Иван Князев: В России вступили в силу новые правила поверки счетчиков. Теперь ее подтверждением будет служить только запись в электронной системе «Аршин» Росстандарта. В общем, все теперь в электронном виде. Т. е. после следующей поверки, если у вас на руках бланки, заполненные мастером от руки, что приборы полностью исправны, вот они будут недействительны. Тамара Шорникова: Бумажные документы о поверке нельзя будет предъявить ни в управляющую компанию, ни в суд. Как тогда убедиться, что прибор прошел официальную поверку? Когда вызывать мастера? И что делать, если на руках только бумажный документ, а новая поверка по графику еще не скоро? Все это будем выяснять вместе с экспертами. Вы тоже звоните, задавайте свои вопросы, можно как раз получить на них подробный экспертный ответ. Иван Князев: Константин Крохин у нас сейчас на связи, председатель Союза жилищных организаций Москвы. Здравствуйте, Константин Викторович. Константин Крохин: Здравствуйте. Иван Князев: В двух словах обрисуйте нам и нашим телезрителям, что же все-таки поменялось? И насколько это все страшно? Вот электронный вид – сложно это, не сложно? Потому что все привыкли уже к старым бумажным документам. Константин Крохин: Я полагаю, что это не очень сложно. Потому что мы уже общаемся с Госуслугами, всевозможными порталами раскрытия информации. Мы часто платим через эти порталы. И в том числе в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Однако сама инициатива Росстандарта, которая была вот объявлена, был новый стандарт введен по инициативе этого ведомства, и, скажем так, ликвидация легитимности бумажных документов у экспертов вызывает большие сомнения и удивления. Даже Росреестр, при том что у нас недвижимость оформляется вся через Единый реестр, даже он не умалял значения выписки из реестра как бумажного документа. Потому что любая электронная система, как показывает практика работы банков и того же Росреестра, она время от времени подвергается зависанию, атаке хакеров и, скажем так, исчезновению каких-то документов. И вот наличие параллельного бумажного документа позволит в дальнейшем гражданам защищать свои права и интересы в случае каких-то нестыковок и несоответствий. Вот провозглашение того, что бумажный документ вообще не имеет никакого значения, – это, конечно, нонсенс, это новелла такая. Никогда себе государственные органы не позволяли подобного уничтожения бумажных документов. И я полагаю, что это неправильная трактовка, она будет поправлена. Скорее всего, будет параллельное хождение. Наверное, для проверяющих органов было бы удобно, чтобы все больше и больше информации и актов было в электронном виде. Это так называемая цифровизация. Но цифровизация нашей жизни не должна носить насильный и неразумный характер. Я полагаю, что будет параллельное хождение. И обязательно людям на все случаи жизни необходимо хранить копию документа, хотя бы в пределах срока исковой давности. Для того, чтобы потом доказать, что обязательства граждане свои выполняли в срок. Тамара Шорникова: Константин Викторович, а по алгоритму как это будет работать? Вот подошло время поверки, пришел мастер. Раньше тебе выдали на руки документ, ты его можешь кому-то показать, что действительно счетчик поверку прошел. Иван Князев: Ну, да, бабушка взяла бумажку, положила ее на полочку и в принципе спокойна себе. Тамара Шорникова: Да. Сейчас как убедиться, что мастер не забыл какие-то данные куда-то внести, что это где-то в какой-то электронной базе сейчас есть? Расскажите об этом. Константин Крохин: Росстандарт пояснений подробных на эту тему не давал. Но я попробую… Тамара Шорникова: Звук пока пропал, дождемся восстановления связи. Иван Князев: Несколько СМС пока. Из Мурманской области: «А что делать, если у меня нет ни смартфона, ни Интернета дома? Вообще ничего не узнать тогда». Тамара Шорникова: Да. Узнаем мнение сейчас нашего телезрителя. Татьяна, здравствуйте. Саратов. Зритель: Да? Тамара Шорникова: Да, Татьяна, слушаем. У вас вопрос? Зритель: Здравствуйте. Вот я тоже об этом хотела спросить. Вот мы, бабушки, у нас ничего – ни Интернета, у нас ни онлайн, у нас вообще ничего нет. Мы только вот вживую, понимаете? И нам вот это страшно уже становится. Там куда деваться? Что ж тут делать? Тамара Шорникова: Хорошо. Переадресуем ваш вопрос эксперту. Спасибо. Иван Князев: Сейчас, подождите секундочку. Татьяна, а как у вас обычно проходит поверка? Зритель: У нас вот воду, например вот мы, ага, срок кончается, у нас есть такие люди, которые этим занимаются. Они нам звонят, говорят, что у нас заканчивается срок. Мы вызываем человека. Он приходит, смотрит, все это проверяет, все счетчики. Если счетчик неисправный, он нам выписывает, что его нужно сделать. А если исправный, он нам вот продляет, как там… Иван Князев: Все хорошо, расписался, все в порядке. Когда у вас следующая поверка? Зритель: Тогда там все. У нас все это. И мы потом уже идем в нашу эту, в этот наш Водоканал едем, и там нам все это, все документы нам по новой делают. Иван Князев: Понятно. Следующая поверка у вас когда? Зритель: В 2022 году. Иван Князев: Понятно. Ну, еще есть время у вас. Спасибо. Тамара Шорникова: Да. Теперь спросим Наталью Чернышеву, эксперта в сфере ЖКХ, что она думает по этому поводу. Здравствуйте, Наталья Юрьевна. Наталья Чернышева: Здравствуйте. Иван Князев: Здравствуйте. Наталья Чернышева: Я считаю и все время сейчас везде говорю, что перевод на электронный реестр полностью бездокументарной бумажной формы – это чрезвычайно преждевременно. И правильно телезрительница говорит, что они не умеют так еще с Интернетом работать, еще это, к сожалению, не распространено среди, так, пожилых людей, да и, в общем-то, и необязательно все остальные умеют этим пользоваться. Поэтому неплохо было бы хотя бы ввести какой-то переходный период, когда и электронная форма будет действительна, и бумажная форма будет служить юридическим доказательством. Потому что сейчас, если, например, тот, кто проверяет, забыл внести в реестр или там, например, был какой-то сбой в системе, то человек, житель, уже никак не докажет, что поверка была проведена. И тогда его будут насчитывать по средней гораздо дороже, чем по счетчикам. Скажут, что счетчик был неисправный, поверки не было, и соответственно будут насчитывать по средней. Я считаю, что это просто недопустимо. И зачем ввели такие новые правила сейчас, преждевременно, – я не очень понимаю. Возможно, хотят показать, что мы идем в ногу с прогрессом, у нас уже все в электронном виде. Но не этим доказывается прогресс, если у нас, к сожалению, еще не все люди к этому привыкли. Лучше сделать прогресс другим. Например, альтернативным источникам энергии, которые позволят снизить ЖКХ в 3 раза… Вот таким. Иван Князев: Наталья Юрьевна, смотрите, такой вот потребительский вопрос. Сейчас вот у меня, как наша телезрительница сказала, следующая поверка в 2022 году, сейчас мне не нужно вызывать мастера, чтобы он все это занес в какую-то электронную форму? Т. е. я со старой поверкой своей, которая, может быть, там, несколько месяцев назад проходила, я с ней свободно живу, спокойно? Наталья Чернышева: Да. Сейчас вообще действует до конца 2020 года, у кого закончились периоды поверки счетчиков, тем можно до конца года этого не делать. И показания счетчиков действительны. И только с 2021 года у тех, у кого истекает срок поверки, нужно будет его проводить. Это первое. Иван Князев: А у кого не истекает? Наталья Чернышева: А у кого не истекает, у того, соответственно, будут принимать показания счетчиков. Сейчас не надо обращаться. Если после 1 января 2021 года истекает срок поверки счетчиков, то да, придется сделать по-новому в электронном реестре. И, к сожалению, жителям придется действительно самим проверять, внесли ли эти показания проверяющие в реестр. Тамара Шорникова: Как это сделать? Наталья Чернышева: Да. Житель при поверке счетчиков должен будет спросить проверяющего: А вы внесли в реестр? И покажите мне. И сделать, там, не знаю, фотографию, скриншот. Конечно, это очень сложно для тех, у которых нет ни смартфонов, ни каких-то таких вот гаджетов, приборов. А их может и не быть вполне. Я считаю, что эти новые правила преждевременны и нецелесообразны. Тамара Шорникова: Хорошо. Уже по-новому, приходил мастер, внес в электронный реестр. Ты, естественно, потом забыл. Бумажки у тебя нет, когда следующая поверка. Где искать эту информацию? Наталья Чернышева: Вот это еще одна проблема. Тамара Шорникова: На какой сайт заходить-то? Наталья Чернышева: Естественно, нужно у себя, я не знаю, повесить, по-видимому, на холодильнике магнитиком срок поверки, когда он был. Ну, вот некоторые люди так делают: что вот такого-то числа, например, 15 января 2021 года, была поверка, и следующая поверка должна быть через столько-то времени. Вот как жительница – сейчас пока она помнит, что у нее должен быть в 2022 году следующий срок, а потом она, конечно же, может забыть. Вот пусть записывает себе. Опять же, я же говорю, это будет… Иван Князев: Нет, но шутки шутками, а эта проблема серьезная на самом деле. Забыл, и все. В Интернете не посмотреть, потому что, мало того что не знаешь, так еще и Интернета нет. Тамара Шорникова: И коротко, да, вот если сейчас какая-то там судебная история или что, нужно из этого Интернета как-то извлекать эту информацию? Как-то распечатывать ее или как? Или в суде… Иван Князев: Или там сами все сделают? Тамара Шорникова: …как-то все увидят? Наталья Чернышева: Да, вот с 24 сентября, как были введены эти новые правила, теперь бумажные эти доказательства не будут служить юридически значимым … . И теперь только если внесено в электронный реестр. А если не внесено, если какая-то халатность была со стороны проверяющего или если система, например, накрылась, сбоит, – то тогда никак человек и не докажет. Ему придется платить вновь и по средней. Я считаю, что это действительно недопустимо и, в общем-то, вредительство какое-то, вот откровенно говоря. Тамара Шорникова: Понятно. Иван Князев: Да. Спасибо вам большое. Наталья Чернышева, эксперт в сфере ЖКХ, была с нами на связи. Вот люди еще интересуются: это все как-то вообще отразится на стоимости, не знаю, платежек, вообще нужно за это платить будет или нет? Тамара Шорникова: Давайте послушаем телезрительницу. Фарида, Казань. Здравствуйте. Зритель: Здравствуйте. Тамара Шорникова: Вы знаете, я хотела… Вы все говорите правильно, все очень хорошо. Но я хотела обратить внимание на другой аспект. Что работники расчетных центров настолько, как сказать, ну не то что грубы, но настолько какие-то черствые. Я была просто на днях свидетелем сцены. Пришла бабушка лет, наверное, около 75, с палкой. В расчетный центр, далеко, пришла. И говорит: вот бумажка, написал молодой человек, что у меня не работает мой счетчик, там, на какую-то, горячую или холодную… на горячую воду. Так она ее отсылает: идите, как его, идите в свой ЖУ и вызывайте, чтобы вам поменяли. Ну, неужели она не может позвонить? У нее телефон рядом с собой. Иван Князев: Ну, вот такие, да, бывают такие у нас работники. Как говорит наш эксперт постоянный Татьяна Овчаренко: жалуйтесь. Жалуйтесь на нее руководству. Друзья, после новостей будем вот что обсуждать. 75% россиян не хотят, чтобы их дети или внуки пытались стать блогерами. А кем тогда?