? До школы ездят, или вы отправляли своих детей куда-нибудь в путешествие?

Тамара Шорникова: В лагерь, например?

Зритель: Нет, у меня вот ребенку 4,5 года. Но мы живем в Самарской области, Алексеевский район, село Алексеевка. У нас город находится 100 километров. Я бы желала, например, поехать с ребенком в город, но я не могу, потому что нет автокресел для ребенка, это опасно без кресла ездить.

Тамара Шорникова: Это в такси нет кресел?

Зритель: Нет, у нас городской автобус на Самару.

Тамара Шорникова: А, да, все понятно.

Иван Князев: Да, хорошо. Ну здесь речь идет, наверное, про обычный общественный транспорт, а не отдельно про перевозку детей.

Тамара Шорникова: Да.

Иван Князев: Наш следующий эксперт Владимир Рабинков, руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии. Здравствуйте, Владимир Анисимович.

Владимир Рабинков: Добрый день.

Иван Князев: Владимир Анисимович, перевозчики как уже отнеслись к нововведениям? Все ли про них узнали? Как относятся, что говорят?

Владимир Рабинков: Нет, еще практически никто не знает, постановление только вышло, о нем только-только узнали, и некоторые пункты обсуждаются. То есть сформулировано как обычно очень непонятно, и даже эксперты не могут разобраться. Например, 10 лет ограничение по возрасту автобусов введено либо, как это в том году было сделано, срок принятия этого перенесен на 30 июня 2020 года, вот очень невнятно сформулировано.

Остальные пункты я пробежал, посмотрел. Многое из того, на чем настаивали перевозчики, не включено.

Иван Князев: А на чем настаивали и какие пункты непонятны, тогда уж расскажите нам, чтобы мы тоже понимали. Какие пункты непонятны?

Владимир Рабинков: Нет, ну эти пункты носят больше технический характер. В принципе ремни безопасности и раньше практически при всех перевозках детей были обязательным требованиям, то есть тут ничего особого. Есть всякие бюрократические моменты, например, подача уведомлений в ГИБДД: раньше только за 48 часов, а теперь при междугородних за 48, а при городских, пригородных за 24. Небольшое послабление, несущественное. Документы по детским перевозкам: раньше 3 года надо было хранить при любой поездке, это целая архивная служба в транспортной компании должна была быть, теперь чуть-чуть упростили, 3 месяца, если только ДТП произошло, тогда 3 года. Но это несущественные все моменты.

Я бы остроту проблемы… Вот вы привели статистику, и всегда приводится статистика, сколько погибло детей на дорогах. А сейчас речь идет именно об организованных перевозках групп детей. Вот при организованных перевозках в 2017–2018-х гг. не погиб не один ребенок, то есть эти перевозки именно организованные гораздо безопаснее. Но их так заорганизовали и так обложили всякими требованиями, огромные штрафы, что транспортным компаниям невыгодно заниматься, и количество перевозок упало с 2013 года примерно в 7 раз, то есть они практически исчезли, сейчас за прошлый год всего 560 тысяч организованных детских поездок в стране. Это значит, что 0,7 в среднем каждый ребенок съездил в поездку.

То есть если исчез автобусный туризм, экскурсии, походы, пионерлагеря, огромные проблемы, и это постановление, конечно, не решает проблему безопасности перевозок, то есть они были уже уничтожены, их осталось очень-очень мало. Если раньше дети примерно 5 раз в год ездили, в среднем 1 раз в полугодие, 2 раза летом (в лагерь и из лагеря) и на новогодние праздники, то теперь 0,7, в 7 раз упало количество организованных. А все время приводится статистика, вообще сколько детей погибло. И после этого, минуя всякую логику, ужесточаются в очередной раз требования к организованной перевозке. И нынешнее постановление носит такой формальный характер, оно, конечно, безопасность не подымет.

Иван Князев: Владимир, вот вы говорили, что многие пункты не добавили. Вот какие? У вас сейчас есть возможность в том числе обратиться к тем, кто разрабатывал это нововведение. Какие пункты вы бы хотели добавить как представитель транспортников?

Владимир Рабинков: Ну смотрите, самое главное вообще правоприменение, то есть сейчас есть в КоАПе (Кодекс об административных правонарушениях) статья 12.23 «Нарушение правил перевозки детей», и там очень жесткие штрафы, 100 тысяч на фирму, 25 на должностное лицо, 3 на водителя. И эти штрафы применяются когда и не попадя.

Вот, например, год назад установили мигалки, 2 года уже прошло, как обязательно мигалки, а в мигалке перегорела лампочка во время поездки, и вот за то, что перегорела лампочка, транспортная компания, водитель и ответственный человек от компании в дороге могут получить в сумме 128 тысяч рублей штрафа. И ГАИ это дело все время применяет, то есть они не помогают тем, что возит детей, хорошо организовать этот процесс, а цепляются за всякие мелочи, которые очень плохо продуманы.

Нынешнее постановление чуть-чуть упрощает какие-то вещи, но оно несущественное, то есть оно не меняет самого главного: государство не помогает перевозчикам и тем, кто детей куда-то хочет везти, правильно организовать процесс, а в тяжелых случаях какую-то экстренную помощь оказать, а наоборот, делает огромные, бюрократически сложные правила и жестоко наказывает за малейшее отклонение от вот этой бюрократии. Поэтому перевозки практически исчезли, и постановление это, если их нет, то их еще уменьшится, еще подороже станет перевозка. Так что такое скорее для галочки постановление, оно уже 8-е или 9-е после основного постановления 1177 от декабря 2013 года, уже 8 или 9 раз, я уже сбился со счету, вносили изменения, но они все носят вот такой бюрократический характер, они не меняют сути вопроса.

А суть вопроса, как сделать перевозки, чтобы дети ездили именно организованным образом, не на общественном транспорте, не на такси, не на перекладных, не на разбитых машинах, родители собирались как-то, а именно организованно и это было безопасно. Вот эта проблема сейчас в очередной раз не решается, перевозчики надеялись, мы выдавали такие, собирались много раз и в правительстве, и в Минтрансе, с ГИБДД общались, но, к сожалению, нет четких инструкций, нет простых понятных правил, нет учебных материалов для водителей, для организаторов этих перевозок.

Вот даже сейчас это постановление почитать, мы, эксперты, тут читаем, и у каждого свое мнение, понять не можем, что же там написано. Водителю вообще разобраться невозможно во всех… И сотрудники ГИБДД, которые проверяют это постоянно, они, как правило, само безграмотные, они не знают этого законодательства, что правильно проверять, неправильно: у них проходит операция «Автобус», им сказали за детьми следить, и они дальше уничтожают вот этот… Поймали автобус, прицепились…

Случай был, у девочки плохо стало, отъехали с Третьего транспортного кольца на параллельную дорогу, остановились. Подъехал сотрудник ГИБДД, говорит: «Отклонился от маршрута – тебе 100 тысяч штраф». А что делать водителю автобуса? Он же не может на Третьем транспортном кольце остановиться, в него машины влетят. Он сделал все разумные меры…

Иван Князев: Понятно, да.

Тамара Шорникова: Да, Владимир, понятно, спасибо. Давайте послушаем вместе звонок от телезрителя, возможно, вопрос к вам. Здравствуйте.

Зритель: Здравствуйте.

Тамара Шорникова: Да, Владимир из Алтайского края, слушаем вас.

Зритель: Вот мое мнение такое, что просто-напросто надо водительский состав готовить как бы основательно и лучше для перевозки людей. Потому что я вот с 1970 года за рулем, сейчас еще работаю, и работал на автобусе, и все. У нас чтобы на автобус допуск получить, допустим, 1-й класс, надо было отработать 5 лет водителем. Сейчас же они 3 месяца отучились, их садят перевозить людей, – ну это несерьезно просто-напросто, у него ни навыка нет, ничего еще нет.

А что вот насчет ремней… Ну я не знаю, раньше мы ездили без ремней, я сам детей возил и на елки, и везде. Правда, у нас как? Два учителя было с ними как старшие, следили за детями, везде возили, по горному Алтаю возили, и на елки, ну везде…

Тамара Шорникова: Да.

Иван Князев: Да, понятно. Спасибо вам, Владимир, мы вас услышали. И Владимир Анисимович, вот действительно, тема, которую поднял наш телезритель, касается того, кто сейчас сидит за рулем этих автобусов. Если вы нас слышите…

Владимир Рабинков: Да-да, я слышу. Как правило, под детей за автобус сажают лучших водителей, с большим стажем, и руководители транспортных компаний не сами же себе враги, они понимают, что ответственность очень высокая, поэтому подбирают лучших.

Иван Князев: Сколько вы им платите, если не секрет?

Владимир Рабинков: Ну платят… Вот день прошел рублей, 2–2,5 тысячи у него выходит, примерно уровень такой в зависимости от сложности маршрута, от пробега, бывают короткие заказы до музея и в музей, там чуть поменьше, бывают более плотные…

Иван Князев: То есть в месяц получается тысяч 60, да? Просто чтобы понимать, какая категория водителей к вам идет.

Владимир Рабинков: Ну нет, 60 не выйдет, они же должны отдыхать, они же не работают 30 дней, режим труда и отдыха надо соблюдать. Но с другой стороны, эта работа не такая напряженная, как на маршрутах, потому что на маршрутах очень часто с переработкой, водитель сел за руль в 6 утра и в 12 ночи вылез, так? На детских перевозках такого не бывает именно на организованных, поэтому их и надо защищать, они безопаснее.

Если их «убить», будут ездить на обычных автобусах, где за рулем люди могут быть с иностранными правами, без всякого инструктажа, без стажа. Надо именно этот сегмент беречь, а мы его не бережем, водителей штрафуют, когда надо и не надо.

И вопрос экономический: за такую зарплату, при такой ответственности, и при риске постоянно попасть на штрафы, и отношение особенно ГИБДД, ГИБДД не помогает этим водителям, оно всячески старается их наказать, – он получит 1–2 раза штраф и спрашивает, зачем, у него зарплата не сверхбольшая, нужны ему эти дети. И транспортная компания…

Тамара Шорникова: Да, Владимир Анисимович, мнение ваше понятно.

Иван Князев: Спасибо вам.

Тамара Шорникова: У вас как у директора транспортной компании есть шансы повысить как минимум в своей организации зарплаты вашим водителям.

Иван Князев: Владимир Рабинков был с нами на связи, руководитель рабочей группы по автобусам Российского союза туриндустрии, директор транспортной компании.

С этой темой разобрались, переходим к следующей.

Тамара Шорникова: Да.

Найдутся ли перевозчики?