Новый год с самим собой

Гости
Александр Теслер
врач-психотерапевт

Ксения Сакурова: Ну вот Саша сказал, жалуйтесь. В общем, мы продолжим говорить об отсутствии жизненной энергии и пониженном настроении, а также склонности к уединению, перепадах настроения и беспокойном сне. Все это на самом деле симптомы предновогодней депрессии, так утверждают специалисты. По мнению психологов, она нередко подстерегает тех, кто привык в конце года подводить итоги или же по каким-то причинам вынужден встречать праздник в одиночестве.

Александр Денисов: Самое предновогоднее время вспомнить заезженную, ну уж такую навязшую остроту, но к месту: попрошу у Санты на антидепрессанты. Хотя это не про нас, у нас в ходу натуральные антидепрессанты, поход в магазин например. Одинокие граждане и гражданки чаще других склонны к импульсивным покупкам, не я говорю, а ВЦИОМ, он выяснил. Ну и о других натуральных антидепрессантах новогодних, предновогодних мы поговорим сегодня. Прежде чем... Представим гостя.

Ксения Сакурова: Да, конечно.

Александр Денисов: Александр Оскарович, вы как Дед Мороз, вот возле елки без вас Новый год не обходится.

Александр Теслер: Я так и живу круглый год, кстати.

Александр Денисов: Ха-ха. Шутили вы, да-да-да, что были дежурным по городу...

Александр Теслер: ...психиатром.

Александр Денисов: ...психиатром, а сейчас дежурный по Новому году, без психиатра никак теперь.

Александр Теслер: Это повышение.

Александр Денисов: Повышение, да?

Александр Теслер: Конечно.

Ксения Сакурова: Давай нашим зрителям представим все-таки.

Александр Денисов: Да.

Ксения Сакурова: Александр Теслер, врач-психотерапевт, действительный член Российской академии медико-технических наук.

Ну и в преддверии этой темы давайте посмотрим небольшой сюжет. Житель Челябинской области будет встречать Новый год в полном одиночестве: в его деревушке просто больше никто не живет.

СЮЖЕТ

Александр Денисов: Ну, отличный репортаж.

Ксения Сакурова: Мне кажется, это...

Александр Денисов: Опрокидывает нашу концепцию напрочь.

Ксения Сакурова: Конечно, да. Отличный пример того, как можно здорово встретить Новый год, даже если у тебя нет компании. Точно никакой депрессии нет у человека.

Александр Теслер: Ну, дело в том, что ведь не зря говорят, что половина человечества страдает от одиночества, а остальная половина о нем мечтает.

Александр Денисов: Ха-ха.

Ксения Сакурова: Ха-ха.

Александр Теслер: Вот, пожалуйста, у человека праздник, он устраивает себе праздник именно в той компании, именно с той елочкой, которая ему нравится, а не как за него решили.

Ксения Сакурова: А откуда вообще берется вот эта вот предновогодняя тоска? Это все про наши несбывшиеся мечты?

Александр Теслер: Утраченные иллюзии, конечно. Ну, дело в том, что они еще не утрачены, потому что мы еще не вступили в новый год, а вот когда уже вступим... Причем мы все на это обречены, неважно, в одиночестве мы встретим, в веселой компании, в невеселой.

Я как-то лет 20 назад над Атлантикой встречал Новый год, даже скорее, может быть, над Северным полюсом, тогда еще по чкаловскому маршруту в Сан-Франциско летали. Ну да, был полный самолет пьяного народа. Кстати, там еще была какая-то команда каких-то то ли волейболистов, то ли баскетболистов, самолет подзапоздал, и когда ходили такие большие люди по самолету, чувствовал себя как-то очень неуютно, так что очень хотелось встречать Новый год одному.

Александр Денисов: А вы куда, в Сан-Франциско летели или домой?

Александр Теслер: Я оттуда туда. Это можно по-разному назвать.

Александр Денисов: От нас туда, да?

Александр Теслер: От вас к ним.

Александр Денисов: Ха-ха, Александр Оскарович, вы большой юморист, конечно, ха-ха. Вы у нас уже на прошлой неделе были в эфире, нет, на этой неделе были у коллег, вот здесь на диванчике сидели.

Александр Теслер: Да-да-да, вот на диванчике...

Александр Денисов: Я все протоколирую за вами, пишу. Про новогодние пожелания вы острили там, новой жены пожелать себе нужно, – приступили к исполнению желания или нет?

Александр Теслер: Меня еще старая донашивает.

Александр Денисов: Ха-ха-ха!

Ксения Сакурова: Ха-ха!

Александр Теслер: Пока еще. Нет, новую жену... Ну куда уже в моем возрасте новая жена? Это менять привычки... Нет, это не дай бог...

Ксения Сакурова: Это стресс большой будет.

Александр Теслер: Для меня точно.

Ксения Сакурова: Для любого, мне кажется, человека.

Александр Теслер: Потом путаться в именах... Это нет. Во-первых, неэтично.

Ксения Сакурова: Это правда.

Давайте про желания поговорим. Вот если все эти желания несбывшиеся нас вгоняют в такую тоску, может, и не нужно... ?

Александр Теслер: Да ничего они не вгоняют нас в тоску.

Ксения Сакурова: Ну, не нас, но...

Александр Теслер: Ну не сбылись, ну дальше что?

Александр Денисов: Их, их вгоняют.

Ксения Сакурова: Их вгоняют в тоску, их, тех, которых вгоняют в тоску, может, и вообще не нужно ничего загадывать перед Новым годом?

Александр Теслер: Нет, нужно загадывать все, а потом уже, если что-то достанется, уже неплохо, хоть что-то получаешь тем не менее, все равно какие-то бенефиты, ощущение праздника. Потом люди, которые страдают депрессией, бессонницей, тем не менее они уж точно в ближайшие несколько дней не заснут, потому что такая пальба идет по всей России, по-моему, весь боезапас китайский, в общем, истребляют в Новый год в России, поэтому тут даже нет проблем с засыпанием, все не спят, утешительно.

Ксения Сакурова: Ну а что все-таки делать тем, кто, подводя итоги года, находится в каких-то расстроенных чувствах относительно того, что ничего не сбылось из того, что планировалось?

Александр Теслер: Ну, не сбылось, но как-то год прошел. Причем и этот год тяжелый был, и предыдущий год тяжелый был, не факт, что следующий будет замечательный и радужный. Но мы же готовы всегда к покорению... Кто-то говорил, что русские сами себе создают препятствия, а потом с близкими их преодолевают, – почему нет? Я бы с удовольствием преодолел небольшие...

На самом деле, ведь даже в большой компании человек чувствует себя одиноким. Очень многие пациенты мне жалуются, что они чувствуют одиночество в большой семье, когда до них никому нет дела. А на самом деле одному встретить Новый год – почему бы и нет? Можно и одному встретить Новый год, включить телевизор, увидеть знакомые фильмы, увидеть любимых знакомых артистов, которых видишь ежегодно 40 лет подряд, с которыми я вместе постарел...

Ксения Сакурова: А они нет, что тоже как новогоднее чудо.

Александр Теслер: Ну вот как-то это подпитывает, это уже дает определенные надежды, что, может быть, в таком возрасте доживешь и до следующего года. Вы знаете, наоборот, это окрыляет, по-моему.

Александр Денисов: А вот телевидение-то как раз сейчас по такому принципу и работает, чтобы для зрителя возникало ощущение родственности: одни и те же персонажи на ток-шоу, даже на политических, то есть это формируется как бы клуб или даже как семья такая телевизионная. Поэтому человек, он уже привыкает...

Александр Теслер: Ну, вся страна родственники Малахова, почему нет.

Александр Денисов: Да-да-да, и Малахова, ну и нас в какой-то мере тоже.

Александр Теслер: Ну, вас любят за другое, поверьте.

Александр Денисов: За что?

Александр Теслер: Что?

Александр Денисов: Или за что-то не любят, что ее крепче, Александр Оскарович.

Александр Теслер: Обычно мы знаем, за что, как вы говорите, конкретно не любят. Любовь – это иррациональная история, отождествлять себя с кем-то. Ну, лучше отождествлять себя с Малаховым: все легко, все весело, сплетни, идет интрига, все хорошо. А вы о чем говорите? – о том, что есть на самом деле, но это скучно. Скучно жить без самовара, в общем, как...

Александр Денисов: Вы знаете, как у Шукшина в «Калине красной», маленький-маленький бордельеро, ха-ха, вот что вы описали, это как раз маленький бордельеро, да.

Александр Теслер: Ну, как вам сказать... Бордельеро... Ну, я очень люблю перечитывать Шукшина. Причем начинается «Калина красная», если вы помните, с того эпизода, когда выпускают рецидивиста Прокудина и начальник говорит: «Я теперь тебе не гражданин начальник, а товарищ». – «Да, – подумал Прокудин, – много теперь будет товарищей». Так что в Новый год мы все товарищи, почему бы и нет? Все будем гулять по Красной площади в любых городах.

Александр Денисов: Раз уж продолжать «Калину красную», помните, он приходит к друзьям, а тот ему говорит: «Все, шухер, уходим». Он говорит: «Когда я приходить-то буду?»

Александр Теслер: Ха-ха.

Александр Денисов: Самое время под Новый год прийти, почему бы и нет, как считаете?

Александр Теслер: Ну, что я могу сказать? Иногда время уходить бывает, но так не хочется, вот так вот и влипают люди. Но на самом деле ведь как бы хорошо все-таки как-то обстоятельства подогнать под собственные пожелания, и вот за это мы и любим Новый год.

Ксения Сакурова: Смотрите, что нам зрители пишут. Нижегородская область: «Буду уже 8-й год подряд встречать Новый год один, не с кем стало. Лягу спать в час ночи, вставив беруши, – это, видимо, чтобы никто не мешал. – Спиртное не пью более 20 лет». Вот так вот.

Александр Денисов: Челябинская область тут версии строит про сюжет, вот мы показали, что мужик молодец, в городах депрессия, а в деревне нет. В деревне действительно депрессия не прижилась, Александр Оскарович?

Александр Теслер: Ну, мне сложно сказать, потому что туда обычно психиатры не доезжают. Я когда-то бывал с выездными докторскими бригадами где-нибудь в леспромхозах севера Пермской области, например. Ну, там не до депрессии, там люди до депрессии не доживают: или печень отказывает, или мозг головной, ну просто не успевают. Потому что депрессиями обычно страдают люди, которые живут в больших городах: во-первых, они учитываются докторами, а во-вторых, видно, что желаемое и действительное не всегда совпадают.

Ксения Сакурова: Сейчас очень многие жалуются, ну я не знаю, может быть, в моем окружении, что вот нет этого новогоднего настроения. А вообще взрослому человеку это новогоднее настроение нужно?

Александр Теслер: Ну как же его нет? Я больше часа с Арбата к вам в пробках толкался, и то благодаря водителю это гораздо быстрее произошло, потому что он старинными проходными дворами. Но на самом деле в любом магазине, на трассе сплошные предновогодние ожидания, все норовят побыстрее проехать. Люди в магазин ходят, для того чтобы потолкаться от одиночества. Ну что, капусту купить с картошкой? – и так домой привезут. А вот потолкаться, почувствовать, что ты не один такой... Как это хорошо, вот слева друг, справа друг, все друзья вокруг.

Ксения Сакурова: То есть мы на самом деле любим и пробки, и любим этот новогодний ажиотаж в магазинах?

Александр Теслер: Конечно, конечно, и толпу, и ажиотаж. И все-таки какое-то предпраздничное настроение, оно подпитывает: хочешь не хочешь, но все-таки как ковидом заражаешься.

Ксения Сакурова: Вот удивительный вы человек: все то, что люди обычно не любят, вы умеете как-то...

Александр Денисов: А я предупреждал.

Ксения Сакурова: Да, умеете с позитивной стороны на это посмотреть.

Александр Теслер: А мне 47 лет за вредность платят.

Ксения Сакурова: Есть ли какой-то, не знаю, настрой правильный, с которым нужно в новый год входить? Что-то себе, я не знаю, сказать правильное, спросить себя о чем-то?

Александр Теслер: Ну, что себе сказать правильное? – С Новым годом!

Александр Денисов: Может, не себе, может, людям, например, подарки сделать, и сразу будет ясно, что Новый год приблизился.

Александр Теслер: Ну правильно, сделал подарок и все, значит, Новый год, все, отметился, зарубку на прикладе личного оружия сделал. Ну на самом деле, ну нет людей, которые не хотят Нового года, все равно есть что-то в глубине душе: а вдруг будет лучше, а вдруг что-то изменится? Ну, конечно, мозги работают и не дают для этого пищи, но все равно какая-то детская надежда есть, ну вот... И действительно, иногда меняется.

Александр Денисов: Сообщение у нас там из Краснодарского края пришло.

Ксения Сакурова: Сейчас посмотрим...

Александр Денисов: Нет, не дошло, у нас там сегодня...

Ксения Сакурова: А, вот, вот еще, смотри: «Много лет загадывала одно и то же желание, потом перестала, но оно исполнилось через 30 лет».

Александр Денисов: Любопытно, какое.

Александр Теслер: Пейджер прислали, да?

Александр Денисов: Ха-ха-ха!

Ксения Сакурова: Ха-ха!

Александр Денисов: Пейджер, да.

Александр Оскарович, а как вы думаете, желания наши поменялись? Вот, может быть, человек пишет, что желания не сбылись, – может быть, мы не своими желаниями живем? Западная культура на нас повлияла, вот мы и забили себе голову.

Александр Теслер: Ой, западная культура на нас повлияла.

Александр Денисов: Повлияла, повлияла, да.

Александр Теслер: И ничего так, неплохо, тоже не в опорках ходим. На самом деле ну какие есть желания... Здесь и сейчас хочется, откладывать на 30 лет... К сожалению, когда мы молоды, мы знаем, что у нас все сложится, мы молодые, бессмертные, счастливые. А чем старше становишься, тем как-то скромнее в желаниях, как из поэзии нам рассказывали. Давайте скажем прямо: в моем возрасте хочется здесь и сейчас, а у вас, ребята, вся жизнь впереди, так что...

Александр Денисов: Да нам-то кажется как раз, Александр Оскарович, что все, уже приплыли. Значит, на вас западное, да?

Александр Теслер: Что?

Александр Денисов: На вас западное?

Александр Теслер: Почему, и восточное тоже.

Александр Денисов: Ха-ха.

Александр Теслер: Я 50 лет акупунктурой занимаюсь.

Александр Денисов: Спасибо, Александр Оскарович!

Ксения Сакурова: Спасибо, спасибо большое! Александр Теслер, врач-психотерапевт, действительный член Российской академии медико-технических наук. Говорили мы о новогодних желаниях и новогодних депрессиях.

Кто и почему встречает праздник в одиночестве